Решение №СП/44393/22 Решение по жалобе ООО «ПОН» на решение Дагестанского УФАС Ро... от 4 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Москва
Резолютивная часть решения объявлена «21» апреля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено «28» апреля 2022 года.
Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы – Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее – Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; заместителя председателя Апелляционной коллегии: «<...>»; членов Апелляционной коллегии: «<...>»; «<...>»; «<...>»,
в присутствии (по видео-конференц-связи): от ООО «ПОН»: «<...>»; от Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан: «<...>», «<...>»; от ООО «ИнКом Групп»: «<...>»; от Дагестанского УФАС России: «<...>», «<...>»; «<...>»,
рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО «ПОН» на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 005/01/17-67/2022, (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО «ПОН» (далее – Заявитель) на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 005/01/17-67/2022 (далее также – Решение, Дело).
Решением Дагестанского УФАС России прекращено рассмотрение Дела по признакам нарушения Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее также – Комитет, Заказчик) пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству общеобразовательной организации (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0103200008421002595), выразившегося в ненадлежащем проведении оценки заявки участника закупки ООО «ИнКом Групп» (далее также – Победитель).
Заявитель с вынесенным решением Дагестанского УФАС России не согласен, считает, что данное решение нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.
Доводы заявителя изложены в жалобе, в частности, Заявитель указывает, что Дагестанским УФАС России не учтено, что Комитетом при оценке заявки ООО «ИнКом Групп» не проведена проверка исполнения договора от 11.01.2009 № 02-Д с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности общества.
В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.
В Дагестанское УФАС России поступила жалоба ООО «ПОН» о нарушении антимонопольного законодательства при проведении Заказчиком открытого конкурса в электронной форме 06.10.2021 с номером извещения № 0103200008421002595 «Выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, разработкой рабочей документации, выполнением работ по строительству объекта капитального строительства, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта: «Строительство общеобразовательной организации на 420 ученических мест в городе Избербаш Республики Дагестан» с начальной (максимальной) ценой контракта 477 946 210,00 рублей (далее – Конкурс).
По итогам рассмотрения вышеуказанной жалобы Дагестанским УФАС России было возбуждено Дело, в рамках рассмотрения которого было установлено следующее.
Победителем Конкурса признано ООО «Инком групп».
Также Дагестанским УФАС России установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены в соответствии с требованиями критериев оценки заявок участников закупки, установленных конкурсной документацией, в том числе договор от 11.01.2009 № 02-Д на выполнение работ по строительству жилого многоквартирного комплекса со вспомогательным корпусом «Парк Авеню» с ценой 1 061 001 122,47 рубля, заключенный между ООО «ИнПро» и ООО «Кавказ», акт приемки законченного строительства объекта от 15.10.2017 по форме КС-11, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.11.2017 № 05-308-316-2017.
Также Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлено решение единственного участника от 23.07.2020 о смене наименования ООО «Кавказ» на ООО «ИнКом Групп».
В рамках рассмотрения Дела Дагестанским УФАС России было отклонено ходатайство ООО «ПОН» об истребовании выписок с банковских счетов ООО «Иком Групп» для проверки прохождения денежных средств.
На основании изложенного, Дагестанское УФАС России пришло к выводу о правомерности действий Заказчика при оценке заявки ООО «ИнКом Групп» по показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)», в связи с чем рассмотрение Дела по признакам нарушения Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции было прекращено.
По результатам рассмотрения жалобы ООО «ПОН» на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 005/01/17-67/2022 Апелляционная коллегия установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, несвязанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно статье 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерии, в том числе цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге).
Статьями 54.1 – 54.7 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) регламентирован порядок проведения электронного конкурса.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В конкурсной документации по рассматриваемому в Деле конкурсу (номер извещения в ЕИС 0103200008421002595) по критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен показатель «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)».
В рассматриваемой конкурсной документации установлено:
«...По данному показателю оцениваются контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства за исключением линейного объекта в качестве генерального подрядчика, исполненные за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При этом к оценке будут приниматься исполненные контракты (договоры) за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок в настоящем конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 3 000 000,00 (три миллиона) рублей.
Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме в электронном виде и подтверждаются представлением копий следующих документов:
- исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства за исключением линейного объекта в качестве генерального подрядчика, исполненные за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- акты выполненных работ и/или иные документы, предусмотренные контрактами (договорами) на выполнение работ, подтверждающие приемку законченного строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносу объектов капитального строительства за исключением линейного объекта, содержащие все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающие стоимость исполненных контрактов (договоров) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанные документы (документ) должны быть подписаны (подписан) не ранее чем за 5 лет до даты подачи заявки. Заказчиком учитываются представленные участником в составе заявки акты выполненных работ по исполненным контрактам (договорам);
- разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.».
ООО «ИнКом Групп» для оценки по данному показателю представлен договор подряда от 11.01.2009 № 02-Д на строительство жилого многоквартирного комплекса со вспомогательным корпусом «Парк Авеню» по ул. Генерала Омарова на сумму 1 061 001 122,47 рублей, заключенный между ООО «ИнПро» и ООО «Кавказ» (в настоящее время ООО «ИнКом Групп), акт приемки законченного строительства объекта от 15.10.2017 по форме КС-11, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.11.2017 № 05-308-316-2017.
Исходя из материалов Дела решением единственного участника от 23.07.2020 ООО «Кавказ» (ОГРН 1030502331804) сменило наименование на ООО «ИнКом Групп» (ОГРН 1030502331804).
Также в составе заявки на участие в Конкурсе ООО «ИнКом Групп» была представлена пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, в которой было указано о смене собственника указанного общества и его наименования.
Кроме того, в материалы Дела ООО «Инком Групп» была представлена нотариально заверенная копия договора от 11.01.2009 № 02-Д между ООО «ИнПро» и ООО «Кавказ».
Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Дагестанского УФАС России о том, что указанные документы согласно установленному в конкурсной документации порядку оценки являются достаточными для подтверждения опыта исполнения контракта. При этом объективная возможность для проверки подлинности и действительности представленного участником закупки договора подряда у заказчика в рассматриваемом случае отсутствовала.
Апелляционной коллегией также отклоняется довод ООО «ПОН» о том, что при определении победителя Комитетом были допущены нарушения антимонопольного законодательства, а именно, неправомерно принят к оценке представленный ООО «Инком Групп» в подтверждение опыта исполнения работ контракт (договор) на сумму 1 061 001 122,47 рублей, исполнение которого не подтверждается показателями финансово-хозяйственной деятельности общества, вследствие чего мог быть нарушен порядок определения победителя Конкурса, в связи со следующим.
В целях подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, необходимо представить копию исполненного контракта (договора), копию акта (актов) выполненных работ, копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Как указывалось ранее, все вышеуказанные документы были представлены ООО «Инком Групп» в составе заявки на участие в Конкурсе и оценены Комитетом.
При этом заказчик не вправе требовать иные документы, не предусмотренные действующим законодательством.
Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика указанные документы Победителя правомерно приняты в качестве подтверждения опыта по соответствующему показателю «Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)».
Оценка и установление факта подтверждения исполнения представленного Победителем в составе заявки договора подряда от 11.01.2009 № 02-Д с точки зрения показателей финансово-хозяйственной деятельности общества законодательством и конкурсной документацией не предусмотрена и не являлась обязательной для анализа со стороны Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан.
С учетом изложенного, по мнению Апелляционной коллегии, Дагестанским УФАС России правомерно был сделан вывод об отсутствии в действиях Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку в рассматриваемом случае у заказчика отсутствовала возможность для оценки подлинности договора подряда, представленного участником закупки.
Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия
РЕШИЛА:
оставить жалобу ООО «ПОН» на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 005/01/17-67/2022 без удовлетворения.
Председатель Апелляционной коллегии: |
______________ |
«<...>»
|
|
Заместитель председателя Апелляционной коллегии:
|
______________ |
«<...>» | |
Члены Апелляционной коллегии: |
______________
______________
______________
|
«<...>»
«<...>»
«<...>»
|
|
Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.