Решение №1-00-100/00-06-13 Решение по делу по признакам нарушения ООО «Ветеринарно-сани... от 28 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-100/00-06-13
о нарушении антимонопольного законодательства

г. Москва

Резолютивная часть оглашена 14 мая 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 мая 2013 года.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
председатель Комиссии Мирочиненко А.В. – начальник Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса;
члены Комиссии:
Зенченкова Г.А. – заместитель начальника Управления – начальник отдела пищевой промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса;
Прямилов Г.П. – ведущий консультант отдела пищевой промышленности Управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса;
Огневская Д.В. – начальник отдела судебной работы Правового управления;
Фонарев Р.Ю. – консультант отдела правовой экспертизы Правового управления;
Фролов Д.В. – начальник отдела анализа рынков, реестров и НИИОКР Аналитического управления;
рассмотрев дело № 1-00-100/00-06-13 по признакам нарушения ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» (ул. Воропаева, д. 9, каб. 1-3, г. Владивосток, 690034) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя Делеха А.П. (далее – также ИП Делех А.П.) путем понуждения его к заключению договора на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств и требованием уплаты денежных средств,

УСТАНОВИЛА:


По требованию ФАС России в федеральный антимонопольный орган поступило дело № 23/06-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в отношении ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя Делеха А.П. путем понуждения его к заключению договора на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств и требованием уплаты денежных средств.
Из материалов переданного дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 872, в автомобильных пунктах пропуска при прибытии лиц, транспортных средств, грузов товаров и животных на территорию Российской Федерации и при их убытии с территории Российской Федерации осуществляются, в том числе, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный и фитосанитарный контроль.
Согласно положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 30.06.2004, полномочия по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и карантина растений на государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через государственную границу) и на транспорте в полном объеме возложены на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.2 Приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23.06.2008 № 270 «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», для обеспечения проведения комплекса ветеринарно-санитарных мероприятий в пунктах пропуска должны быть предусмотрены дезинфекционно-промывочные блоки для ветеринарно-санитарной обработки днищ и ходовой части автотранспорта. Кроме того, в пунктах пропуска через государственную границу должно быть технологическое оборудование для очистки и дезинфекции.
В случае отсутствия непосредственно в пунктах пропуска такого оборудования должен быть заключен договор с организацией, имеющей право осуществлять очистку и дезинфекцию.
На территории Приморского края существует пять международных автомобильных пунктов пропуска. Собственниками дезинфекционно-промывочных блоков для ветеринарно-санитарной обработки во всех пунктах пропуска Приморского края являются коммерческие организации – балансодержатели пунктов пропуска.
На момент подачи заявления в территориальный орган ФАС России оказание услуг по дезинфекционной обработке днищ и ходовой части автотранспортных средств на всех международных автомобильных пунктах пропуска Приморского края на возмездной основе осуществляли ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» и ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ» на основании соответствующих договоров аренды, заключенных с юридическими лицами - балансодержателями дезинфекционных блоков.
Индивидуальный предприниматель Делех А.П. является хозяйствующим субъектом, осуществляющим международные рейсы по перевозке грузов автомобильным транспортом в Китайскую Народную Республику через международные автомобильные пункты пропуска «Полтавка» и «Пограничный» на территории Приморского края.
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явились признаки нарушения ООО «Ветеринарно-санитарный отряд — ДВ-1», осуществляющим на возмездной основе в международных автомобильных пунктах пропуска на территории Приморского края деятельность по дезинфекции автотранспортных средств, следующих через территорию государственной границы Российской Федерации в Китайскую Народную Республику и пребывающих из Китайской Народной Республики, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Между индивидуальным предпринимателем Делех А.П. и ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» ранее были заключены договоры на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств в 2010-2011 годах.
В целях пропуска через территорию государственной границы Российской Федерации ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1», по мнению заявителя, понуждал ИП Делех А.П. заключить договор на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств на новый срок. По мнению ИП Делех А.П., поскольку контроль при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации является государственным, то оказание услуг по проведению дезинфекционной обработке транспортных средств должно осуществляться должностными лицами соответствующего государственного органа на безвозмездной основе.
На основании изложенного приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 13.09.2012 № 242 было возбуждено дело № 23/06-2012 в отношении ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя Делех А.П. путем понуждения его к заключению договора на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств и требованием уплаты денежных средств.
Приказом ФАС России от 18.03.2013 № 166/13 переданное дело было принято к рассмотрению за № 1-00-100/00-06-13 и создана Комиссия по рассмотрению дела.
ФАС России определением от 05.04.2013 № 06/13430/13 назначил рассмотрение дела на 14.05.2013 и запросил у лиц, привлеченных к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц, и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией ФАС России обстоятельствах, дополнительную информацию.
Из пояснений ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» (далее – также Общество), представленных на заседании Комиссии ФАС России 14.05.2013 следует.
В период до декабря 2012 г. Общество осуществляло эксплуатацию и содержание дезинфекционного барьера, проведение дезинфекционных мероприятий по недопущению заразных болезней животных в МАПП «Полтавка» и МАПП «Пограничный» на основании соответствующих договоров на эксплуатацию и содержание дезинфекционного барьера с балансодержателями. Услуги по дезинфекционной обработке автотранспорта оказывались Обществом на основании договоров об оказании услуг по дезинфекции автотранспортных средств.
Между Обществом и заявителем были заключены договоры на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств 11.01.2010 и 11.01.2011. В период действия указанных договоров в соответствии с их условиями Общество оказывало заявителю услуги по дезинфекции автобусов, а так же грузовых автотранспортных средств заявителя, совершающих международные рейсы и следующих из Китайской Народной Республики через автомобильные пункты пропуска «Полтавка» и «Пограничный», заявитель претензий по качеству оказываемых услуг не предъявлял.
При этом пунктом 6.1. договора от 11.01.2011, заключенного Обществом и заявителем, установлено, что договор действует до 31.12.2011, а пунктом 6.2 установлено, что «если ни одна из сторон за один месяц до истечения срока действия настоящего договора не заявит о его расторжении, договор считается пролонгированным еще на один год многократно». Поскольку в срок до 30.11.2011 ни одна из сторон не заявила о расторжении данного договора, он был пролонгирован до 31.12.2012. Также и в срок до 30.11.2012 ни одна из сторон не заявила о расторжении данного договора, поэтому он был пролонгирован до 31.12.2013. Таким образом, в настоящее время договор от 11.01.2011 является действующим, ни одна из сторон не выполняла действий, направленных на его прекращение.
Вместе с тем, в марте 2012 г. Общество направило в адрес заявителя оферту - предложение о заключении на новый срок договора (договор от 11.01.2012) на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств, при этом существенные условия договора по сравнению с договором от 11.01.2011 г. не изменялись. Заявитель, посчитав, что данное предложение нарушает его права сообщил Обществу об отказе от заключения указанного договора и обратился в антимонопольный орган с заявлением (вх. № 27500 от 12.05.2012), в котором указал, что в марте 2012 г. Общество «направило в адрес ИП Делех А.П. письмо, согласно которому ИП Делех А.П. обязан заключить с данной организацией договор на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств, совершающих международные рейсы и следующих из Китайской Народной Республики через автомобильные пункты пропуска». Данные обстоятельства не подтверждены: такое письмо не было приложено предпринимателем к первоначальному заявлению и в материалах дела отсутствует. Общество лишь обращалось к заявителю с предложением о заключении договора на новый срок.
В своем заявлении в антимонопольный орган предприниматель делает вывод о том, что для осуществления государственного ветеринарного, санитарно-карантинного и карантинного, фитосанитарного контроля лицам должны быть оказаны государственные услуги. При этом ссылок на нормы действующего законодательства, подтверждающих указанный вывод, заявитель не приводит. Прямое указание на то, что дезинфекция автотранспортных средств по эпидемическим показаниям является государственной услугой, в нормах действующего законодательства отсутствует.
Статьей 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами; санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия -организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Статьей 2 данного закона установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Кроме того, абзацем 3 части 2 статьи 2 данного закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пункт 4.9 Санитарных правил СП 3.4.2318-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 № 3, устанавливает обязанность руководителей транспортных организаций, операторов перевозки, владельцев транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, по обеспечению соответствия транспортных средств, допущенных в международный рейс, санитарно-гигиеническим требованиям; поддержанию противоэпидемической готовности транспортных средств; проведению профилактической и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации транспортного средства.
В связи с наличием эпидемиологических показаний в период с 2004 г. различными компетентными органами Приморского края неоднократно принимались решения о необходимости проведения дезинфекции всех транспортных средств, прибывающих на территорию края с территории Китайской Народной Республики. Данные решения являются действующими.
Таким образом, с 2004 г. для руководителей транспортных организаций, операторов перевозки, владельцев транспортных средств, въезжающих на территорию Приморского края с территории КНР, установлена обязанность по проведению дезинфекции транспортных средств по эпидемиологическим показаниям.
Деятельность Общества по оказанию услуг по дезинфекции автотранспортных средств, по мнению Общества, полностью соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку российским законодательством предусмотрена возможность осуществления хозяйственной деятельности в пределах государственной границы. При этом ст. 25.1 Закона Российской Федерации № 4730-1 от 01.04.1993 «О Государственной границе Российской Федерации» установлено, что «перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах пунктов пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации». Данный перечень был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 № 907-р «Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации». В пункте 14 раздела I данного Перечня указаны следующие виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: деятельность, связанная с эксплуатацией и техническим обслуживанием дезинфекционно-промывочного блока для ветеринарно-санитарной обработки транспорта и дезинфекционных ковриков для обуви пассажиров.
В свою очередь, Минсельхоз России в письме (исх. от 22.04.2013 № ОА-25-23/4151), представленном в соответствии с определением ФАС России от 05.04.2013 № 06/13430/13, также указал, что согласно пунктам 14 и 16 раздела I вышеуказанного Перечня в пределах автомобильных пунктов пропуска может осуществляться деятельность, связанная с эксплуатацией и техническим обслуживанием дезинфекционно-промывочного блока для ветеринарно-санитарной обработки транспорта и дезинфекционных ковриков для обуви пассажиров, а также деятельность, связанная с проведением дезинфекции. При этом законодательством Российской Федерации не установлены ограничения в отношении организаций независимо от форм собственности на осуществление данных видов деятельности в пунктах пропуска.
В соответствии с п. 1.2. Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации ветеринарного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 23.06.2008 № 270, для обеспечения проведения комплекса организационных, противоэпизоотических, ветеринарно-санитарных мероприятий в пункте пропуска должны быть предусмотрены следующие сооружения и технические средства: комплекс помещений ПВКП; дезинфекционно-промывочные блоки для ветеринарно-санитарной обработки днищ и ходовой части автотранспорта. Именно эти блоки находились во владении и пользовании Общества в соответствии с договорами на эксплуатацию и содержание дезинфекционного барьера.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В период после обращения в антимонопольный орган заявитель продолжал пользоваться услугами Общества по дезинфекции принадлежащих ему автотранспортных средств, однако отказывался данные услуги оплачивать. В связи с данными обстоятельствами Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании денежных средств за оказанные услуги.
Комиссия ФАС России, проанализировав все материалы дела, не выявила в действиях ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, которое привело к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя Делеха А.П. путем понуждения его к заключению договора на оказание услуг по дезинфекции автотранспортных средств и требованием уплаты денежных средств,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,


РЕШИЛА:


Прекратить дело № 1-00-100/00-06-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Ветеринарно-санитарный отряд - ДВ-1» в связи с отсутствием в действиях указанного хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны