Решение №СП/43857/23 Решение по жалобе ООО «ПЛГ» на решение Санкт-Петербургского ... от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена «12» апреля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» апреля 2023 года.

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: <«...»>; заместителя председателя Апелляционной коллегии: <«...»>; членов Апелляционной коллегии: <«...»>; <«...»>;

в присутствии, в том числе по видео-конференц-связи: от ООО «ПЛГ»: <«...»> (по доверенности); от Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга: <«...»> (по доверенности); от ООО «Пулково Люкс»: <«...»>
(по доверенности); от Санкт-Петербургского УФАС России: <«...»>; <«...»>,

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «ПЛГ»
на решение Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/15-944/2022 (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте
ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «ПЛГ» на решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/15-944/2022 (далее также – Жалоба, Решение, Дело).

ООО «ПЛГ» с вынесенным Решением Санкт-Петербургского УФАС России не согласно, считает, что оно нарушает единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и просит его отменить.

Доводы ООО «ПЛГ» изложены в Жалобе, в частности общество считает, что Дело подлежало прекращению в связи с истечением срока давности рассмотрения Дела в соответствии со статьей 411 Закона о защите конкуренции, отсутствуют основания для отмены постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 28.04.2016 № 309 «О предоставлении земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Приморский район, Приморский проспект, участок 83 (восточнее пересечения с Яхтенной ул.)»
(далее Постановление № 309), принятое Решение несет негативные последствия для ООО «ПЛГ» в виде убытков в крупном размере.

Санкт-Петербургским УФАС России в рамках рассмотрения Дела установлено следующее.

Между Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга и ООО «ПЛГ» 24.10.2016 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 № 166 «О стратегическом инвестиционном проекте Санкт-Петербурга «Строительство сети гостиниц массового сегмента на территории
Санкт-Петербурга» и Постановления № 309 был заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях, предметом которого являлась реализация инвестиционного проекта по строительству гостиницы.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу № А56-14607/2020 решение Санкт-Петербургского УФАС России от 03.10.2020 по делу о нарушении антимонопольного законодательства
№ 078/01/15-43/2019 было признано законным, указанный вывод был также поддержан постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25.05.2021.

По результатам рассмотрения указанного судебного дела Постановление
№ 166 было признано не соответствующим нормам регионального законодательства. Принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.07.2021 № 446 (далее – Постановление № 446), в котором утратившим силу был признан пункт 2 Постановления № 166 о признании инвестиционного товарищества ООО «Новый век», ООО «НТД», ООО «УК Аурум Менеджмент», ООО «Вечная крепость»,
ООО «Стайл-Строй», ООО «ПЛГ» (далее — Инвестиционное товарищество) стратегическим инвестором Санкт-Петербурга.

Указанные изменения привели к утрате ранее названного инвестиционного товарищества статуса стратегического инвестора с июля 2021 года.

Санкт-Петербургское УФАС России пришло к выводу о том, что ООО «ПЛГ» в составе Инвестиционного товарищества в связи с утратой статуса стратегического инвестора утратило возможность реализации стратегически инвестиционного проекта по строительству гостиницы, в связи с чем пользование землей, предоставленной на основании Постановления № 309, изданного во исполнение Постановления № 166, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) и Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения Дела Решением Санкт-Петербургского УФАС России в действиях (бездействии) Правительства Санкт-Петербурга установлено нарушение, выразившееся в создании преимущественных условий деятельности ООО «ПЛГ» путем неотмены (непризнания утратившим силу) Постановления
№ 309,
принятого на основании Постановления № 166, признанного судом не соответствующим нормам антимонопольного законодательства в рамках арбитражного дела № А56-14607/2020 и измененного Постановлением № 446, а также путем непринятия надлежащих мер по прекращению пользования
ООО «ПЛГ», утратившим статус стратегического инвестора, земельным участком, что может иметь результатом недопущение, ограничение конкуренции на товарном рынке инвестиционной-строительной деятельности (работ, услуг).

Правительству было выдано предписание об отмене Постановления № 309, а также о принятии надлежащих мер по прекращению пользования ООО «ПЛГ» земельным участком.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО «ПЛГ» на решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/15-944/2022 Апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках.

Так, в случае квалификации действий органа власти (органа местного самоуправления) по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует установить, какие действия, не предусмотренные законодательством, были совершены органом власти (органом местного самоуправления), а также установить причинно-следственную связь между такими действиями и наступлением (возможностью наступления) негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в том числе в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

В этой связи согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ для предоставления земельного участка необходимо наличие распоряжения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о предоставлении такого имущества для реализации масштабного инвестиционного проекта.

Таким актом является Постановление № 309, изданное согласно преамбуле в целях реализации Постановления № 166.

Из материалов Дела следует, что ООО «ПЛГ» в составе Инвестиционного товарищества утратило статус стратегического инвестора в связи с внесением изменений Постановлением № 446 в Постановление № 166, признанного судами по делу № А56-14607/2020 несоответствующим региональному законодательству Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» (далее – Закон Санкт-Петербурга № 742-136) определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности в виде определения статуса стратегического инвестиционного проекта, стратегического инвестора, стратегического партнера Санкт-Петербурга и установления порядка признания лиц стратегическими инвесторами, стратегическими партнерами Санкт-Петербурга и признания инвестиционных проектов стратегическими инвестиционными проектами Санкт-Петербурга для создания условий, стимулирующих осуществление инвестиционной и иной деятельности, оказывающей значительное воздействие на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга.

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга № 742-136 предусмотрены критерии, характеризующие инвестиционный проект.

Также статьей 4 Закона Санкт-Петербурга № 742-136 определены критерии, определяющие инвестора как стратегического.

Статьей 39.17 ЗК РФ предусмотрена процедура предоставления земельного участка без проведения торгов, соблюдение которой обеспечивает законность предоставления имущества.

Пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено направление в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка с указанием на основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных ЗК РФ.

Согласно статье 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем Правительством не осуществлены указанные процедуры, а земельный участок предоставлен в отсутствие инвестиционного соглашения.

В силу требований части 1 статьи 6-1 Закона Санкт-Петербурга
№ 742-136 в целях осуществления контроля за реализацией стратегического инвестиционного проекта между Санкт-Петербургом и стратегическим инвестором заключается соглашение о реализации стратегического инвестиционного проекта.

В связи с доводом ООО «ПЛГ» об отсутствии указания на заключение инвестиционного соглашения в Законе Санкт-Петербурга в редакции, действующий на момент предоставления земельного участка в пользование на основании Постановления № 309, Апелляционная коллегия сообщает следующее.

Частью 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга № 742-136 (в редакции
от 18.02.2016, действующей на момент принятия Постановления № 166 и Постановления № 309) установлено, что реализация стратегического инвестиционного проекта осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Санкт-Петербургом со стратегическим инвестором, в том числе по результатам торгов на право заключения указанного соглашения.

Таким образом, Апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что Правительством был нарушен порядок предоставления в аренду земельного участка на основании Постановления № 309.

Довод ООО «ПЛГ» об истечении срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 411 Закона о защите конкуренции, отклоняется Апелляционной коллегией на основании того, что указанному была дана оценка в рамках судебного дела № А56-80876/2021 об обжаловании приказа Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2021
№ 257/21 о возбуждении Дела и создании комиссии по Делу, в частности постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2021 подтверждается издание указанного приказа в рамках срока, установленного статьей 411 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно статье 411 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Для длящегося правонарушения характерно начало его осуществления -
с момента, когда лицо нарушило закон, и фактическое окончание его совершения - когда лицо само перестало его совершать или правонарушение было пресечено.

При этом на всем протяжении (от начала до окончания) длящееся правонарушение является юридически оконченным, что определяет возможность привлечения лица к ответственности, то есть с момента начала совершения противоправного деяния длящееся правонарушение является юридически оконченным, но деяние продолжает осуществляться дальше, до его фактического прекращения (аналогичный подход содержится в пункте 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 года 2
«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
»).

Кроме того, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа
от 19.01.2022 № Ф10-3140/2020 по делу № А83-9678/2019 отмеч
ено, что судами сделан ошибочный вывод о пропуске Санкт-Петербургским УФАС России срока, предусмотренного статьей 411 Закона о защите конкуренции, в отношении оценки постановления, поскольку вменяемое нарушение антимонопольного законодательства является длящимся и не было окончено на момент вынесения оспариваемых решения и предписания.

По мнению Апелляционной коллегии, в рассматриваемом случае моментом исчисления срока давности необходимо считать дату утраты ООО «ПЛГ» статуса стратегического инвестора в связи с изданием Постановления № 446, в связи
со следующим.

Пунктом 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга 742-136 установлено, что стратегический инвестиционный проект инвестиционный проект, которому присвоен статус стратегического инвестиционного проекта в соответствии с указанным Законом Санкт-Петербурга.

Стратегический инвестор – инвестор, осуществляющий реализацию стратегического инвестиционного проекта в соответствии с заключенным соглашением о реализации стратегического инвестиционного проекта (пункт 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга № 742-136).

При этом необходимо отметить, что присвоение инвестиционному проекту статуса стратегического не свидетельствует о присвоении такого статуса инвестору.

Вместе с тем из указанных норм следует, что стратегический инвестиционный проект может быть реализован исключительно стратегическим инвестором.

Вследствие утраты ООО «ПЛГ» статуса стратегического инвестора с момента внесения изменений в Постановление № 166 аренда земельного участка на основании Постановления № 309 должна была быть прекращена.

Таким образом, именно с указанного момента исчисляется срок давности, установленный статьей 411 Закона о защите конкуренции.

Следовательно, момент начала исчисления срока давности рассмотрения Дела приходится на 05.07.2021, решение по Делу в полном объеме было вынесено 29.12.2022.

Выводы Санкт-Петербургского УФАС России, изложенные в Решении, подтверждаются фактическими обстоятельствами и содержащимися в Деле доказательствами.

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия приходит к выводу, что решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/15-944/2022 не нарушают единообразие практики применения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе, в том числе оставить жалобу на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу ООО «ПЛГ» на решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России от 29.12.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/15-944/2022 без удовлетворения.

 

Председатель

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

<«...»>

 

Заместитель председателя

Апелляционной коллегии:

 

______________

 

<«...»>

Члены

Апелляционной коллегии:

 

    

______________

 

______________

 

<«...»>

 

<«...»>

 

         

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 


 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны