Постановление №СП/83325/16 постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 1 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.6-1119/00-31-16

 

«24» ноября 2016 г.                                                                          г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Анатольевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.6-1119/00-31-16, возбужденного в отношении <...>, в присутствии <...>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.6-1119/00-31-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФАС России по результатам рассмотрения заявления ПАО «МРСК Северного Кавказа» от 18.02.2016 № МР8/3Ю-386 (вх. от 18.02.2016 № 21608/16) об отмене постановлений РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия – Алания на 2016 г.» (далее – постановление РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2) и от 29.01.2016 № 3 «Об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на территории Республики Северная Осетия - Алания на 2016 г.» (далее - постановление РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 3) выявила в действиях РСТ РСО – Алания нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, и, руководствуясь Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123, отменила вышеуказанные постановления.

Нарушения РСТ РСО – Алания законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, повлекшие за собой отмену вышеуказанных постановлений, выразились в следующем.

Согласно статье 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено указанным Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.

При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных уровней цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) указанного постановления на долгосрочный период или очередной год.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

РСТ РСО - Алания постановлением от 29.01.2016 № 2 «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия - Алания на 2016 год» установила на 2016 год единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Северная Осетия - Алания, при этом РСТ РСО - Алания установила тариф ниже предельных минимальных уровней тарифов и превысила максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные приказом ФАС России от 29.12.2015 № 1342/15 «Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2016 год» (далее - приказ ФАС России от 29.12.2015 № 1342/15).

Так, в 1 полугодии 2016 года ставка на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях по всем уровням напряжения установлена с превышением аналогичного показателя за 2 полугодие 2015 года, что является нарушением пункта 11 (1) Основ ценообразования, при этом ставки на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях по всем уровням напряжения установлены выше предельного максимального уровня, утвержденного приказом ФАС России от 29.12.2015 № 1342/15.

Во 2 полугодии 2016 года ставка на содержание электрических сетей по всем уровням напряжения, ставка на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях по высокому и среднему первому уровням, одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по всем уровням напряжения установлены ниже предельного минимального уровня, утвержденного приказом ФАС России от 29.12.2015 № 1342/15.

Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В нарушение вышеуказанного положения действующего законодательства, РСТ РСО — Алания обратилась в ФАС России с заявлением от 03.02.2016 № 69 о согласовании уже принятого постановления РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2.

Таким образом, постановление РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2 не было согласовано в установленном порядке с ФАС России.

В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Правила) цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

Также, согласно пункту 31 Правил решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

При этом, пункт 2 постановления РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2 и пункт 2 постановления РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 3 распространяют действие данных постановлений на правоотношения, возникшие с 01.01.2016.

Таким образом, РСТ РСО - Алания придала указанным постановлениям обратную силу, тем самым также нарушив положения действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии со статьей 26.10 КоАП, по фактам выявленных признаков административного правонарушения, определением ФАС России от 14.09.2016
№ 31/63371/16
возбуждено дело об административном правонарушении
4-14.6-1119/00-31-16 и проведении административного расследования по
части 2 статьи 14.6 в отношении
<...>. Данным определением ФАС России обязал <...> представить, в том числе, имеющуюся информацию о причинах и условиях по выявленным признакам административного правонарушения, а также документы (приказ, распоряжение, служебный контракт) о назначении на должность руководителя РСТ РСО - Алания.

Письмом от 16.09.2016 № 821 <...> были представлены следующие пояснения о причинах и условиях по выявленными признакам административного правонарушения.

Согласно пункту 4 Правил, в рамках установленных ФАС России предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность). Однако приказ ФАС России от 29.12.2015 № 1342/15 «Об утверждении предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2016 год» был принят 29 декабря 2015 года, а официально размещен на сайте ФАС России 19.01.2016 г. в 18:52 по московскому времени. При этом не было учтено предложение РСТ РСО — Алания о предельных уровнях тарифов, которые были направлены по системе ЕИАС Мониторинг 18.11.2015.

Во избежание нарушения требования пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97 «Об утверждении типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» о представлении материалов членам коллегиального органа в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания, РСТ РСО — Алания было принято решение о переносе заседания правления на январь 2016 года.

Согласно пункту 7 Правил, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

Ввиду того, что до принятия постановлений РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2 и № 3 тарифные решения на январь 2016 года не принимались, на заседании Правления РСТ РСО — Алания 29.01.2016 Правление решило распространить на январь 2016 года утвержденные тарифные решения, так как счета за потребленную электрическую энергию выставляются не ранее начала месяца и не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Тем самым РСТ РСО — Алания не нарушила баланс интересов между потребителями и сетевыми организациями, а также пункт 7 Правил.

Во исполнение требования ФАС России РСТ РСО — Алания было назначено заседание Правления, по результатам которого письмом от 19.04.2016 № 263 в ФАС России направлено заявление «О согласовании проекта решения РСТ РСО — Алания от 13.04.2016 «Об утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия — Алания на 2016 год».

Вместе с тем, <...> не представлены разъяснения относительно нарушения пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, выразившиеся в принятии тарифного решения об утверждении цен (тарифов) на уровне выше предельного максимального и ниже предельного минимального уровня без согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Также не представлены пояснения относительно нарушения пункта 11 (1) Основ ценообразования, в части установления ставки на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях по всем уровням напряжения с превышением аналогичного показателя за 2 полугодие 2015 года.

Вместе с тем, полученные пояснения в части придания обратной силы (пункту 31 Правил) постановлениям РСТ РСО - Алания от 29.01.2016 № 2 и от 29.01.2016 № 3 не могут быть оценены как правомерные, так как законодательство в сфере тарифного регулирования и в частности постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" не содержит правовые основания для придания тарифным решениям обратной силы. Указанная норма является императивной и не предусматривает исключений.

Таким образом, доводы <...> не соответствуют положениям действующего законодательства.

РСТ РСО – Алания создана в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 № 24 "Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания" и является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок) на услуги естественных монополий и организаций коммунального комплекса на территории Республики Северная Осетия-Алания, а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 № 24, РСТ РСО – Алания возглавляет руководитель, назначаемый на должность Главой Республики Северная Осетия-Алания по представлению Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на РСТ РСО – Алания задач и осуществление ею своих функций.

За нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования частью 2 статьи 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность.

Из рассмотренных материалов установлено, что в действиях <...> усматривается нарушение действующего законодательства и факт совершения административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП.

На основании пункта 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.06.2004 № 331, статьи 23.51 КоАП, ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.6 КоАП.

Согласно статье 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Таким образом, в действиях <...> , являющегося руководителем РСТ РСО - Алания на момент совершения указанного деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пунктов 11(1), 81 Основ ценообразования, пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетики, пунктов 7, 31 Правил, усматривается состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Место совершения административного правонарушения – Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Пушкинская, д. 10, эт. 2.

Время совершения административного правонарушения: 29.01.2016.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, в соответствии с которой занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона: состоит в нарушении установленного порядка регулирования тарифов.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.6-1119/00-31-16 и установленных обстоятельств, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.6 КоАП.

Факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-14.6-1119/00-31-16 от 11.10.2016, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 14.6 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...>, виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН:16133120100000637276

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны