Решение №СП/84026/21 Решение по жалобе ООО "РЕСО-Лизинг" на решение Астраханского... от 5 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена «21» сентября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено «28» сентября 2021 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии:«<...>»; заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу
ООО «РЕСО-Лизинг» на решение Астраханского УФАС России от 06.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 030/01/14.6-40/2020 в присутствии:

представителя ООО «РЕСО-Лизинг»: «<...>» (по доверенности); представителей Астраханского УФАС России (посредством видео-конференц-связи): «<...>», «<...>» (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»),

УСТАНОВИЛА:

на рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «РЕСО-Лизинг» (далее также – Заявитель) (вх. № 141578/21 от 23.08.2021) на решение Астраханского УФАС России от 06.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 030/01/14.6-40/2020 (далее соответственно – Жалоба, Решение, Предписание, Дело).

По результатам рассмотрения Дела, возбужденного Астраханским УФАС России в отношении ООО «РЕСО-Л» по признакам нарушения части 1 статьи 144 и пункта 1 статьи 146 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном использовании в своем наименовании товарного знака «РЕСО», схожего до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими ООО «РЕСО-Лизинг» и САО «РЕСО-Гарантия», производство по Делу было прекращено.

ООО «РЕСО-Лизинг» с вынесенным Решением по Делу не согласно, просит его отменить. Доводы заявителя изложены в жалобе, в частности, Заявитель указывает, что действия ООО «РЕСО-Л» направлены на использование репутации, известности вышеуказанного товарного знака и получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами-конкурентами, действующими на одном товарном рынке с ООО «РЕСО-Л».

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

Дело было возбуждено Астраханским УФАС России на основании заявления ООО «РЕСО-Лизинг» по признакам нарушения пункта 1 статьи 146 Закона о защите конкуренции ООО «РЕСО-Л», выразившегося в незаконном использовании в своем наименовании товарного знака «РЕСО», схожего до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими ООО «РЕСО-Лизинг» и САО «РЕСО-Гарантия».

Кроме того, в ходе рассмотрения Дела Астраханским УФАС России был исследован вопрос по признакам нарушения ООО «РЕСО-Лизинг» части 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции.

Также установлено, что 12.04.2005 СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее также – САО «РЕСО-Гарантия») в соответствии со свидетельством № 282571 зарегистрирован торговый знак «РЕСО».

Согласно договору от 18.03.2009 № РД0048090 ООО «РЕСО-Лизинг» является лицензиатом указанного товарного знака.

ООО «РЕСО-Лизинг» 25.02.2020 стало известно, что в МИ ФНС по Астраханской области зарегистрировано ООО «РЕСО-Л», однако, никаких соглашений об использовании в своем наименовании товарного знака «РЕСО» указанная организация (ООО «РЕСО-Л») с ООО «РЕСО-Лизинг» и САО «РЕСО-Гарантия» не заключало.

В рамках рассмотрения Дела, Астраханским УФАС России был направлен запрос в адрес ФГБУ «Федеральной службы по интеллектуальной собственности» (далее — ФБУ ФИПС).

По результатам исследования ФГБУ ФИПС установлено, что фирменное наименование ООО «РЕСО-Л» является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 282571, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу фонетического тождества словесных элементов «РЕСО» и «РЕСО».

Вместе с тем для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, основной вид деятельности ООО «РЕСО-Лизинг» – является «Деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу)», а у ООО «РЕСО-Л» – «Деятельность в области права».

По результатам рассмотрения дела Астраханское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «РЕСО-Лизинг» и ООО «РЕСО-Л» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на разных товарных рынках.

На основании изложенного, Астраханским УФАС России производство по Делу по признакам нарушения части 1 статьи 144 и статьи 146 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «РЕСО-Л» было прекращено.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «РЕСО-Лизинг» на решение Астраханского УФАС России от 06.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 030/01/14.6-40/2020 Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Согласно пункту 1 статьи 146 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта – конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом–конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта – конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации.

Под недобросовестной конкуренцией согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты вне зависимости от их положения на рынке при ведении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего законодательству и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении (статья 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, пункты 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса, пункты 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Нарушение хозяйствующим субъектом при ведении своей деятельности норм гражданского и иного законодательства, в том числе в случае неправомерного использования охраняемого результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, само по себе не означает совершение акта недобросовестной конкуренции.

При рассмотрении спора о нарушении запрета недобросовестной конкуренции должны быть установлены в совокупности:

- факт осуществления хозяйствующим субъектом действий, способных оказать влияние на состояние конкуренции;

- отличие избранного хозяйствующим субъектом способа конкуренции на рынке от поведения, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого субъекта, преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего за пределы осуществления гражданских прав и честной деловой практики;

- направленность поведения хозяйствующего субъекта на получение преимущества, в частности имущественной выгоды или возможности ее извлечения, при осуществлении экономической деятельности за счет иных участников рынка, в том числе посредством оказания влияния на выбор покупателей (потребителей), на возможность иных хозяйствующих субъектов, конкурирующих добросовестно, извлекать преимущество из предложения товаров на рынке, на причинение вреда хозяйствующим субъектам-конкурентам иными подобными способами (например, в результате использования (умаления) чужой деловой репутации).

Для доказывания факта недобросовестной конкуренции необходимо установление как специальных признаков, определенных нормами статей 141 - 147 Закона о защите конкуренции, так и общих признаков недобросовестной конкуренции, предусмотренных пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства путем недобросовестной конкуренции доказыванию подлежит существенный признак недобросовестной конкуренции – наличие фактических конкурентных отношений между правообладателем и предполагаемым нарушителем.

Данный вывод основан на содержании понятия недобросовестной конкуренции, данного в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, из которого следует, что действия могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции только в случае, если они совершены хозяйствующим субъектом, действующим на одном товарном рынке с заявителем, то есть конкурентом.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 11.06.2020 № С01-341/2020 по делу № А63-11663/2019, в котором указано, что наличие конкурентных отношений, которые являются объектом правонарушения, выражающегося в недобросовестной конкуренции, служит необходимым элементом состава данного правонарушения. Отсутствие же конкурентных отношений на момент совершения действий субъектом свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, что, в свою очередь, не позволяет признать сам факт совершения правонарушения. При отсутствии конкурентных отношений между сторонами спора нельзя признать установленной и субъективную сторону правонарушения, поскольку цель (мотив) совершаемых субъектом действий не могут быть направлены на создание преимуществ над конкурентами.

Исходя из представленных в Апелляционную коллегию материалов, ООО «РЕСО-Лизинг» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 08.07.2003 МИ ФНС № 46 по г. Москве за ОГРН 1037709061015. Основным видом деятельности ООО «РЕСО-Лизинг» является деятельность по финансовой аренде (лизингу/сублизингу).

ООО «РЕСО-Л» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 25.02.2020 МИ ФНС № 6 по Астраханской области за ОГРН 1203000001016. Основным видом деятельности ООО «РЕСО-Л» является деятельность в области права.

Таким образом, ООО «РЕСО-Л» осуществляет свою деятельность на рынке правовых услуг, в то время как ООО «РЕСО-Лизинг» осуществляет свою деятельность на рынке лизинговых услуг, в связи с чем не могут рассматриваться как хозяйствующие субъекты конкуренты.

Доказательств обратного в рамках рассмотрения Дела Заявителем не представлено и Астраханским УФАС России не выявлено, доводов, опровергающих вывод Решения в данной части (например, информации об оказании ООО «РЕСО-Лизинг» и ООО «РЕСО-Л» аналогичных услуг, с подтверждением копиями договоров об оказании соответствующих услуг, например, оказания обеими организациями неспециализированных правовых услуг, связанных с подбором и согласованием условий, заключением и оформлением договоров лизинга) материалы Дела не содержат.

Кроме того, в рамках рассмотрения Дела Астраханским УФАС России не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о получении ООО «РЕСО-Л» преимуществ перед иными субъектами рынка правовых услуг, в связи с использованием обозначения, которое является сходным до степени смешения с принадлежащим заявителю товарным знаком. Соответствующие доводы в ходе рассмотрения Дела не заявлялись, доказательства не представлялись, обращения лиц, чьи интересы затронуты действиями ответчика по Делу, в Астраханское УФАС не поступали.

Таким образом, по мнению Апелляционной коллегии, вывод Астраханского УФАС России об отсутствии в действиях предполагаемого нарушителя признаков недобросовестной конкуренции, запрещенной статьями 144 и 146 Закона о защите конкуренции, является правомерным.

Дополнительно Апелляционная коллегия отмечает, что отсутствие нарушения антимонопольного законодательства не свидетельствует об отсутствии нарушения исключительных прав на товарный знак и фирменное наименование, которое может быть установлено в том числе в судебном порядке.

На основании изложенного Апелляционная коллегия приходит к выводу, что Решение Астраханского УФАС России не нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

оставить жалобу ООО «РЕСО-Лизинг» на решение Астраханского УФАС России от 06.08.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 030/01/14.6-40/2020 без удовлетворения.

 

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

«<...>»

 

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

 

 

______________

 

«<...>»

 

 

Члены

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

______________

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны