Решение №09/90634/20 Решение по жалобе АУ «Югорский НИИ информационных технологий... от 19 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «29» сентября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «06» октября 2020 года

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»; «<...>»,

в присутствии (в том числе по видео-конференц-связи): от АУ «Югорский НИИ информационных технологий»: «<...>» (по доверенности); от ООО «ФинПромМаркет-XXI»: «<...>» (по доверенности); от Ханты-Мансийского УФАС России: «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу АУ «Югорский НИИ информационных технологий» на решение Ханты-Мансийского УФАС России от 02.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019,

 

УСТАНОВИЛА:

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба АУ «Югорский НИИ информационных технологий» на решение Ханты Манскийского УФАС России от 02.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019 (далее также соответственно — жалоба, Решение, Дело).

По результатам рассмотрения Дела Ханты Манскийским УФАС России принято решение о наличии в действиях АУ «Югорский НИИ информационных технологий» (далее также – АУ «ЮНИИИТ», Заявитель) нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неуказании в закупочной документации по трем закупкам (извещения № 31807031809, № 31907463882, № 31908070354) порядка оценки и методики начисления баллов по критерию «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки».

АУ «ЮНИИИТ» с вынесенным решением Ханты Манскийского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019 не согласно, просит его отменить.

Доводы Заявителя изложены в жалобе. В частности, АУ «ЮНИИИТ» указывает, что в закупочной документации по каждой из трех закупок имеется вся необходимая информация о порядке оценки и методике начисления баллов.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ООО «ФинПромМаркет-XXI» (вх. № 1329-О от 23.07.2019), содержащее сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Заявителя при проведении закупок на выполнение работ по модернизации, по методическому обеспечению развития цифрового образования и внедрения «Цифровой образовательной платформы общеобразовательных организаций ХМАО – Югры» (далее — Платформа), по развитию специального программного обеспечения Платформы, по результатам рассмотрения которого Ханты-Мансийским УФАС России было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019.

В ходе рассмотрения Дела Ханты-Мансийским УФАС России было установлено следующее.

АУ «ЮНИИИТ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) и Положением о закупках товаров, работ, услуг в АУ «ЮНИИИТ», утвержденным протоколом наблюдательного совета АУ «ЮНИИИТ» от 20.12.2016, после 28.12.2018 - Положением о закупках товаров, работ, услуг в АУ «ЮНИИИТ», утвержденным протоколом наблюдательного совета АУ «ЮНИИИТ» от 28.12.2018, после 27.05.2019 - Положением о закупках товаров, работ, услуг в АУ «ЮНИИИТ», утвержденным протоколом наблюдательного совета АУ «ЮНИИИТ» от 27.05.2019 (далее — Положение о закупках).

16.10.2018 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru АУ «ЮНИИИТ» было размещено извещение № 31807031809 о проведении закупки способом запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по модернизации Платформы (далее соответственно – Закупка 1), а также закупочная документация Закупки 1.

В соответствии с извещением № 31807031809 предметом Закупки 1 являлось выполнение работ по модернизации Платформы, цена контракта - 29 116 000,00 рублей, срок выполнения работ — до 14.12.2018.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 22.10.2018 на участие в Закупке 1 поступила одна заявка от ООО «Веб-Мост».

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме от 22.10.2018 № 31-2018 заявка ООО «Веб-Мост» признана соответствующей закупочной документации Закупки 1, победителем признано ООО «Веб-Мост».

В соответствии с приложением № 1 к части II «Информационная карта» к закупочной документации Закупки 1 (далее — Информационная карта Закупки 1), оценка заявок участников Закупки 1 осуществлялась по следующим критериям:

 

Наименование критерия

Значимость критериев, %

Цена договора

30

Качественные и функциональные характеристики объекта закупки

50

Опыт работы участника в области разработки, создания, модернизации или сопровождения информационных систем автоматизации учебного процесса и деятельности образовательных учреждений

20

 

29.01.2018 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru АУ «ЮНИИИТ» было размещено извещение № 31907463882 о проведении закупки способом запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по методическому обеспечению развития цифрового образования и внедрения Платформы (далее – Закупка 2), а также закупочная документация Закупки 2.

В соответствии с извещением № 31907463882 предметом Закупки 2 являлось выполнение работ по методическому обеспечению развития цифрового образования и внедрения Платформы, цена контракта — 4 006 666,67 рублей, срок выполнения работ — до 31.05.2019.

В соответствии с материалами Дела на участие в Закупке 2 поступила одна заявка от ООО «Веб-Мост».

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме от 08.02.2019 № 03-2019 заявка ООО «Веб-Мост» признана соответствующей закупочной документации Закупки 2, победителем признано ООО «Веб-Мост».

В соответствии с приложением № 1 к части II «Информационная карта» к закупочной документации Закупки 2 (далее — Информационная карта Закупки 2), оценка заявок участников Закупки 2 осуществлялась по следующим критериям:

 

Наименование критерия

Значимость критериев, %

Цена договора

30

Качественные характеристики объекта закупки

60

Опыт работы участника в области разработки, создания, модернизации или сопровождения информационных систем автоматизации учебного процесса и деятельности образовательных учреждений

10

 

05.07.2019 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru АУ «ЮНИИИТ» было размещено извещение № 31908070354 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по развитию специального программного обеспечения Платформы (далее – Закупка 3), а также конкурсная документация Закупки 3.

В соответствии с извещением № 31908070354 предметом Закупки 3 являлось выполнение работ по развитию специального программного обеспечения Платформы, начальная (максимальная) цена контракта — 50 625 000,00 рублей, срок выполнения работ — до 14.12.2019.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в процедуре открытый конкурс в электронной форме от 08.08.2019 № 42-2019 на участие в Закупке 3 поступили заявки от ООО «Веб-Мост» и ООО «Алсоп».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.08.2019 № 42-1-2019 заявки ООО «Веб-Мост» и ООО «Алсоп» признаны соответствующей закупочной документации Закупки 3.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.08.2019 № 42-2-2019 победителем Закупки 3 было признано ООО «Веб-Мост».

В соответствии с приложением № 1 к части II «Информационная карта» к конкурсной документации Закупки 3 (далее — Информационная карта Закупки 3), оценка заявок участников Закупки 3 осуществлялась по следующим критериям:

 

Наименование критерия

Значимость критериев, %

Цена договора

30

Качественные и функциональные характеристики объекта закупки

30

Опыт работы участника в области разработки, создания, модернизации или сопровождения информационных систем автоматизации учебного процесса и деятельности образовательных учреждений

40

 

Ханты-Мансийское УФАС России пришло к выводу, а также из Решения следует, что закупочная документация Закупки 1 и конкурсная документация Закупки 3 в рамках критерия «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки», а также закупочная документация Закупки 2 в рамках критерия «Качественные характеристики объекта закупки» не содержат сведений о том, какие конкретно документы (информация), их количество и какого содержания обязан предоставить участник закупок для получения определенного количества баллов по каждому критерию, а также о том, в каком порядке, с учетом какой шкалы значимости, исходя из каких параметров закупки оцениваются заявки участников закупок.

На основании изложенного, Решением Ханты-Мансийского УФАС России АУ «ЮНИИИТ» признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы АУ «Югорский НИИ информационных технологий» на решение Ханты Манскийского УФАС России от 02.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019 Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для установления нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции требуется, в том числе: установление конкретных действий организатора соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений; установление признаков ограничения конкуренции, а также причинно-следственной связи между такими действиями и признаками ограничения конкуренции.

Исходя из пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2012 № 11237/12 по делу № А41-10785/11, организатор торгов должен обеспечить публичность и открытость торгов по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуре участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.

Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что порядки оценки участников по критерию «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки», установленному приложением № 1 к части II «Информационная карта» к закупочной документации Закупки 1, и по критерию «Качественные характеристики объекта закупки», установленному приложением № 1 к части II «Информационная карта» к закупочной документации Закупки 2, в соответствии с которыми 25 баллов присваивается участнику если предложение изложено непоследовательно: предлагаемые формы, методы, способы, алгоритмы и т.д. выполнения работ носят формальный характер; 50 баллов — если предложение представлено в краткой форме (не достаточно детализировано); 75 баллов — если предложение содержит излишнее количество неинформативных в рамках настоящего показателя данных; 100 баллов — если предложение детализированное и содержательно проработанное, не позволяют участникам закупок получить достоверную и понятную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам ввиду неясно сформулированных требований в указанном критерии.

Апелляционная коллегия также приходит к выводу о том, что критерий «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки», установленный приложением № 1 к части II «Информационная карта» к конкурсной документации Закупки 3, в соответствии с которым от 25 до 100 баллов участникам начисляется исходя из содержания в предложении описания реализуемых функциональных требований в соответствии с требуемыми функциональными характеристиками п. 4.4.1.1-4.4.1.9, п. 4.4.2.1-4.4.2.8, п. 4.4.3.1-4.4.3.12, п. 4.4.4.1-4.4.4.12 Технического задания, не содержит конкретных требований к документам или информации, которые должны быть представлены в заявках, а также не позволяет потенциальным участникам понять потребности заказчика.

Исходя из изложенного, а также по итогам рассмотрения материалов Дела, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что критерий «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки», установленный АУ «ЮНИИИТ» в закупочной документации Закупки 1 и конкурсной документации Закупки 3, а также критерий «Качественные характеристики объекта закупки», установленный АУ «ЮНИИИТ» в закупочной документации Закупки 2, не носят измеряемый характер и соответствие участников закупок указанным критериям не может быть установлено объективно, что могло привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов и не обеспечивало равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

Апелляционной коллегией установлено, что Департаментом информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры передано АУ «ЮНИИИТ» по государственному заданию на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы, на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы, на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы выполнение государственных работ по созданию и развитию (модернизации) информационных систем, в том числе государственных информационных систем, являющихся государственной нуждой.

Также установлено, что Правительством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры АУ «ЮНИИИТ» наделено полномочиями Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по выполнению функций в области информационных технологий посредством включения АУ «ЮНИИИТ» в пункт 1 Перечня государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выполняющих функции в области информационных технологий, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.05.2018 № 250-рп.

Из положений части 1 и пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках следует, что предметом закупок могут быть работы, услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей автономных учреждений, то есть когда автономные учреждения сами являются потребителями (получателями) таких работ (услуг).

В соответствии с постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.11.2015 № Ф08-8570/2015 по делу № А22-1093/2015 из сравнительного анализа буквального содержания и смысла статьи 1 Закона о закупках и статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) следует, что Закон о закупках определяет порядок закупок для нужд самих автономных учреждений. В тех же случаях, когда автономные учреждения выступают государственными заказчиками в силу наделения их соответствующими полномочиями государственными органами и производят закупки для удовлетворения государственных нужд, Закон о закупках и предусмотренные им Положения о закупках, утвержденные наблюдательными советами автономных учреждений, не подлежат применению.

В этих случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона № 44-ФЗ, т.е. на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений и только в определенных случаях - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Выбор правового регулирования определяется тем, для чьих нужд, государственных или собственных, автономное учреждение производит закупку (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.11.2015 № Ф08-8570/2015 по делу № А22-1093/2015).

Кроме того, согласно определению Верховного суда Российской Федерации от 19.05.2016 № 308 ЭС16 59 действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц, однако выбор такого лица и последующее заключение гражданско-правового договора должен осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.

Исходя из изложенного, Апелляционная коллегия пришла к выводу, что АУ «ЮНИИИТ» должно было выполнить переданные ему по государственному заданию работы по модернизации и развитию «Цифровой образовательной платформы общеобразовательных организаций ХМАО — Югры», а также по методическому обеспечению развития цифрового образования своими силами либо с привлечением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ.

Указанные выводы Апелляционной коллегии подтверждаются судебной практикой (решения Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2017 по делу № А50 9657/2016, от 07.11.2014 по делу № А50-15982/2014, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 № 17АП-4127/2017-АК, от 12.02.2015 № 17АП-17545/2014-АК).

Апелляционная коллегия также отмечает, что Ханты-Мансийское УФАС России пришло к обоснованному выводу об отсутствии антиконкурентного соглашения между АУ «ЮНИИИТ» и ООО «Веб-Мост» в связи со следующим.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения.

При этом в соответствии с Разъяснением Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Апелляционной коллегией установлено, что в материалах Дела не имеется, а также Ханты-мансийским УФАС России не установлено фактов и обстоятельств, которые свидетельствовали бы о скоординированности действий АУ «ЮНИИИТ» и ООО «Веб-Мост» и наличии в их действиях признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Относительно довода Заявителя о несвоевременном направлении в адрес АУ «ЮНИИИТ» копии изготовленного в полном объеме Решения Апелляционной коллегией установлено следующее.

Резолютивная часть Решения была оглашена Ханты-Мансийским УФАС России 20.05.2020, в полном объеме Решение было изготовлено 02.06.2020 и направлено лицам, участвующим в деле, по почте 07.07.2020.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Апелляционная коллегия отмечает, что нарушение срока изготовления решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства не является безусловным основанием для отмены такого решения. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2016 Ф05-16829/2016 по делу № А40-38432/16; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2016 № Ф09-1795/16 по делу № А60-31843/2015).

Исходя из изложенного, решение Ханты-Мансийского УФАС России от 02.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019 соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и не нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

оставить жалобу АУ «Югорский НИИ информационных технологий» на решение Ханты-Мансийского УФАС России от 02.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/17-523/2019 без удовлетворения.

 

 

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

 

Члены

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

 

 

 

______________

 

______________

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны