Решение №СП/48724/21 Решение по жалобам ИП «<...>» , ИП «<...>» , ООО "Гелингенме... от 15 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «21» мая 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «28» мая 2021 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии:
«<...>», «<...>», «<...>»,

в присутствии (по видео-конференц-связи): от ООО «Альтернатива»: «<...>»(по доверенности); от ООО «МедМаркет»: «<...>»(по доверенности); от ИП «<...>»«<...>» (по доверенности); от Нижегородского УФАС России: «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобы ИП«<...>», ИП«<...>», ООО «Гелингенмедика», ООО «МедМаркет», ООО «Альтернатива» на решение и предписание Нижегородского УФАС России от 09.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 052/01/11-1103/2020 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступили жалобы (далее вместе — Жалобы) ИП «<...>», ИП «<...>», ООО «Гелингенмедика», ООО «МедМаркет», ООО «Альтернатива» (далее также вместе – Заявители) на решение и предписание Нижегородского УФАС России от 09.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 052/01/11-1103/2020 (далее — Решение, Дело).

В рамках поступившего в Нижегородское УФАС России из ФАС России поручения №АД/38954/19 от 13.05.2019 и на основании результатов проведенной Башкортостанским УФАС России внеплановой выездной проверки (приказ о проведении проверки от 23.12.2019 № 473) в отношении ООО «Альтернатива» приказом Нижегородского УФАС России от 02.06.2020 возбуждено Дело в отношении Заявителей и ООО «Корвет» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением от 25.02.2021 по Делу участие ООО «Корвет» в качестве ответчика по Делу прекращено.

Решением Нижегородского УФАС России Заявители признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

На основании Решения Нижегородским УФАС России в адрес Заявителей выдано предписание от 09.03.2021 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (далее — Предписание).

Заявители с принятым Нижегородским УФАС России Решением и выданным Предписанием не согласны, просят их отменить. Доводы Заявителей изложены в жалобах, в частности, Заявители указывают, что действия Заявителей при участии в торгах не нанесли ущерб заказчику.

В ходе рассмотрения Жалоб установлено следующее.

21.05.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области из ФАС России поступило поручение от 13.05.2019 № АД/38954/19 о рассмотрении обращения «<...>» в отношении ООО «Торгсин», содержащего информацию о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения которого Нижегородским УФАС России было принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.08.2019 № 02-44/19 в связи с отсутствием на момент принятия указанного решения признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Торгсин».

В рамках дальнейшего исполнения поручения ФАС России от 13.05.2019 № АД/38954/19, а также в целях полного и всестороннего установления фактических обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) признаков нарушения антимонопольного законодательства в сфере поставок изделий и оборудования медицинского назначения в государственные учреждения, Нижегородским УФАС России в действиях Заявителей установлены косвенные признаки картельного сговора при участии в 173 аукционах с реестровыми номерами: 0813500000119011850, 0301300020418000076, 0301300038118000485, 0301300234120000014, 0301100002419000268, 0301100002419000280, 0301300005719000201, 0301300005719000282, 0301300016019000646, 0301300016019000648, 0301300016019000650, 0301300016019000654, 0301300016019000655, 0301300016019000664, 0301300016020000219, 0301300106019000159, 0301300222219000138, 0301300234119000100, 0301300234119000117, 0301300280719000775, 0301300280720000158, 0101200009518000205, 0301000000219000447, 0301100002418000180, 0301100002418000259, 0301100002418000310, 0301100002418000311, 0301100002419000005, 0301100002419000038, 0301100002419000048, 0301200037618000303, 0301200053518000263, 0301300001117000207, 0301300001117000212, 0301300001317000293, 0301300001318000112, 0301300001318000113, 0301300001318000117, 0301300001318000121, 0301300001318000123, 0301300001318000124, 0301300001318000127, 0301300001318000128, 0301300001318000287, 0301300005719000077, 0301300005719000078, 0301300038118000210, 0301300038118000213, 0301300038118000214, 0301300038118000220, 0301300038118000292, 0301300038118000433, 0301300038118000434, 0301300038118000492, 0301300038118000544, 0301300038118000545, 0301300038118000568, 0301300038118000581, 0301300038118000665, 0301300038119000053, 0301300038119000060, 0301300041217000278, 0301300041219000004, 0301300041219000005, 0301300041219000006, 0301300041219000008, 0301300041219000009, 0301300041219000013, 0301300041219000014, 0301300041219000041, 0301300041219000042, 0301300041219000104, 0301300076119000038, 0301300076119000047, 0301300076119000087, 0301300175018000067, 0301300222218000073, 0301300222218000106, 0301300222219000021, 0301300222219000022, 0301300222219000023, 0301300222219000024, 0301300222219000025, 0301300222219000026, 0301300222219000039, 0301300280719000272, 0301300315419000093, 0801200000118000015, 0801200000118000038, 0801200000118000065, 0801200000118000066, 1001200000618000007, 0101500000319001085, 0101500000319001519, 0101500000319001592, 0101500000319001676, 0301300038119000485, 0801200000119000625, 0101500000319001517, 0301300038119000575, 0301300038119000939, 0101500000319000797, 0301300019419000053, 0301300038119000348, 0301300038119000442, 0301300175019000099, 0301300326019000011, 0301300326019000012, 0301300326019000072, 0801200000119000381, 0301300208019000208, 0301300208019000272, 0301300208019000274, 0301300100618000049, 0301300100618000142, 0301300100618000144, 0301300106019000238, 0301300208017000175, 0301300208018000003, 0301300208018000074, 0301300208018000095, 0301300208018000136, 0301300208018000141, 0301300208018000259, 0301300208019000252, 0301300208019000273, 0301300208019000344, 0301300208020000101, 0301300234119000034, 0301100049618000365, 0301300100618000063, 0301300100618000084, 0301300100618000128, 0301300100618000133, 0301300100618000145, 0301300100618000154, 0301300100619000033, 0301300100619000034, 0301300106018000376, 0301300106018000402, 0301300208018000114, 0301300208018000239, 0301300208019000053, 0301300208019000055, 0301300208019000066, 0301300208019000072, 0301300208019000073, 0301300208019000079, 0301300208019000114, 0301300208019000123, 0301300208019000124, 0301300208019000127, 0301300208019000128, 0301300208019000133, 0301300208019000135, 0301300208019000155, 0301300208019000156, 0301300208019000157, 0301300208019000158, 0301300208019000159, 0301300208019000160, 0301300208019000163, 0301300234118000089, 0301300234119000040, 0369300128319000080, 0301300001319000092, 0301300001319000093, 0301300001319000095, 0301300001319000100, 0301300001319000102, 0301300001319000103, 0301300001319000104, 0301300001319000105 (далее — Аукционы).

В рамках рассмотрения Дела Нижегородским УФАС России установлено следующее.

Предметами Аукционов являлись контракты на поставку изделий медицинского назначения, таких как щеток для очистки медицинских инструментов, перчаток медицинских, медицинских расходных материалов и иных.

Заказчиками выступали различные бюджетные учреждения здравоохранения Республики Башкортостан.

Доход Заявителей от совместного согласованного участия в Аукционах составил с учетом сроков давности, предусмотренных статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, 136 204 678 рублей 93 копейки.

В рамках рассмотрения Дела Нижегородским УФАС России установлена совокупность косвенных доказательств, указывающая на заключение и реализацию Заявителями антиконкурентного соглашения при участии в Аукционах, в частности, стратегия поведения участников соглашения, создающего преимущества отдельного участника соглашения, использование Заявителями одного и того же IP-адреса и адреса электронной почты при подаче заявок на участие в Аукционах.

На основании изложенного, Решением Нижегородского УФАС России Заявители признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения Жалоб Заявителей на решение и предписание Нижегородского УФАС России от 09.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 052/01/11-1103/2020 Апелляционная коллегия установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление Пленума № 2) при установлении наличия картельного соглашения подлежит доказыванию факт того, что участники картеля являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют предмет, определенный в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона. Наличие конкурентных отношений между участниками картеля подтверждается результатами проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Ограничение конкуренции картелем в случаях, упомянутых в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 11 Закона, в силу закона предполагается.

При этом факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств. Аналогичная позиция содержится в Разъяснении Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Апелляционной коллегией установлено, что в ходе рассмотрения Дела Нижегородским УФАС России установлена следующая совокупность косвенных доказательств заключения и реализации антиконкурентного соглашения между Заявителями.

1) отсутствие экономического обоснования поведения участников соглашения, создающего преимущества отдельного участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;

2) фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу (Республика Башкортостан, город Уфа, улица Революционная, дом 96, корпус 5);

3) использование Заявителями одного и того же IP-адреса при подаче заявок, участии в электронных торгах (направлении ценовых предложений), подписании контрактов, а также при сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности;

4) формирование документов Заявителей для участия в торгах одним и тем же лицом;

5) наличие взаиморасчетов между Заявителями, свидетельствующих о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения;

6) использование ООО «Альтернатива», ООО «Медмаркет», ООО «Гелингенмедика», ИП «<...>» одного и того же адреса электронной почты, принадлежащего ООО «Альтернатива»;

7) наделение полномочиями на представление интересов ООО «Гелингенмедика», ООО «Медмаркет» и ООО «Альтернатива» во всех компетентных организациях и учреждениях одно и то же лицо.

С учетом изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что имеющиеся в материалах Дела документы и сведения, а также выявленная Нижегородским УФАС России совокупность косвенных доказательств свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения между Заявителями, которое привело (могло привести) к поддержанию цен на Аукционах, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Доводы ООО «Медмаркет», ООО «Альтернатива», ООО «Гелингенмедика» о том, что снижение цены контракта на 0,5-1 % не привело к ущербу для заказчиков, а снижение цены более чем на 0,5 % является экономически неэффективным, отклоняются Апелляционной коллегией в связи со следующим.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума № 2 при возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

Исходя из материалов Дела и Решения, более чем в 32 % Аукционов в случаях, когда в торгах принимали участие иные хозяйствующие субъекты (добросовестные участники торгов) снижение цены Заявителями составляло до 72%, что противоречит указанию Заявителей на экономическую неэффективность снижения цены более чем на 0,5 %, а также свидетельствует об осуществлении Заявителями единой стратегии при участии в Аукционах, направленной на извлечение выгоды участниками антиконкурентного соглашения.

При этом факт наличия или отсутствия ущерба для заказчиков от антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, не входит в предмет доказывания по соответствующей категории дел.

Довод ООО «Гелингенмедика» о том, что Нижегородским УФАС России неправомерно не привлечен к участию в Деле «<...>», отклоняется Апелляционной коллегией в связи со следующим.

Апелляционной коллегией установлено и материалами Дела подтверждается, что Дело было возбуждено Нижегородским УФАС России в связи с обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства в рамках исполнения поручения ФАС России от 13.05.2019 № АД/38954/19.

При этом обращение«<...>» содержало информацию о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Торгсин» и не касалось действий Заявителей. Как указывалось выше, по итогам рассмотрения указанного обращения Нижегородским УФАС России было принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.08.2019 № 02-44/19 в отношении ООО «Торгсин».

Исходя из изложенного, Апелляционная коллегия пришла к выводу, что решение Нижегородского УФАС России от 09.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 052/01/11-1103/2020 соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и не нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобы ИП «<...>», ИП «<...>», ООО «Гелингенмедика», ООО «МедМаркет», ООО «Альтернатива» на решение и предписание Нижегородского УФАС России от 09.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 052/01/11-1103/2020 без удовлетворения.


 


 

Председатель Апелляционной коллегии:


 

______________


 

«<...>»

Заместитель председателя Апелляционной коллегии:


 

______________


 

«<...>»

Члены Апелляционной коллегии:

 

 

______________

 

 

______________

 

 

______________

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 


 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны