Определение №АК/9735/14 Определение о продлении срока проведения административного р... от 17 марта 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о продлении срока проведения административного расследования по делу

об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13

 

«17» марта 2014 г. г. Москва

 

Я, заместитель руководителя ФАС России А.Б. Кашеваров, рассмотрев материалы дела № 1-15-129/00-07-12 о нарушении Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (место нахождения: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д.21) антимонопольного законодательства.

УСТАНОВИЛ:

Решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы по делу № 1-15-129/00-07-12 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 31.05.2013 № АК/21280/13) установлен факт нарушения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (место нахождения: 127994, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21) пунктов 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в части полномочий по утверждению и по согласованию с ФСФР России формы типового договора об обязательном пенсионном страховании (далее – ОПС) между негосударственным пенсионным фондом (далее – НПФ) и застрахованным лицом и типовых страховых правил НПФ (часть 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», пункт 1 части 1 и абзацами 2 и 3 пункта 1 части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2010 № 9, пункты 5.2.64.1 и 5.2.64.4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2010 № 650).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон о негосударственных пенсионных фондах) НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (далее – НПО) участников НПФ в соответствии с договорами НПО;

- деятельность в качестве страховщика по ОПС в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об ОПС;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

НПФ имеет право на осуществление указанных видов деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Законом о негосударственных пенсионных фондах, если иное не предусмотрено данным законом (пункт 1 статьи 7 Закона о негосударственных пенсионных фондах).

Абзацем 4 пункта 2 статьи 7 Закона о негосударственных пенсионных фондах установлено, что НПФ должен иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (далее - ИОУД) не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах ОПС может осуществлять НПФ, в установленном порядке получивший лицензию, зарегистрировавший в уполномоченном федеральном органе страховые правила НПФ, подавший в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС в качестве страховщика (далее – Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС) и соответствующий требованиям, установленным пунктом 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах, если иное не предусмотрено данным законом.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах на момент подачи в уполномоченный федеральный орган Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС НПФ должен иметь величину денежной оценки ИОУД с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей. Пункт 21 статьи 36.2 Закона о негосударственных пенсионных фондах устанавливает, что НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, обязан поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размерах, установленных статьей 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах.

Таким образом, НПФ, осуществляющий деятельность по ОПС, обязан поддерживать величину денежной оценки ИОУД, установленную абзацем 4 пункта 2 статьи 36.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах на дату подачи НПФ Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в подпункте 21 пункта 4 раздела 3 формы типового договора об ОПС между НПФ и застрахованным лицом, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н (далее – Форма типового договора об ОПС), и в подпункте «ю» пункта 42 раздела 9 типовых страховых правил НПФ, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н (далее - Типовые страховые правила НПФ), приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 539н и № 540н установило в отношении всех НПФ, осуществляющих деятельность по ОПС, обязанность по поддержанию величины денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей вне зависимости от даты подачи ими в уполномоченный федеральный орган Заявления о намерении осуществлять деятельность по ОПС.

Вместе с тем, для НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, обязанность поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей Законом о негосударственных пенсионных фондах не установлена.

Из изложенного следует, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации установило в Форме типового договора об ОПС и в Типовых страховых правилах НПФ не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года.

Установление Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Форме типового договора об ОПС и в Типовых страховых правилах НПФ не предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей, привели к ограничению конкуренции на рынке услуг НПФ по ОПС.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается:

- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров (пункт 1 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции);

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации нарушило пункты 1 и 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, установив приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 539н в подпункте 21 пункта 4 раздела 3 Формы типового договора об ОПС и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 540н в подпункте «ю» пункта 42 раздела 9 Типовых страховых правил НПФ, не предусмотренную Законом о негосударственных пенсионных фондах обязанность в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей.

За действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности статьей 14.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) для должностных лиц установлена ответственность в виде административного штрафа.

Согласно статье 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонорушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Письмом от 27.08.2013 № 19-3/10/2-4952 (вх. от 29.08.2013 № 71075/13) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представило сведения о должностном лице, несущем ответственность за принятие решения о внесении приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 539н и № 540н изменений в Форму типового договора об ОПС и в Типовые страховые правила НПФ, - Вельмяйкине Сергее Федоровиче, занимавшем должность директора Правового департамента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно возражениям на определение ФАС России о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13 в отношении Вельмяйкина С.Ф., представленным С.В. Петровой, представителем Вельмяйкина С.Ф. по доверенности от 15.01.2014, зарегистрированной в реестре за № 1/1-21, в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2013 № 19-3/10/2-4952 указаны сведения о должностных лицах, принимавших участие в подготовке приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 539н и № 540н, а не лице, несущем ответственность, как это указано в определении о возбуждении рассматриваемого дела.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13 заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Доценко А.В. 17.01.2014 было вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования № АД/1333/14 от 20.01.2014 по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования от 17.01.2014 вручена уполномоченному представителю Вельмяйкина С.Ф. Петровой С.В. 27.01.2014.

Заместителем начальника Управления контроля финансовых рынков ФАС России Андросенко А.В. 23.01.2014 было вынесено определение об истребовании дополнительных необходимых материалов № 07/2018/14 по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13. Копия определения об истребовании дополнительных необходимых материалов от 23.01.2014 вручена уполномоченному представителю Вельмяйкина С.Ф. Петровой С.В. 27.01.2014.

Письмом от 03.02.2014 № 30-0/10/В-487 (вх. от 05.02.2014 № 11638/14) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представило сведения об иных должностных лицах, несущих ответственность за принятие решения о внесении приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 539н и № 540н изменений в Форму типового договора об ОПС и в Типовые страховые правила НПФ, установивших обязанность в отношении НПФ, подавших в уполномоченный федеральный орган Заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года, иметь и поддерживать величину денежной оценки ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей, сведения о которых не были представлены ранее Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 27.08.2013 № 19-3/10/2-4952 (вх. от 29.08.2013 № 71075/13).

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13 заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваровым А.Б. 17.02.2014 было вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования № АК/5417/14 по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13.

Вместе с тем, документы и сведения, содержащиеся в материалах дела, недостаточны для вынесения протокола об административном правонарушении в отношении Вельмяйкина Сергея Федоровича.

В целях проведения всестороннего, полного и объективного административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13 необходимо получение дополнительных документов. На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 28.7 КоАП,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Продлить срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.9-1484/00-07-13 в отношении Вельмяйкина Сергея Федоровича до 17 апреля 2014 года.

  • Вельмяйкину С.Ф. надлежит явиться «17» апреля 2014 г. в 14 часов 00 минут в ФАС России по адресу: Российская Федерация, 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, этаж 2, каб. 215 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.9-1484/00-07-13, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайство и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны