Решение №ГМ/70731/23 Решение по делу № 06/01/10-3/2022 от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 06/01/10-3/2022

о нарушении антимонопольного законодательства


 

Резолютивная часть решения оглашена 01.09.2023

г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 06/01/10-3/2022 по признакам нарушения
ООО «Алтайская мукомольно-крупяная компания» (ИНН 2222801855, 656922, Алтайский край, город Барнаул, Трактовая улица, 41/3) (далее – ООО «АМКК», Хранитель) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

<...> – начальника отдела судебной работы АО «Объединенная зерновая компания» (представитель АО «Объединенная зерновая компания» по доверенности № 175/08 от 22.12.2022);

<...> – начальника отдела организации государственных интервенций Департамента регулирования рынков агропромышленного комплекса Минсельхоза России;

<...> – заместителя начальника отдела анализа
и прогнозирования агропродовольственного рынка Департамента регулирования рынков агропромышленного комплекса Минсельхоза России,

руководствуясь статьей 48 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось заявление AO «Объединенная зерновая компания»
(далее – AO «O3K», Заявитель) (вх. от 15.09.2021 № 155341-ДСП/21
и дополнительные материалы от 28.09.2021 № 162355-ДСП/21) (далее – Заявление).

По мнению Заявителя, в действиях ООО «AMKK» содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в установлении хозяйствующим субъектом – элеватором, осуществляющим хранение и отгрузку зерна государственного интервенционного фонда, а также установление необоснованно высоких цен на его отгрузку в рамках исполнения государственного контракта на поставку продовольственной пшеницы из запасов федерального интервенционного фонда (далее – зерно из ЗФИФ) в целях оказания гуманитарной помощи.

По результатам рассмотрения заявления АО «ОЗК» приказом ФАС России
от 24.01.2022 № 42/22 было возбуждено дело № 06/01/10-3/2022 по признакам нарушения ООО «AMKK» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления монопольно высокой цены на отгрузку железнодорожным транспортом зерна, приобретенного из ЗФИФ, и создана Комиссия.

Определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 06/01/10-3/2022 (исх. от 04.02.2022 № ГМ/7896/22) рассмотрение дела было назначено на 10.03.2022.

К участию в деле привлечены в качестве:

ответчика: ООО «АМКК»;

заявителя: AO «ОЗК»;

лица, располагающие сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Определениями об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 15.03.2022 № ГМ/20419/22, от 22.04.2022 № ГМ/40406/22, от 27.06.2022 № ГМ/61371/22, от 01.08.2022 № ГМ/72488/22) в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и доказательств при рассмотрении дела
№ 06/01/10-3/2022, руководствуясь частью 1 и частью 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела Комиссией откладывалось.

Определением о продлении срока рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 24.05.2022 № ГМ/50461/22) срок рассмотрения дела был продлен
до 04.11.2022.

Определением об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 26.05.2022 № ГМ/51471/22) к участию в рассмотрении дела было привлечено в качестве заинтересованного лица ООО «Панкрушихинское хлебоприемное предприятие» (ИНН 2262002263, адрес местонахождения:
пер. Школьный, д. 7, пoc. Березовский, Панкрушихинский район, Алтайский край, 658770) (далее – ООО «Панкрушихинское XПП»), рассмотрение дела было отложено и назначена дата очередного рассмотрения – 23.06.2022.

Определением об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
(исх. от 09.09.2022 № ГМ/84431/22) Комиссия отложила рассмотрение дела
на 10.10.2022 и привлекла к участию в рассмотрении дела № 06/01/10-3/2022
в качестве ответчика:

ООО «Крупяной завод» (ИНН 2222024581, адрес местонахождения:
ул. Попова, 143, кв. 189, г. Барнаул, г.о. город Барнаул, Алтайский край, 656058);

лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

OAO «РЖД», в лице Западно-Сибирской железной дороги по Алтайскому территориальному управлению – филиал OAO «РЖД» (ИНН 7708503727, адрес местонахождения: пл. Победы, д. 8, г. Барнаул, Алтайский край, 656015);

ООО «Новоморснаб» (ИНН 2315098530, адрес местонахождения:
ул. 5-я Промышленная, д. 9, тер. Кирилловская промзона, г. Новороссийск, г.о. город Новороссийск, Краснодарский край, 353991);

ООО «Промышленно-заготовительная корпорация» (ИНН 2225177025, адрес местонахождения: ул. Кутузова, д. 8A, г. Барнаул, Алтайский край, 656021).

Определением о приостановлении дела № 06/01/10-3/2022 (исх. от 13.10.2022 № ГМ/94608/22) рассмотрение дела было приостановлено до принятия решения
по делу № 06/04/19.8-55/2022 об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО «Крупяной завод» за непредставление в антимонопольный орган по его мотивированному требованию информации, истребованной определением ФАС России от 09.09.2022 № ГМ/84431/22 и необходимой для рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022.

Постановлением от 09.06.2023 по делу № 06/04/19.8-55/2022
об административном правонарушении ООО «Крупяной завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб.

Определением о возобновлении дела № 06/01/10-3/2022 (исх. от 10.08.2023 № ГМ/64161/23) рассмотрение дела возобновлено и назначено на 29.08.2023.

В ходе рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022 ООО «AMKK» ходатайствовало о дополнительном проведении Алтайским краевым УФАС России опроса хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Алтайского края
и предоставляющих услуги по хранению и отгрузке зерна на элеваторах, так как ранее проведенный oпpoс, по мнению ООО «AMKK», не отражает полное количество хозяйствующих субъектов, действовавших на рынке хранения и отгрузки зерна в Алтайском крае в течение 2020-2021 гг. Ходатайство Комиссией удовлетворено.

Минсельхозом России заявлено ходатайство о рассмотрении дела
№ 06/01/10-3/2022 путем использования систем видео-конференц-связи. Указанное ходатайство Комиссией удовлетворено.

Лицами, участвующими в деле, были представлены сведения и документы, которые приобщены к материалам дела.

Согласно позиции AO «O3K» действия ООО «AMKK» в части установления стоимости отгрузки зерна из ЗФИФ в размере 1 600 руб. за каждую отгруженную тонну товара, включая НДС – 20 %, являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Минсельхоз России представил позицию от 01.03.2022 № ОЛ-18-23/3660,
в соответствии с которой Минсельхоз России также усматривает признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «АМКК» является хранителем зерна из ЗФИФ на основании договора хранения между АО «ОЗК» и ООО «АМКК» от 25.06.2015 № 307/14 на элеваторе, расположенном по адресу: г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5.

Согласно письменным пояснениям ООО «АМКК» (вх. от 07.06.2022 № 101841-ЭП/22) следует, что ООО «АМКК» с начала 2019 года уведомляло
АО «ОЗК», что не имеет возможности осуществить отгрузку зерна из ЗФИФ железнодорожным транспортом с площадки Новоалтайского элеватора
(г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5) ввиду отсутствия заключенного договора
с ОАО «РЖД» (уведомительные письма имеются в материалах дела).

В связи с необходимостью отгрузки зерна из ЗФИФ в количестве 6075 т, находящегося у ООО «AMKK» на хранении, насыпью в железнодорожный транспорт, предоставленный AO «O3K», отгрузка данного зерна была осуществлена ООО «AMKK» с привлечением третьего лица – ООО «Крупяной завод», с которым ООО «AMKK» был заключен договор отгрузки зерна из ЗФИФ от 19.07.2021
№ 17708075454210001160/19/07 (далее – Договор № 19/07).

В соответствии с Договором № 19/07 стоимость услуг ООО «Крупяной завод»
по отгрузке зерна из ЗФИФ в количестве 6 075 т составила 1 550 руб., в том числе НДС – 20 % за тонну отгруженного товара (1 291,66 руб./т без НДС), общий размер стоимости услуг ООО «Крупяной завод» составил 9 416 250,00 руб., в том числе НДС – 20 % (7 846 875,00 руб. без НДС).

Прибыль ООО «АМКК» составила 41,66 руб. (без учета НДС)
с 1 т отгруженного зерна из ЗФИФ, всего 253 125,00 руб. (без учета НДС).

ООО «АМКК», в свою очередь, полагает, что стоимость отгрузки зерна
из ЗФИФ в размере 1 600 руб. за каждую отгруженную тонну товара, включая НДС – 20 % (1 333,33 руб./т без НДС), является обоснованной (вх. письма
от 01.03.2022 № 32805-ЭП/22, от 07.06.2022 № 101841-ЭП/22, 24.06.2022
№ 111411-ЭП/22 и от 18.07.2022 № 125046-ЭП/22).

На основании вышеизложенного, по мнению ООО «AMKK», стоимость отгрузки зерна из ЗФИФ в размере 1 600 руб. за каждую отгруженную тонну товара, включая НДС – 20 %, не является монопольно высокой.

ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг
по хранению и отгрузке зерна из ЗФИФ сельскохозяйственной продукции,

по итогам которого установлено, что ООО «AMKK» в рассматриваемый период времени (временной интервал исследования товарного рынка определен
как 2021 год) занимал доминирующее положение на рынке услуг
по хранению и отгрузке зерна из ЗФИФ сельскохозяйственной продукции в границах территории, ограниченной границами элеватора ООО «AMKK», расположенного
по адресу: г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5, а положение хозяйствующего субъекта признано доминирующим на рынке услуг по отгрузке зерна из ЗФИФ, размещенного у него на хранении.

По результатам анализа составлен аналитический отчет, который приобщен
к материалам дела № 06/01/10-3/2022.

В ходе проведения проверки фактов, изложенных в заявлении АО «ОЗК»,
ФАС России установлено следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей
и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2016 № 1003, реализация сельскохозяйственной продукции из интервенционного фонда без проведения биржевых торгов в целях оказания международной гуманитарной помощи осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

AO «O3K», действуя в рамках государственного контракта от 07.12.2020 № 225/18-ГК, заключенного с Минсельхозом России, является государственным агентом, обеспечивающим формирование федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции.

ООО «AMKK» является хранителем зерна из ЗФИФ на основании договора хранения зерна запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от 25.06.2015 № 307/14, заключенного между AO «O3K»
и ООО «AMKK» (далее – Договор № 307/14), согласно которому Хранитель осуществляет хранение зерна из ЗФИФ на элеваторе, расположенном по адресу: г. Новоалтайск, ул. Заготзерно, д. 5 (согласно условиям Договора № 307/14
ООО «AMKK» обеспечивает отгрузку зерна автомобильным и железнодорожным транспортом).

Дополнительными соглашениями от 01.06.2016 б/н, от 18.11.2016 б/н,
от 21.12.2017 б/н, от 29.12.2017 б/н, от 07.02.2018 б/н, от 28.12.2018 б/н,
от 01.03.2019 б/н, от 25.02.2020 б/н и от 20.10.2020 б/н к Договору № 307/14 данный договор был пролонгирован до 2023 года.

Во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации
от 17.12.2020 № 308-рп и распоряжения Правительства Российской Федерации
от 26.12.2020 № 3574-p между AO «O3K», как государственным агентом,
и Минсельхозом России заключен государственный контракт от 16.04.2021
№ 86/18-ГК (далее – Государственный контракт), согласно которому AO «O3K» обязано обеспечить поставку продовольственной пшеницы 4-гo класса из ЗФИФ
в целях оказания гуманитарной помощи Республике Никарагуа.

В этой связи между AO «O3K» и ООО «Новоморснаб» (грузоотправитель зерна из ЗФИФ грузополучателю ПAO «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» для дальнейшей отправки водным транспортом в Республику Никарагуа) заключен договор оказания услуг по организации отправки зерновых культур железнодорожным транспортом от 04.06.2021 № 17708075454210001160/68/10 (далее – Договор оказания услуг № 68/10).

В соответствии с пунктом 1.1 Договора оказания услуг № 68/10
ООО ‹Новоморснаб» обязуется оказать комплекс услуг по организации сертификации и отправке железнодорожным транспортом зерновых культур в общем объеме 32 290 т, а AO «O3K» обязуется принять и оплатить услуги, оказанные
ООО «Новоморснаб», который является грузоотправителем при отправке зерна железнодорожным транспортом от станции отправления Алтайская Западно- Сибирская железная дорога до станции назначения Новороссийск-эксп, код 521001 для дальнейшей отправки водным транспортом в Республику Никарагуа (приложение от 07.07.2021 № 17708075454210001160/5 к Договору оказания услуг № 68/10).

В соответствии с приложением № 2 к Государственному контракту поставку зерна из ЗФИФ для отгрузки зерна в рамках оказания гуманитарной помощи Республике Никарагуа должны были осуществлять, в том числе два элеватора,
расположенных на территории Алтайского края – ООО «AMKK»
и ООО «Панкрушихинское XПП».

По условиям Государственного контракта находящееся на хранении
у ООО «AMKK» зерно интервенционного фонда в объеме 6 075 т
должно было быть погружено Хранителем в железнодорожные вагоны
для дальнейшей транспортировки в адрес ПAO «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» и последующей отправки на экспорт водным транспортом.

В целях исполнения указанного Государственного контракта (между
AO «O3K» и ООО «AMKK») был заключен Договор отгрузки от 06.07.2021 № 17708075454210001160/91/10 по отгрузке зерна федерального интервенционного фонда (далее – Договор отгрузки № 91/10).

В соответствии с Договором отгрузки № 91/10 ООО «AMKK» после получения от AO «O3K» письменного распоряжения на отгрузку зерна из ЗФИФ обязано осуществить отгрузку товара в железнодорожные вагоны в сроки, указанные в распоряжении AO «O3K».

Распоряжением AO «O3K› от 07.07.2021 № 02-10/1013 ООО «AMKK» было уведомлено о необходимости осуществления отгрузки зерна из ЗФИФ в количестве 6 075 т для дальнейшей отправки железнодорожным транспортом в морской порт Новороссийск в соответствии с приложенным графиком. Грузоотправителем зерна из ЗФИФ выступало ООО «Новоморснаб» по распоряжению AO «O3K».

Стоимость отгрузки зерна согласно Договору отгрузки № 91/10 составила
1 600,00 руб./т, в том числе НДС – 20 % (1 333,33 руб./т без НДС), включая затраты на непредвиденные расходы в размере 10 % от себестоимости.

Согласно представленным AO «O3K» материалам в соответствии с Договором отгрузки № 91/10 в период с 23.07.2021 по 03.08.2021 ООО «AMKK» выполнило свои обязательства в части отгрузки 6 075 т зерна из ЗФИФ, а AO «O3K» 17.08.2021 оплатило оказанные услуги по Договору отгрузки № 91/10 в соответствии с актами об оказании услуг в сумме 9 720 000 руб. за отгрузку зерна.

В связи с необходимостью отгрузки зерна из ЗФИФ в размере 6 075 т, находящегося у ООО «AMKK» на хранении, насыпью в железнодорожный транспорт, предоставленный AO «O3K», отгрузка данного зерна была осуществлена ООО «AMKK» с привлечением третьего лица – ООО «Крупяной завод», с которым ООО «AMKK» был заключен договор от 19.07.2021 № 17708075454210001160/19/07 (далее – Договор № 19/07).

Согласно указанному договору стоимость услуг ООО «Крупяной завод»
для ООО «AMKK» по отгрузке зерна из ЗФИФ в количестве 6 075 т составила
9 416 250,00 руб., в том числе НДС – 20 %, что в пересчете на 1 т составляет 1 550 руб., в том числе НДС – 20 % (1 291,67 руб./т без НДС).

ООО «AMKK» и ООО «Крупяной завод» в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции входят в одну гpyппy лиц
и рассматриваются ФАС России в качестве единого хозяйствующего субъекта.

В рамках осуществления взаимодействия с ФНС России, в том числе
посредством государственного информационного ресурса «Интеграция и доступ
к базам данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП», а также информационного ресурса «Базис Сэлдон» Комиссией установлено, что участником ООО «АМКК»
и ООО «Крупяной завод» является физическое лицо – Пьянкова Е.В., следовательно, указанные лица входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, генеральным директором ООО «АМКК» и ООО «Крупяной завод» является – Михеев А.С., следовательно, указанные лица входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона
о защите конкуренции.

В этой связи ООО «Крупяной завод» было привлечено к участию
в рассмотрении дела в качестве ответчика, у него были запрошены материалы
и документы, необходимые ФАС России для установления обстоятельств дела

№ 06/01/10-3/2022 и имеющие значение для его рассмотрения.

В связи с непредставлением ООО «Крупяной завод» материалов, запрошенных определением об отложении рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022
о нарушении антимонопольного законодательства (от 09.09.2022 № ГМ/84431/22), ФАС России во исполнение требования Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 28.02.2023 № 73/1-356-2023 на основании приказа
ФАС России от 20.03.2023 № 144/23 «О проведении внеплановой выездной проверки» проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Крупяной завод».

В ходе проведения проверки затребованные инспекцией ФАС России документы о результатах хозяйственной деятельности за 2021 год были представлены, за исключением фактической калькуляции (справки расчета затрат) стоимости оказанных услуг по отгрузке одной тонны зерна федерального интервенционного фонда по Договору отгрузки № 19/07.

В связи с этим инспекцией ФАС России принято решение произвести расчет затрат стоимости оказанных услуг по отгрузке одной тонны зерна федерального интервенционного фонда по Договору отгрузки № 19/07, основываясь
на финансовом результате деятельности ООО «Крупяной завод».

Так, в представленном ООО «Крупяной завод» отчете о финансовых результатах за 2021 год отражены следующие показатели:

выручка (код 2110) 1 579 788 тыс. руб.;

себестоимость продаж (код 2120) 1 495 096 тыс. руб.;

коммерческие расходы (код 2210) 4 289 тыс. руб.;

управленческие расходы (код 2220) 81 643 тыс. руб.

Согласно представленной справке ООО «Крупяной завод» в 2021 году осуществляло следующие виды деятельности: производство и реализация готовой продукции и оказание услуг, в частности осуществляло услуги по отгрузке зерна
из ЗФИФ.

Из отчета о финансовых результатах ООО «Крупяной завод» за 2021 год следует, что по коду 2110 (выручка) отражена выручка от основного вида деятельности (реализация готовой продукции) в размере 1 570 538,8 тыс. руб.,
а также выручка от предоставления услуг в размере 9 249,3 тыс. руб., из них выручка от оказания услуг по отгрузке зерна из ЗФИФ составляет 7 846,8 тыс. руб.

Согласно отчету о финансовых результатах за 2021 год затраты
ООО «Крупяной завод», связанные с производством и реализацией готовой продукции и оказанием услуг, в том числе по отгрузке зерна из ЗФИФ, составили
1 581 028 тыс. руб.

Учитывая изложенное, при расчете затрат, связанных с отгрузкой зерна интервенционного фонда, был применен метод распределения общих расходов пропорционально доходам (то есть доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов).

 

Таблица распределения доходов от каждого вида деятельности в суммарном объеме всех доходов за 2021 год

 

Наименование показателя

Сумма, в тыс. руб ( согласно отчету о финансовых результатах)

Доля каждого вида деятельности в общем объеме выручки, без НДС
в %

Выручка от реализации готовой продукции и представления услуг

1 571 941,2

99,5

Выручка от представления услуг по отгрузке интервенционного фонда

7 846,8

0,5

ВСЕГО ВЫРУЧКА ЗА 2021 год

1 579 788

100

 

Таблица распределения общих расходов пропорционально доходам

за 2021 год

 

Наименование затрат

Сумма затрат, в тыс. руб.

Затраты, приходящиеся на выручку от реализации готовой продукции и оказания услуг (99.5% ), в тыс. руб.

Затраты, приходящиеся на выручку от оказание услуг по отгрузке интервенционного фонда (0,5 %), в тыс. руб. без НДС

 

 

Себестоимость продаж

1 495 096

1 487 620,52

7 475,48

Коммерческие расходы

4 289

4 267,55

21,45

Управленческие расходы

81 643

81 234,8

408,2

ВСЕГО ЗАТРАТ

1 581 028

1573122,87

7 905,13

Согласно расчету затраты у ООО «Крупяной завод», приходящиеся
на отгрузку 1 т
зерна из ЗФИФ, составили 1 301 руб./т без НДС (7 905 130/6075 т).

При этом стоимость отгрузки зерна из ЗФИФ согласно Договору отгрузки
№ 91/10, заключенному между AO «O3K» и ООО «AMKK», составила
1 333,33 руб./т без НДС (1 600,00 руб./т с НДС
20 %).

Таким образом, стоимость услуг по отгрузке зерна по Договору отгрузки № 91/10, заключенному между AO «O3K» и ООО «AMKK», соизмерима
с произведенными затратами. Прибыль от оказания услуг по отгрузке зерна
из ЗФИФ, полученная ООО «AMKK», составила 41,66 руб./т.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых
для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом
по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Положения статьи 6 Закона о защите конкуренции предусматривают два метода анализа цены товара на предмет ее соответствия признакам монопольно высокой цены: затратный и метод сопоставимых рынков.

В соответствии с поручением ФАС России от 29.09.2021 № 06/81222/21 Алтайским краевым УФАС России был проведен oпpoc хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Алтайского края и предоставляющих услуги
по хранению и отгрузке зерна на элеваторах.

Из полученной информации следует, что на территории Алтайского края осуществляли деятельность по хранению и отгрузке зерна в 2020 году
11 хозяйствующих субъектов, включая ООО «AMKK›, а в 2021 году –
12 хозяйствующих субъектов, в том числе и ООО «AMKK».

По мнению Комиссии, сопоставимым рынком является рынок услуг
по хранению и отгрузке зерна на территории Алтайского края.

Данный вывод основывается на том, что условия осуществления хозяйственной деятельности ООО «АМКК» при осуществлении услуг по отгрузке зерна, приобретенного из ЗФИФ, схожи с условиями ведения хозяйственной деятельности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих отгрузку зерна
на территории Алтайского края.

В соответствии с представленными данными стоимость услуги по отгрузке железнодорожным транспортом как коммерческого зерна, так и зерна из ЗФИФ, элеваторами, оказывающими аналогичные виды услуг в границах Алтайского края, составляла в 2020 году без НДС от 415 руб./т до 833,33 руб./т; в 2021 году
от 515 руб./т до 1 387,68 руб./т (с учетом затрат на услуги OAO «РЖД»),
при сложившейся средней рентабельности – 24 %.

При этом в 2021 году рентабельность ООО «АМКК» по отгрузке зерна
из ЗФИФ составила 3,2 %.

По мнению Комиссии, относительно рассматриваемых обстоятельств дела возможно сопоставление уровней рентабельности хозяйствующих субъектов, действовавших на рынке услуг по хранению и отгрузки зерна в Алтайском крае
в течение 2021 года, с уровнем рентабельности ООО «AMKK».

Так, например, согласно представленной калькуляции затрат по отгрузке зерна железнодорожным транспортом в 2021 году рентабельность у иных хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги в Алтайском крае, составила от 4 %
до 42,8 %.

Таким образом, состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна в Алтайском крае, в течение 2020-2021 годов остался неизменным. Рентабельность ООО «АМКК» существенно ниже сложившейся в регионе средней рентабельности у элеваторов, оказывающих аналогичные услуги.

На основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите
конкуренции злоупотреблением может быть признано установление
(поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом
монопольно высокой цены.

Исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности
и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса
Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается
в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов
с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам
и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка (абзацы 1-2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим
на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой
(монопольно высокой), если она превышает стоимость товара,
обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной
прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных
товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6
Закона о защите конкуренции) (абзацы 1-2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что цена ООО «AMKK»
на отгрузку зерна из ЗФИФ железнодорожным транспортом, а также тарифы, установленные ООО «Крупяной завод», привлеченным для отгрузки зерна из ЗФИФ, являются сопоставимыми с ценами, установленными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке услуг по хранению и отгрузки зерна в Алтайском крае.

Принимая во внимание указанное, Комиссией в действиях ООО «АМКК»
и ООО «Крупяной завод» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рамках рассмотрения дела № 06/01/10-3/2022 не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 06/01/10-3/2022 в отношении ООО «АМКК» и ООО «Крупяной завод» в связи с отсутствием в действиях ООО «АМКК» и ООО «Крупяной завод» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.

Связанные организации

ООО «Новоморснаб»
ИНН 2315098530, ОГРН 1022302394070
АО "ОЗК"
ИНН 7708632345, ОГРН 5077746345540
ООО "Панкрушихинское ХПП"
ИНН 2262002263, ОГРН 1022202893481
Западно-Сибирская железная дорога по Алтайскому территориальному управлению
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684
ООО "ПЗК"
ИНН 2225177025, ОГРН 1162225102962
ООО "Крупяной завод"
ИНН 2222024581, ОГРН 1022201130148
ООО «АМКК»
ИНН 2222801855, ОГРН 1122223002538