Постановление №ЦА/78581/16 Постановление о наложении штрафа по делу об административном... от 28 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-315/00-21-16

 

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «24» октября 2016 года

В полном объеме постановление изготовлено «27» октября 2016 года

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Цыганов Андрей Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-315/00-21-16, возбужденного в отношении <...>,в присутствии <...> надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-14-31-315/00-21-16,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-29/00-21-15 о нарушении антимонопольного законодательства 30.10.2015 приняла решение о признании группы лиц в составе ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (место нахождения: 367000, г. Махачкала, ул. Дахадаева, д. 73), ОАО «Нурэнерго» (место нахождения: 364020, г. Грозный, ш. Старопромысловское, д. 6), ОАО «Каббалкэнерго» (место нахождения: 360000, г. Нальчик, ул. Щорса, д. 6), ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» (место нахождения: 369000, г. Черкесск, ул. Османа Касаева, д. 3), ОАО «Ингушэнерго» (место нахождения: 369000, г. Назрань, ул. Чеченская, д. 5) и ОАО «Севкавказэнерго» (место нахождения: 362040, г. Владикавказ, ул. Тамаева, д. 19) (далее — Группа лиц) нарушившей часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Указанное нарушение выразилось в следующем.

В соответствии с пунктом 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила рынка), до 01.01.2015 с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению № 3 к Правилам рынка, гарантирующими поставщиками – участниками оптового рынка регулируемые договоры заключаются в ценовых зонах субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии и мощности, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика входят в Перечень территорий ценовых зон оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков (Приложение № 3 к Правилам рынка).

Исходя из пункта 64 Правил рынка следует, что покупателям, функционирующим в отдельных частях ценовых зон, сверх объемов электрической энергии, поставляемых и оплачиваемых по регулируемым договорам для населения, по регулируемым договорам поставляется электрическая энергия в объемах, соответствующих объемам электрической энергии, определенным для них в прогнозном балансе на очередной период регулирования, за вычетом объемов электрической энергии для поставки населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, определенных для них в указанном прогнозном балансе.

Таким образом, для зоны деятельности участников Группы лиц установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, и Группа лиц осуществляет деятельность, в том числе, по регулируемым договорам, предусмотренным пунктом 62 Правилами рынка.

Согласно представленной НП «Совет рынка» информации (вх. от 15.12.2014 № СР-02/14-6033), по шести гарантирующим поставщикам, входящим в Группу лиц, в период с 01.01.2013 по 31.10.2014 (далее – Период) наблюдались существенные завышения планового потребления относительно фактического в случаях, когда объем потребления был ниже объема, покупаемого в рамках регулируемых договоров. По информации НП «Совет рынка», превышение планового потребления над фактическим любым участником оптового рынка - потребителем электрической энергии, в том числе и гарантирующим поставщиком (далее - ГП), на рынке на сутки вперед (далее — РСВ) может привести к востребованию более дорогой части ценового предложения и, как следствие, росту равновесных цен на РСВ.

В соответствии с пунктом 127 Правил рынка конкурентный отбор для балансирования системы производится в форме расчета объемов производства электрической энергии на генерирующем оборудовании, установленная генерирующая мощность которого составляет не менее 5 МВт, и объемов потребления на энергопринимающих устройствах участников с регулируемым потреблением на час поставки электрической энергии, а также цен продажи (покупки) отклонений в указанный час.

Участник оптового рынка продает электрическую энергию по результатам

конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего увеличению объема производства (снижению объема потребления).

Таким образом, участники Группы лиц продают электрическую энергию по результатам конкурентного отбора заявок для балансирования системы в размере отклонения, соответствующего снижению объема потребления.

Из информации, представленной НП «Совет рынка» письмом от 07.10.2015 № СР-02/15-1480 (далее – Письмо № 1480) следует, что участники Группы лиц независимо друг от друга имеют возможность извлекать дополнительный экономический эффект из торговли на балансирующем рынке (далее — БР), который заключается в следующем.

В случае, если плановые объемы потребления по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед превышают фактические, то на БР в группах точек поставки (далее – ГТП) гарантирующих поставщиков Группы лиц формируются сделки по продаже отклонений по ставке на снижение потребления по собственной инициативе, равно минимуму из индикатора БР и индикатора РСВ в соответствующем узле привязки.

Группа лиц, занимающая доминирующее положение на оптовом рынке электрической энергии и мощности по потреблению электрической энергии и мощности в зоне свободного перетока «Кавказ» и в зоне свободного перетока «Махачкала», ущемила интересы потребителей электрической энергии, путем завышения планового потребления из-за подачи заявок, что привело к увеличению равновесных цен на электрическую энергии на соответствующих территориях в Период.

Ассоциация «НП Совет рынка» письмом от 07.10.2015 СР-02/15-4980 представило информацию о полученных участниками Группы лиц доходах (экономических эффектах) вследствие завышения плановых объемов потребления электрической энергии на БР, которая составляет 696 791 313 рублей.

В Периоде не учитываются следующие месяцы, значения отклонений участников Группы лиц в которых были близки или меньше значений отклонений ГП первой ценовой зоны:

а) ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания»: июнь — октябрь 2014 года;

б) ОАО «Ингушэнерго»: январь, июнь — декабрь 2013, январь, апрель —

октябрь 2014 года,

в) ОАО «Каббалкэнерго»: июнь — декабрь 2013 года, январь, май —

октябрь 2014 года;

г) ОАО «Севкавказэнерго»: сентябрь 2013 года, сентябрь, октябрь 2014

года;

д) ОАО «Нурэнерго»: июнь, сентябрь, декабрь 2013 года, апрель, май,

июль - октябрь 2014 года.

Частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена ответственность должностных лиц за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Определением от 17.07.2015 о назначении дела № 1-10-29/00-21-15 к рассмотрению ФАС России обязал участников Группы лиц представить сведения о должностных лицах, ответственных за подачу ценовых заявок на РСВ.

В ответ было представлено письмо, согласно которому, Курносов Павел Иванович, в соответствии с трудовым договором от 02.12.2013 № 470, занимал должность начальника Департамента по организации работы на оптовом рынке в ОАО «Севкавказэнерго» до 23.12.2014 и отвечал за подачу заявок ОАО «Севкавказэнерго».

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в действиях Группы лиц выявлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в завышении плановых объемов потребления электрической энергии на РСВ в Период, за исключением указанных месяцев, установлено наличие ограничения конкуренции. Вследствие указанных действий Группы лиц произошел рост равновесных цен на электроэнергию на РСВ в Период в зоне свободного перетока «Кавказ» и зоне свободного перетока «Махачкала», не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, что является признаком ограничения конкуренции.

Решение по делу № № 1-10-29/00-21-15 изготовлено в полном объеме 30.10.2015.

Местом совершения административного правонарушения является: 362040, г. Владикавказ, ул. Тамаева, д. 19.

Временем совершения административного правонарушения является период с декабря 2013 года по август 2014 года.

Субъект административного правонарушения: <...> .

Субъективная сторона: как следует из материалов дела об административном правонарушении № 4-14.31-315/00-21-16 и установленных обстоятельств, у <...> имелась возможность не совершать указанных действий, однако Курносов Павел иванович этого не сделал, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

На основании представленных сведений Ассоциацией «НП Совет рынка» (вх. от 17.10.2016 № 151645) было установлено, что в период с 15.05.2014 по август 2014 года <...> имел сертификат ключа проверки электронной подписи и был ответственным за подачу ценовых заявок на оптовом рынке потребления электрической энергии.

Таким образом, <...>совершил действия, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается протоколом от 28.04.2016 по делу об административном правонарушении № 4-14.31-315/00-21-16, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 4-14.31-315/00-21-16 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 2 статьи 14.31 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133110300000611986

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

Операционный департамент банка России г. Москва 701

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

А.Г. Цыганов

Связанные организации

Связанные организации не указаны