Решение №ПЗ/83979/20 Решение по результатам рассмотрения дела № 06/01/15-1/2020 о... от 28 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения дела № 06/01/15-1/2020

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2020

В полном объеме решение изготовлено 28.09.2020

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<....>;

членов Комиссии:

<.....>,

рассмотрев дело № 06/01/15-1/2020, возбужденное по признакам нарушения Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, д. 28, ИНН/КПП 1435003143/1433501001, ОГРН 1021401068105) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», при осуществлении субсидирования юридических лиц — участников северного завоза социально значимых продуктов (далее — Дело № 06/01/15-1/2020), в присутствии на заседании в формате видеоконференцсвязи (ВКС):

<....>,

в отсутствие уполномоченных представителей Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт» За Россию» в Республике Саха (Якутия) и ОАО «Туймаада-Агроснаб», уведомленных надлежащим образом,

 

 

УСТАНОВИЛА:


 

Якутским УФАС России было рассмотрено заявление Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный Фронт» «За Россию» в Республике Саха (Якутия), указывающее на наличие признаков ограничения конкуренции при субсидировании участников северного завоза социально-значимых продуктов.

По итогам рассмотрения указанного заявления Якутским УФАС России в действиях Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (в настоящее время Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)) (далее – Министерство), выразившихся в издании Приказа от 15.02.2018 № 94 «Об утверждении Порядков предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий по подпрограмме «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» (далее — Приказ № 94), которым утвержден порядок предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала, были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

10.06.2019 Якутским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, было выдано Министерству предупреждение № 02/3828 о необходимости прекращении действия в течение 20 календарных дней с момента его получения, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Приказа № 94 (далее - Предупреждение).

Поскольку Предупреждение в установленный срок не было исполнено и признаки нарушения антимонопольного законодательства не были устранены, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции приказом Якутского УФАС России от 05.08.2019 № 38 в отношении Министерства было возбуждено дело № 014/01/15-1747/2019 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с Правилами передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, Якутским УФАС России материалы дела № 014/01/15-1747/2019 были переданы на рассмотрение в ФАС России.

На основании приказа ФАС России от 17.01.2020 № 25/20 о принятии переданного дела к своему рассмотрению и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при осуществлении субсидирования юридических лиц — участников северного завоза социально значимых продуктов дело было принято ФАС России к рассмотрению.

Определением от 06.02.2020 № ЦА/8515/20 дело о нарушении антимонопольного законодательства № 06/01/15-1/2020 было назначено к рассмотрению на 03.03.2020.

В ходе рассмотрения Дела № 06/01/15-1/2020 Комиссией ФАС России установлено следующее.

Предприятиям, которые занимаются завозом грузов для стабильного жизнеобеспечения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия), Правительством Республики Саха (Якутия) осуществляется государственная поддержка в виде субсидий.

Министерством в соответствии со статьями 78, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) и в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 № 1619-З № 791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» Приказом № 94 утвержден порядок предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий по подпрограмме «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» (далее – Порядок).

Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала (пункт 1.3 Порядка).

Главным распорядителем средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) является Министерство (пункт 1.5 Порядка).

Получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели (пункт 1.6 Порядка).

Согласно пункту 1.7 Порядка критериями отбора получателя субсидии являются:

а) наличие у лица, претендующего на получение субсидии, видов экономической деятельности: «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам», «Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами», «Деятельность морского грузового транспорта», «Деятельность внутреннего водного грузового транспорта», «Деятельность по складированию и хранению», «Транспортная обработка прочих грузов»;

б) наличие у лица, претендующего на получение субсидии, на праве собственности и (или) аренде производственных складских помещений для длительного хранения сельскохозяйственной продукции, не менее 1000 тонн;

в) наличие у лица, претендующего на получение субсидии, в собственности и (или) аренде транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, не менее 20 единиц;

г) наличие у лица, претендующего на получение субсидии, на праве собственности и (или) аренде рефрижераторного судна для перевозки сельскохозяйственной и промысловой продукции.

Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) — главным распорядителем бюджетных средств.

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Полномочия главного распорядителя бюджетных средств установлены статьей 158 БК РФ.

В рамках реализации полномочий Министерство расходует средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в пределах, предусмотренных Законом о республиканском бюджете Республики Саха (Якутия).

Иных средств кроме средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств, поступающих из Федерального бюджета Российской Федерации, Министерство не расходует.

Приказом Министерства № 109 от 16.02.2018 объявлен отбор получателей субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала. 16.02.2018 размещено извещение о проведении отбора на официальном сайте Министерства.

Согласно журналу регистрации заявлений, на участие в конкурсном отборе поступила лишь одна заявка от ОАО «Туймаада-Агроснаб».

Протоколом № 42 от 28.02.2018 заседания Комиссии по отбору получателей субсидии признан прошедшим отбор ОАО «Туймаада-Агроснаб» (г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д. 55, ИНН 1435196431). Сумма причитающейся субсидии составила 14 657 000,00 рублей. Приказом № 138 Министерства от 28.02.2018 утвержден получатель субсидии.

Приказом № 284 Министерства от 17.04.2018 объявлен отбор получателей субсидии на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала. 17.04.2018 размещено извещение о проведении отбора на официальном сайте Министерства по адресу https://minsel.sakha.gov.ru.

Согласно журналу регистрации заявлений, на участие в конкурсном отборе поступила лишь одна заявка от ОАО «Туймаада-Агроснаб».

Протоколом № 109 от 25.04.2018 заседания Комиссии по отбору получателей субсидии признан прошедшим отбор ОАО «Туймаада-Агроснаб» (г. Якутск, ул. 50 лет Советской Армии, д. 55, ИНН 1435196431). Сумма причитающейся субсидии составила 120 594 000,00 рублей. Приказом № 318 Министерства от 28.04.2018 утвержден получатель субсидии.

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ регламентируется порядок предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением товаров, определенных указанным пунктом), выполнением работ, оказанием услуг.

При этом бюджетным законодательством устанавливается различный порядок предоставления указанных субсидий в зависимости от факта предоставления средств субсидий: в порядке возмещения затрат либо в целях финансового обеспечения затрат.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 года № 887 (далее – Общие требования № 887), и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (подпункт 1 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

В силу положений подпункта «г» пункта 3 Общих требования № 887 в целях определения общих положений о предоставлении субсидий указываются, в том числе категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса (далее - отбор), с указанием в правовом акте порядка проведения отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Кроме того, пунктом 4 Общих требований определена информация, включаемая в нормативный правовой акт при определении условий и порядка предоставления субсидий.

В рассматриваемом периоде действовал Закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2078-З № 47-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», согласно пункту 10 части 1 статьи 9 которого установлено, что финансовое обеспечение (возмещение) затрат на доставку продовольственных товаров (картофеля и овощей) и промысловой продукции осуществляется путем субсидирования юридических лиц (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальных предпринимателей.

Бюджетные средства были предусмотрены не на нужды Государственного заказчика — Министерства, а на финансовое обеспечение части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала, в частности на затраты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с транспортировкой данной продукции.

Таким образом, Министерство не вправе принимать решения об иных механизмах расходования средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, вопреки предусмотренных норм в рамках Закона Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 2078-З № 47-VI «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Получатель субсидии обеспечивает доведение объемов продукции до пункта назначения согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 № 501-р «Об обеспечении картофелем и овощами открытого грунта учреждений бюджетной сферы и населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия) в 2018/2019 году и перевозке сельскохозяйственной продукции до рынков сбыта из труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Олекминского и Хангаласского улусов в 2018 году», а также утверждаются рекомендуемые предельные оптово-отпускные цены картофеля и овощей открытого грунта учреждений бюджетной сферы и населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия).

Данное распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) согласовывается с заинтересованными органами государственной власти (Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия), Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), Министерством экономики Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия)).

Данная субсидия обеспечивает централизованную поставку картофеля и овощей открытого грунта в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия). Для осуществления деятельности по транспортировке ОАО «Туймаада-Агроснаб» имеет теплоходы классом река-море «Михаил Мальчиков» и «Магдебург», грузоподъёмностью каждая 1000 тонн.

Субсидия предоставляется в рамках средств, предусмотренных государственным бюджетом Республики Саха (Якутия), и финансовое обеспечение позволяет начать работу по своевременному завозу сельскохозяйственной продукции подготовку авиационного, автомобильного и водного транспорта к перевозке.

Автомобильным транспортом финансируется возмещение затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала частично 51,4%, авиационным транспортом 86,4%, водным транспортом 59,4%.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях. Неблагоприятными для производства сельскохозяйственной продукции территориями в целях настоящего Федерального закона признаются территория субъекта Российской Федерации или территории субъектов Российской Федерации, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но производство сельскохозяйственной продукции должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов, сохранения местных традиций. Порядок и критерии отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы приняты следующие правовые акты:

а) постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 51 «Об утверждении Правил отнесения территорий к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям»;

б) распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 104-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям», где включены 37 субъектов Российской Федерации, в том числе Республика Саха (Якутия).

С учетом изложенного, в Законе Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-З № 791-V «О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)» в статье 4 закреплено 7 особенностей ведения сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия):

 

 

 

 

Особенности

Примечания

1) производство сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных для такого производства территориях (пункт 12 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»);

Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2017 № 104-р «Об утверждении перечня субъектов РФ, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям»

 

2) высокий уровень дифференциации агроклиматических зон на территории Республики Саха (Якутия);

 

 

 

Имеется 17 агроландшафтных районов в среднетаежной зоне Якутии, а также тундровая и лесотундровая зоны (распоряжение Правительства РС(Я) от 23.03.2017 № 366-р "Об утверждении методического пособия "Система ведения сельского хозяйства в РС(Я) на период 2016 - 2020 годов»)

3) рискованное ведение земледелия в условиях вечной мерзлоты и короткого вегетационного периода;

 

Сумма температур в период вегетации – 15360С. Короткий безморозный период в воздухе – 67-76 дней. Кол-во дней со снежным покровом – 220-250 дней в году.

4) сохранение традиционных отраслей сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);

7 основных законов РС(Я) в сфере традиционных отраслей

 

5) труднодоступность земель сельскохозяйственного назначения;

 

 

 

 

 

 

42 % продукции сельского хозяйства (10,5 млрд рублей) производится в 24 муниципальных районах, находящихся на расстоянии более 500 км от Якутска.

Из 361 сельского поселения 176 не имеют круглогодичного автомобильного сообщения до административных центров муниципальных районов (92 тыс. человек)

6) сезонный характер производства с/х продукции и добычи промысловой продукции, сопряженный с труднодоступностью большинства сельских территорий;

60 % валового надоя молока приходится на 4 месяца в году (июнь-сентябрь)

56 % производства на убой скота и птицы приходится на 1 месяц в году (ноябрь)

 

7) интенсивность технологического износа основных средств при производстве с/х продукции на неблагоприятных для такого производства территориях.

Коэффициент обновления основных фондов по с/х организ. за 2017 г.: РФ – 6,9 %, РС(Я) – 6,0 %

 

 

 

 

Согласно информации, представленной Министерством, Республика Саха (Якутия) занимает 5 место среди субъектов Российской Федерации по размеру прожиточного минимума – за 2018 год его величина составляла 16 667 рублей, что на 63% выше среднего уровня по Российской Федерации:

 

 

 

 

 

Величина прожиточного минимума

за IV квартал 2018 года

Рублей

 

в % к среднему

уровню по РФ

В среднем по Российской Федерации

10 213

-

Чукотский автономный округ

21 606

211,6

Ненецкий автономный округ

20 297

198,7

Камчатский край

19 741

193,3

Магаданская область

18 910

185,2

Республика Саха (Якутия)

16 667

163,2

 

Благодаря реализации ряда мероприятий, финансируемых в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия), курируемых Министерством, средние потребительские цены на картофель и овощи в арктических и северных улусах Республики Саха (Якутия) удерживаются на уровне ниже, чем в Чукотском автономном округе, хотя транспортная схема депонирования и доставки грузов более сложная:

 

 

 

 

 

 

 

 

Средние потребительские цены на основные продовольственные товары за декабрь 2018 года, рублей за килограмм

В среднем по Республике Саха (Якутия)

 

п. Зырянка Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)

Чукотский автономный округ

 

 

Картофель

54,58

94,70

99,35

Капуста

50,73

98,94

191,72

Морковь

89,44

184,79

190,91

 

 

 

 

 

 

 

Средние потребительские цены на основные продовольственные товары за декабрь 2019 года, рублей за килограмм

В среднем по Республике Саха (Якутия)

 

п. Зырянка Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия)

Чукотский автономный округ

 

 

Картофель

58,43

95,40

107,14

Капуста

54,76

87,67

202,06

Морковь

88,66

171,37

181,23

 

Этот результат достигнут благодаря ежегодной доставке за счет средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по субсидированию финансового обеспечения затрат по транспортировке более 1000 тонн картофеля и овощей с оптово-отпускными ценами ниже рыночных в местах реализации:

Пункт доставки

(улус)

 

 

Водный транспорт

 

Авиационный транспорт

 

Автомобильный транспорт

Картофель

капуста

морковь

свекла

Картофель

капуста

морковь

свекла

Картофель

морковь

Свекла

Абыйский

36.0

30.0

55.0

37.0

-

-

-

-

-

-

-

Аллаихов-ский

60.1

57.1

75.1

75.1

39.0

35.0

63.0

-

-

-

-

Анабарский

-

-

-

-

77.6

73.6

92.6

92.6

56.9

74.5

49.2

Булунский

36.0

30.0

55.0

37.0

-

-

-

-

59.8

77.4

52.1

Верхоянский

-

-

-

-

33.0

30.0

55.0

37.0

46.7

64.4

39.1

Жиганский

36.0

30.0

55.0

37.0

-

-

-

-

-

-

-

Момский

-

-

-

-

39.0

35.0

63.0

44.0

46.7

-

-

Нижне-колымский

76.5

72.5

95.0

95.0

33.0

-

55.0

-

-

-

-

Оленекский

-

-

-

-

50.0

73.6

80.0

80.0

50.5

-

-

Средне-колымский

36.0

30.0

55.0

37.0

33.0

-

55.0

-

53.6

71.2

45.9

Усть-Янский

76.5

72.5

95.0

95.0

39.0

35.0

63.0

44.0

51.7

69.4

44.1

Эвено-Бытантай-ский

-

 

-

 

-

 

-

 

77.6

 

73.6

 

55.0

 

37.0

 

49.89

 

-

 

-

 

 

Согласно информации, представленной Министерством, распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) № 501-р определен не весь объем завоза сельскохозяйственной продукции, который необходим для обеспечения северных районов Республики Саха (Якутия), а только объем, на который предусмотрены средства субсидирования перевозок в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на соответствующий год.

Указанные затраты на поставку картофеля и овощей возмещаются в виде субсидий на финансовое обеспечение затрат всем подавшим заявления на участие в отборе.

При этом разбивка на мелкие объемы (лоты) не представляется возможным по следующим причинам:

- в связи с отсутствием постоянного дорожного сообщения с северными улусами доставка осуществляется автомобильным (только в зимний период, когда реки обретают ледяной покров), водным транспортом (только в летний период, когда с рек сходит ледяной покров) и авиационным (в то время, когда зимник ещё не накатан). Необходимо в короткие сроки межсезонья обеспечить гарантированную доставку картофеля и овощей в определенных объемах, при этом стоимость в пункте назначения не должна увеличиться, в связи с удорожанием из-за транспортных расходов;

- в случае завоза мелкими партиями расходы на перевозку увеличиваются из-за сложной транспортной логистики.

Предоставление субсидий по видам транспортных услуг, а именно на автомобильный транспорт, водный транспорт, авиационный транспорт не представляется возможным, в связи с тем, что средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия), не хватает в полном объеме на цели и задачи, которые ставятся перед Министерством, как исполнительным органом государственной власти, а именно:

- завоз сельскохозяйственной продукции в короткие сезонные сроки в северные улусы;

- вывоз промысловой продукции из северных улусов;

- расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.

В случае разбивки по видам транспорта появляются дополнительные затраты у перевозчиков, связанные с увеличением количества транспорта (расходы ГСМ, расходы на оплату труда).

Таким образом, при разделении по видам транспортных услуг средств, выделяемых из бюджета на субсидирование перевозки сельхозпродукции, недостаточно на компенсацию расходов в планируемых объемах. Соответственно, не будут достигнуты указанные выше цели и задачи.

В полномочия Министерства не входит обеспечение организаций бюджетной сферы картофелем и овощами, в связи с чем распределение завезенной сельскохозяйственной продукции осуществляет перевозчик совместно с органами местного самоуправления. Объемы для организаций бюджетной сферы и населения определяются органами местного самоуправления на местах. Примерно по районам складывается в соотношении: 70% организациям бюджетной сферы и 30% населению.

Согласно пункту 2.19 Приказа № 94 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной год и плановый период.

В соответствии с пунктом 2.20 размер субсидии определяется по следующей формуле:

Wорс = (Sсп * Ссп) + (Sпп * Спп),

 

где:

Wорс - общий размер субсидий, подлежащий перечислению получателю субсидий;

Sсп - плановый объем перевозки сельскохозяйственной продукции, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия);

Ссп - ставка на 1 тонну сельскохозяйственной продукции, утвержденная приказом Министерства;

Sпп - плановый объем перевозки промысловой продукции, утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия);

Спп - ставка на 1 тонну промысловой продукции, утвержденная приказом Министерства.

Расчет размера компенсации затрат ОАО «Туймаада-Агроснаб» по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала за 2018/2019 год:

 

 

 

Заготовители

 

 

 

 

 

Объемы, тн

 

 

 

 

 

В том числе транспортные расходы,

тыс. руб. 2018/2019 г.г.

 

Всего на частичное возмещение из государственного бюджета

РС(Я) тыс. руб.

% возмещения

 

 

 

 

 
 

2018 г.

2019 г.

 

АВИАТРАНСПОРТОМ

113,0

41 529,4

35 893,00

-

86,4

 

ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

550,5

 

52 845,6

 

31 382,00

 

-

 

59,4

 

 

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

359,0

 

28 527,2

 

-

 

14 657,00

 

51,4

 

 

Итого по АРКТИКЕ:

1 022,5

122 902,2

67 275,0

14 657,0

54,7

 

Перевозка до рынков сбыта (водный транспорт)

2 750,0

 

28 886,9

 

22 700,0

 

-

 

78,6

 

 

Олекминский улус (картофель)

2 150,0

 

22 584,3

 

17 748,3

 

-

 

-

 

 

Хангаласский улус (картофель, овощи)

600,0

 

6 302,6

 

4 951,7

 

-

 

-

 

 

Вывоз рыбы (водный транспорт)

977,5

 

61 355,02

 

30 619,0

 

-

 

49,9

 

 

ВСЕГО:

4 750,0

213 144,1

120 594,0

14 657,0

56,6

 

 

Согласно данному расчету можно сделать вывод о том, что в пределах бюджетных ассигнований невозможно компенсировать 100% затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала.

Таким образом, не представляется возможным осуществить внеулусную перевозку сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала в рамках осуществления закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как следует из представленных материалов Министерства, видами экономической деятельности по соответствующим кодам ОКВЭД2, согласно критериям отбора получателей субсидии, являются:

49.4 – «Деятельность автомобильного, грузового транспорта и услуги по перевозкам»;

50.2 – «Деятельность морского грузового транспорта»;

50.4 – «Деятельность внутреннего водного грузового транспорта»;

52.1 – «Деятельность по складирования и хранению»;

52.24.2 – «Транспортная обработка прочих грузов».

Согласно представленным сведениям от Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) деятельность по указанным видам экономической деятельности соответствующих кодов ОКВЭД2 осуществляет 15 юридических лиц и 466 индивидуальных предпринимателей на территории арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия).

Таким образом, вышеуказанные лица являются потенциальными участниками по перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции на соответствующем товарном рынке Республики Саха (Якутия).

ФАС России был проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортировке грузов на территории северных улусов и, являющихся потенциальными получателями субсидии об осуществлении организациями видов хозяйственной деятельности, указанных в пункте 1.4 Порядка, о соответствии организаций критериям отбора получателя указанной субсидии (пункту 1.7 Порядка), а также о имеющейся/не имеющейся заинтересованности в осуществлении хозяйственной деятельности по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала с учетом субсидирования таких расходов в рамках существующего Порядка, а также в случае, если Порядок будет изменен.

В соответствии с представленной информацией потенциальными получателями субсидии (15 юридических лиц, осуществляющих виды экономической деятельности по соответствующим кодам ОКВЭД2, согласно критериям отбора получателей субсидии), хозяйствующие субъекты (кроме ООО «Зеленомысский речной порт») представили информацию, что фактически не осуществляют виды хозяйственной деятельности, указанные в пункте 1.4. Порядка, и высказались об отсутствии заинтересованности в осуществлении хозяйственной деятельность по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала с учетом субсидирования данной деятельности.

ООО «Зеленомысский речной порт» высказалось в заинтересованности осуществления только погрузочно-разгрузочных работ сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала с учетом субсидирования таких расходов в рамках существующего Порядка, а также в случае, если Порядок будет изменен.

Таким образом, в настоящее время заинтересованности в осуществлении хозяйственной деятельности по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала на условиях предельных оптово-отпускных цен картофеля и овощей открытого грунта для учреждений бюджетной сферы и населения в труднодоступных и отдаленных населенных пунктов арктических и северных улусов Республики Саха (Якутия), установленных распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2018 № 501-р у хозяйствующих субъектов (кроме ОАО «Туймаада-Агроснаб»), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), нет.

Необходимо отметить, что субсидирование части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала осуществляется, в том числе во исполнение государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2021 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07.10.2011 № 934, и направлено на поддержку сельскохозяйственного товаропроизводителя картофеля и овощей в Республике Саха (Якутия), осуществляемой путем закупки (в рамках договоров контрактации, в соответствии с которыми осуществляется авансирование) всего объема картофеля и овощей на год, тем самым происходит обеспечение сельскохозяйственного товаропроизводителя, находящегося на территории улусов рынком сбыта своей продукции.

Также стоит отметить, что закупка и реализация картофеля и овощей для ОАО «Туймаада-Агроснаб» является планово убыточной деятельностью.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании изложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в действиях Министерства, выразившихся в осуществлении субсидирования деятельности по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, кормов, семенного материала, отсутствует нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, части 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:


 

прекратить рассмотрение Дела № 06/01/15-1/2020, в связи с отсутствием в действиях Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при осуществлении субсидирования юридических лиц — участников северного завоза социально значимых продуктов.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

ОАО «Туймаада-Агроснаб»
ИНН 1435196431, ОГРН 1071435022361
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105
Правительство Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435111685, ОГРН 1021401063287
Региональное отделение Общероссийского общественного движения "Народный Фронт" За Россию" в Республике Саха (Якутия)
ИНН 1435972701, ОГРН 1141400000092