Решение №СП/12708/19 Решение по жалобе АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосет... от 20 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосеть» на решение Свердловского УФАС России от 08.10.2018 по делу № 03-16/15-2017

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «07» февраля 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено «14» февраля 2019 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной Коллегии: “<...>” ; членов Апелляционной Коллегии: “<...>” ;  “<...>” , “<...>” , “<...>” ,

в присутствии от Свердловского УФАС России: “<...>” , представителя по доверенности АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосеть» “<...>” , а также посредством видеоконференц-связи: от ПАО «Т Плюс» (представитель по доверенности) - “<...>” , от Челябинского УФАС России: “<...>”, “<...>” , “<...>” , “<...>”,

рассмотрев жалобу АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосеть» на решение Свердловского УФАС России от 08.10.2018 по делу № 03-16/15-2017 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосеть» (далее – Заявитель) на решение Свердловского УФАС России (далее также - антимонопольный орган) от 08.10.2018 по делу № 03-16/15-2017 (далее - жалоба).

Установлено, что Свердловским УФАС России в порядке главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушений аффилированными лицами (с 13.12.2016 являющихся группой лиц) АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосеть» абзаца 6 части 9 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон №36-ФЗ), выразившихся в:

а) непредставлении в антимонопольный орган АО «РУСАЛ Урал» с момента приобретения имущественного комплекса Красногорской ТЭЦ (договор купли-продажи № 7S00-FA041/01-022/0043-2015 от 07.10.2015) и ООО «ОК РУСАЛ-Энергосеть» с момента взятия в аренду объектов электросетевого хозяйства (договор аренды № Д-16533/15/СУБР-Д-2015-458 от 01.10.2015) уведомлений о соблюдении особенностей функционирования в нарушение п. 3.6  Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, включая контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, установленных законодательством Российской Федерации (утв. приказом ФАС России от 26.06.2012 № 416, далее – Административный регламент) и п. 3 Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменения в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 №628 (далее – Правила №628);

б) передаче ООО «ОК РУСАЛ-Энергосеть» с 13.12.2016 ежемесячных объёмов электрической энергии (98%), превышающих объем ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд (2%), в нарушение п. 4 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 № 355 (далее - Положение).

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Свердловским УФАС России принято решение о признании АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ Энергосеть» нарушившими статью 6 Федерального закона №36-ФЗ от 26.03.2003 «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее — Закон №36-ФЗ), а также о подаче в арбитражный суд заявления, в целях прекращения АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ-Энергосеть» указанного нарушения.

Заявители жалобы с решением Комиссии Свердловского УФАС России не согласны, считают, что указанный акт противоречит Закону о защите конкуренции, нарушают единообразие практики применения антимонопольного законодательства, просят решение отменить. Доводы заявителей изложены в жалобе и сводятся к следующему.

По мнению Заявителей жалобы, Свердловское УФАС России неправильно применило положения статьи 6 Закона № 36-ФЗ, поскольку, по их мнению, требования указанной нормы не распространяются на них в связи с тем, что они являются аффилированными лицами, действующими как единый хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по производству, передаче и купле-продаже электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электроэнергетики, которые связаны между собой. Заявители указывают, что деятельность по производству, передаче и купле продаже электрической энергии осуществляется преимущественно для собственных производственных нужд.

Также, по мнению Заявителей жалобы, Свердловское УФАС России неправомерно возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства, нарушив положения Правил осуществления контроля за соблюдением запрета на совмещение деятельности в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства Российской Федерации №628 от 27.10.2006.

Изучив жалобу на решение Свердловского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства, Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 6 Закона №36-ФЗ предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению антимонопольного органа в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем как следует из части 13 статьи 6 Закона №36-ФЗ, если принудительная реорганизация в форме разделения или выделения юридического лица не может обеспечить выполнение установленных настоящей статьей требований в части, относящейся к аффилированным лицам, антимонопольный орган:

- обращается в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии;

- обращается в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, поскольку принятие решения антимонопольным органом о принудительной реорганизации юридического лица в случае нарушения требования статьи 6 Закона №36-ФЗ аффилированными лицами не представляется возможным, то в таком случае указанной статьей предусмотрены иные меры антимонопольного реагирования, а именно: обращение в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Из материалов дела следует, что Свердловским УФАС России установлен факт совмещения со стороны АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ-Энергосеть», являющихся с 13.12.2016 аффилированными лицами и осуществляющих деятельность в электроэнергетике в одной ценовой зоне оптового рынка электрической энергии естественно монопольного вида деятельности по передаче электрической энергии с конкурентным видом деятельности по купле-продаже электрической энергии путем передачи ООО «ОК РУСАЛ-Энергосеть» с 13.12.2016 ежемесячных объёмов электрической энергии (98%), превышающих объем ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд (2%), а также путем продажи АО «РУСАЛ Урал» всей произведенной им электрической энергии на оптовом рынке.

Таким образом, с учетом установления Свердловским УФАС России несоблюдения требований статьи 6 Закона №36-ФЗ со стороны АО «РУСАЛ Урал» и ООО «ОК РУСАЛ-Энергосеть», Апелляционная коллегия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства не требовалось, поскольку указанная процедура применяется только в случае необходимости принятия антимонопольным органом решения о принудительной реорганизации хозяйствующего субъекта.

Частью 11 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что основанием для изменения или отмены решения территориального антимонопольного органа является нарушение единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, учитывая отсутствие у антимонопольного органа в данном случае оснований для рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение Свердловского УФАС России от 08.10.2018 по делу № 03-16/15-2017, нарушает единообразие практики применения антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

 

Отменить решение Свердловского УФАС России от 08.10.2018 по делу № 03-16/15-2017 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Председатель

Апелляционной Коллегии:

 

 

 

 

____________ “<...>”

 

 

 

Члены Коллегии:

____________ “<...>”

 

 

____________ “<...>”

 

 

____________ “<...>”

 

____________ “<...>”

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны