Решение №09/63983/19 Решение Апелляционной коллегии по жалобе № А-21/2019 на реше... от 25 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организациям по списку

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе ИП "<...>" на решение Астраханского УФАС России от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 30-К-05-18

 

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена «05» июля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено «12» июля 2019 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе: "<...>" , "<...>" , "<...>" , "<...>"

в присутствии по доверенности: от ИП "<...>" : "<...>" , "<...>" , посредством видеоконференц-связи: от ООО «Зухал»: "<...>" , от ООО «Астраханец» и ООО «Меркурий»:  "<...>" , от Астраханского УФАС России: "<...>" ,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ИП "<...>" на решение Астраханского УФАС России от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 30-К-05-18 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ИП "<...>" на решение Астраханского УФАС России от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 30-К-05-18 (далее также — Решение).

Решением Астраханского УФАС России в действиях ИП "<...>" , выразившихся в приобретении и использовании исключительного права на товарный знак «Рыболовский Хлебъ» по свидетельству № 633906 в отношении услуг 30 класса МКТУ – булки, сухари, хлеб, хлеб из пресного теста, установлено нарушение статьи 144 Закона о защите конкуренции.

ИП "<...>" с вынесенными Решением Астраханского УФАС России не согласна, считает, что Решение нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просит его отменить.

Доводы ИП "<...>" изложены в жалобе, в частности, ИП "<...>" утверждает, что в действиях, связанных с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак «Рыболовский Хлебъ» не было умысла и намерения получить преимущества на соответствующем товарном рынке, указанные действия направлены исключительно на дополнительную защиту исключительных прав.

В ходе рассмотрения жалоб Апелляционной коллегией установлено следующее.

В Астраханское УФАС России поступили жалобы ООО «Зухал» и ООО «Астраханец» о недобросовестной конкуренции ИП "<...>" , связанной с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак «Рыболовский хлеб» по свидетельству № 633906 (вх. № 8484 от 12.09.2018 и вх. № 8952 от 01.10.2018 года) (далее также — жалобы).

По результатам рассмотрения жалоб приказом Астраханского УФАС России от 11.10.2018 № 134-п года возбуждено дело № 30-К-05-18 по признакам нарушения ИП "<...>" части 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции. Определением от 11.10.2018 заявителями по делу признаны ООО «Зухал» и ООО «Астраханец», заинтересованным лицом ООО «Меркурий».

В рамках рассмотрения дела № 30-К-05-18 о нарушении антимонопольного законодательства Астраханским УФАС России было установлено следующее.

В апреле 2000 года при филиале «Кооператор-99» Потребительского общества «Центральное» Астраханского областного рыболовецкого союза потребительских обществ в арендуемом помещении рынка «Большие Исады» был открыт хозрасчетный цех «Пекарня», в котором выпекался хлеб высокого качества по рецептам и технологии сельских хлебозаводов, принадлежащих к системе Астраханского облрыболовпотребсоюза. Реализация хлеба производилась в киосках рынка «Большие Исады» и со специализированного транспорта в отдельных точках города. У потребителей за указанным хлебом закрепилось наименование «рыболовский».

Начальником цеха был назначен "<...>" , кассиром "<...>" (в настоящее время "<...>" ), которые с 06.06.1997 по 25.07.2013 состояли в браке.

13.08.2002 "<...>" зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В октябре 2002 года цех «Пекарня» с оборудованием был передан из филиала «Кооператор-99» ИП "<...>" С указанного времени ИП  "<...>" стал самостоятельно заниматься производством хлеба «Рыболовский».

16.06.2004 "<...>" зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

После прекращения 19.06.2013 предпринимательской деятельности "<...>" ИП "<...>" продолжила выпуск хлебобулочной продукции, в том числе хлеба с наименованием «Рыболовский».

ООО «Зухал» осуществляет производство хлеба с наименованием «Рыболовский» с ноября 2013 года. ООО «Астраханец» осуществляет производство хлеба с наименованием «Рыболовецкий» с декабря 2015 года. ООО «Меркурий» осуществляет производство хлеба с наименованием «Рыболовецкий Меркурий» с сентября 2010 года.

ИП "<...>" С.И. 25.10.2017 зарегистрирован с датой приоритета 10.10.2016 комбинированный товарный знак «Рыболовский хлебъ» по свидетельству № 633906. После получения свидетельства ИП "<...>" направила претензии ООО «Астраханец» и ООО «Зухал» с требованием о прекращении незаконного использования товарного знака. 08.02.2018 ИП "<...>" обратилась в Астраханское УФАС России с заявлением о недобросовестной конкуренции со стороны ООО «Астраханец» и ООО «Зухал» путем незаконного использования вышеуказанного товарного знака. 02.03.2018 ИП "<...>" обратилась с аналогичным заявлением в отношении ООО «Меркурий».

Исходя из совокупности полученной информации, Астраханским УФАС России было принято Решение о наличии в действиях "<...>" По приобретению и использованию исключительного права на товарный знак «Рыболовский Хлебъ» нарушения части 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы ИП "<...>" на решение Астраханского УФАС России по делу о нарушении антимонопольного законодательства Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Астраханского УФАС России в действиях ИП "<...>" Ильясовны, выразившихся в приобретении и использовании исключительного права на товарный знак «Рыболовский Хлебъ» по свидетельству № 633906 в отношении услуг 30 класса МКТУ – булки, сухари, хлеб, хлеб из пресного теста, установлено нарушение части 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с частью 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (далее - средства индивидуализации).

Согласно Обзору практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 5 января 2016 года по 1 июля 2018 года), утвержденному протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушающих запрет, установленный частью 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции, антимонопольному органу необходимо установить совокупность действий по приобретению и использованию исключительных прав на средства индивидуализации. Отдельно приобретение права или использование не образует состава нарушения, предусмотренного статьей 144 Закона о защите конкуренции.

Исходя из пункта 5 Справки по вопросам недобросовестного поведения, в том числе конкуренции, по приобретению и использованию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, утвержденной постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 21.03.2014 № СП-21/2, не могут быть признаны недобросовестными действия правообладателя по регистрации товарного знака, если спорное обозначение приобрело широкую известность благодаря хозяйственной деятельности и инвестициям такого правообладателя, имевшими место до регистрации товарного знака.

Таким образом, для установления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», а именно:

- осуществление действий хозяйствующим субъектом – конкурентом;

- направленность действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- противоречие указанных действий положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинение или способность причинения указанными действиями убытков другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанесения ущерба его деловой репутации.

Кроме того, для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции, связанной с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (статья 144 Закона о защите конкуренции), помимо совокупности вышеуказанных признаков недобросовестной конкуренции необходимо также установить:

- наличие в действиях обвиняемого хозяйствующего субъекта совокупности действий по приобретению и использованию исключительных прав на средства индивидуализации;

- благодаря имевшим место до регистрации товарного знака действиям какого (каких) хозяйствующих субъектов спорное обозначение приобрело широкую известность.

Вместе с тем, исходя из анализа фактических обстоятельств, а также материалов дела, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует достаточность доказательств того, что рассматриваемые действия ИП "<...>" противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могли причинить убытки хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.

В связи с этим, требуется получение дополнительной информации, в целях установления фактов, имеющих определяющее значение для принятия решения о наличии или отсутствии в действиях ИП "<...>" по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак «Рыболовский Хлебъ» нарушения части 1 статьи 144 Закона о защите конкуренции, в том числе:

      1. установить документально подтверждаемое время начала деятельности "<...>" по реализации хлебобулочных изделий под наименованием «Рыболовский хлеб»;
      2. установить документально подтверждаемое время начала деятельности "<...>" по производству хлебобулочных изделий под наименованием «Рыболовский хлеб»;
      3. установить имеет ли с точки зрения потребителя название «Рыболовский хлеб» ассоциативную связь с конкретными видами хлебобулочных изделий и (или) с местом их продажи и(или) производства;
      4. установить наличие у потребителя ассоциативной связи наименования «Рыболовский хлеб» с каким-либо из производителей хлебобулочных изделий, действующих на соответствующем товарном рынке.
      5. установить благодаря имевшим место до регистрации товарного знака действиям какого из хозяйствующих субъектов спорное обозначение приобрело широкую известность, в том числе на основе анализа инвестиций таких хозяйствующих субъектов в рассматриваемое наименование.

Также, по мнению Апелляционной коллегии, с целью достоверного установления всех необходимых для принятия решения фактов к участию в деле, в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых в деле обстоятельствах, необходимо привлечь: Астраханский областной рыболовецкий союз потребительских обществ, "<...>" .

На основании изложенного, Апелляционная коллегия установила, что решение Астраханского УФАС России от от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 30-К-05-18 нарушает единообразие практики применения антимонопольным органом норм антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

1.      Отменить решение Астраханского УФАС России от 10.04.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 30-К-05-18.

2.      Направить дело № 30-К-05-18 в Астраханское УФАС России на новое рассмотрение с учетом позиции Апелляционной коллегии ФАС России, отраженной в настоящем решении.

"<...>"                                                                                                                                              "<...>"

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны