Постановление №ВК/71368/15 Постановление о прекращении производства по делу № 4-19.5-75... от 11 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 4-19.5-757/00-21-15

«03» декабря 2015 г. г. Москва

Я, заместитель руководителя ФАС России Королёв В.Г., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-19.5-757/00-21-15, возбужденного в отношении <...>, в присутствии <...>, которому разъяснены предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) права лица, в отношении которого ведется производство по делу,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступило заявление Открытого акционерного общества «Тываэнерго» (далее — ОАО «Тываэнерго») на бездействие Региональной энергетической комиссии Красноярского края (далее — РЭК Красноярского края), связанное с неутверждением тарифа на услуги по передаче электрической энергии по заявлениям ОАО «Тываэнерго» от 19.11.2013 №1.9/вх-по, от 23.12.2013 №1.9/1.9/3140-исх, от 30.04.2014 № 1.9/1.9/1167-исх (вх. от 08.12.2014 №112541/14).

На основании фактов, изложенных в заявлении, ФАС России приказом от 28.01.2015 № 27/15 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении РЭК Красноярского края возбуждено дело № 1-15-6/00-21-15 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

На основании части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, ФАС России по результатам рассмотрения дела № 1 1-15-6/00-21-15 в адрес РЭК Красноярского края выдано предписание от 30.03.2015 № АГ/15344/15 (далее - Предписание), согласно которому РЭК Красноярского края в течение одного месяца с даты получения решения по делу № 1-15-6/00-21-15 и настоящего Предписания необходимо прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части неутверждения тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период с 2015 года по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12.

О выполнении пункта 1 Предписания РЭК Красноярского края обязана была сообщить в ФАС России в срок, не превышающий 5 дней со дня его выполнения.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок.

Предписание было направлено в адрес РЭК Красноярского края заказным письмом с уведомлением. Согласно почтовому идентификатору 12599384151262, указанное Предписание было получено РЭК Красноярского края 10.04.2015. Поскольку 10.05.2015 и 11.05.2015 были не рабочими днями, РЭК Красноярского края обязано было выполнить выданное Предписание в срок до 12.05.2015.

Письмом РЭК Красноярского края от 15.05.2015 № 2-2378/3 (вх. от 29.05.2015 № 53912/15) сообщило о выполнении Предписания. Вместе с тем, ОАО «Тываэнерго» направило в адрес ФАС России жалобу в отношении РЭК Красноярского края о неисполнении решения и предписания по делу № 1-15-6/00-21-15.

Из приказа РЭК Красноярского края от 08.05.2015 № 67-п следует, что региональный тарифный орган внес дополнения в приказ РЭК Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», а именно внесены следующие дополнения:

в приложении № 2 в таблице раздел 1 дополнен пунктами 61, 62, 63.

Согласно указанным пунктам установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Тываэнерго» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Горно-химический комбинат», ООО «Региональная сетевая компания» и филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго». Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между указанными сетевыми организациями равны 0,00 рублей.

Также, раздел 2 дополнен пунктами 10, 11, 12. Согласно указанным пунктам установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Тываэнерго» и Федеральным государственным унитарным предприятием «Горно-химический комбинат», ООО «Региональная сетевая компания» и филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго». Взаиморасчеты между указанными сетевыми организациями также равны 0,00 рублей.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) установлено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие данного пункта не распространяется, в том числе на решение регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Согласно пункту 15 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования) при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (далее - НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Правила расчета НВВ установлены в пунктах 16 - 32 Основ ценообразования.

Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете. В НВВ включаются расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, и расходы, относимые на прибыль после налогообложения (пункты 16 - 17 Основ ценообразования). Аналогичное положение содержится и в пункте 22 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее — Методические указания).

Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

В соответствии с абзацем вторым пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - ПНД) расчеты между территориальными сетевыми организациями осуществляются по тарифам на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулировании). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 52 Методических указаний предусмотрено также, что в случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток (недостаток) должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.

ФАС России определением от 26.08.2015 о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-19.8-757/00-21-15 были запрошены сведения, а именно правовое обоснование по неутверждению тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период с 2015 года по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12; копии должностного регламента, трудового договора и приказа о назначении на должность руководителя заместителя председателя РЭК Красноярского края, временно осуществляющего полномочия по руководству РЭК Красноярского края А.А. Ананьева или иного должностного лица, ответственного за неисполнение предписания ФАС России по делу № 1-15-6/00-21-15; копию паспорта заместителя председателя РЭК Красноярского края, временно осуществляющего полномочия по руководству РЭК Красноярского края <...> или иного должностного лица, ответственного за неисполнение предписания ФАС России по делу № 1-15-6/00-21-15; иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу. Указанные сведения необходимо было представить в ФАС России в срок до 3.09.2015.

Письмом от 01.09.2015 № 2-3495/3, за подписью заместителя председателя РЭК Красноярского края, временно осуществляющего полномочия по руководству РЭК Красноярского края <...>, РЭК Красноярского края были направлены письменные пояснения по неутверждению тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период с 2015 года по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12; копия приказа РЭК от 08.05.2015 № 67-п «О внесении дополнения в приказ РЭК Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об утверждении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; распоряжение Губернатора Красноярского края «Об осуществлении полномочий по руководству РЭК Красноярского края» и должностной регламент председателя РЭК Красноярского края.

Из представленных пояснений установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 41 ПНД при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.

Поэтому при определении плательщика и получателя услуг по этим ставкам орган регулирования руководствуется соответственно тем, у кого из смежных территориальных сетевых организаций имеется избыток, а у кого недостаток средств, относимый на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии.

Смежные с ООО «Тываэнерго» сетевые организации ФГУП «ГХК», ООО «РСК», филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» не имеют избытка средств, относимого на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, для компенсации недостатка средств, относимого на содержание электрических сетей и на потери электроэнергии, ООО «Тываэнерго». В связи с этим смежные с ООО «Тываэнерго» сетевые организации не могут быть поставщиками средств иным сетевым организациям, то есть, плательщиками по индивидуальным тарифам в пользу ООО «Тываэнерго».

Ввиду изложенного, РЭК определены нулевые ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.

Следует отметить, что такие условия регулирования сложились не в результате нарушения РЭК порядка расчета индивидуальных тарифов, установленного Методическими указаниями, а в связи с объективным отсутствием источника для компенсации необходимой валовой выручки ООО «Тываэнерго».

Такие условия регулирования являются следствием применения вышеуказанных норм Методических указаний при установлении тарифов на очередной период регулирования для всех других сетевых организаций, обратившихся в РЭК с заявлением до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, в рамках норм пункта 12 Правил. Регулирование таких организаций на 2015 год окончено РЭК 19.12,2014 и оформлено приказом РЭК от 19.12.2014 № 461-п «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями». Данным приказом обеспечено возмещение необходимых валовых выручек всех сетевых организаций края на 2015 год, действующих по состоянию на 01.01.2015, посредством установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. В связи с чем, финансовые и тарифные возможности сетевых организаций края исчерпаны максимально, средства для финансирования расходов сетевых организаций, не участвовавших в данном тарифном регулировании, каковой является ООО «Тываэнерго», отсутствуют.

ООО «Тываэнерго» в расчете котловых и индивидуальных тарифов с 01.01.2015 не участвовало, тарифы для него устанавливались РЭК после начала периода регулирования, 2015 года с учетом пункта 18 Правил, устанавливающего особенности регулирования организаций, в отношении которых ранее нс осуществлялось государственное регулирование тарифов.

Иной исход тарифного регулирования в данном случае невозможен, поскольку безосновательно образует убытки для смежных сетевых организаций, добросовестно действующих на рынке услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2015 и ранее.

Из материалов дела следует, что РЭК Красноярского края предпринял все зависящие от него меры по обеспечения исполнения предписания антимонопольного органа в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ООО «Тываэнерго» с другими сетевыми организациями.

Вместе с тем, установление указанных тарифов равными 0,00 рублей вызвано необходимостью соблюдения методики установления тарифов и необходимостью соблюдения баланса интересов иных сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии.

Так же необходимо отметить, что ОАО «Тываэнерго» при предоставлении документов в РЭК Красноярского края в целях установления тарифов на будущий период регулирования, вправе предоставить документы, подтверждающие экономически обоснованные расходы, недополученные в предыдущем периоде регулирования.

Таким образом, РЭК Красноярского края исполнил предписание ФАС России о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части неутверждения тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии на долгосрочный период с 2015 года по электрическим сетям Красноярского края, принадлежащим ОАО «Тываэнерго» на основании договора аренды имущества от 26.06.2013 № 04.2400.5723.12.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 25.4 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Производство по делу об административном правонарушении в отношении <...>, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны