Определение №АК/69595/20 Определение о назначении дела о нарушении антимонопольного з... от 13 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Банк России

 

ул. Неглинная, 12,

г. Москва, 107016

 

ПАО Банк «ФК Открытие»

 

ул. Летниковская, д.2, стр.4,

г. Москва, 115114

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

о назначении дела № 07/01/14.8-49/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

13 августа 2020 г. г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеваров

 

УСТАНОВИЛ:

 

Федеральной антимонопольной службой было выявлено наличие признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в действиях ПАО Банк «ФК Открытие» (далее – Банк), выразившихся в привлечении денежных средств на банковские счета «Накопительный» в связи с заявлением о применении максимальной процентной ставки в размере 9% с последующим изменением условий начисления процентов по счету таким образом, что заявленное привлекательное свойство оказалось фактически недостижимым, и в связи с чем потребители, открывшие счет «Накопительный» в период с 02.03.2019 по 29.02.2020, были лишены фактической возможности применения к их счетам заявленных ранее привлекательных условий.

Банку было выдано предупреждение от 05.06.2020 № ИА/47731/20 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение), предусматривающее необходимость совершения Банком действий, направленных на устранение последствий совершенных действий, связанных с обеспечением применения к клиентам заявленных ранее условий и выплатой недополученного дохода.

Письмом от 23.06.2020 № 01-4-13/23104 Банк уведомил ФАС России о несогласии с обоснованностью выдачи соответствующего Предупреждения (далее – Ответ № 1). Кроме того, письмом от 06.07.2020 № 01-4-13/24922 Банк в ответ на Предупреждение ФАС России предоставил дополнительную информацию о договорах по счету «Накопительный», в отношении которых была осуществлена выплата по процентной ставке 9% годовых, и просил в соответствии с пунктом 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции продлить срок рассмотрения предупреждения (далее – Ответ №2).

ФАС России по итогам рассмотрения доводов Банка в Ответах № 1 и
№ 2 нашла необоснованными аргументы ответчика о несоответствии Предупреждения
установленным Законом о защите конкуренции положениям, а также об отсутствии в действиях Банка признаков недобросовестной конкуренции.

При этом, комплексный анализ совокупности действий ответчика: (1) привлечение дополнительных клиентов с помощью заявленных сведений о применении процентной ставки, описываемой Банком как «лучшее предложение на рынке» без какого-либо указания Банка на параметры сравнения, имеющие объективное подтверждение в виде текста, указывающие на причину применения данного сравнения, (2) снижение процентной ставки ровно спустя 12 месяцев после даты вступления в силу условий обслуживания, начисления процентов по счету «Накопительный» от 01.03.2019, (3) лишение потребителей фактической возможности получения максимальной процентной ставки в размере 9%, несмотря на то, что потребители выполняли условия, необходимые для достижения соответствующей максимальной ставки, размещая денежные средств под низкий процент на протяжении начального периода после открытия счета «Накопительный», свидетельствует о том, что Банк целенаправленно привлекал внимание потенциальных клиентов максимальной процентной ставкой, подчеркивая, что это «лучшее предложение» на рынке и ровно спустя 12 месяцев после даты вступления в силу условий обслуживания, начисления процентов по счету «Накопительный» от 01.03.2019-01.03.2020 снизил процентную ставку на 1%.

Анализ представленных Банком сведений о динамике изменения процентных ставок по накопительными счетам в других кредитных организациях не может быть рассмотрен в качестве подтверждения соответствия действий ответчика сложившейся на рынке банковских услуг практики изменения в одностороннем порядке процентных ставок по накопительным счетам в связи с наличием различных подходов к дифференциации процентных ставок, а также к внесению изменений в тарифы, применение которых, в частности, не приводит к ситуации, при которой привлекательные потребительские свойства были бы заведомо недостижимыми для привлеченных клиентов, а может предусматривать различные поощрения в виде временных акций, продление процентных ставок для клиентов, открывших указанные счета до введения новых тарифов, либо получение максимальной процентной ставки в зависимости от внесенной клиентом суммы непосредственно в первые периоды после открытия счета.

По данным, представленным Банком, выплаты по максимальной процентной ставке в размере 9% были осуществлены в отношении 126 клиентов, оформивших договор по счету «Накопительный» в период с 18.02.2019 по 28.02.2019, дополнительная статистика привлечения средств на счета «Накопительный», представленная ответчиком в ответ на запрос ФАС России, подтверждает, что большая часть клиентов (99,76%), открывших счета до внесения банком соответствующих изменений, была лишена фактической возможности применения к их счетам заявленных ранее привлекательных условий.

Содержание значительного количества жалоб потребителей подтверждает, что потребители не были в полной мере проинформированы о полных условиях открытия счета «Накопительный», в частности о том, что предлагаемые в текущий момент времени условия, предполагающие получение определенных потребительских свойств в будущем, не являются гарантированными, а также указывает на то, что рассматриваемые действия банка могли быть направлены на получение преимущества перед иными кредитными организациями, не соответствовать добропорядочной, разумной и справедливой практике ведения бизнеса кредитными организациями, а также причинить убытки конкурирующим кредитным организациям.

Письмом от 10.07.2020 № ИА/58452/20 ФАС России было принято решение о продлении срока исполнения отдельных пунктов Предупреждения до 24.07.2020 при сохранении необходимости исполнения иных пунктов Предупреждения в установленные ранее сроки.

Предупреждение в установленный срок Банком исполнено не было.

На основании изложенного, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции издан приказ ФАС России от 30.07.2020 № 703/20 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО Банк «ФК Открытие» (юридический адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4; ОГРН 1027739019208, ИНН 7706092528, КПП 770501001, дата регистрации: 15.12.1992),

руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.  Назначить дело № 07/01/14.8-49/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 06.10.2020 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Уланский пер., д. 16, стр. 1, 3 этаж, Зал коллегии.

2.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 07/01/14.8-49/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве:

ответчика:

ПАО Банк «ФК Открытие» (юридический адрес: 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4; ОГРН 1027739019208, ИНН 7706092528, КПП 770501001, дата регистрации: 15.12.1992).

3.  ПАО Банк «ФК Открытие» представить в срок до 15.09.2020 следующие сведения и документы (со всеми приложениями, изменениями, дополнениями, а также с приложением внутренних распорядительных документов, вводящих в действие соответствующие документы):

    1. все документы, закрепляющие общие условия и правила открытия и обслуживания, а также тарифы по накопительным счетам, в том числе счету «Накопительный» (все редакции, действовавшие в период с даты введения счета «Накопительный» по дату получения настоящего определения, как действующие на дату получения настоящего определения, так и утратившие силу);

    2. перечень документов, составляющих договор (как подписываемых, так и не подписываемых клиентом при заключении соответствующих договоров) на открытие счета «Накопительный» (все редакции, действовавшие в период с даты введения счета «Накопительный» по дату получения настоящего определения, как действующие на дату получения настоящего определения, так и утратившие силу), с приложением типовых форм таких документов (в случае если в данный перечень вносились изменения, представить сведения о перечнях документов, актуальных в отдельные периоды времени);

3.3. перечень документов и материалов, экземпляры которых выдаются (выдавались) клиентам Банка при открытии счета «Накопительный» (все редакции, действовавшие в период с даты введения счета «Накопительный» по дату получения настоящего определения, как действующие на дату получения настоящего определения, так и утратившие силу), с приложением соответствующих типовых форм материалов, выдаваемых клиентам (в случае если в данный перечень вносились изменения, представить сведения о перечнях документов, актуальных в отдельные периоды времени);

3.4. сведения о том, каким образом клиенты информируются (информировались) Банком о содержании условий открытия и обслуживания счета «Накопительный», закрепленных в документах, не выдаваемых клиентам при заключении договоров на открытие данного счета, но закрепляющих условия предоставления и обслуживания соответствующих услуг, и о наличии таких документов (с указанием периода осуществления информирования по каждому из осуществляемых способов информирования с приложением подтверждающих документов, определяющих порядок осуществления такого информирования);

    1. правовое и экономическое обоснование причин, по которым в представленных письмом Банка от 17.07.2020 № 01-4-13/27073 рекламных материалах не содержится сведений о таком условии, влияющем на размер дохода, который клиенты получат в результате открытия и размещения средств на счете «Накопительный», как наличие у Банка права на одностороннее внесение изменений в условия обслуживания счетов, а также тарифы, в том числе права изменять размер заявленных в рекламных сообщениях процентных ставок;

    2. правовое и экономическое обоснование причин, по которым в отдельных рекламных материалах по счету «Накопительный», в частности в заставке, размещаемой в банкоматах Банка в период с 01.05.2019 по 01.12.2019, содержалось указание на действие процентной ставки в размере 9% годовых в рублях при нахождении средств на счете «Накопительный» свыше 2 месяцев, с приложением документов, подтверждающих применение такого условия и указанием на конкретные пункты документов Банка, закрепляющих соответствующее условие;

3.7. правовое и экономическое обоснование причин, по которым Банк в рамках периода с 01.03.2019 по 01.03.2020 осуществил изменение размера процентных ставок, применяемых в отношении счета «Накопительный», только единожды, при одновременном неоднократном изменении размеров процентных ставок по иным накопительным продуктам Банка, в том числе по счету «Моя Копилка»;

3.8. правовое и экономическое обоснование причин, по которым Банк осуществил снижение размера применяемых процентных ставок по счету «Накопительный» именно 01.03.2020 — то есть ровно спустя 12 месяцев с момента введения в действие предыдущих тарифов (01.03.2019), с учетом наличия условия о возможности применения максимального размера процентной ставки, введенной 01.03.2019, только начиная с 12-го месяца размещения средств на счете «Накопительный» при условии размещения средств в течение полного календарного месяца;

3.9. всю размещаемую на официальном сайте Банка информацию об условиях открытия и обслуживания счета «Накопительный» (данные предоставляются в период с момента начала осуществления продвижения счета «Накопительный» (в том числе до введения в действие данного продукта) по дату получения настоящего определения), в том числе, но не исключительно, скриншоты, изображения, описания условий, пресс-релизы и т.д., как размещенные на дату получения настоящего определения, так и размещаемые в какой-либо период времени ранее;

3.10. иные документы и сведения, которые Банк считает необходимым представить по существу настоящего запроса.

 

С учетом санитарно-эпидемиологической ситуации ФАС России просит лиц, участвующих в деле, предоставить согласие на получение всех процессуальных документов по электронной почте (Приложение 1), а также принять одно из следующих решений:

1) обеспечение явки на заседание Комиссии по рассмотрению дела в назначенную дату и время;

2) направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;

3) уведомление ФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи.

О принятом решении надлежит сообщить ФАС России не позднее 15.09.2020. Ответ просим также направить по электронной почте: delo@fas.gov.ru в копии kfr@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии ФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

 

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

 

 

Примечания:

 

1. Согласно статье 43 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

С материалами дела можно ознакомиться в Федеральной антимонопольной службе, контактный телефон (499) 755 23 23, доб. <...>

2. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.

3. Для обеспечения пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы паспортные данные представителей необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела.

4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. За непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа, а равно представление в федеральный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


 

 

<...>

 

Идентификатор

 

 

Связанные организации

ПАО Банк "ФК Открытие"
ИНН 7706092528, ОГРН 1027739019208