Постановление №СП/57206/17 Постановление о наложении штрафа по делу № 4-14.31-1086/00-0... от 18 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.31-1086/00-05-17

об административном правонарушении

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «15» августа 2017 года

В полном объеме постановление изготовлено «17» августа 2017 года

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Анатольевич, рассмотрев материалы дела № 4-14.31-1086/00-05-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении акционерного общества «Выксунский металлургический завод» (далее - АО «ВМЗ»; адрес: 607060, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, д. 45; ИНН 5247004695; ОГРН 1025201632610; КПП 524701001; дата регистрации юридического лица — 06.11.1992), в отсутствии законного представителя АО «ВМЗ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела № 4-14.31-1086/00-05-17 об административном правонарушении, в присутствии защитника <...> (по доверенности от 26.12.2016 № 2000-Д-851/16), которой разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП

УСТАНОВИЛ:

Решением ФАС России от 02.09.2016 по делу № 1-10-197/00-05-15 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Решение ФАС России) АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» (далее также - Общества), входящие в одну группу лиц, признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) путем установления монопольно высокой цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в границах Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 (пункт 1 Решения ФАС России), а также АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления монопольно высокой цены на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в границах Российской Федерации в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 (пункт 2 Решения ФАС России).

В целях установления доминирующего положения АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» ФАС России в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также - Порядок проведения анализа, Порядок) проведен анализ состояния конкуренции на рынках колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм за период с 01.01.2012 по 31.05.2016. По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет, который приобщен к материалам дела № 1-10-197/00-05-15.

Решением ФАС России установлено, что реализацию металлопродукции производства АО «ВМЗ», в том числе, колес цельнокатаных на внутренний и внешний рынки, осуществляет АО «ОМК-Сталь» по агентскому договору от 30.12.2008 № 802/А, заключенному между АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» (далее - Агентский договор).

Реализация колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, а также иных колес цельнокатаных, производимых АО «ВМЗ», осуществляется АО «ОМК-Сталь» на основании пункта 1.1 Агентского договора. Данный вывод ФАС России подтверждается позицией АО «ОМК-Сталь», изложенной в письме от 24.05.2016 № 73445-ДСП/16.

Таким образом, ФАС России сделан вывод о том, что монопольно высокие цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 устанавливали АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц.

Основываясь на имеющихся в материалах дела данных, ФАС России, в целях проверки цен, устанавливаемых АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» на колеса для метрополитена, был проведен экономический анализ ценообразования путем:

1) проведения анализа сведений о расходах, необходимых для производства и реализации колес для метрополитена с разбивкой по месяцам и типам колес;

2) расчета размера прибыли и рентабельности указанных лиц, получаемой при реализации колес для метрополитена в период с 01.01.2013 по 30.06.2016 с разбивкой по месяцам и типам колес;

      • выявления уровня прибыли (рентабельности) являющейся необходимой для производства и реализации колес для метрополитена, в том числе, посредством выявления среднеотраслевого уровня показателя рентабельности;

4) проведения сравнения уровня прибыли (рентабельности), получаемой от реализации колес для метрополитена с уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности);

      • оценки обоснованности превышения уровня прибыли (рентабельности), получаемой при реализации колес для метрополитена, над уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности).

        Среднеотраслевой уровень показателя рентабельности производства колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм, отражающего уровень рентабельности (прибыли), необходимой для производства и реализации данного товара, на территории Российской Федерации отсутствует.

        Поэтому в целях выявления уровня прибыли (рентабельности), являющейся необходимой для производства и реализации колес для метрополитена, ФАС России проведен анализ уровня прибыли (рентабельности), получаемой АО «ВМЗ» от производства и реализации основных видов колес. При этом под основными видами колес понимаются колеса, которые определяют или могут определять экономическую и технологическую целесообразность осуществления деятельности всего колесно-прокатного цеха АО «ВМЗ» (далее - Основные виды колес).

        В период с 01.01.2013 по 31.05.2016 прибыль (рентабельность), получаемая АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» от реализации колес для метрополитена была выше, чем уровень «необходимой» прибыли (рентабельности), определенного по Основному виду колес.

ФАС России не выявилено наличие экономического, технологического или иного обоснования превышения уровня прибыли (рентабельности), получаемой Ответчиками по делу при реализации колес для метрополитена, над уровнем «необходимой» прибыли (рентабельности).

При этом установлено, что более высокую прибыль при реализации колес для метрополитена диаметром 790 мм АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» получали вследствие установления на данный вид колес более высоких цен по сравнению с ценами на Основной вид колес при более низкой себестоимости производства и реализации колес для метрополитена.

Более высокая прибыль при реализации колес для метрополитена диаметром 860 мм по сравнению с уровнем «необходимой» прибыли была также обусловлена более высокими ценами, чем цены на Основной вид колес. В свою очередь, установлено, что в период с 01.01.2015 по 31.05.2016 происходило увеличение расходов, необходимых для производства и реализации колес для метрополитена диаметром 790 мм. При этом рост цен был незначительным.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России сделан вывод о том, что цены на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и цены на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016, превышали сумму расходов и прибыли, необходимых Обществам для производства и реализации колес.

Действия АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящих в одну группу лиц, выразившиеся в установлении монопольно высоких цен на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016 могли привести к ограничению конкуренции путем оказания влияния на общие условия реализации товаров и услуг на смежных товарных рынках.

Установлено, что основными потребителями колес для метрополитена диаметром 790 и 860 мм являются вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия, ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен». Конечными потребителями услуг, оказываемых ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен» является население.

Соответственно, установление АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь» монопольно высоких цен на колеса для метрополитена диаметром 790 и 860 мм могло привести к удорожанию продукции вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий, удорожанию проводимых ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен» работ по ремонту колесных пар, что, в совокупности, могло привести к удорожанию услуг, предоставляемых метрополитенами населению.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Таким образом, ФАС России установлено, что АО «ВМЗ» и АО «ОМК-Сталь», входящие в одну группу лиц, нарушили пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Место совершения правонарушения: Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, д. 45.

Время совершения правонарушения на рынке колес для метрополитена диаметром 790 мм с 01.01.2013 по 31.12.2014, на рынке колес для метрополитена диаметром 860 мм с 01.01.2013 по 31.05.2016.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается Решением ФАС России, протоколом от 30.06.2017 по делу № 4-14.31-1086/00-05-17 об административном правонарушении, а так же другими материалами дела.

Объект административного правонарушения: общественные отношения, связанные с защитой конкуренции.

Объективная сторона состоит в установлении монопольно высоких цен на колеса для метрополитена диаметром 790 мм в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 и на колеса для метрополитена диаметром 860 мм в период с 01.01.2013 по 31.05.2016, которое могло привести к удорожанию продукции вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий, к удорожанию проводимых ГУП «Московский метрополитен» и ГУП «Петербургский метрополитен» работ по ремонту колесных пар, что, в совокупности, могло привести к удорожанию услуг, предоставляемых метрополитенами населению.

Письмом от 07.12.2016 № 181362-ДСП/16 АО «ВМЗ» сообщило о том, что 01.12.2016 АО «ОМК-Сталь» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО «ВМЗ», представив копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц о внесении записи о прекращении деятельности АО «ОМК-Сталь» и копию уведомления о снятии с учета АО «ОМК-Сталь» в налоговом органе.

Согласно пункту 4 статьи 2.10 КоАП при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.12.2010 № 1620-О-О поскольку предпринимательская деятельность юридических лиц затрагивает как частные, так и публичные интересы неограниченного круга лиц, законодатель, регулируя порядок создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также возникновения, перехода и прекращения в связи с этим прав и обязанностей, исходит из необходимости обеспечения защиты как конституционных прав самих юридических лиц на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, так и законных интересов лиц, которых затрагивает их хозяйственная деятельность.

Происходящее при реорганизации юридических лиц в форме присоединения правопреемство, заключающееся в переходе к присоединившему юридическому лицу прав и обязанностей присоединенного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства (пункт 2 статьи 58, статья 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации), относится к числу универсальных и призвано гарантировать сохранение обязательств и их исполнение за счет имущества вновь созданного в результате реорганизации юридического лица, обеспечение интересов кредиторов юридического лица, а также охватывает иные имущественные и неимущественные права реорганизуемого юридического лица.

Положения статьи 2.10 КоАП, предусматривающие порядок привлечения присоединившего юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, призваны гарантировать общественно значимые публичные интересы и служат в том числе целям обеспечения единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, и не нарушают конституционные права лица, привлекаемого к ответственности.

Таким образом, административную ответственность за совершение административного правонарушения по делу № 4-14.31-1086/00-05-17 несет АО «ВМЗ» (адрес: 607060, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, д. 45; ИНН 5247004695) — субъект административного правонарушения.

Обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП, исключающих производство по делу об административном правонарушении, вопреки доводам АО «ВМЗ», не имеется, поскольку в отношении указанного лица не выносилось постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений КоАП, возбуждение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица, которое в ходе производства по делу об административном правонарушении было реорганизовано, не исключает возможность привлечения к административной ответственности существующего (при присоединении) или вновь возникшего (в остальных случаях) юридического лица в порядке универсального правопреемства.

Установив правопреемство в результате присоединения, должностное лицо административного органа обязано возбудить дело об административном правонарушении и составить протокол об административном правонарушении.

При этом, административное производство должно быть возбуждено в отношении правопреемника, то есть иного юридического лица (АО «ВМЗ», ИНН 5247004695).

Подобный порядок привлечения к ответственности не может нарушать права и законные интересы правопреемника, а напротив, предоставляет ему дополнительную возможность дать пояснения по правонарушению, заявить возражения, ходатайства.

Субъективная сторона: в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждается материалами дела № 4-14.31-1086/00-05-17 об административном правонарушении.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела № 4-13.31-1086/00-05-17 в отношении АО «ВМЗ» обстоятельств, смягчающих или обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Срок давности привлечения АО «ВМЗ» к административной ответственности, установленный частью 6 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 14.31 КоАП, а так же статьями 2.10, 4.1, 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать АО «ВМЗ» (адрес: 607060, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Братьев Баташевых, д. 45, ИНН 5247004695, ОГРН 1025201632610, КПП 524701001, дата регистрации в качестве юридического лица — 06.11.1992) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133042700000778695

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 стати 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны