Решения по тарифам №ЦА/5991/17 Заключение об обстоятельствах дела №1-17-131/00-06-16 от 02.... от 2 февраля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 1-17-131/00-06-16

 

«02» февраля 2017 г. г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 1-17-131/00-06-16 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160 г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выражающимся в ограничении конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лота товаров, технологически и функционально не связанных с товарами, поставки которых являются предметом торгов (далее — Дело № 1-17-131/00-06-16), в присутствии на заседании:

<...>.

 

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление АО ПО «Алтайский шинный комбинат» от 31.05.2016 № 77487/16 о нарушении Минобороны России Закона о защите конкуренции, выражающемся в ограничении конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лота товаров, технологически и функционально не связанных с товарами, поставки которых являются предметом торгов.

30.03.2016 Министерством обороны Российской Федерации был объявлен электронный аукцион на поставку автомобильных шин 12,00 R18 (320 R457), 12,00 R18 (КИ-115 АМ), 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 и 18,00-24 для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516000396).

Информация об объекте закупки:

№ п/п

Наименование товара

Код по ОКПД-2

Ед. изм.

Кол-во

Цена за ед. продукции (руб. с НДС)

Стоимость (руб. с НДС)

Соотношение от общей стоимости закупки, %

1

Шины автомобильные 12,00 R18 (320 R457)

22.11.14.199

шт.

100

16315

1631500

2,37%

2

Шины автомобильные 12,00 R18 (КИ-115 АМ)

22.11.14.199

шт.

50

18000

900000

1,31%

3

Шины автомобильные 14,00-20 (370-508)

22.11.14.199

шт.

1000

18000

18000000

26,42%

4

Шины автомобильные 425/85 R21

22.11.14.199

шт.

1614

27800

44869200

65,65%

5

Шины автомобильные 18,00-24

22.11.14.199

шт.

40

73415,64

2936625,6

4,25%

Итого:

68337325,6

100%

 

По мнению заявителя, АО ПО «Алтайский шинный комбинат», как и некоторые другие отечественные производители шин, не имели возможности принять участие в указанном аукционе ввиду ограничения доступа заинтересованных лиц к участию. Доступ ограничен путем включения Минобороны России в один общий лот ассортимента шин, шин специального назначения (18,00-24, 12,00 R18 (КИ-115 АМ), производство которых осуществляют ЗАО «ВШЗ» и ОАО «КШЗ», входящие в одну группу лиц с ООО «Пирелли Тайр Руссия» (письмо Минпромторга России от 26.05.2016 № ЦС-32072/13).

В стоимостном выражении доля указанных шин специального назначения, производимых единственным поставщиком ООО «Пирелли Тайр Руссия», составляет 5,56% от общей стоимости лота, что является незначительной долей.

С целью рассмотрения данного вопроса ФАС России исследовала рынок шин указанных типоразмеров в Российской Федерации и направила запросы производителям данных видов шин, а также в Минпромторг России.

Пунктом 5.21 (13) Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, Минпромторг России обеспечивает создание, эксплуатацию и совершенствование государственной информационной системы промышленности.

Таким образом, Минпромтрог России является компетентным органом в части определения хозяйствующих субъектов, являющихся, в том числе, производителями продукции по государственному оборонному заказу.

Информация о производителях/поставщиках шин указанных типоразмеров приведена в таблице № 1

Таблица № 1

№ п/п

Наименование товара

Производитель/поставщик

1

Шины автомобильные 12,00 R18 (320 R457)

АО ПО «АШК»

ПАО «Омскшина»/ ОАО «Кордиант»

ОАО «Нижнекамскшина»/ООО ТД «КАМА»

2

Шины автомобильные 14,00-20 (370-508)

АО ПО «АШК»

ПАО «Омскшина»/ ОАО «Кордиант»

ОАО «Нижнекамскшина»/ООО ТД «КАМА»

3

Шины автомобильные 425/85 R21

АО ПО «АШК»

ПАО «Омскшина»/ ОАО «Кордиант»

ОАО «Нижнекамскшина»/ООО ТД «КАМА»

4

Шины автомобильные 18,00-24

ЗАО «ВШЗ»/ ООО «Пирелли Тайр Руссия»

5

Шины автомобильные 12,00 R18 (КИ-115 АМ)

ОАО «КШЗ»/ООО «Пирелли Тайр Руссия»

 

Таким образом, в результате включения в лот специализированных шин, большинство предприятий-изготовителей шинной отрасли, которые в состоянии произвести и поставить отдельные модели шин по более низкой цене, лишены возможности участия в данном аукционе.

При планировании проведения аукционов Минобороны России, обоснование начальной (максимальной) цены продукции (товаров) определяет аудиторское ведомство Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с аукционной документации согласно положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно Извещению Минобороны России о проведении электронного аукциона по закупке № 017310000516000396, начальная (максимальная) цена контракта составила 68 337 325,60 рублей.

В соответствии с протоколом от 26.04.2016 № 1996/Г/ЭА/2 подведения итогов электронного аукциона по закупке № 017310000516000396, в аукционе приняло участие два поставщика ООО «Инвестиционная компания «Амтел» и ООО «ИНТЭКС-М».

В результате аукцион выиграл поставщик, не являющийся производителем данной продукции ООО «Инвестиционная компания «Амтел» с ценами поставки шин: 12,00 R18 (320 R457) – 16 315 руб. с НДС; 12,00 R18 (КИ-115 АМ) – 18 000 руб. с НДС; 14,00-20 (370-508) – 18 000 руб. с НДС; 425/85 R21 – 27 800 руб. с НДС; 18,00-24 (спец.)73 415,64 руб. с НДС.

При этом общая цена контракта, предложенная победителем аукциона ООО «Инвестиционная компания «Амтел» составила 67 312 265,71 рублей, что в процентном соотношении к начальной (максимальной) цены контракта составило снижение на 1,52%.

Необходимо отметить, что Арбитражные суды при оценке эффективности государственных закупок, в том числе, используют статистические данные приведенные в докладе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «О системе закупок Российской Федерации» подготовленном в 2014 году (далее – Доклад) (Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы № 09АП-47413/2016 по делу № А40-6355/16).

В соответствии с Докладом одним из показателей, используемых в целях оценки эффективности законодательства, регулирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, является размер снижения начальной (максимальной) цены контракта в результате проведения конкурентных процедур.

Анализ правоприменительной практики на основании данных, представленных Росстатом в Докладе, позволил сделать следующий вывод.

Размер снижения начальной (максимальной) цены контракта по результатам электронного аукциона в среднем составляет 7,98% по государственным закупкам и 9,67% по муниципальным закупкам.

Таким образом, сравнивая размер снижения начальной (максимальной) цены контракта, представленный в Докладе, с процентом снижения начальной (максимальной) цены контракта на рассматриваемом аукционе по закупке № 017310000516000396, можно прийти к заключению, что данный размер снижения может свидетельствовать о его неэффективности.

Согласно представленной информации АО ПО «Алтайский шинный комбинат» имеет возможность в полном объеме произвести и поставить в адрес Минобороны России автомобильные шины типоразмера 14,00-20 (370-508) и 425/85 R21 по ценам ниже заявленной в лоте начальной стоимости (шины 14,00-20 (370-508) по цене 12 076,26 руб. вместо заявленных 18000 руб. и шины 425/85 R21 по цене 13500 руб. вместо заявленных 27800 руб.). Однако, включив в лот, помимо серийных шин для автомобилей УРАЛ, КАМАЗ и ГАЗ, шины специального назначения для бронетехники и систем залпового огня, производимые единственным поставщиком, Минобороны России ограничило доступ к участию в торгах предприятий-изготовителей шин.

В соответствии с информацией, представленной АО ПО «АШК» письмом от 11.04.2016 б/н, АО ПО «АШК» обратилось в адрес ООО «Пирелли Тайр Руссия» по вопросу поставок в их адрес шин 12,00 R18 (КИ-115 АМ) в количестве 50 шт., 12,00 R18 (320 R457) в количестве 100 шт., 18,00-24 (спец.) в количестве 40 шт.

Письму АО ПО «АШК» от 11.04.2016 б/н, отправленному 14.04.2016, был присвоен внутрироссийский почтовый идентификатор № 65603793039379.

Согласно информации, представленной на официальном сайте ФГУП «Почта России», в разделе «отслеживание почтовых отправлений» по почтовому идентификатору № 65603793039379, 18.04.2016 письмо АО ПО «АШК» от 11.04.2016 б/н было получено адресатом.

Однако ответа от ООО «Пирелли Тайр Руссия» на указанное обращение АО ПО «АШК» получено не было.

Таким образом, возможность принять участие и выиграть в аукционе имеет исключительно организация-посредник, приобретающая у различных производителей весь ассортимент шин, включенных в лот. При этом, такая организация-посредник, приобретая продукцию у заводов, увеличивает итоговую стоимость продукции, как на размер своей прибыли, так и на прибыль поставщика.

Из представленных ООО «Инвестиционная компания «АМТЕЛ» информации (документов) установлено, что ООО «Инвестиционная компания «АМТЕЛ», в рамках выполнения обязательств по контрактам Минобороны России имеет договорные отношения с УК ООО ТД «Кама» (ОАО «Нижнекамскшина», Завод ЦМК Нижнекамск), ОАО «Кордиант» (ПАО «Омскшина»), ООО «Пирелли Тайр Руссия» (ОАО «КШЗ» и ОАО «ВШЗ») и компанией «Мишлен» на поставку шин, производимых ими.

В соответствии с представленным перечнем проводимых электронных аукционов Минобороны России, Комиссией ФАС России установлено, что 19.09.2016 Минобороны России был проведен электронный аукцион на поставку автомобильных шин типоразмеров 14,00-20 (370-508) в объеме 500 шт. по цене - 18 000 руб., 425/85R21 в объеме 500 шт. по цене - 27 800 руб. для нужд Минобороны России (закупка № 0173100004516001744).

Согласно Извещению Минобороны России о проведении электронного аукциона по закупке № 0173100004516001744, начальная (максимальная) цена контракта составила 22 900 000 рублей.

При этом, необходимо отметить, что в данной закупке 0173100004516001744, отсутствуют шины специального назначения и шины производимые единственным поставщиком. По остальным позициям продукции данный электронный аукцион совпадает с электронным аукционом, рассмотренным ранее (закупка № 017310000516000396).

В соответствии с протоколом от 21.09.2016 № 2532/Г/ЭА/2 подведения итогов электронного аукциона по закупке № 0173100004516001744, в аукционе приняло участие три поставщика ООО «Инвестиционная компания «Амтел», ЗАО «Торговый дом «Бовид» и ООО «Первая Объединенная Шинная Компания».

В результате аукцион выиграл ООО «Инвестиционная компания «Амтел» - поставщик, не являющийся производителем данной продукции.

При этом общая цена контракта, предложенная победителем аукциона ООО «Инвестиционная компания «Амтел» составила 16 710 000 рублей, что привело к снижению от начальной (максимальной) цены контракта на 37,04%.

Согласно представленной информации ООО «Пирелли Тайр Руссия» установлено, что начиная с 2015 года, ООО «Пирелли Тайр Руссия» совместно и под контролем ГК «Ростех» реализует инвестиционный проект локализации производства шин специального назначения, которые выпускаются на производственных площадках ОАО «КШЗ» и ЗАО «ВШЗ», входящих в одну группу лиц с ООО «Пирелли Тайр Руссия», на отдельной производственной площадке ОАО «КШЗ», что было закреплено соответствующими локальными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 1.4 части I приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции не требуется.

Вместе с тем, исходя из изложенных сведений о составе производителей шин, а также не возможности их соответствующей замены согласно требованиям конструкторской документации, можно сделать вывод, что шины специального назначения 18,00-24 (спец.) и 12,00 R18 (КИ-115 АМ) обращаются на рынке с ограниченной конкуренцией (производитель — одна группа лиц). Серийные шины 14,00-20 (370-508), 425/85 R21 выпускают три производителя (АО ПО «АШК», ПАО «Омскшина» (группа лиц ОАО «Кордиант»), ОАО «Нижнекамскшина») и между ними возможна конкуренция.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2013 № 11604/12 по делу № А40-123181/11-120-1054 указал, в том числе, что задачей законодательства о размещении заказа является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе, для реализации федеральных целевых программ).

Сравнительный анализ снижения цены на рассматриваемых электронных аукционах показывает, что проведение аукциона без «монопольной» составляющей (шин специального назначения 18,00-24 (спец.) и 12,00 R18 (КИ-115 АМ) является значительно эффективным.

Наличие «монопольной» составляющей в электронном аукционе по закупке № 017310000516000396 привело к сокращению количества участников указанного электронного аукциона и, тем самым ограничило конкуренцию.

При этом, исходя из формулировки положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, под ограничением конкуренции, для целей применения указанной статьи, понимается ограничение соперничества хозяйствующих субъектов при проведении торгов, в том числе в результате сокращения количества участников.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России, пришла к заключению, что в действиях Министерства обороны Российской Федерации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в ограничении конкуренции при проведении электронного аукциона по закупке № 017310000516000396, путем сокращения количества потенциальных участников.

Дополнительно сообщаем, что согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии ФАС России пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны