Решение №ЦА/34031/17 Решение о рассмотрении жалобы <...> на постановление о прекр... от 22 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление о прекращении производства

по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении

 

 

«20» апреля 2017 г. г. Москва

 

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев материалы жалобы на постановление о прекращении производства по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении от 22.12.2016, вынесенное заместителем руководителя Московского областного УФАС России <...> в отношении публичного акционерного общества «Московская объединенная электросетевая компания» (далее - ПАО «МОЭСК») (место нахождения: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, корп. 2; ОГРН 1057746555811, ИНН 5036065113, КПП 772501001; дата регистрации в качестве юридического лица — 01.04.2005), в присутствии Липатовой И.Н., которой разъяснены права потерпевшего, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), в отсутствии законного представителя ПАО «МОЭСК», надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы на постановление о прекращении производства по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении от 22.12.2016, в присутствии защитников ПАО «МОЭСК» <...> (по доверенности от 17.07.2016 № 137-ДЮ), <...> (по доверенности от 28.11.2016 № б/н), <...> (по доверенности от 17.07.2016 № 80-ДЮ), которым разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 КоАП, а так же права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России 08.02.2017 (вх. № 190686/16) поступила жалоба <...> (далее — жалоба) на постановление о прекращении производства по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении от 22.12.2016, вынесенное заместителем руководителя Московского областного УФАС России <...>, в отношении ПАО «МОЭСК».

В жалобе <...> (далее - заявитель) просит признать незаконным и отменить постановление о прекращении производства по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении от 22.12.2016 (далее - постановление).

Жалоба содержит следующие основные доводы:

  • ПАО «МОЭСК» не исполнены обязательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в установленный срок;

  • нарушений со стороны заявителя нет;

  • ПАО «МОЭСК» неверно определена точка присоединения энергопринимающего устройства;

  • в технических условиях к договору не указан перечень работ, обязательных для исполнения ПАО «МОЭСК», и выдвинуты незаконные условия к заявителю о необходимости обеспечения наличия объекта электросетевого хозяйства в составе своего энергопринимающего устройства;

  • постановление вынесено при неполном и необъективном рассмотрении дела.

При рассмотрении материалов дела установлено следующее.

В адрес Московского областного УФАС России поступило заявление <...> с жалобой на нарушение ПАО «МОЭСК» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее – Правила).

По результатам рассмотрения заявления <...> Московским областным УФАС России возбуждено дело № 05-21/286-16 об административном правонарушении по признакам нарушения Правил.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП.

Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Пункт 3 Правил обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

20.06.2016 между ПАО «МОЭСК» и <...> был заключен договор № Ю8-16-302-6379(927347) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — Договор) энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, с.п. Стремиловское, дер. Алферово, СНТ «Стимул», д. 52 (кадастровый номер земельного участка: 50:31:0010117:124), к электрическим сетям ПАО «МОЭСК».

Согласно пункту 2 Правил точкой присоединения к электрической сети является место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

В соответствии с пунктом 25(1) Правил, для заявителей - физических лиц, обратившихся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в технических условиях указываются:

а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;

б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;

в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;

г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Согласно пункту 16.3 Правил, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическими лицами, цель которых технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, распределяются следующим образом:

заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - постановление Президиума ВАС Российской Федерации № 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные, не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятии по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС Российской Федерации № 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевом организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1, 16.3, подпунктом «г» пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Также, пунктом 16.1 Правил определено, что под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологического присоединения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 50-АБ 057225 от 27.09.2010 <...> на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, с.п. Стремиловское, дер. Алферово, СНТ «Стимул», уч. 52 (кадастровый номер земельного участка: 50:31:0010117:124).

Учитывая изложенное, точка присоединения энергопринимающих устройств <...> должна находиться не далее 25 метров от границы балансовой принадлежности, которая соответствует правоустанавливающим документам заявителя. Указанное соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ № 16008/10 от 18 мая 2011 года), согласно которой норма подпункта «а» пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения.

Согласно пункту 3 договора № Ю8-16-302-6379(927347) об осуществлении технологического присоединения, точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии не далее 25 метров от границ участка заявителя, на котором располагаются присоединяемые объекты заявителя.

Согласно пункту 7.1 технических условий № Ю8-16-202-7407(927347/102/Ю8) от 20.06.2016, точка присоединения - существующая опора ВЛ-0,4 кВ, отходящей от секции РУ-0,4 кВ ТП 6/0,4 кВ №229-15 кВт.

Вместе с тем, в соответствии с представленными документами, материалами и сведениями, существующая опора ВЛ-0,4 кВ, отходящая от секции РУ-0,4 кВ ТП 6/0,4 кВ № 229 - 15 кВт, расположена на границе земельного участка <...>

В соответствии с пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков функционирования электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения), приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта. (убрать)

В соответствии с пунктом 148 Основных положений сетевая организация вправе отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из пункта 144 Основных положений прибор учета электрической энергии должен располагаться на границе балансовой принадлежности.

На основании изложенного, прибор учета электрической энергии должен располагаться на границе земельного участка <...>

Согласно пункту 11.3 Договора <...> необходимо выполнить мероприятия по организации учета электрической энергии по вновь сооружаемым (реконструируемым) объектам в соответствии с требованиями раздела X постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Согласно пункту 8 Договора заявитель обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;

после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий;

принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организации.

Согласно представленному Акту осмотра (обследования электроустановки) № ЧРЭС-ЮЭС-16-927347 от 15.09.2016 <...> не выполнила мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, с.п. Стремиловское, дер. Алферово, СНТ «Стимул», д. 52 (кадастровый номер земельного участка: 50:31:0010117:124), предусмотренные для выполнения со стороны заявителя. На этом основании доводы <...> по неисполнению в срок ПАО «МОЭСК» технологического присоединения и отсутствию нарушений со стороны заявителя несостоятельны.

Рассмотрев представленные документы, материалы и сведения, установлено, что до момента выполнения <...> мероприятий по осуществлению технологического присоединения, предусмотренных для выполнения со стороны заявителя, у ПАО «МОЭСК» отсутствовала возможность фактического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, с.п. Стремиловское, дер. Алферово, СНТ «Стимул», д. 52 (кадастровый номер земельного участка: 50:31:0010117:124), к электрическим сетям.

Вместе с тем, согласно пунктам 10.1. и 10.2. технических условий № Ю8-16-202-7407(927347/102/Ю8) от 20.06.2016, мероприятия, выполняемые ПАО «МОЭСК» за счет средств платы за технологическое присоединение, а также за счет инвестиционной составляющей тарифа на передачу электроэнергии и необходимые для осуществления технологического присоединения отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Согласно пункту 25.1 Правил в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 данных Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Таким образом, исходя из смысла указанных норм, обязательства по определению схемы технологического присоединения и перечня мероприятий, относятся к обязанности и компетенции сетевой организации.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 426 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Порядок изменения условий договора предусмотрен статьями 451 и 452 ГК РФ (по соглашению сторон или в судебном порядке).

Согласно пункту 14 договора Ю8-16-202-7407(927347/102/Ю8) об осуществлении технологического присоединения от 20.06.2016, договор может быть изменен по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.

Договор <...> был подписан без протокола разногласий, изменения в Договор не вносились и условия Договора <...> не оспаривались. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявитель с условиями Договора был ознакомлен и согласен.

В соответствии с частью 1 статьи 11 ГК РФ, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

На основании изложенного, а также в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП, по результатам рассмотрения дела № 05-21/286-16 об административном правонарушении в отношении ПАО «МОЭСК» Московским областным УФАС России было вынесено постановление о прекращении производства по делу.

В рассматриваемой ситуации процедура технологического присоединения не была завершена по причине неисполнения технических условий со стороны <...> Определенная техническими условиями к Договору точка присоединения - существующая опора ВЛ-0,4 кВ, отходящая от секции РУ-0,4 кВ ТП 6/0,4 кВ №229 — 15 кВт — <...> была известна, однако мероприятия, необходимые для технологического присоединения прибора учета заявителем, не исполнены.

Данное обстоятельство создало препятствие для завершения процедуры технологического присоединения со стороны ПАО «МОЭСК».

Исследовав материалы жалобы, ФАС России пришло к выводу, что Московским областным УФАС России правомерно вынесено постановление о прекращении производства по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении от 22.12.2016.

Нормы материального права применены Московским областным УФАС России по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы Московского областного УФАС России соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

При рассмотрении жалобы нарушений процессуального характера, которые носят существенное значение и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о прекращении производства по делу № 05-21/286-16 об административном правонарушении от 22.12.2016, вынесенное заместителем руководителя Московского областного УФАС России <...> в отношении ПАО «МОЭСК») (место нахождения: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, корп. 2; ОГРН 1057746555811, ИНН 5036065113, КПП 772501001; дата регистрации в качестве юридического лица — 01.04.2005), оставить без изменения, жалобу <....> - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

А.Г. Цыганов

Связанные организации

Связанные организации не указаны