Постановление №ЦА/37139/17 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 2 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 4-14.9-596/00-06-17

 

 

«1» июня 2017 г. Москва

 

 

Я, заместитель руководителя ФАС России Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.9-596/00-06-17, возбужденного в отношении <...>, в отсутствии <...>, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.9-596/00-06-17,

 

УСТАНОВИЛ:

 

30.03.2016 Министерством обороны Российской Федерации был объявлен электронный аукцион на поставку автомобильных шин 12,00 R18 (320 R457), 12,00 R18 (КИ-115 АМ), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 и 18,00-24 для нужд Министерства обороны Российской Федерации (закупка № 0173100004516000396).

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление АО ПО «Алтайский шинный комбинат» от 31.05.2016 № 77487/16 о возможном нарушении Министерством обороны Российской Федерации части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившемся в ограничении конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лота товаров, технологически и функционально не связанных с товарами, поставки которых являются предметом торгов.

По мнению заявителя, АО ПО «Алтайский шинный комбинат», как и некоторые другие отечественные производители шин, не имели возможности принять участие в указанном аукционе ввиду ограничения доступа заинтересованных лиц к участию. Доступ был ограничен путем включения Министерством обороны Российской Федерации в один общий лот ассортимента шин, обращающихся на рынке с ограниченной конкуренцией (18,00-24, 12,00 R18 (КИ-115 АМ), производство которых осуществляют ЗАО «ВШЗ» и ОАО «КШЗ», входящие в одну группу лиц с ООО «Пирелли Тайр Руссия» (письмо Минпромторга России от 26.05.2016 № ЦС-32072/13).

В рамках рассмотрения дела № 1-17-131/00-06-16 ФАС России провела анализ состояния конкуренции на рынке автомобильных шин 12,00 R18 (320 R457), 12,00 R18 (КИ-115 АМ), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 и 18,00-24 при проведении торгов для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее — Минобороны России).

Исходя из изложенных в аналитическом отчете сведений о составе производителей/поставщиков шин указанных типоразмеров, а также невозможности их соответствующей замены согласно требованиям конструкторской документации, можно сделать вывод, что шины 18,00-24 и 12,00 R18 (КИ-115 АМ), производимые предприятиями входящих в одну группу лиц с ООО «Пирелли Тайр Руссия» обращаются на рынке с ограниченной конкуренцией. Серийные шины 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 выпускают три производителя (АО ПО «АШК», ПАО «Омскшина» (группа лиц ОАО «Кордиант»), ОАО «Нижнекамскшина») и между ними возможна конкуренция.

Таким образом, включив в лот, помимо серийных шин для автомобилей УРАЛ, КАМАЗ и ГАЗ, шины, обращающихся на рынке с ограниченной конкуренцией, производимые предприятиями, входящими в одну группу лиц с ООО «Пирелли Тайр Руссия» Минобороны России создало условия для участия в аукционе только тех поставщиков, которые имеют договорные отношение с ООО «Пирелли Тайр Руссия». Заключение договоров на поставку шин 12,00 R18 (320 R457), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21, указанных в лоте не являлось препятствием для участников торгов, так как данные шины обращаются на конкуретном рынке.

В соответствии с представленной Минобороны России информацией, установлено, что при планировании проведения аукционов Минобороны России, обоснование начальной (максимальной) цены продукции (товаров) осуществляло аудиторское ведомство Минобороны России, в соответствии с аукционной документацией согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Согласно Извещению Минобороны России о проведении электронного аукциона по закупке № 017310000516000396, начальная (максимальная) цена контракта составила 68 337 325,60 рублей.

В соответствии с протоколом от 26.04.2016 № 1996/Г/ЭА/2 подведения итогов электронного аукциона по закупке № 017310000516000396, в аукционе приняло участие два поставщика ООО «Инвестиционная компания «Амтел» и ООО «ИНТЭКС-М».

В результате аукцион выиграло ООО «Инвестиционная компания «Амтел» с ценами поставки шин: 12,00 R18 (320 R457) – 16 315 руб. с НДС; 12,00 R18 (КИ-115 АМ) – 18 000 руб. с НДС; 14,00-20 (370-508) – 18 000 руб. с НДС; 425/85 R21 – 27 800 руб. с НДС; 18,00-24 73 415,64 руб. с НДС.

При этом общая цена контракта, предложенная победителем аукциона ООО «Инвестиционная компания «Амтел», составила 67 312 265,71 рублей, таким образом снижение цены контракта в процентном соотношении к начальной (максимальной) цене контракта составило 1,52%.

Необходимо отметить, что арбитражные суды при оценке эффективности государственных и муниципальных закупок, в том числе, используют статистические данные, приведенные в докладе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «О системе закупок Российской Федерации», подготовленном в 2014 году (далее – Доклад) (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы № 09АП-47413/2016 по делу № А40-6355/16).

В соответствии с Докладом, одним из показателей, используемым в целях оценки эффективности законодательства, регулирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, является размер снижения начальной (максимальной) цены контракта в результате проведения конкурентных процедур.

На основании данных, представленных в Докладе, размер снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам электронного аукциона в среднем составляет 7,98% по государственным закупкам и 9,67% по муниципальным закупкам.

Таким образом, сравнивая размер усредненного значения снижения начальной (максимальной) цены контракта, представленный в Докладе, с процентом снижения начальной (максимальной) цены контракта на рассматриваемом аукционе по закупке № 017310000516000396, можно прийти к заключению, что данный размер снижения может свидетельствовать о его неэффективности.

В соответствии с представленным перечнем проводимых электронных аукционов Минобороны России, Комиссией установлено, что 19.09.2016 Минобороны России был проведен электронный аукцион на поставку автомобильных шин типоразмеров 14,00-20 (370-508) в объеме 500 шт. по цене - 18 000 руб., 425/85R21 в объеме 500 шт. по цене - 27 800 руб. для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516001744).

Согласно Извещению Минобороны России о проведении электронного аукциона по закупке № 0173100004516001744, начальная (максимальная) цена контракта составила 22 900 000 рублей.

При этом, необходимо отметить, что в данной закупке отсутствуют шины, обращающиеся на рынке с ограниченной конкуренцией (14,00-20 (370-508), 425/85R21). По остальным позициям лота данный электронный аукцион совпадает с электронным аукционом, рассмотренным ранее (закупка № 017310000516000396).

В соответствии с протоколом от 21.09.2016 № 2532/Г/ЭА/2 подведения итогов электронного аукциона по закупке № 0173100004516001744, в аукционе приняло участие три поставщика ООО «Инвестиционная компания «Амтел», ЗАО «Торговый дом «Бовид» и ООО «Первая Объединенная Шинная Компания».

В результате аукцион также выиграло ООО «Инвестиционная компания «Амтел».

При этом общая цена контракта, предложенная победителем аукциона ООО «Инвестиционная компания «Амтел», составила 16 710 000 рублей, таким образом снижение цены контракта в процентном соотношении к начальной (максимальной) цене контракта составило 37,04%.

Сравнительная информация о снижении цены контракта от начальной (максимальной) цены по закупке № 017310000516000396 и закупке № 0173100004516001744 приведена в Таблице № 2.

Таблица № 2

 

№ п/п

Наименование участника

 

Дата и время подачи заявки

 

 

 

Наименование продукции (шин автомобильных)

 

 

 

Сумма предложения (руб.)

 

 

Начальная максимальная цена

 

% соотношение к начальной макс.цене

заявк

Аукцион № 0173100004516000396 25.04.2016 (GMT+3 Москва, Волгоград) АО «Единая электронная площадка»

1

ООО «ИК «АМТЕЛ»

25.04.2016

Шины 12,00-R 18 (КИ-115 АМ) - 50 шт. нач. макс. цена -18 000 руб.

Шины 12,00-R 18 (320R457) - 100 шт. нач. макс. цена -16 315 руб.

Шины 14,00-20 (370-508) - 1000 шт. нач. макс. цена -18 000 руб.

Шины 18,00-24 (370-508) - 40 шт. нач. макс. цена -73 415 руб.

Шины 425/85R21 - 1614 шт. нач. макс. цена -27 800 руб.

67 312 265,71

68 337 325,60

1,52

2

ООО «Сервис Логистика»

25.04.2016

67 653 952,34

Аукцион № 0173100004516001744 19.09.2016 (GMT+3 Москва, Волгоград) АО «Единая электронная площадка»

1

ООО «ИК «АМТЕЛ»

19.09.2016

Шины 14,00-20 (370-508) - 500 шт. нач. макс. цена -18 000 руб.

Шины 425/85R21 - 500 шт. нач. макс. цена -27 800 руб

16 710 000

 

 

22 900 000

37,04

2

ООО «ПОШК»

19.09.2016

16 824 500

 

 

3

ЗАО «Бовид»

19.09.2016

22 785 500

 

 

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2013 № 11604/12 по делу № А40-123181/11-120-1054 указал, в том числе, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе, для реализации федеральных целевых программ).

Сравнительный анализ снижения цены на рассматриваемых электронных аукционах показывает, что проведение аукциона без «монопольной» составляющей (шин, обращающихся на рынке с ограниченной конкуренцией 18,00-24 и 12,00 R18 (КИ-115 АМ) является значительно более эффективным.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что требования конкурсной документации не ограничивают участия в закупке предприятий-изготовителей, а ограничивают количество потенциальных участников, путем включения «монопольной» составляющей (шин, обращающихся на рынке с ограниченной конкуренцией 18,00-24 и 12,00 R18 (КИ-115 АМ) и, тем самым ограничивают конкуренцию на указанных торгах.

Вместе с тем, проведенный 19.09.2016 электронный аукцион Минобороны России на поставку автомобильных шин типоразмеров 14,00-20 (370-508) в объеме 500 шт. по цене - 18 000 руб., 425/85R21 в объеме 500 шт. по цене - 27 800 руб. для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516001744) без «монопольной» составляющей не ограничил конкуренцию и оказался более эффективным в целях использования источников финансирования.

По результатам рассмотрения дела № 1-17-131/00-06-16 Комиссия приняла решение (исх. от 24.03.2017 № ЦА/19360/17) признав в действиях Минобороны России нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении конкуренции при проведении электронного аукциона по закупке № 017310000516000396.

В соответствии с Положением о Департаменте государственных закупок Минобороны России (далее - Департамент), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 мая 2015 г. № 280, Департамент предназначен для осуществления планирования, организации и проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основными задачами Департамента, в том числе являются: осуществление планирования закупок товаров (работ, услуг) по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации; организация и проведение конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) по государственному оборонному заказу и для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.

В период проведения электронного аукциона (закупка № 0173100004516000396) с 30 марта 2016 года по 25 апреля 2016 года <...> являлась заместителем руководителя Департамента.

Извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на поставку автомобильных шин 12,00 R18 (320 R457), 12,00 R18 (КИ-115 АМ), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 и 18,00-24 для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516000396) утверждены заместителем руководителя Департамента <...>.

Таким образом, действия <...>, выразившиеся в согласовании и подписании извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе на поставку автомобильных шин 12,00 R18 (320 R457), 12,00 R18 (КИ-115 АМ), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 и 18,00-24 для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516000396), привели к ограничению количества потенциальных участников, путем включения в лот «монопольной» составляющей (шин, обращающихся на рынке с ограниченной конкуренцией 18,00-24 и 12,00 R18 (КИ-115 АМ) и, тем самым ограничили конкуренцию на указанных торгах.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) действия должностных лиц федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Определением ФАС России от 30.03.2017 № 06/20488/17 в отношении <...> возбуждено дело об административном правонарушении № 4-14.9-596/00-06-17 и проведении административного расследования.

Определением о продлении и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14.9-596/00-06-17 (исх. от 04.05.2017 № ЦА/330413/17) <...> извещалась о времени и места рассмотрения данного дела. Согласно информации, полученной с официального сайта ФГУП «Поста России» по адресам: <...> по данному документу осуществлена «неудачная попытка вручения».

В соответствии с позицией, изложенной в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо учитывать, что гражданин, несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам,а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Место совершения административного правонарушения: 105175, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 37а, стр. 1.

Время совершения административного правонарушения — 30.03.2016.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции.

Объективная сторона: совершение <...> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП, выразившееся в согласовании и подписании извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе на поставку автомобильных шин 12,00 R18 (320 R457), 12,00 R18 (КИ-115 АМ), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 и 18,00-24 для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516000396), привели к ограничению количества потенциальных участников, путем включения в лот «монопольной» составляющей (шин, обращающихся на рынке с ограниченной конкуренцией 18,00-24 и 12,00 R18 (КИ-115 АМ) и, тем самым ограничили конкуренцию на указанных торгах.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Субъективная сторона: вина должностного лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Факт совершения административного правонарушения <...>, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении № 4-14.9-596/00-06-17 от 24.04.2017, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При рассмотрении дела в отношении <...> смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.9 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...>, виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

УИН: 16133060100000813767

ID: 0100000000006800092678643

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Г. Цыганов

Связанные организации

Связанные организации не указаны