Постановление №ЦА/78577/16 постановление о прекращении производства по делу об админист... от 28 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об

административном правонарушении № 4-14.31-311/00-21-16

 

г. Москва

 

Резолютивная часть постановления оглашена «24» октября 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено «27» октября 2016 года

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-311/00-21-16, возбужденного в отношении <...>, в присутствии <...>надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14-31-311/00-21-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-29/00-21-15 о нарушении антимонопольного законодательства 30.10.2015 приняла решение о признании группы лиц в составе ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (место нахождения: 367000, г. Махачкала, ул. Дахадаева, д. 73), ОАО «Каббалкэнерго» (место нахождения: 360000, г. Нальчик, ул. Щорса, д. 6), ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» (место нахождения: 369000, г. Черкесск, ул. Османа Касаева, д. 3), ОАО «Ингушэнерго» (место нахождения: 369000, г. Назрань, ул. Чеченская, д. 5) и ОАО «Севкавказэнерго» (место нахождения: 362040, г. Владикавказ, ул. Тамаева, д. 19) (далее — Группа лиц) нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Указанное нарушение выразилось в следующем.

В соответствии с пунктом 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила рынка), до 01.01.2015 с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению № 3 к Правилам рынка, гарантирующими поставщиками – участниками оптового рынка регулируемые договоры заключаются в ценовых зонах субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии и мощности, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика входят в Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков (Приложение № 3 к Правилам рынка).

Исходя из пункта 64 Правил рынка следует, что покупателям, функционирующим в отдельных частях ценовых зон, сверх объемов электрической энергии, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, по регулируемым договорам поставляется электрическая энергия в объемах, соответствующих объемам электрической энергии, определенным для них в прогнозном балансе на очередной период регулирования, за вычетом объемов электрической энергии для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенных для них в указанном прогнозном балансе.

Таким образом, для зоны деятельности участников Группы лиц установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, и Группа лиц осуществляет деятельность, в том числе, по регулируемым договорам, предусмотренным пунктом 62 Правил рынка.

Согласно представленной НП «Совет рынка» информации (вх. от 15.12.2014 № СР-02/14-6033), по шести гарантирующим поставщикам, входящим в Группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.10.2014 (далее – Период) наблюдались существенные завышения планового потребления относительно фактического в случаях, когда объем потребления был ниже объема, покупаемого в рамках регулируемых договоров. По информации НП «Совет рынка», превышение планового потребления над фактическим любым участником оптового рынка - потребителем электрической энергии, в том числе и гарантирующим поставщиком (далее - ГП), на рынке на сутки вперед (далее — РСВ) может привести к востребованию более дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту равновесных цен на РСВ.

В соответствии с пунктом 127 Правил рынка конкурентный отбор для балансирования системы производится в форме расчета объемов производства электрической энергии на генерирующем оборудовании, установленная генерирующая мощность которого составляет не менее 5 МВт, и объемов потребления на энергопринимающих устройствах участников с регулируемым потреблением на час поставки электрической энергии, а также цен продажи (покупки) отклонений в указанный час.

Участник оптового рынка продает электрическую энергию по результатам

конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего увеличению объема производства (снижению объема потребления).

Таким образом, участники Группы лиц продают электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению объема потребления.

Из информации, представленной НП «Совет рынка» письмом от 07.10.2015 № СР-02/15-1480 (далее – Письмо № 1480) следует, что участники Группы лиц независимо друг от друга имеют возможность извлекать дополнительный экономический эффект из торговли на балансирующем рынке (далее — БР), который заключается в следующем.

В случае, если плановые объемы потребления по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед превышают фактические, то на БР в группах точек поставки (далее – ГТП) гарантирующих поставщиков Группы лиц формируются сделки по продаже отклонений по ставке на снижение потребления по собственной инициативе, равно минимуму из индикатора БР и индикатора РСВ в соответствующем узле привязки.

Группа лиц, занимающая доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии и мощности по потреблению электрической энергии и мощности (статья 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ О защите конкуренции«) в зоне свободного перетока «Кавказ» и в зоне свободного перетока «Махачкала», ущемила интересы потребителей электрической энергии, путем завышения планового потребления из-за подачи заявок, что привело к увеличению равновесных цен на электрическую энергии на соответствующих территориях в Период.

Ассоциация «НП Совет рынка» письмом от 07.10.2015 СР-02/15-4980 представила информацию о полученных участниками Группы лиц доходе (экономических эффектах) вследствие завышения плановых объемов потребления электрической энергии на БР, который составил 696 791 313 рублей.

В Периоде не учитываются следующие месяцы, значения отклонений участников Группы лиц в которых были близки или меньше значений отклонений ГП первой ценовой зоны:

а) ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»: июнь — октябрь 2014 года;

б) ОАО «Ингушэнерго»: январь, июнь — декабрь 2013, январь, апрель —

октябрь 2014 года,

в) ОАО «Каббалкэнерго»: июнь — декабрь 2013 года, январь, май —

октябрь 2014 года;

г) ОАО «Севкавказэнерго»: сентябрь 2013 года, сентябрь, октябрь 2014

года;

Определением от 17.07.2015 о назначении дела № 1-10-29/00-21-15 к рассмотрению ФАС России обязал участников Группы лиц представить сведения о должностных лицах, ответственных за подачу ценовых заявок на РСВ.

В ответ было представлено письмо, согласно которому, <...>, в соответствии с трудовым договором от 02.12.2013 № 470, занимал должность начальника Департамента по организации работы на оптовом рынке в ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» до 23.12.2014.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в действиях Группы лиц выявлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в завышении плановых объемов потребления электрической энергии на РСВ в Период, за исключением указанных месяцев, установлено наличие ограничения конкуренции. Вследствие указанных действий Группы лиц произошел рост равновесных цен на электроэнергию на РСВ в Период в зоне свободного перетока «Кавказ» и зоне свободного перетока «Махачкала», не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, что является признаком ограничения конкуренции.

Решение по делу № № 1-10-29/00-21-15 изготовлено в полном объеме 30.10.2015.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

На основании представленных сведений Ассоциацией «НП Совет рынка» (вх. от 17.10.2016 № 151642) было установлено, что за 2013 год и за период январь - май 2014 года <...> не имел сертификат ключа проверки электронной подписи и не имел возможности подписывать ценовые заявки на оптовом рынке потребления электрической энергии.

При рассмотрении дела об административном правонарушении № 4-14.31-311/00-21-16 установлено, что <...> не совершал виновных действий (бездействий), содержащих признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь пунктом 1 части 1¹ статьи 29.9 КоАП, а также статьями 23.48 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении № 4-14.31-311/00-21-16, возбужденному в отношении <...>, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Г. Цыганов

Связанные организации

Связанные организации не указаны