Решение №09/65956/21 Решение по жалобам АО "ДСК "Автобан" и Департамента по управ... от 6 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «20» июля 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «27» июля 2021 года.

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>», «<...>»,

в присутствии: от Акционерного общества «Дорожно-строительная компания «Автобан»: «<...>» (по доверенности), «<...>» (по доверенности); от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: «<...>»; от Администрации города Пыть-Ях (по видео-конференц-связи): «<...>» (по доверенности); от Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: «<...>» (по доверенности), «<...>» (по доверенности); от Ханты-Мансийского УФАС России (по видео-конференц-связи): «<...>», «<...>»,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобы Акционерного общества «Дорожно-строительная компания «Автобан» и Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты-Мансийского УФАС России от 24.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-1284/2020 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступили жалобы Акционерного общества «Дорожно-строительная компания «Автобан» (далее - АО «ДСК «Автобан») и Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты-Мансийского УФАС России от 24.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-1284/2020 (далее соответственно также – Жалобы Решение, Дело).

По результатам рассмотрения Дела Ханты-Мансийским УФАС России Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент имущества), Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее — Департамент образования), Администрация города Пыть-Ях и АО «ДСК «Автобан» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, действия которых выразились в заключении и реализации соглашения, целью которого являлось предоставление АО «ДСК «Автобан» преимущественных условий для осуществления строительства объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест)» с последующим выкупом указанного объекта за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.

Заявители с вынесенным Решением Ханты-Мансийского УФАС России не согласны, считают, что оно нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просят его отменить.

В частности, Заявители указывают, что Решение вынесено, в том числе по обстоятельствам, которые уже являлись предметом иного дела о нарушении антимонопольного законодательства, по которому Ханты-Мансийским УФАС России ранее уже было вынесено решение. Также Заявители указывают, что имеющаяся в деле переписка не свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

В ходе рассмотрения Жалоб установлено следующее.

В Ханты-Мансийское УФАС России поступили заявление и материалы Прокуратуры города Пыть-Яха (вх.№ 02-3483 от 28.04.2020), содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации города Пыть-Яха, Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности социально-личностному развитию детей (далее - МДОАУ д/с «Улыбка») и АО «ДСК «Автобан» при проведении закупок товаров для оборудования «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест (330 учащ./220 мест)».

По итогам рассмотрения материалов, приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 28.07.2020 № 199 было возбуждено Дело по признакам нарушения Департаментом имущества, Департаментом образования, Администрацией города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения Дела Ханты-Мансийским УФАС России было установлено следующее.

Между Администрацией города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» 28.09.2015 был заключен договор комплексного освоения территории № 1-К, которым предусмотрено строительство объекта «Детский сад, мкр. № 1 «Центральный» с возможностью трансформации групп под начальную школу на 260 мест.

23.10.2015 Администрация города Пыть-Яха направила в адрес Департамента образования предложение о включении в Государственную программу «Развитие образования» объекта «Средняя общеобразовательная школа в г. Пыть-Яхе на 500 мест» вместо объекта «Детский сад, мкр. № 1 «Центральный» с развивающей средой и возможностью трансформации групп под начальную школу».

Также 29.12.2015 Администрация города Пыть-Яха направила в адрес Департамента образования письмо о возникновении потребности в строительстве комплекса «Школа-детский сад на 550 мест».

По предложению Администрации города Пыть-Яха постановлением Правительства ХМАО от 29.01.2016 № 11-п в Государственную программу «Развитие образования» вместо объекта «Детский сад, мкр. № 1 «Центральный» с развивающей средой и возможностью трансформации групп под начальную школу» включен объект «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

Затем Департаментом образования 02.03.2017 было утверждено техническое задание по объекту «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест», а постановлением Администрации города Пыть-Яха от 05.04.2017 № 81-па в проект планировки и межевания микрорайона № 1 «Центральный города Пыть-Яха» внесена корректировка, в соответствии с которой планируется строительство объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

26.09.2017 АО «ДСК «Автобан» было получено разрешение № 86-15-58-2017 на строительство объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

Впоследствии 29.10.2018 распоряжением Администрации города Пыть-Яха утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению эффективности действующей сети муниципальных учреждений по муниципальному образованию городской округ город Пыть-Ях на 2019-2021 годы, которым предусмотрено слияние МДОАУ д/с «Улыбка» с вновь строящейся школой-детским садом на 550 мест, а также слияние МБОУ СОШ № 2 с комплексом школой-детским садом, включающим в себя МДОАУ д/с «Улыбка» и школу-детский сад на 550 мест.

17.01.2019 Департамент образования сообщил Департаменту имущества о планируемом приобретении объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест» в 2019 году.

Департамент имущества 25.04.2019 запросил у Департамента образования информацию о степени готовности планируемых к приобретению в 2019 году объектов, в том числе объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

06.09.2019 Департамент образования направил в адрес глав муниципальных образований письмо о подготовке соглашений о предоставлении субсидии местным бюджетам на оснащение приобретаемых объектов, в том числе объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

24.10.2019 между Департаментом образования и Администрацией города Пыть-Яха заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета ХМАО, размер субсидии составил 47 851 600 рублей.

Также 21.11.2019 между Администрацией города Пыть-Яха и МДОАУ д/с «Улыбка» заключено дополнительное соглашение о предоставлении субсидии из городского бюджета город Пыть-Ях на иные цели МДОАУ д/с «Улыбка», размер субсидии на оснащение объектов капитального строительства, реконструкции средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ, соответствующими современными условиями обучения общего образовании, включая дошкольное составил 53 168 500 рублей.

Впоследствии в период с 22.11.2019 по 17.12.2019 МДОАУ д/с «Улыбка» проведено 15 закупок товаров для оснащения объекта капитального строительства средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ на общую сумму 53 011 312,48 рублей, место поставки: здание объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

18.12.2019 между Департаментом имущества и АО «ДСК «Автобан» на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) был заключен государственный контракт на приобретение объектов недвижимого имущества № 219090443. 20.12.2019 согласно передаточному акту в соответствии с государственным контрактом № 219090443 от 18.12.2019 государственный заказчик принял объекты недвижимого имущества, Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест».

Учитывая совокупностью вышеуказанных фактов и обстоятельств, Ханты-Мансийское УФАС России в Решении приходит к выводу, что фактически АО «ДСК «Автобан» осуществило строительство объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест» по согласованию с Департаментом имущества, Департаментом образования и Администрацией города Пыть-Яха, в связи с чем действия Департамента имущества, Департамента образования, Администрации города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» были признаны нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалоб АО «ДСК «Автобан» и Департамента имущества на решение Ханты-Мансийского УФАС России от 24.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-1284/2020 Апелляционная коллегия установила следующее.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции необходимы наличие и доказанность волеизъявления органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Аналогичная позиция изложена в Разъяснении № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденном протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Кроме того, для установления факта нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наступление или возможность наступления негативных последствий для конкуренции, а также причинно-следственную связь между рассматриваемым в деле о нарушении антимонопольного законодательства соглашением и такими негативными последствиями.

В Решении Ханты-Мансийским УФАС России описана следующая совокупность доказательств заключения Департаментом имущества, Департаментом образования, Администрацией города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» антиконкурентного соглашения, запрещенного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции:

1) заключение Администрацией города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» договора комплексного освоения территории № 1-К от 28.09.2015, предусматривающего строительство детского дошкольного учреждения на 260 мест, впоследствии измененного постановлением Администрации города Пыть-Яха от 05.04.2017 № 81-па на Комплекс «Школа-детский сад на 550 мест»;

2) письма Департамента образования и Департамента имущества, свидетельствующие о планировании приобретения указанного объекта на этапе его строительства;

3) предоставление субсидий МДОАУ д/с «Улыбка» из бюджета Ханты- Мансийского автономного округа - Югры и бюджета города Пыть-Яха на оснащение средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ объекта Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест», а также проведение МДОАУ д/с «Улыбка» закупок товаров на соответствующие цели до передачи данного объекта в государственную собственность (впоследствии в муниципальную собственность).

Согласно резолютивной части Решения нарушение Департаментом имущества, Департаментом образования, Администрацией города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции выразилось в заключении и реализации соглашения, целью которого являлось предоставление АО «ДСК «Автобан» преимущественных условий для осуществления строительства объекта «Комплекс «Школа-Детский сад на 550 мест» с последующим выкупом указанного объекта за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.

При этом Апелляционной коллегией установлено, что ранее Ханты-Мансийским УФАС России было рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-381/2019 в отношении Администрации города Пыть-Яха и АО ДСК «Автобан», по результатам рассмотрения которого решением от 29.06.2020 указанные лица были признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения об изменении условий договора комплексного освоения территории № 1-К от 28.09.2015 в части объема строительства многоэтажных жилых домов и дошкольного образовательного учреждения, а также в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 86:15:0101010:297 без проведения торгов, что привело, а также способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке капитального строительства.

Таким образом, действия АО «ДСК «Автобан» и Администрации города Пыть-Яха по заключению договора комплексного освоения территории № 1-К от 28.09.2015, а также по внесению в указанный договор изменений в части изменения объекта строительства с детского дошкольного учреждения на 260 мест на Комплекс «Школа-детский сад на 550 мест», являющиеся частью предмета рассмотрения Дела, также являлись предметом рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-381/2019.

Кроме того, в каждом из решений по указанным делам о нарушении антимонопольного законодательства описанные действия были признаны нарушением антимонопольного законодательства.

При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия).

Таким образом, по мнению Апелляционной коллегии, рассматриваемые действия АО «ДСК «Автобан» и Администрации города Пыть-Яха по заключению договора комплексного освоения территории № 1-К от 28.09.2015, а также по внесению в указанный договор изменений в части изменения объекта строительства с детского дошкольного учреждения на 260 мест на Комплекс «Школа-детский сад на 550 мест» не могут быть отнесены к предмету рассмотрения по Делу поскольку рассматривались и были оценены в другом деле о нарушении антимонопольного законодательства..

Вместе с тем Апелляционной коллегий также установлено, что решение Ханты-Мансийского УФАС России от 29.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-381/2019 являлось предметом судебного обжалования.

Так, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского Автономного округа т 29.01.2021 по делу № А75-15239/2020 в удовлетворении требований о признании решения Ханты-Мансийского УФАС России от 29.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-381/2019 незаконным отказано. При этом постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2021 по делу № А75-15239/2020 указанное решение Ханты-Мансийского УФАС России от 29.06.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-381/2019 было признано недействительным.

В частности, судом было отмечено, что вывод указанного решения Ханты-Мансийского УФАС России о том, что измененный состав объектов строительства привлек бы застройщиков, готовых участвовать в аукционе и предложить более высокую цену безоснователен.

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия отмечает, что при исключении из предмета рассмотрения по Делу действий АО «ДСК «Автобан» и Администрации города Пыть-Яха по заключению договора комплексного освоения территории № 1-К от 28.09.2015, а также по внесению в указанный договор изменений в части изменения объекта строительства с детского дошкольного учреждения на 260 мест на Комплекс «Школа-детский сад на 550 мест» с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции иные доказательства по Делу не обладают достаточной весомостью как в отдельности, так и в совокупности для установления факта нарушения Департаментом имущества, Департаментом образования, Администрацией города Пыть-Яха и АО «ДСК «Автобан» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Одновременно, Апелляционная коллегия указывает, что Ханты-Мансийским УФАС России в Решении не описана причинно-следственная связь между описанными в Решении действиями каждого из ответчиков по делу и негативными последствиями или возможностью их наступления для конкуренции на товарном рынке строительства нежилых зданий.

Таким образом, рассматриваемые в деле действия требуют дополнительного исследования на предмет установления наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, в частности:

- установление надлежащего состава лиц, в действиях которых может содержаться нарушение антимонопольного законодательства;

- установление наличия или отсутствия достаточной совокупности доказательств заключения ограничивающего конкуренцию соглашения между его участниками;

- установление наличия или отсутствия причинно-следственной связи между рассматриваемыми действиями каждого из указанных лиц и негативными последствиями или возможностью их наступления для конкуренции на товарном рынке.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что решение Ханты-Мансийского УФАС России от 24.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-1284/2020 нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Как указывают суды, если решения, приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, и недостаточно обоснованы, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2013 по делу № А63-6158/2011, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2014 № Ф03-2772/2014 по делу № А51-23833/2013, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2020 № Ф10-744/2020 по делу
№ А35-6841/2018).

Кроме того, исходя из практики работы коллегиальных органов ФАС России, основанием для отмены решения территориального антимонопольного органа является, в том числе неполное исследование территориальным органом обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств (Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 26.10.2017 № СП/73927/17, Решение Президиума ФАС России от 17.11.2017 № 17-15-1/6).

При этом согласно пункту 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» принятие коллегиальным органом на основании части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции решения об отмене решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа (в том числе ввиду нарушения единообразия в применении положений законодательства, определяющих компетенцию территориальных антимонопольных органов по рассмотрению конкретных дел) не исключает возможность возобновления рассмотрения дела соответствующим антимонопольным органом, если отсутствуют основания для прекращения рассмотрения дела в соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, в частности, если не истек срок давности рассмотрения дела, установленный статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

В этой связи Апелляционная коллегия приходит к выводу о недостаточном исследовании Ханты-Мансийским УФАС России всех обстоятельств, имеющихся в материалах Дела, для установления наличия или отсутствия в действиях Департамента имущества, Департамента образования, Администрации города
Пыть-Ях
а и АО «ДСК «Автобан» нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного орган или изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

В связи с изложенным, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

РЕШИЛА:

1. Отменить решение Ханты-Мансийского УФАС России от 24.03.2021 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-1284/2020;

2. Направить материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/16-1284/2020 на новое рассмотрение в Ханты-Мансийское УФАС России.

 

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

 

 

______________

 

«<...>»

 

 

Члены Апелляционной коллегии:

 

______________

 

 

______________

 

 

 

 

«<...>»

 

 

«<...>»

 

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны