Решение №СП/94950/18 Решение по жалобе ООО "ГК "Канталь" на решение и предписание... от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе ООО «ГК «Канталь» на решение и предписание  Татарстанского  УФАС России от 22.06.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства 

№   05-12/2018

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «31» октября 2018

Полный текст решения изготовлен «08» ноября 2018

 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии «<...>»; членов Апелляционной коллегии:«<...>»,

рассмотрев жалобу ООО «ГК «Канталь» на решение и предписание  Татарстанского  УФАС России от 22.06.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства  №   05-12/2018, в присутствии представителей ООО «ГК «Канталь»: «<...>», «<...>» (по доверенности); представителя ООО «Молочная индустрия», ООО «Молочная усадьба», ООО «Молочный край» (по видеоконференц-связи) – «<...>» (по доверенности); представителя Татарстанского УФАС России – «<...>» (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),


 

УСТАНОВИЛА:

 

в ФАС России поступила жалоба ООО «ГК «Канталь» (далее – Заявитель) на решение и предписание Татарстанского УФАС России от 22.06.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №05-12/2018.

Решением Татарстанского УФАС России по делу № 05-12/2018 (далее — решение антимонопольного органа, решение по делу) ООО ГК «Канталь», ООО «Молочная индустрия», ООО «Молочная усадьба», ООО «Молочный край», ООО «СелЭнерго», ООО «Молком», ООО «АгроМол», ООО «ОМК Групп», ООО «Дружба» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части достижения (заключения) соглашения, которое привело к установлению экономически необоснованных низких закупочных цен на сырое молоко в зимний период.

Татарстанским УФАС России в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства отражены следующие фактические обстоятельства.

Антимонопольным органом установлено, что в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности трейдеры осуществляют закупку молока, являющегося основным сырьем для производимой предприятиями-переработчиками готовой продукции, на основании заключаемых с сельхозпроизводителями (СХП, КФХ, население и т.д.) договоров поставки. Закупочные цены по разным поставщикам устанавливаются протоколами согласования цен, являющимися неотъемлемой частью договоров поставки сырья. Указываемые в протоколах цены являются базовыми и корректируются с учетом качества поставляемого сырья и иных факторов.

На территории Республики Татарстан деятельность по сбору сырого молока в анализируемый период осуществляло порядка 30 трейдеров, крупнейшими из которых являются: ООО ГК «Канталь», ООО «Молочная усадьба, ООО «Молочная индустрия», ООО «АгроМол», ООО «Селэнерго», ООО «ОМК Групп», ООО «Молочный край», ООО «Дружба», ООО «Молком», СХПССК «Файза».

Согласно сводной информации, отраженной в решении антимонопольного органа, с декабря 2017 года по март 2018 года закупочные цены на сырое молоко по трейдерам стали снижаться.

Исходя из информации о динамике закупочных цен на сырое молоко по основным перекупщикам (трейдерам), отраженной в решении антимонопольного органа (таблица на листе 5 решения), снижение закупочных цен на молоко по состоянию на февраль 2018 года по сравнению с ценами на февраль 2017 года составило:

по ООО «ГК «Канталь» – на 10 руб./кг;

по ООО «Молочная индустрия» – на 9 руб./кг;

по ООО «Молочная Усадьба» – на 7,6 руб./кг;

по ООО «Молочный край» – на 8,4 руб./кг;

по ООО «Молком» – на 8,8 руб./кг;

по СХПССК «Файза» – на 9,2 руб./кг;

по ООО «ОМК Групп» - на 7,9 руб./кг.

Средние цены реализации (без НДС) сырого молока ООО «ГК Канталь» в период с октября 2017 года по февраль 2018 года менялись с 18,8 до 24,01 руб./кг (при этом объем реализации в нижеуказанный период находился примерно на одном уровне, составлял свыше 3 000 000 кг).

Цены реализации (без НДС) сырого молока ООО «Молочная индустрия» в период с октября 2017 года по февраль 2018 года, в частности, в АО «Данон Россия» филиал МК «Эдельвейс» варьировались от 23,2 до 25,4 руб./кг. При этом установлено и материалами дела подтверждается, что закупочные цены на сырое молоко в зимний период 2017-2018 года (декабрь-январь-февраль) по всем поставщикам снижались независимо от объема покупаемого молока.

Для сравнения с зимним периодом 2016-2017 года, закупочные цены на сырое молоко ООО «Молочная индустрия» были снижены на 4-9 рублей за кг. При этом к концу февраля 2018 года ООО «Молочная индустрия» осуществляло закупку молока по ценам, ниже цен, установленных в летний период, когда объем производства молока намного выше, чем в зимний период.

Цены реализации (без НДС) сырого молока ООО «Молочная усадьба» в период с октября 2017 года по февраль 2018 года, в частности, в АО «Данон Россия» филиал МК «Эдельвейс» варьировались от 18,6 до 25,5 руб./кг.

Закупочные цены ООО «Молочная усадьба» на сырое молоко в зимний период 2017-2018 года (декабрь-январь-февраль) по всем поставщикам снижались, независимо от объема покупаемого молока. Для сравнения с зимним периодом 2016-2017 года, закупочные цены на сырое молоко снизились на 5-8 рублей за кг. При этом, к концу февраля 2018 года, ООО «Молочная усадьба» также осуществляло закупку молока по ценам, ниже цен, установленных в летний период.

Закупочные цены ООО «Молочный край» на сырое молоко в зимний период 2017-2018 года (декабрь-январь-февраль) по всем поставщикам снижались независимо от объема покупаемого молока. Для сравнения с зимним периодом 2016-2017 года, закупочные цены на сырое молоко снизились на 5-8 рублей за кг. При этом к концу февраля 2018 года ООО «Молочный край» осуществляло закупку молока по ценам, ниже цен, установленных в летний период, когда объем производства молока намного выше, чем в зимний период.

Также, согласно информации, представленной ООО «Молочный край», цены реализации (без НДС) сырого молока в пределах региона в период с октября 2017 года по февраль 2018 года варьировались от 19,5 до 26 руб./кг.

Закупочные цены ООО «Молком» на сырое молоко в зимний период 2017-2018 года (декабрь-январь-февраль) по всем поставщикам снижались, независимо от объема покупаемого молока. Для сравнения с зимним периодом 2016-2017 года, закупочные цены на сырое молоко снизились на 5-8 рублей за кг. При этом, к концу февраля 2018 года, ООО «Молком» осуществляло закупку молока по ценам, ниже цен, установленных в летний период, когда объем производства молока намного выше, чем в зимний период.

Цены реализации ООО «Молком» (без НДС), в среднем, с октября 2017 года по февраль 2018 года снизились с 22,8 руб./кг до 18,8 руб/кг соответственно. Антимонопольным органом по результатам анализа представленной ООО «Молком» информации установлено незначительное изменение средней наценки ООО «Молком» в зимний период (ноябрь-декабрь-январь), и существенное снижение закупочных цен в указанный период.

Закупочные цены ООО «ОМК Групп» на сырое молоко в аналогичный период с октября 2017 года по февраль 2018 года снизились на 5-8 рублей за кг в сравнении с зимним периодом 2016-2017 года. При этом установлено, что к концу февраля 2018 года ООО «ОМК Групп» осуществляло закупку молока по ценам ниже, чем цены, установленные в летний период, когда объем производства молока намного выше, чем в зимний период.

Цены реализации ООО «ОМК Групп» в среднем (без НДС) в период с октября 2017 года по март 2018 года варьировались с 26,45 руб./кг до 19,1 руб./кг соответственно. При этом антимонопольным органом установлено незначительное изменение средней наценки ООО «ОМК Групп» в зимний период (декабрь-январь-февраль), и существенное снижение закупочных цен в указанный период.

Также из материалов дела следует и подтверждается информацией, представленной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, что закупочные цены на молочное сырье хозяйствующих субъектов ООО «АгроМол», ООО «Селэнерго», ООО «Дружба» имели аналогичную динамику снижения цен закупки сырого молока в рассматриваемый период.

Из решения Татарстанского УФАС России следует, что о заключении между трейдерами соглашения, направленного на снижение и поддержание закупочных цен на сырое молоко в зимний период (декабрь 2017 - февраль 2018), в частности, свидетельствует поведение (фактические действия) хозяйствующих субъектов (трейдеров), которые приводят к отказу от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения одинаковых действий по снижению закупочных цен на сырое молоко при отсутствии на то объективных причин, а также ущемлению интересов производителей молока.

На основании принятого решения Комиссией Татарстанского УФАС России ответчикам по делу о нарушении антимонопольного законодательства были выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о недопущении необоснованного снижения закупочных цен на рассматриваемом товарном рынке.

Заявитель с решением Комиссии Татарстанского УФАС России не согласен, считает, что указанный акт антимонопольного органа противоречит Закону о защите конкуренции, нарушает единообразие практики применения антимонопольного законодательства. В частности, по мнению Заявителя, не может служить безусловным доказательством заключения соглашения исключительно поведение (фактические действия) хозяйствующих субъектов (трейдеров) по снижению закупочных цен на сырое молоко.

По результатам рассмотрения жалобы на решение и предписание Комиссии Татарстанского УФАС России Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения антимонопольного органа по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 23 Закона о защите конкуренции коллегиальный орган пересматривает решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России по делам о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Апелляционная коллегия отмечает, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.

Согласно Разъяснению Президиума ФАС России №3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (далее – Разъяснение) факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств так и совокупности косвенных доказательств. В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.

Таким образом, факт наличия соглашения, ограничивающего конкуренцию, устанавливается исходя из совокупности доказательств по делу.

Установлено, что Татарстанским УФАС России в рамках рассмотрения дела проанализирована динамика изменения объемов закупки молока трейдерами в зимние периоды 2017-2018гг. (декабрь-январь-февраль) и 2016-2017гг., из которой следует, что объемы закупки молока изменились незначительно, вместе с тем, снижение закупочных цен за указанный период составило от 15% до 27%.

Также согласно имеющейся в материалах дела информации об объеме производства молока (в центнерах) сельхозпредприятиями, населением и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в динамике, объем производства молока в летние периоды выше в сравнении с зимними периодами.

В частности, антимонопольным органом установлено, что объемы производства сырого молока в зимний период (декабрь-январь-февраль) снизились более чем на 30% по сравнению с летним периодом. Вместе с тем среднесуточные объемы закупки молока крупными молокоперерабатывающими предприятиями в течение 2017-2018 года либо остались приблизительно на одном уровне, либо увеличились.

Однако, как установлено Татарстанским УФАС России и подтверждается материалами дела, несмотря на снижение объемов производства сырого молока в зимний период (снижение предложения), закупочные цены трейдеров в рассматриваемый период 2017-2018 гг. на сырое молоко не повышались, а наоборот, снизились до уровня «летних» цен и ниже.

Кроме того, по результатам анализа имеющихся в материалах дела информации и документов антимонопольным органом установлено, что трейдерами принимались решения о снижении закупочных цен на молоко примерно в одинаковые временные периоды. При этом по результатам анализа оптово-отпускных цен на готовую продукцию (молоко), установлено, что снижение закупочных цен на молочное сырье не ведет, как правило, к снижению отпускных цен на готовую продукцию. Из решения по делу также следует, что розничные цены в торговых сетях в рассматриваемый период, напротив, выросли.

Проанализировав материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Татарстанского УФАС России о том, что объективных обстоятельств, например, таких как: изменение регулируемых тарифов, изменение цен на товар на мировых рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования товарного рынка, - в рассматриваемом случае не установлено либо имевшие место внешние обстоятельства не соответствовали темпам снижения закупочных цен на молоко в границах Республики Татарстан.

Апелляционная коллегия приходит к выводу, что перечисленные обстоятельства, установленные антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, свидетельствуют о заключении Обществами антиконкурентного соглашения.

При этом Татарстанским УФАС России соблюдено предусмотренное Разъяснением требование о необходимости выявления совокупности доказательств для установления факта заключения антиконкурентного соглашения.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия считает обоснованным вывод Татарстанского УФАС России о том, что отказ от соперничества на рынке закупки молока посредством совершения единообразных действий по снижению закупочных цен на сырое молоко, при отсутствии на то объективных причин, свидетельствует о заключении между трейдерами на рассматриваемом товарном рынке соглашения, направленного на снижение и поддержание закупочных цен на сырое молоко в зимний период (декабрь 2017 - февраль 2018), что нарушает запрет, установленный пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Основания для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств у Апелляционной коллегии отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу ООО «ГК «Канталь» на решение и предписание  Татарстанского  УФАС России от 22.06.2018 по делу о нарушении антимонопольного законодательства  №   05-12/2018 без удовлетворения.


 

Председатель

Апелляционной коллегии:


 

«<...>»


 

Члены Апелляционной коллегии:


 

«<...>»

 


 

«<...>»

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 1.1. статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны