Решение №ЦА/27839/14 Решение по делу от 10 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-44/00-06-13

г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «26 » июня 2014 г.

 

В полном объеме решение изготовлено « 10 » июля 2014 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-15-44/00-06-13
о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)
<...>,

рассмотрев дело № 1-15-44/00-06-13 по признакам нарушения Правительством Челябинской области (ул. Цвиллинга, д. 27, г. Челябинск, 454089) и Министерством сельского хозяйства Челябинской области
(ул. Сони Кривой, д. 75, г. Челябинск, 454126) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступили материалы (рег. номер <...> /13 от 24.10.2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России), направленные в ФАС России в соответствии с пунктом 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных Приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244.

Материалы содержат заявление ЗАО «Уралбройлер» (п. Ишалино, Аргаяшский район, Челябинская область, 456889) о наличиях признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Правительства Челябинской области при предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в связи с принятием Порядка предоставления в 2013-2015 годах субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 № 65-П (далее – Порядок).

Из представленных материалов следует.

Согласно Порядку сельскохозяйственные производители Челябинской области вправе получать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на определенные Порядком цели. При этом в соответствии с подпунктами 1-4 пункта 9 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность в области птицеводства получают субсидии в меньшем размере по сравнению с прочими получателями субсидий (Таблица № 1).

 

Таблица № 1

Вид кредита

Вид деятельности товаропроизводителя

Размер ставки субсидии

кредитный договор (договор займа) заключен до 31.12.2012 г.

кредитный договор (договор займа) заключен после 01.01.2013 г.

Краткосрочные кредиты

(срок до 1 года)(подпункты 1,2 пункта 9 Порядка)

Сельхозтоваропроизводители

(за исключением ЛПХ

и организаций, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводства), К(Ф)Х

20% ставки рефинансирования

1/3 ставки рефинансирования

Прочие заемщики, сельхозтоваропроизводители, осуществляющие деятельность

в отрасли птицеводства

3% ставки рефинансирования

20% ставки рефинансирования

Сельхозтоваропроизводители, занимающиеся производством мяса КРС и молока

3% пунктов сверх ставки рефинансирования

3% пунктов сверх ставки рефинансирования

Инвестиционные кредиты (подпункты 3,4 пункта 9 Порядка)

Сельхозтоваропроизводители

(за исключением ЛПХ

и организаций, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводство), К(Ф)Х

20% ставки рефинансирования

1/3 ставки рефинансирования

Прочие заемщики, сельхозтоваропроизводители, осуществляющие деятельность

в отрасли птицеводства

3% ставки рефинансирования

20% ставки рефинансирования

Сельхозтоваропроизводители, занимающиеся производством мяса КРС и молока

3% пунктов сверх ставки рефинансирования

3% пунктов сверх ставки рефинансирования

 

Однако Порядком не определен размер субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, совмещающих производство мяса птицы с производством прочей животноводческой продукции. В результате, сельскохозяйственные производители, совмещающие производство мяса птицы с производством прочей животноводческой продукции, получают субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в размере, установленном Порядком для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство мяса птицы. Указанные факты отражены в заявлении ЗАО «Уралбройлер».

По мнению заявителя, нормативный правовой акт - постановление Правительства Челябинской области от 26.02.2013 № 65-П содержит неопределенности, которые при его применении Министерством сельского хозяйства Челябинской области при расчете размера субсидии для сельскохозяйственных производителей, совмещающих производство мяса птицы с производством иной животноводческой продукции, могут привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В материалах, переданных в ФАС России Челябинским УФАС России, содержится письмо Министерства сельского хозяйства Челябинской области, направленное в адрес Генерального директора ЗАО «Уралбройлер» от 21.03.2013 № 1310, с разъяснениями применения Порядка, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 № 65.

Согласно разъяснениям, независимо от того, какой объем в структуре дохода занимает деятельность в области птицеводства, а также независимо от того, основной или дополнительной является такая деятельность для сельскохозяйственного товаропроизводителя, сам факт осуществления деятельности в данной отрасли автоматически относит такие организации к категории «прочие заемщики», которым возмещается часть затрат по ставке 3 процента ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Кроме того, в ответе на запрос Челябинского УФАС России от 26.07.2013 № 8153/07 письмом от 23.08.2013 №4430 Министерство сельского хозяйства Челябинской области пояснило следующее.

Порядок разработан и утвержден Правительством Челябинской области во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» (далее – Постановление № 1460). Так как Постановлением № 1460 установлено, что средства из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются на возмещение части затрат по кредитам, заключенным по 31.12.2012, в пределах 20% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в Порядке определено возмещение птицефабрикам по кредитам, заключенным по 31.12.2012, в размере 3 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Постановлением № 1460 установлен размер возмещения затрат на уплату процентов по кредитам, заключенным с 01.01.2013 не менее 20 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, Порядком установлен минимальный размер возмещения – 20% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

При этом следует отметить, что основные положения принятого Правительством Челябинской области Порядка соответствуют Постановлению № 1460.

Определением о назначении дела № 1-15-44/00-06-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.01.2014 № ЦА/2589/14 Комиссией ФАС России привлечены к делу:

- в качестве заявителя ЗАО «Уралбройлер»;

- в качестве ответчиков Правительство Челябинской области и Министерство сельского хозяйства Челябинской области, как правоприменителя указанных в Порядке норм;

  • в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Рассмотрение дела назначено на 13.03.2014.

Указанным определением у лиц, привлеченных к рассмотрению дела, затребованы необходимые документы и информация. Все затребованные материалы представлены в ФАС России и приобщены к материалам дела.

В ФАС России поступило ходатайство Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 12.03.2014 № 1138 (вх. № 23444-Ф/14 от 12.03.2014) об отложении рассмотрения дела № 1-15-44/00-06-13. Комиссией ФАС России указанное ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела № 1-15-44/00-06-13 Определением об отложении рассмотрения от 18.03.2014 № ЦА/9790/14 отложено и его рассмотрение назначено на 08.04.2014.

Правительство Челябинской области в обоснование своей позиции по делу № 1-15-44/00-06-13 письмом от 07.04.2014 № 290 представило пояснения, согласно которым доводы заявителя являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Средства областного бюджета на реализацию мероприятий по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в 2013 году были предусмотрены Законом Челябинской области от 20.12.2012 г. № 428-30 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Порядок предоставления указанных субсидий определен постановлением Правительства Челябинской области от 26.02.2013 № 65-П. Содержание указанного Порядка соответствует требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, согласно которым нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Челябинская область как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета. Финансирование расходов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства является расходным обязательством Челябинской области и осуществляется в пределах средств, установленных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (статья 161 Закона Челябинской области от 05.01.1998 г. № 34-30 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства»).

В связи с тем, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства является правом, а не обязанностью Челябинской области, установление категорий получателей и размеров указанной государственной поддержки устанавливается Челябинской областью как субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Устанавливая дифференцированные ставки субсидий, оспариваемый Порядок не создает дискриминационных условий, а определяет категории получателей субсидий и размеры ставок.

Таким образом, по мнению Правительства Челябинской области, Порядок не нарушает требования Закона о защите конкуренции, а также не ущемляет прав заявителя.

Министерство сельского хозяйства Челябинской области в обоснование своей позиции по делу № 1-15-44/00-06-13 письмом от 07.04.2014 № 1619 также представило свои пояснения.

По мнению Министерства сельского хозяйства Челябинской области, подпункты 1-4 пункта 9 Порядка не нарушают требования части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции и не создают никаких дискриминационных условий для заявителя.

Порядок был разработан на основании:

- статьи 78 Бюджетного кодекса;

- Постановления №1460.

Кроме того, при принятии Порядка учитывались требования Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120, о необходимости достижения удельного веса отечественной сельскохозяйственной продукции по мясу и мясопродуктам (в пересчёте на мясо) - не менее 85 процентов, молоку и молокопродуктам (в пересчёте на молоко) - не менее 90 процентов; принцип эффективности использования бюджетных средств, закреплённый в статье 34 Бюджетного кодекса.

В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).

Выплата субсидий, на основании подпунктов 1-4 пункта 9 Порядка, осуществлялась исключительно из областного бюджета.

При этом учитывалось, что:

- государственная поддержка производства продукции мяса крупного рогатого скота имеет приоритет по сравнению с поддержкой производства мяса птицы;

- птицеводство является гораздо более рентабельным видом сельскохозяйственного производства, по сравнению с производством крупного рогатого скота;

- производство продукции крупного рогатого скота имеет более длительный срок окупаемости вложений и т. д.

Кроме того, учитывалось, что в Челябинской области мяса птицы производится в 2 раза больше рекомендуемой нормы потребления (уровень самообеспечения к рекомендуемой норме 192,3 %), в то время как мяса говядины производится почти в 3 раза меньше установленной нормы (уровень самообеспечения к рекомендуемой норме 36,08 %), молока и молочных продуктов в пересчёте на молоко более чем в 2 раза меньше нормы (уровень самообеспечения к рекомендуемой норме 43,2 %).

Постановлением № 1460 установлено, что средства из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются на возмещение части затрат по кредитам, заключенным до 31.12.2012, в пределах 20% ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.

Так как в 2012 году деятельность сельскохозяйственных организаций в Челябинской области оставалась убыточной (-11,7%), при этом по птицефабрикам и предприятиям АПК рентабельность без учёта субсидий за год составила 4,6%, в Порядке изначально, исходя из финансовых возможностей областного бюджета, определено возмещение за счёт средств областного бюджета птицефабрикам и организациям агропромышленного комплекса по кредитам, заключенным до 31.12.2012, в размере 3 % ставки рефинансирования Центробанка РФ.

В связи с рядом факторов природного и экономического характера в отдельных субъектах Российской Федерации (засуха, наводнение) в 2013 году произошёл рост цен на корма для всех отраслей животноводства и птицеводства. Для оказания содействия отрасли в конце 2013 года было принято решение об увеличении выплат птицефабрикам и организациям агропромышленного комплекса по кредитам, заключенным до 31.12.2012 г., до 20 % размера ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации. Соответствующие изменения внесены в Порядок постановлением Правительства Челябинской области от 26.12.2013 г. № 614-П.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства сельского хозяйства Челябинской области, Порядок не нарушает требования Закона о защите конкуренции, а также не ущемляет прав заявителя.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченное к участию в рассмотрении дела №1-15-44/00-06-13 в качестве лица, располагающего сведениями по рассматриваемым Комиссией вопросам, письмом от 24.02.2014 № ДЮ-14-23/2022 сообщило следующее.

Порядок и условия предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, наличие которых является обязательным как для получения межбюджетного трансферта из бедерального бюджета в соответствии с подпунктом в пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением № 1460, так и для выплаты субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии в соответсвии со статьей 78 Бюджетного кодекса.

Таким образом, субъекты Российской Федерации с учетом требований федерального законодательства самостоятельно разрабатывают нормативную базу, определяющую порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации исходя из возможностей регионального бюджета вправе сами определять направления государственной поддержки и порядок предоставления субсидий за счет средств субъекта Российской Федерации.

Министерством сельского хозяйства Челябинской области письмом от 30.04.2014 № 2188 представлены иные материалы согласно Определению об отложении рассмотрения дела №1-15-44/00-06-13 от 11.04.2014 № ЦА/14048/14.

Согласно пояснениям Министерства сельского хозяйства Челябинской области, сельскохозяйственным товаропроизводителем, осуществляющим деятельность в отрасли птицеводства, является сельскохозяйственный товаропроизводитель, производящий мясо птицы и яйца (птицефабрика) и имеющий основной код вида экономической деятельности (ОКВЭД) 01.24 «Разведение сельскохозяйственной птицы».

Министерство сельского хозяйства Челябинской области в соответствии с Порядком, осуществляя деятельность по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям, рассматривает поступившие заявки, осуществляет проверку документов, поданных заявителем одновременно с заявкой, формирует реестр получателей субсидий в пределах доведенных в установленном законодательством порядке предельных объемов финансирования. Перечисление субсидий осуществляется на основании ежегодно заключаемого между Министерством сельского хозяйства Челябинской области и заемщиком соглашения, предусматривающего, в том числе, указание целевого назначения субсидии.

Одновременно с заявлением о предоставлении средств на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, заявитель представляет в Министерство сельского хозяйства Челябинской области документы в соответствии с пунктом 14 Порядка.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 22 Порядка являются ненадлежащее оформление документов, несоответствие документов установленной форме, нецелевое использование кредитных средств, несоблюдение условий предоставления субсидии, нарушение сроков представления документов, предоставление недостоверной информации (документов, сведений).

Размер субсидии определяется Министерством сельского хозяйства Челябинской области на основании поданной заявки в соответствии с подпунктами 1-4 пункта 9 Порядка.

На заседании Комиссии представители Министерства сельского хозяйства Челябинской области пояснили, что совмещают производство мяса птицы с производством иных видов животноводноводческой продукции на территории Челябинской области, помимо ЗАО «Уралбройлер», еще два предприятия: ОАО «Птицефабрика Челябинская» и ООО «Чебаркульская птица», которые кроме производства мяса птицы осуществляют разведение крупного рогатого скота.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что данные хозяйствующие субъекты и ЗАО «Уралбройлер» действуют на одном товарном рынке – рынке животноводческой продукции Челябинской области. Учитывая это, письмами от 23.05.2014 № ЦА/20974/14 и № ЦА/20975/14 у ОАО «Птицефабрика Челябинская» и ООО «Чебаркульская птица» была запрошена информация об объемах производства по видам животноводческой продукции за 2013 год, а также сведения о полученных в 2013 году субсидиях из областного бюджета Челябинской области. Аналогичная информация Определением об отложении рассмотрения дела № 1-15-44/00-06-13 от 21.05.2014 № ЦА/20551/14 запрошена у заявителя.

Поступившая в ФАС России информация приобщена к материалам дела.

Проанализировав поступившую информацию, Комиссия ФАС России установила.

Министерством сельского хозяйства Челябинской области заключены следующие соглашения, предусматривающие возможность предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам:

- от 21.03.2013 № 321-01 с ООО «Чебаркульская птица», целевое назначение субсидии – возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в отрасли птицеводства, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и организациям потребительской кооперации части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства, а также развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;

- от 22.03.2013 № 334-01 с ОАО «Птицефабрика Челябинская» целевое назначение субсидии – возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в отрасли птицеводства, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и организациям потребительской кооперации части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства и растениеводства, переработку и реализацию продукции животноводства и растениеводства, а также развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, растениеводства;

  • от 21.03.2013 № 292-01 с ЗАО «Уралбройлер», целевое назначение субсидии – возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в отрасли птицеводства, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и организациям потребительской кооперации части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработку и реализацию продукции животноводства, а также развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.

Представленные хозяйствующими объемы производства продукции животноводства и суммы полученных субсидий отражены в Таблице № 2.

 

Таблица № 2


п/п

Наименование хозяйствующих субъектов

Объем производства х/с отдельных видов животноводческой продукции в % к общему объему производства за 2013 г.

Сумма субсидий, полученных из областного бюджета в 2013 г., руб.

птицеводство

КРС

свиноводство

1

2

3

4

5

6

1.

ЗАО «Уралбройлер»

61,29

-

38,71

16 422 919

2.

ОАО «Птицефабрика Челябинская

99,8

0,2

-

1 805 714

3.

ООО «Чебаркульская птица»

99

1

-

5 992 307

 

Анализ материалов, представленных в ФАС России, по расчетам размера субсидий, полученных указанными хозяйствующими субъектами из бюджета Челябинской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, которые согласованы Министерством сельского хозяйства Челябинской области в соответствии с поданными заявками, показал следующее.

ЗАО «Уралбройлер» получало субсидии из бюджета Челябинской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам исходя из ставки, установленной для прочих заемщиков, сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводства, в размере 3% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (по кредитам, заключенным по 31.12.2012) и по ставке 20% рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (по кредитам, заключенным с 01.01.2013).

Однако, учитывая, что постановлением Правительства Челябинской области от 26.12.2013 № 614-П «О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 26.02.2013», изменен размер с 3% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до 20 % при выплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для прочих заемщиков, сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводства (подпункты 1,3 пункта 9 Порядка),  в соответствии с пунктом 21-1 Порядка ЗАО «Уралбройлер» произведен перерасчет субсидий исходя из разницы между первоначальным и увеличенным размером субсидии, то есть по ставке 20% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

ООО «Чебаркульская птица» получало субсидии из бюджета Челябинской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам исходя из ставки, установленной для прочих заемщиков, сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводства в размере 3% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (по кредитам, заключенным по 31.12.2012) и по ставке 20% рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (по кредитам, заключенным с 01.01.2013), с последующим пересчетом в соответствии с пунктом 21-1 Порядка.

Однако, Комиссия ФАС России выявила, что по кредитному договору от 26.04.2013 № 76122 ООО «Чебаркульская птица» были выплачены субсидии по ставке 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а по договорам от 09.10.2012 №к-7111215151, от 03.09.2012 № 016/01031/12 — по ставке 20% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что соответствует ставке, установленной для сельхозтоваропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и организаций, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводство), крестьянским (фермерским) хозяйствам.

ОАО «Птицефабрика Челябинская» также получало субсидии из бюджета Челябинской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам исходя из ставки, установленной для прочих заемщиков, сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в отрасли птицеводства в размере 3% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (по кредитам, заключенным по 31.12.2012) и по ставке 20% рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (по кредитам, заключенным с 01.01.2013), с последующим пересчетом в соответствии с пунктом 21-1 Порядка.

Однако Комиссией ФАС России выявлено, что по кредитным договорам от 20.09.2013 № 60908 и от 30.10.2013 №417 ОАО «Птицефабрика Челябинская» получены субсидии по ставке для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота, в размере 3% сверх ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно имеющимся в деле материалам по расчету субсидий по кредитному договору от 30.10.2013 № 417, данный договор заключен с целью приобретения кормов, ветеринарных препаратов. При этом из материалов, представленных в подтверждение целевого использования средств кредита следует, что хозяйствующим субъектом приобретались корма и Премиксы Ломикс 0,25% для кур несушек, для цыплят, для племенной птицы (счет фактура от 22.10.2013 № 000845, от 17.10.2013 № 000833 к договору поставки от 25.02.2013 № 83915, заключенному ОАО «Птицефабрика Челябинская» с ООО «Компания Агророс»), что свидетельствует об использовании средств кредита для производства мяса птицы.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Министерства сельского хозяйства пояснил, что выплаты субсидий ОАО «Птицефабрика Челябинская» по указанным кредитным договорам по ставке, установленной для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота, являются технической ошибкой, неправомерно выплаченная сумма субсидий возвращена в бюджет Челябинской области.

Однако документов, подтверждающих сказанное, в Комиссию не представлено.

Рассмотрев представленные в соответствии с Определениями о назначении дела № 1-15-44/00-06-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.01.2014 № ЦА/2589/14, об отложении рассмотрения дела от 18.03.2014 № ЦА/9790/14, от 11.04.2014 № ЦА/14048/14 и от 21.05.2014 № ЦА/20551/14 документы и информацию, письменные пояснения по делу и заслушав устные пояснения участников дела, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.

Нормы постановления Правительства Челябинской области от 26.02.2013 № 65-П «О Порядке предоставления в 2013 - 2015 годах субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области» (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 26.12.2013 № 614-П) соответствуют требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, принято Правительством Челябинской области в рамках установленных полномочий.

Таким образом, учитывая, что принимая Порядок, Правительство Челябинской области:

- действовало в рамках предоставленных ему законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочий;

- учитывало специфику сельскохозяйственного производства, а также приоритеты областной и федеральной целевых государственных программ по развитию сельского хозяйства;

- исходило из конкретных финансовых возможностей областного бюджета;

- не создавало дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке животноводческой продукции Челябинской области, нарушений антимонопольного законодательства при издании указанного нормативного правового акта не установлено.

Однако выявленные в ходе рассмотрения дела факты применения Министерством сельского хозяйства Челябинской области различных ставок при расчете субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, совмещающих птицеводство с производством иных видов животноводческой продукции, и, как следствие, применение различного уровня поддержки указанных хозяйственных субъектов, создали дискриминационные условия и поставили в неравное положение хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке, что привело к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия  

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить дело в отношении Правительства Челябинской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Признать в действиях Министерства сельского хозяйства Челябинской области нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании дискриминационных условий при предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, что могла привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке животноводческой продукции Челябинской области.

3. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Министерству сельского хозяйства Челябинской области не выдавать.

 

 

 Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны