Решение №СП/36274/20 Решение по жалобе ООО "ЗПК СибЛесТрейд" на решение Томского ... от 28 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «17» марта 2020 г.

Полный текст решения изготовлен «24» марта 2020 г.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе: "<...>",

рассмотрев жалобу ООО «ЗПК СибЛесТрейд» (вх. № 5391/20 от 14.01.2020) на решение Томского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/87-18, в присутствии (посредством видео-конференц-связи): от ООО «ЗПК СибЛесТрейд» - "<...>"; от Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области -"<...>"; от Администрации Кривошеинского района Томской области - "<...>"; заинтересованного лица - "<...>"; от Томского УФАС России: "<...>",

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На рассмотрение Апелляционной коллегии в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» поступила жалоба ООО «ЗПК СибЛесТрейд» (далее - Заявитель) на решение Томского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/87-18 (далее также – решение Томского УФАС России).

Оспариваемым решением Томского УФАС России Администрация Кривошеинского района, ООО «ЗПК СибЛесТрейд» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного соглашения о выполнении работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка до заключения муниципального контракта, заключение и участие в котором привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к выполнению работ по объекту: выполнение работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка, что привело к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.

Заявитель с Решением Томского УФАС России не согласен, считает, что указанный акт нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства и просит его отменить.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ЗПК СибЛесТрейд» Апелляционная коллегия установила следующее.

В Томское УФАС России поступили материалы проверки из УФСБ по Томской области, которые включали, в том числе, материалы по результатам совместной проверки Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Томской области и Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области по вопросам использования бюджетных средств Администрацией Кривошеинского района (далее - Администрация) для ремонта и подготовки автозимника Красный Яр-Петропавловка.

Из материалов проверки следует, что между Администрацией и единственным участником аукциона по выполнению работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка — ООО «ЗПК СибЛесТрейд» заключен муниципальный контракт № Ф.2017.486393 от 14.11.2017 на сумму 977 975,52 руб. Акт выполненных работ подписан 21.11.2017, денежные средства переведены 28.11.2019, исполнение контракта завершено 29.11.2017. При этом, как следует из материалов проверки, работы в указанный период времени не проводились.

Исходя из решения Томского УФАС России, антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/87-18 были также проанализированы протоколы допроса должностных лиц участников, опросы местных жителей, проанализированы путевые листы и акты выполненных работ.

Доказательства наличия антиконкурентного соглашения, описанные в решении Томского УФАС России и имеющиеся в материалах дела:

      1. пояснения местных жителей с. Красный Яр, что фактически работы выполнялись с мая по октябрь 2017 года, следовательно, к 01.11.2017 (до проведения аукциона) дорога уже полностью была подготовлена для зимнего содержания;

      2. пояснения директора ООО «ЗПК СибЛесТрейд» "<...>" о выполнении работ с мая по октябрь 2017 года;

      3. пояснения технического директора ООО «Егор» Худина И.В., ответственного за выполнение работ, о фактическом осуществлении ремонта автозимника летом-осенью 2017 года;

      4. пояснения главы Кривошеинского сельского поселения "<...>" о том, что работы по ремонту вышеуказанной дороги ООО «ЗПК СибЛесТрейд» фактически проводились с мая по ноябрь 2017 года;

      5. пояснения главы Администрации от 23.01.2018, полученные Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации Томской области, что работы были начаты ранее заключения контракта;

      6. отсутствие в техническом задании на выполнение работ и Приложении № 1 к данному техническому заданию указания на конкретные участки дороги, требующие проведения ремонтных работ, что в совокупности с пояснениями должностного лица Администрации о фактическом проведении работ ранее заключенного контракта, свидетельствует о факте, что только ООО «ЗПК СибЛесТрейд» могло знать фактическое и точное место проведения работ;

      7. техническое задание к электронному аукциону на ремонт и подготовку к зимней эксплуатации автозимника содержит невыполнимые работы, в том числе с учетом отрицательных температур воздуха, либо исполнимые с нарушением технологии производства работ. По мнению Комиссии Томского УФАС России, данные факты указывают на то, что аукционная документация составлена таким образом, чтобы добросовестный участник не смог выполнить работы в установленные сроки с учетом требований заказчика;

      8. отсутствие экспертного заключения о проверке результатов выполненных работ, выполненного ООО «Егор» - организацией, с которой заключен муниципальный контракт № 5/17-К от 20.11.2017 на выполнение работ по строительному контролю за выполнением работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка. Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу, что непроведение экспертизы свидетельствует о достигнутой договоренности между Администрацией и ООО «ЗПК СибЛесТрейд», в связи с ранее выполненным Заявителем объемом работ и, как следствие, формальным отношением к приемке выполненных работ;

      9. акты освидетельствования скрытых работ (№ 1 от 15.11.2017, № 2 от 17.11.2017, при том, что контракт на осуществление строительного контроля заключен 20.11.2017), подписанные ООО «ЗПК СибЛесТрейд» и ООО «Егор», свидетельствующие, что работы, выполненные ООО «ЗПК СибЛесТрейд», не прошли промежуточной приемки, не выполнены в объеме и качестве, заявленном в техническом задании;

      10. в результате анализа Томским УФАС России общего журнала, заполняемого в ходе выполнения работ, установлены недопустимые исправления дат в целях создания видимости заполнения журнала в соответствии с видами и порядком выполнения работ. Комиссией Томского УФАС России сделан вывод, что журнал заполнялся в январе 2018 г. и также свидетельствует о формальном подходе к приемке работ по выполнению ремонта;

      11. акт приемки работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка от 21.11.2017, подписанный членами комиссии "<...>", не содержит сведений об участках автозимника, на которых выполнялись и принимались работы, не указано конкретное место проведения работ. Комиссия Томского УФАС России полагает, что данный акт, составленный 21.11.2017, не свидетельствует о проведении работ в период с 14.11.2017 по 21.11.2017;

      12. фотофиксация администрацией Красноярского сельского поселения проведения работ по ремонту автозимника в период с 01.05.2017 по 20.07.2017;

      13. служебная записка Департамента по профилактике коррупционных правонарушений Администрации Томской области о том, что с 14 по 21 ноября 2017 г. работы подрядчиком не выполнялись: отсутствуют документы, свидетельствующие о приобретении ООО «ЗПК СибЛесТрейд» строительных материалов, работе техники на объекте.

Кроме того, как следует из Решения Томского УФАС России, ООО «ЗПК СибЛесТрейд» представлена первичная документация, к которой приложены путевые листы без указания государственного регистрационного номера грузового транспорта, который непосредственно осуществлял перевозку и отгрузку строительно-монтажных материалов на объекте.

Также на основании проведенного анализа состояния конкуренции в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Томским УФАС России было установлено, что на рынке услуг по ремонту автодорог на территории Кривошеинского района осуществляют свою деятельность семь хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о наличии конкуренции на рассматриваемом рынке.

При данных обстоятельствах Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения между Администрацией и ООО «ЗПК СибЛесТрейд».

По результатам рассмотрения жалобы ООО «ЗПК СибЛесТрейд» на решение Томского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/87-18, Апелляционная коллегия установила следующее.

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранение с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение — это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Следовательно, при квалификации тех или иных действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения. Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции — органа власти (организации, осуществляющий функции органов власти) и хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов).

В соответствии с Разъяснениями № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Кроме того, согласно «Обзору по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере», утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016, факт заключения хозяйствующими субъектами ограничивающего соглашения может быть доказан только с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2017 № Ф10-2426/2017 по делу № А64-4040/2016 суд указал, что при доказывании антиконкурентных соглашений необходимо оценивать всю «полноту сбора доказательств, их «весомость» как в отдельности, так и в совокупности».

Кроме того, квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашениями и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Доказательства наличия ограничивающего конкуренцию соглашения между Администрацией и ООО «ЗПК СибЛесТрейд», которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к выполнению работ на объекте, установленные Апелляционной коллегией:

  • пояснения сотрудников ООО «ЗПК СибЛесТрейд», ООО «Егор», местных жителей села Красный Яр, должностных лиц Администрации, свидетельствующие, что работы по ремонту автозимника проводились ранее заключенного муниципального контракта;

  • отсутствие указания в техническом задании на конкретные участки дорог, требующие проведения ремонтных работ, а также составление аукционной документации таким образом, чтобы добросовестный участник не смог выполнить работы в установленные сроки с учетом требований заказчика;

  • отсутствие экспертного заключения ООО «Егор» о проверке результатов выполненных работ;

  • отсутствие в актах освидетельствования скрытых работ сведений об объемах выполненных работ. Кроме того, как установлено Комиссией Томского УФАС России, данные акты подписаны ООО «Егор» до заключения с ООО «ЗПК СибЛесТрейд» контракта (акты датированы от 15.11.2017, 17.11.2017, а контракт на осуществление строительного контроля заключен 20.11.2017);

  • отсутствие также в акте выполненных работ сведений об участках автозимника, на которых выполнялись и принимались работы;

  • отсутствие документов, свидетельствующих о приобретении ООО «ЗПК СибЛесТрейд» строительных материалов, работе техники на объекте в период с 14 по 21 ноября 2017 г., что подтверждено служебной запиской Департамента по профилактике коррупционных правонарушений Администрации Томской области;

  • фотофиксация проведения работ по ремонту автозимника в период с 01.05.2017 по 20.07.2017.

Таким образом, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Томского УФАС России, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между Администрацией и ООО «ЗПК СибЛесТрейд» было заключено устное соглашение о выполнении работ по ремонту и подготовке к зимнему содержанию автозимника Красный Яр-Петропавловка до заключения муниципального контракта.

По мнению Апелляционной коллегии, при данных обстоятельствах Комиссия Томского УФАС России обоснованно пришла к выводу о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения между Администрацией и ООО «ЗПК СибЛесТрейд».

Указанный правовой подход сформирован также и в судебной практике, например, в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.04.2016 № Ф06-6849/2016 по делу №А65-12800/2015 судом при рассмотрении спора об обжаловании решения антимонопольного органа об установлении в действиях органа власти и хозяйствующего субъекта факта нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, отмечается, что поскольку на момент заключения муниципального контракта все предусмотренные по контракту работы фактически выполнялись, то доступ иных хозяйствующих субъектов к выполнению данных работ был невозможен, значит, заключение муниципального контракта носило фиктивный характер, и, как следствие, ограничило конкуренцию, а целью заключения муниципального контракта являлся не поиск лица для выполнения подрядных работ, а получение финансирования из бюджета и передача денежных средств лицу, выполнившему работы еще до проведения аукциона.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение Томского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 02-10/87-18 не нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 


 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «ЗПК СибЛесТрейд» на решение Томского УФАС России от 05.12.2019 по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 02-10/87-18 без удовлетворения.

 

 

"<...>"

   

"<...>"

 

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны