Решение №ГМ/70731/23 Решение по делу № 06/01/10-3/2022 от 1 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 06/01/10-3/2022
о нарушении антимонопольного законодательства
Резолютивная часть решения оглашена 01.09.2023
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
<...>,
рассмотрев дело № 06/01/10-3/2022 по признакам нарушения
ООО «Алтайская мукомольно-крупяная компания» (ИНН 2222801855, 656922, Алтайский край, город Барнаул, Трактовая улица, 41/3) (далее – ООО «АМКК», Хранитель) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в присутствии:
<...> – начальника отдела судебной работы АО «Объединенная зерновая компания» (представитель АО «Объединенная зерновая компания» по доверенности № 175/08 от 22.12.2022);
<...> – начальника отдела организации государственных интервенций Департамента регулирования рынков агропромышленного комплекса Минсельхоза России;
<...> – заместителя начальника отдела анализа
и прогнозирования агропродовольственного рынка Департамента регулирования рынков агропромышленного комплекса Минсельхоза России,
руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось заявление AO «Объединенная зерновая компания»
(далее – AO «O3K», Заявитель) (вх. от 15.09.2021 № 155341-ДСП/21
и дополнительные материалы от 28.09.2021 № 162355-ДСП/21) (далее – Заявление).
По мнению Заявителя, в действиях ООО «AMKK» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении хозяйствующим субъектом – элеватором, осуществляющим хранение и отгрузку зерна государственного интервенционного фонда, а также установление необоснованно высоких цен на его отгрузку в рамках исполнения государственного контракта на поставку продовольственной пшеницы из запасов федерального интервенционного фонда (далее – зерно из ЗФИФ) в целях оказания гуманитарной помощи.
По результатам рассмотрения заявления АО «ОЗК» приказом ФАС России
от 24.01.2022 № 42/22 было возбуждено дело № 06/01/10-3/2022 по признакам нарушения ООО «AMKK» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на отгрузку железнодорожным транспортом зерна, приобретенного из ЗФИФ, и создана Комиссия.
Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 06/01/10-3/2022 (исх. от 04.02.2022 № ГМ/7896/22) рассмотрение дела было назначено на 10.03.2022.
К участию в деле привлечены в качестве:
ответчика: ООО «АМКК»;
заявителя: AO «ОЗК»;
лица, располагающие сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Определениями об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 15.03.2022 № ГМ/20419/22, от 22.04.2022 № ГМ/40406/22, от 27.06.2022 № ГМ/61371/22, от 01.08.2022 № ГМ/72488/22) в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и доказательств при рассмотрении дела
№ 06/01/10-3/2022, руководствуясь частью 1 и частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела Комиссией откладывалось.
Определением о продлении срока рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 24.05.2022 № ГМ/50461/22) срок рассмотрения дела был продлен
до 04.11.2022.
Определением об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 26.05.2022 № ГМ/51471/22) к участию в рассмотрении дела было привлечено в качестве заинтересованного лица ООО «Панкрушихинское хлебоприемное предприятие» (ИНН 2262002263, адрес местонахождения:
пер. Школьный, д. 7, пoc. Березовский, Панкрушихинский район, Алтайский край, 658770) (далее – ООО «Панкрушихинское XПП»), рассмотрение дела было отложено и назначена дата очередного рассмотрения – 23.06.2022.
Определением об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 09.09.2022 № ГМ/84431/22) Комиссия отложила рассмотрение дела
на 10.10.2022 и привлекла к участию в рассмотрении дела № 06/01/10-3/2022
в качестве ответчика:
ООО «Крупяной завод» (ИНН 2222024581, адрес местонахождения:
ул. Попова, 143, кв. 189, г. Барнаул, г.о. город Барнаул, Алтайский край, 656058);
лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:
OAO «РЖД», в лице Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому территориальному управлению – филиал OAO «РЖД» (ИНН 7708503727, адрес местонахождения: пл. Победы, д. 8, г. Барнаул, Алтайский край, 656015);
ООО «Новоморснаб» (ИНН 2315098530, адрес местонахождения:
ул. 5-я Промышленная, д. 9, тер. Кирилловская промзона, г. Новороссийск, г.о. город Новороссийск, Краснодарский край, 353991);
ООО «Промышленно-заготовительная корпорация» (ИНН 2225177025, адрес местонахождения: ул. Кутузова, д. 8A, г. Барнаул, Алтайский край, 656021).
Определением о приостановлении дела № 06/01/10-3/2022 (исх. от 13.10.2022 № ГМ/94608/22) рассмотрение дела было приостановлено до принятия решения
по делу № 06/04/19.8-55/2022 об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО «Крупяной завод» за непредставление в антимонопольный орган по его мотивированному требованию информации, истребованной определением ФАС России от 09.09.2022 № ГМ/84431/22 и необходимой для рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022.
Постановлением от 09.06.2023 по делу № 06/04/19.8-55/2022
об административном правонарушении ООО «Крупяной завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.
Определением о возобновлении дела № 06/01/10-3/2022 (исх. от 10.08.2023 № ГМ/64161/23) рассмотрение дела возобновлено и назначено на 29.08.2023.
В ходе рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022 ООО «AMKK» ходатайствовало о дополнительном проведении Алтайским краевым УФАС России опроса хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Алтайского края
и предоставляющих услуги по хранению и отгрузке зерна на элеваторах, так как ранее проведенный oпpoс, по мнению ООО «AMKK», не отражает полное количество хозяйствующих субъектов, действовавших на рынке хранения и отгрузки зерна в Алтайском крае в течение 2020-2021 гг. Ходатайство Комиссией удовлетворено.
Минсельхозом России заявлено ходатайство о рассмотрении дела
№ 06/01/10-3/2022 путем использования систем видео-конференц-связи. Указанное ходатайство Комиссией удовлетворено.
Лицами, участвующими в деле, были представлены сведения и документы, которые приобщены к материалам дела.
Согласно позиции AO «O3K» действия ООО «AMKK» в части установления стоимости отгрузки зерна из ЗФИФ в размере 1 600 руб. за каждую отгруженную тонну товара, включая НДС – 20 %, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Минсельхоз России представил позицию от 01.03.2022 № ОЛ-18-23/3660,
в соответствии с которой Минсельхоз России также усматривает признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
ООО «АМКК» является хранителем зерна из ЗФИФ на основании договора хранения между АО «ОЗК» и ООО «АМКК» от 25.06.2015 № 307/14 на элеваторе, расположенном по адресу: г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5.
Согласно письменным пояснениям ООО «АМКК» (вх. от 07.06.2022 № 101841-ЭП/22) следует, что ООО «АМКК» с начала 2019 года уведомляло
АО «ОЗК», что не имеет возможности осуществить отгрузку зерна из ЗФИФ железнодорожным транспортом с площадки Новоалтайского элеватора
(г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5) ввиду отсутствия заключенного договора
с ОАО «РЖД» (уведомительные письма имеются в материалах дела).
В связи с необходимостью отгрузки зерна из ЗФИФ в количестве 6075 т, находящегося у ООО «AMKK» на хранении, насыпью в железнодорожный транспорт, предоставленный AO «O3K», отгрузка данного зерна была осуществлена ООО «AMKK» с привлечением третьего лица – ООО «Крупяной завод», с которым ООО «AMKK» был заключен договор отгрузки зерна из ЗФИФ от 19.07.2021
№ 17708075454210001160/19/07 (далее – Договор № 19/07).
В соответствии с Договором № 19/07 стоимость услуг ООО «Крупяной завод»
по отгрузке зерна из ЗФИФ в количестве 6 075 т составила 1 550 руб., в том числе НДС – 20 % за тонну отгруженного товара (1 291,66 руб./т без НДС), общий размер стоимости услуг ООО «Крупяной завод» составил 9 416 250,00 руб., в том числе НДС – 20 % (7 846 875,00 руб. без НДС).
Прибыль ООО «АМКК» составила 41,66 руб. (без учета НДС)
с 1 т отгруженного зерна из ЗФИФ, всего 253 125,00 руб. (без учета НДС).
ООО «АМКК», в свою очередь, полагает, что стоимость отгрузки зерна
из ЗФИФ в размере 1 600 руб. за каждую отгруженную тонну товара, включая НДС – 20 % (1 333,33 руб./т без НДС), является обоснованной (вх. письма
от 01.03.2022 № 32805-ЭП/22, от 07.06.2022 № 101841-ЭП/22, 24.06.2022
№ 111411-ЭП/22 и от 18.07.2022 № 125046-ЭП/22).
На основании вышеизложенного, по мнению ООО «AMKK», стоимость отгрузки зерна из ЗФИФ в размере 1 600 руб. за каждую отгруженную тонну товара, включая НДС – 20 %, не является монопольно высокой.
ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг
по хранению и отгрузке зерна из ЗФИФ сельскохозяйственной продукции,
по итогам которого установлено, что ООО «AMKK» в рассматриваемый период времени (временной интервал исследования товарного рынка определен
как 2021 год) занимал доминирующее положение на рынке услуг
по хранению и отгрузке зерна из ЗФИФ сельскохозяйственной продукции в границах территории, ограниченной границами элеватора ООО «AMKK», расположенного
по адресу: г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5, а положение хозяйствующего субъекта признано доминирующим на рынке услуг по отгрузке зерна из ЗФИФ, размещенного у него на хранении.
По результатам анализа составлен аналитический отчет, который приобщен
к материалам дела № 06/01/10-3/2022.
В ходе проведения проверки фактов, изложенных в заявлении АО «ОЗК»,
ФАС России установлено следующее.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей
и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1003, реализация сельскохозяйственной продукции из интервенционного фонда без проведения биржевых торгов в целях оказания международной гуманитарной помощи осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.
AO «O3K», действуя в рамках государственного контракта от 07.12.2020 № 225/18-ГК, заключенного с Минсельхозом России, является государственным агентом, обеспечивающим формирование федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции.
ООО «AMKK» является хранителем зерна из ЗФИФ на основании договора хранения зерна запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от 25.06.2015 № 307/14, заключенного между AO «O3K»
и ООО «AMKK» (далее – Договор № 307/14), согласно которому Хранитель осуществляет хранение зерна из ЗФИФ на элеваторе, расположенном по адресу: г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5 (согласно условиям Договора № 307/14
ООО «AMKK» обеспечивает отгрузку зерна автомобильным и железнодорожным транспортом).
Дополнительными соглашениями от 01.06.2016 б/н, от 18.11.2016 б/н,
от 21.12.2017 б/н, от 29.12.2017 б/н, от 07.02.2018 б/н, от 28.12.2018 б/н,
от 01.03.2019 б/н, от 25.02.2020 б/н и от 20.10.2020 б/н к Договору № 307/14 данный договор был пролонгирован до 2023 года.
Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации
от 17.12.2020 № 308-рп и распоряжения Правительства Российской Федерации
от 26.12.2020 № 3574-p между AO «O3K», как государственным агентом,
и Минсельхозом России заключен государственный контракт от 16.04.2021
№ 86/18-ГК (далее – Государственный контракт), согласно которому AO «O3K» обязано обеспечить поставку продовольственной пшеницы 4-гo класса из ЗФИФ
в целях оказания гуманитарной помощи Республике Никарагуа.
В этой связи между AO «O3K» и ООО «Новоморснаб» (грузоотправитель зерна из ЗФИФ грузополучателю ПAO «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» для дальнейшей отправки водным транспортом в Республику Никарагуа) заключен договор оказания услуг по организации отправки зерновых культур железнодорожным транспортом от 04.06.2021 № 17708075454210001160/68/10 (далее – Договор оказания услуг № 68/10).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора оказания услуг № 68/10
ООО ‹Новоморснаб» обязуется оказать комплекс услуг по организации сертификации и отправке железнодорожным транспортом зерновых культур в общем объеме 32 290 т, а AO «O3K» обязуется принять и оплатить услуги, оказанные
ООО «Новоморснаб», который является грузоотправителем при отправке зерна железнодорожным транспортом от станции отправления Алтайская Западно- Сибирская железная дорога до станции назначения Новороссийск-эксп, код 521001 для дальнейшей отправки водным транспортом в Республику Никарагуа (приложение от 07.07.2021 № 17708075454210001160/5 к Договору оказания услуг № 68/10).
В соответствии с приложением № 2 к Государственному контракту поставку зерна из ЗФИФ для отгрузки зерна в рамках оказания гуманитарной помощи Республике Никарагуа должны были осуществлять, в том числе два элеватора,
расположенных на территории Алтайского края – ООО «AMKK»
и ООО «Панкрушихинское XПП».
По условиям Государственного контракта находящееся на хранении
у ООО «AMKK» зерно интервенционного фонда в объеме 6 075 т
должно было быть погружено Хранителем в железнодорожные вагоны
для дальнейшей транспортировки в адрес ПAO «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» и последующей отправки на экспорт водным транспортом.
В целях исполнения указанного Государственного контракта (между
AO «O3K» и ООО «AMKK») был заключен Договор отгрузки от 06.07.2021 № 17708075454210001160/91/10 по отгрузке зерна федерального интервенционного фонда (далее – Договор отгрузки № 91/10).
В соответствии с Договором отгрузки № 91/10 ООО «AMKK» после получения от AO «O3K» письменного распоряжения на отгрузку зерна из ЗФИФ обязано осуществить отгрузку товара в железнодорожные вагоны в сроки, указанные в распоряжении AO «O3K».
Распоряжением AO «O3K› от 07.07.2021 № 02-10/1013 ООО «AMKK» было уведомлено о необходимости осуществления отгрузки зерна из ЗФИФ в количестве 6 075 т для дальнейшей отправки железнодорожным транспортом в морской порт Новороссийск в соответствии с приложенным графиком. Грузоотправителем зерна из ЗФИФ выступало ООО «Новоморснаб» по распоряжению AO «O3K».
Стоимость отгрузки зерна согласно Договору отгрузки № 91/10 составила
1 600,00 руб./т, в том числе НДС – 20 % (1 333,33 руб./т без НДС), включая затраты на непредвиденные расходы в размере 10 % от себестоимости.
Согласно представленным AO «O3K» материалам в соответствии с Договором отгрузки № 91/10 в период с 23.07.2021 по 03.08.2021 ООО «AMKK» выполнило свои обязательства в части отгрузки 6 075 т зерна из ЗФИФ, а AO «O3K» 17.08.2021 оплатило оказанные услуги по Договору отгрузки № 91/10 в соответствии с актами об оказании услуг в сумме 9 720 000 руб. за отгрузку зерна.
В связи с необходимостью отгрузки зерна из ЗФИФ в размере 6 075 т, находящегося у ООО «AMKK» на хранении, насыпью в железнодорожный транспорт, предоставленный AO «O3K», отгрузка данного зерна была осуществлена ООО «AMKK» с привлечением третьего лица – ООО «Крупяной завод», с которым ООО «AMKK» был заключен договор от 19.07.2021 № 17708075454210001160/19/07 (далее – Договор № 19/07).
Согласно указанному договору стоимость услуг ООО «Крупяной завод»
для ООО «AMKK» по отгрузке зерна из ЗФИФ в количестве 6 075 т составила
9 416 250,00 руб., в том числе НДС – 20 %, что в пересчете на 1 т составляет 1 550 руб., в том числе НДС – 20 % (1 291,67 руб./т без НДС).
ООО «AMKK» и ООО «Крупяной завод» в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции входят в одну гpyппy лиц
и рассматриваются ФАС России в качестве единого хозяйствующего субъекта.
В рамках осуществления взаимодействия с ФНС России, в том числе
посредством государственного информационного ресурса «Интеграция и доступ
к базам данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП», а также информационного ресурса «Базис Сэлдон» Комиссией установлено, что участником ООО «АМКК»
и ООО «Крупяной завод» является физическое лицо – Пьянкова Е.В., следовательно, указанные лица входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, генеральным директором ООО «АМКК» и ООО «Крупяной завод» является – Михеев А.С., следовательно, указанные лица входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона
о защите конкуренции.
В этой связи ООО «Крупяной завод» было привлечено к участию
в рассмотрении дела в качестве ответчика, у него были запрошены материалы
и документы, необходимые ФАС России для установления обстоятельств дела
№ 06/01/10-3/2022 и имеющие значение для его рассмотрения.
В связи с непредставлением ООО «Крупяной завод» материалов, запрошенных определением об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
о нарушении антимонопольного законодательства (от 09.09.2022 № ГМ/84431/22), ФАС России во исполнение требования Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 28.02.2023 № 73/1-356-2023 на основании приказа
ФАС России от 20.03.2023 № 144/23 «О проведении внеплановой выездной проверки» проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Крупяной завод».
В ходе проведения проверки затребованные инспекцией ФАС России документы о результатах хозяйственной деятельности за 2021 год были представлены, за исключением фактической калькуляции (справки расчета затрат) стоимости оказанных услуг по отгрузке одной тонны зерна федерального интервенционного фонда по Договору отгрузки № 19/07.
В связи с этим инспекцией ФАС России принято решение произвести расчет затрат стоимости оказанных услуг по отгрузке одной тонны зерна федерального интервенционного фонда по Договору отгрузки № 19/07, основываясь
на финансовом результате деятельности ООО «Крупяной завод».
Так, в представленном ООО «Крупяной завод» отчете о финансовых результатах за 2021 год отражены следующие показатели:
выручка (код 2110) – 1 579 788 тыс. руб.;
себестоимость продаж (код 2120) – 1 495 096 тыс. руб.;
коммерческие расходы (код 2210) – 4 289 тыс. руб.;
управленческие расходы (код 2220) – 81 643 тыс. руб.
Согласно представленной справке ООО «Крупяной завод» в 2021 году осуществляло следующие виды деятельности: производство и реализация готовой продукции и оказание услуг, в частности осуществляло услуги по отгрузке зерна
из ЗФИФ.
Из отчета о финансовых результатах ООО «Крупяной завод» за 2021 год следует, что по коду 2110 (выручка) отражена выручка от основного вида деятельности (реализация готовой продукции) в размере 1 570 538,8 тыс. руб.,
а также выручка от предоставления услуг в размере 9 249,3 тыс. руб., из них выручка от оказания услуг по отгрузке зерна из ЗФИФ составляет 7 846,8 тыс. руб.
Согласно отчету о финансовых результатах за 2021 год затраты
ООО «Крупяной завод», связанные с производством и реализацией готовой продукции и оказанием услуг, в том числе по отгрузке зерна из ЗФИФ, составили
1 581 028 тыс. руб.
Учитывая изложенное, при расчете затрат, связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, был применен метод распределения общих расходов – пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов).
Таблица распределения доходов от каждого вида деятельности в суммарном объеме всех доходов за 2021 год
Наименование показателя |
Сумма, в тыс. руб ( согласно отчету о финансовых результатах) |
Доля каждого вида деятельности в общем объеме выручки, без НДС |
Выручка от реализации готовой продукции и представления услуг |
1 571 941,2 |
99,5 |
Выручка от представления услуг по отгрузке интервенционного фонда |
7 846,8 |
0,5 |
ВСЕГО ВЫРУЧКА ЗА 2021 год |
1 579 788 |
100 |
Таблица распределения общих расходов пропорционально доходам
за 2021 год
Наименование затрат |
Сумма затрат, в тыс. руб. |
Затраты, приходящиеся на выручку от реализации готовой продукции и оказания услуг (99.5% ), в тыс. руб. |
Затраты, приходящиеся на выручку от оказание услуг по отгрузке интервенционного фонда (0,5 %), в тыс. руб. без НДС
|
Себестоимость продаж |
1 495 096 |
1 487 620,52 |
7 475,48 |
Коммерческие расходы |
4 289 |
4 267,55 |
21,45 |
Управленческие расходы |
81 643 |
81 234,8 |
408,2 |
ВСЕГО ЗАТРАТ |
1 581 028 |
1573122,87 |
7 905,13 |
Согласно расчету затраты у ООО «Крупяной завод», приходящиеся
на отгрузку 1 т зерна из ЗФИФ, составили 1 301 руб./т без НДС (7 905 130/6075 т).
При этом стоимость отгрузки зерна из ЗФИФ согласно Договору отгрузки
№ 91/10, заключенному между AO «O3K» и ООО «AMKK», составила
1 333,33 руб./т без НДС (1 600,00 руб./т с НДС – 20 %).
Таким образом, стоимость услуг по отгрузке зерна по Договору отгрузки № 91/10, заключенному между AO «O3K» и ООО «AMKK», соизмерима
с произведенными затратами. Прибыль от оказания услуг по отгрузке зерна
из ЗФИФ, полученная ООО «AMKK», составила 41,66 руб./т.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых
для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом
по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Положения статьи 6 Закона о защите конкуренции предусматривают два метода анализа цены товара на предмет ее соответствия признакам монопольно высокой цены: затратный и метод сопоставимых рынков.
В соответствии с поручением ФАС России от 29.09.2021 № 06/81222/21 Алтайским краевым УФАС России был проведен oпpoc хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Алтайского края и предоставляющих услуги
по хранению и отгрузке зерна на элеваторах.
Из полученной информации следует, что на территории Алтайского края осуществляли деятельность по хранению и отгрузке зерна в 2020 году
11 хозяйствующих субъектов, включая ООО «AMKK›, а в 2021 году –
12 хозяйствующих субъектов, в том числе и ООО «AMKK».
По мнению Комиссии, сопоставимым рынком является рынок услуг
по хранению и отгрузке зерна на территории Алтайского края.
Данный вывод основывается на том, что условия осуществления хозяйственной деятельности ООО «АМКК» при осуществлении услуг по отгрузке зерна, приобретенного из ЗФИФ, схожи с условиями ведения хозяйственной деятельности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих отгрузку зерна
на территории Алтайского края.
В соответствии с представленными данными стоимость услуги по отгрузке железнодорожным транспортом как коммерческого зерна, так и зерна из ЗФИФ, элеваторами, оказывающими аналогичные виды услуг в границах Алтайского края, составляла в 2020 году без НДС от 415 руб./т до 833,33 руб./т; в 2021 году
от 515 руб./т до 1 387,68 руб./т (с учетом затрат на услуги OAO «РЖД»),
при сложившейся средней рентабельности – 24 %.
При этом в 2021 году рентабельность ООО «АМКК» по отгрузке зерна
из ЗФИФ составила 3,2 %.
По мнению Комиссии, относительно рассматриваемых обстоятельств дела возможно сопоставление уровней рентабельности хозяйствующих субъектов, действовавших на рынке услуг по хранению и отгрузки зерна в Алтайском крае
в течение 2021 года, с уровнем рентабельности ООО «AMKK».
Так, например, согласно представленной калькуляции затрат по отгрузке зерна железнодорожным транспортом в 2021 году рентабельность у иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги в Алтайском крае, составила от 4 %
до 42,8 %.
Таким образом, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна в Алтайском крае, в течение 2020-2021 годов остался неизменным. Рентабельность ООО «АМКК» существенно ниже сложившейся в регионе средней рентабельности у элеваторов, оказывающих аналогичные услуги.
На основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите
конкуренции злоупотреблением может быть признано установление
(поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом
монопольно высокой цены.
Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности
и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.
По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса
Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается
в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов
с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам
и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (абзацы 1-2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).
По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой
(монопольно высокой), если она превышает стоимость товара,
обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной
прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных
товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6
Закона о защите конкуренции) (абзацы 1-2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что цена ООО «AMKK»
на отгрузку зерна из ЗФИФ железнодорожным транспортом, а также тарифы, установленные ООО «Крупяной завод», привлеченным для отгрузки зерна из ЗФИФ, являются сопоставимыми с ценами, установленными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке услуг по хранению и отгрузки зерна в Алтайском крае.
Принимая во внимание указанное, Комиссией в действиях ООО «АМКК»
и ООО «Крупяной завод» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022 не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 06/01/10-3/2022 в отношении ООО «АМКК» и ООО «Крупяной завод» в связи с отсутствием в действиях ООО «АМКК» и ООО «Крупяной завод» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.