Решение №СП/36156/22 Решение по жалобе ООО "Приморский торговый порт" на решение ... от 13 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «01» апреля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено «08» апреля 2022 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <...><...>; заместителя председателя Апелляционной коллегии: <...><...>; членов Апелляционной коллегии: <...><...>; <...><...>; <...><...>,

в присутствии, в том числе по видео-конференц-связи: от ООО «Приморский торговый порт»: <...> (по доверенности); <...> (по доверенности); <...> (по доверенности); от ООО «МА «Шельф-Флот»: <...> (по доверенности); <...> (по доверенности); от Ленинградского УФАС России: <...><...>; <...><...>; <...>. – <...>,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «Приморский торговый порт» на решение и предписание Ленинградского УФАС России от 14.01.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства
047/01/10-15/2019 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «Приморский торговый порт» (далее — ООО «ПТП») на решение и предписание Ленинградского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/10-15/2019 (далее – Жалоба, Дело, Решение).

По результатам рассмотрения Дела Решением Ленинградского УФАС России ООО «ПТП» было признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем отказа от подписания протоколов урегулирования разногласий об исключении из предмета и содержания договора оказания услуг буксиров, которые являются невыгодными для ООО «МА «Шельф-Флот».

Также Ленинградским УФАС России в адрес ООО «ПТП» было выдано предписание о прекращении навязывания условий договора об оказании услуг буксира в срок до 30.06.2022.

ООО «ПТП» с вынесенными Решением и предписанием Ленинградского УФАС России по Делу не согласно, считает, что они нарушают единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просит их отменить.

Доводы ООО «ПТП» изложены в Жалобе, в частности, ООО «ПТП» считает, что Ленинградским УАФС России неверно определены продуктовые границы товарного рынка, необоснованно сделан вывод о доминирующем положении
ООО «ПТП» без исследования отдельных рынков услуг,
а также, что Ленинградское УФАС России вышло за рамки своей компетенции и рассмотрело
гражданско-правовой спор (разногласия сторон при заключении договора).

В ходе рассмотрения Жалобы установлено следующее:

В адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление ООО «МА «Шельф-Флот» (далее — ООО «МА «Шельф-Флот») (вх. № 5220 от 19.06.2021), содержащее сведения о навязывании ООО «ПТП» экономически невыгодных для ООО «МА «Шельф-Флот» условий договора.

На основании указанного заявления ООО «МА «Шельф-Флот» Ленинградским УФАС России было выдано предупреждение № Пд/06/10 в адрес ООО «ПТП» о необходимости внесения изменений в типовую форму договора на оказание услуг морским агентам, со сроком исполнения до 21.10.2019, указанное предупреждение исполнено не было. Вместе с тем законность выдачи Ленинградским УФАС России предупреждения № Пд/06/10 была подтверждена судами всех инстанций по делу
№ А56-132599/2019 (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.07.2020; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.04.2021).

В связи с неисполнением предупреждения № Пд/06/10 Ленинградским УФАС России на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции, было возбуждено Дело.

В ходе рассмотрения Дела Ленинградским УФАС России установлено следующее.

ООО «ПТП» является субъектом естественной монополии согласно пункту 78 Перечня субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах, утвержденного приказом ФАС России от 08.09.2017 № 1189/17, и занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг в транспортных терминалах и морских портах.

В рамках предпринимательской деятельности ООО «ПТП» оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе, с привлечением хозяйствующих субъектов, входящих с ним в одну группу лиц, включая ООО «СФП», которое оказывает услуги по буксирному обеспечению швартовных операций на основании договора с ООО «ПТП» № 366-П17 от 29.12.2017.

На основании изложенного Ленинградским УАФС России был сделан вывод о том, что ООО «ПТП» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг, осуществляемых в морском порту «Приморск», в географических границах территории морского порта «Приморск».

В период 2019-2021 гг. ООО «МА «Шельф-Флот» письмами в адрес ООО «ПТП» неоднократно направляло подписанный проект договора об оказании услуг по выполнению швартовных операций в отношении судов морского агента, сервисной услуги по обеспечению выполнения морским агентом своих функций в порту «Приморск», услуги по предоставлению причалов порта для непроизводственной стоянки судов по заявке морского агента (далее также - Договор) с приложением протоколов урегулирования разногласий в части исключения из Договора услуг и условий, не требующихся
ООО «М
А «Шельф-Флот» (услуги буксировки).

Согласно указанным письмам ООО «МА «Шельф-Флот» посредством протоколов урегулирования разногласий предложило внести следующие изменения в типовую форму Договора с ООО «ПТП»:

1) определить услугу буксиров как самостоятельную услугу, не включенную в состав услуг швартовных операций, с целью создания возможности самостоятельного определения морским агентом перечня оказываемых ООО «ПТП» услуг с учетом потребностей ООО «МА «Шельф-Флот» и, соответственно, применения дифференцированных ставок вознаграждения ООО «ПТП» с учетом фактического объема оказанных потребителям (морским агентам, судовладельцам) услуг;

2) исключить из Договора положение об обязательном соблюдении морским агентом и его контрагентами требований руководства по обработке судов на морском терминале № Р-07-ПТП-005-18 (далее — Руководство).

Согласно изложенному стоимость всех услуг, составляющих комплекс швартовных операций, включена ООО «ПТП» в единый тариф «Стоимость услуги по выполнению швартовных операций».

В соответствии с ответными письмами ООО «ПТП» в период с 2019 до 2021 гг. включительно отказывало в согласовании протоколов разногласий и заключении Договора с исключением части услуг и условий из него, в том числе спорных услуги буксировки.

Также установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/10-10/2019 в действиях ООО «ПТП» Ленинградским ФАС России было принято решение (исх. № Р/05/21 от 26.07.2019) и выдано ООО «ПТП» предписание (исх. № П/05/02 от 26.07.2019) об устранении нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «ПТП» путем исключения из Руководства положений об обязанности соблюдения Руководства другими лицами, осуществляющими свою деятельность в акватории морского порта «Приморск», не входящих в одну группу лиц с ООО «ПТП».

По результатам исполнения указанного предписания антимонопольного органа ООО «ПТП» были внесены изменения в проект Договора об оказании услуг морским агентам, в соответствии с которыми положения Договора об обязательном соблюдении морскими агентами, судовладельцами, фрахтователями и капитанами суден положений Руководства исключены. При этом положения типовой формы Договора в настоящее время предполагают ознакомление морских агентов с положениями Руководства, а также информирование морскими агентами вышеуказанных лиц о действующем в порту Руководстве (пункт «А» раздела «Заверения и заявления», пункты 5.3.7, 5.3.8 проекта Договора).

Таким образом, Ленинградское УАФС России пришло к выводу о том, что указанные положения не устанавливают каких-либо обязательств морского агента и указанных третьих лиц по соблюдению Руководства.

Вместе с тем Ленинградское УФАС России в Решении установило, что ООО «ПТП» нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем отказа от подписания протоколов урегулирования разногласий об исключении из предмета и содержания Договора оказания услуг буксиров в период с 2019 по 2021 гг.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «ПТП» на решение и предписание Ленинградского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 047/01/10-15/2019 Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе путем навязывания контрагенту условий Договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету Договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить Договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при оценке наличия факта злоупотребления доминирующим положением в указанных случаях судам также необходимо учитывать, имеется ли у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта законный интерес в установлении соответствующих условий Договора, являются ли налагаемые на контрагентов ограничения соразмерными этому интересу.

Исходя из системного толкования норм антимонопольного законодательства под навязыванием следует понимать действия (бездействие) доминанта по принуждению контрагента к принятию условий Договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету Договора.

О навязывании невыгодных контрагенту условий Договора может свидетельствовать настаивание занимающей доминирующее положение организации на включении в Договор спорных условий под угрозой не заключения Договора или прекращения действующего Договора, а также прекращение исполнения обязательств по Договору. Указанные выводы подтверждаются судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2017 № Ф05-21931/2016 по делу № А40-195153/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2014 № Ф06-16578/2013 по делу № А57-19634/2013, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.11.2014 № Ф06-16578/2013 по делу № А57-19634/2013).

Суды также указывают, что при доказывании навязывания невыгодных условий Договоров следует учитывать, что заведомо неправомерными являются такие условия, которые не имеют экономического или технологического обоснования и не предусмотрены положениями нормативных правовых актов (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016
№ Ф08-9181/2015 по делу № А53-11783/2015, постановление
ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2013 по делу № А27-9840/2012).

Следовательно, при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства необходимо определить основания включения в договор оспариваемых условий, а также оценить относимость таких условий к предмету договора. Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 24.12.2018
№ СП/106050/18 «О направлении разъяснений по вопросу обзора правоприменительной практики при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных решений по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае навязывания доминантном невыгодных условий при заключении договоров».

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Для применения части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях), а также факт осуществления регулируемой деятельности в сферах, указанных в статьи 4 Закона о естественных монополиях.

Указанный вывод находит последовательное отражение в правоприменительной практике судов Северо-Западного округа: постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.11.2019 по делу № А66-2843/2019, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу № А56-118618/2019.

В этой связи с учетом пункта 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220), без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, Ленинградским УФАС России правомерно признано доминирующим положение ООО «ПТП».

Из материалов Дела установлено, что ООО «МА «Шельф-Флот» за период с 2019 по 2021 гг. неоднократно направляло подписанный проект Договора об оказании указанных в деле услуг с протоколами разногласий в части изменения положений об оказании услуг буксиров, вместе с тем ООО «ПТП» неоднократно за указанный период отказывало в согласовании протоколов разногласий и заключении соответствующего Договора при отсутствии экономически или технологически обоснованных причин.

При этом рассматриваемые в Деле навязываемые ООО «МА «Шельф-Флот» услуги буксировки в рамках швартовных операций в пределах географических границ морского порта «Приморск» могут оказываться не только ООО «ПТП», но и иными хозяйствующими субъектами (например, ООО «СФП»).

На основании изложенного, Апелляционная коллегия, проанализировав материалы Дела, с учетом вышеописанных обстоятельств соглашается с выводом Решения Ленинградского УФАС России о том, что действия ООО «ПТП» по отказу от подписания протоколов урегулирования разногласий об исключении из предмета и содержания Договора оказания услуг буксиров возлагают на ООО
«МА «Шельф-Флот»
экономически и технологически необоснованные обязанности и ограничения.

Одновременно Апелляционная коллегия отклоняет довод ООО «ПТП» о ненадлежащем проведении Ленинградским УФАС России анализа состояния конкуренции, а также неверном (широком) определении продуктовых границ товарного рынка в связи со следующим.

Исходя из содержащегося в материалах Дела аналитического отчета по результатам анализа товарного рынка услуг в портах и (или) транспортных терминалах в географических границах морского порта «Приморск» от 16.12.2021, Ленинградским УФАС России продуктовые границы определены как услуги в транспортных терминалах и морских портах в границах морского порта «Приморск».

Согласно подпункту «б» абзаца 12 пункта 1.3 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать, в том числе этап определения продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон № 147-ФЗ).

В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ в качестве одной из сфер деятельности субъектов естественных монополий определены услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Таким образом, Ленинградским УФАС России верно определены продуктовые границы рассматриваемого в деле товарного рынка.

Кроме того, Апелляционная коллегия обращает внимание, что судами трех инстанций по делу № А56-42398/2018 ранее была подтверждена правильность аналогичного определения границ товарного рынка в деле Ленинградского УФАС России о нарушении антимонопольного законодательства № 1-05-А/18, предметом которого являлись действия ООО «ПТП», которые привели к устранению конкуренции на рынке буксирных услуг в акватории морского порта «Приморск».

Также Апелляционная коллегия отклоняет довод Жалобы о том, что рассматриваемые в деле действия ООО «ПТП» носят гражданско-правовой характер, в связи с чем не подлежали оценке на предмет нарушения антимонопольного законодательства, на основании следующего.

Исходя их пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» с учетом положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

С учетом изложенного, отнесение правоотношений, рассматриваемых в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к гражданско-правовым не исключает возможности их рассмотрения на предмет наличия в них нарушения антимонопольного законодательства (аналогичная позиция подтверждается судебной практикой: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 № 305-ЭС21-5232 по делу № А40-91027/2019; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2020 310-ЭС20-8526 по делу А14-12665/2016).

Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение и предписание Ленинградского УФАС России от 14.01.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства 047/01/10-15/2019 не нарушают единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе, в том числе оставить жалобу на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «ПТП» на решение и предписание Ленинградского УФАС России от 14.01.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 04701/01/10-15/2019 без удовлетворения.


 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

<...>

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

<...>

Члены

Апелляционной коллегии:

    

______________


 

______________


 

______________

 

<...>


 

 <...>


 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны