Постановление №АД/4236/16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 27 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 4-00-1182/00-20-15

25 января 2016 года г. Москва

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Доценко А. В., рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-00-1182/00-20-15, возбужденного в отношении ООО «ВелентТранс» (адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц: Андропова проспект, дом 18, корпус 1, комната 14, помещение XV, г. Москва, Российская Федерация, 115432, ИНН: 7704605936, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 05.07.2006) по части 1 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в присутствии защитника ООО «ВелентТранс» <...>, действующего на основании доверенности № 17- ВТ от 25.12.2015, которому разъяснены права защитника, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

Между компанией «ДАЛМЕРЗ СЕРВИСЕЗ ЛИМИТЕД» («DALMERS SERVICES LIMITED») (Продавец) и ООО «ВелентТранс» (Покупатель) 20.11.2014 был заключен договор купли-продажи 99,9667 % акций, составляющих уставный капитал ОАО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ» (далее - ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ») в количестве 3 005 (Три тысячи пять) штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 000 (Сто тысяч) рублей каждая (далее - Договор).

В соответствии с отлагательными условиями Договора Покупатель обязывался получить предварительное согласование сделки по приобретению 99,9667 % акций, составляющих уставный капитал ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» (далее также - Сделка), Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и/или ответ ФАС России на запрос о необходимости согласования Сделки в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее - Закон № 57-ФЗ) и предоставить Продавцу нотариально заверенные копии данных документов не позднее 3 (трех) месяцев с даты заключения Договора (пункты 1.1, 3.2.3 Договора в редакции дополнительного соглашения к Договору от 20.11.2014).

В свою очередь, Продавец после получения указанных копий документов и оплаты Покупателем окончательного платежа обязывался передать реестродержателю ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» надлежащим образом оформленное передаточное распоряжение, после чего Покупатель в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» получит право собственности на акции в момент внесения соответствующей приходной записи реестродержателем по лицевому счету Покупателя в реестр акционеров ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» (пункты 5.1 (в редакции дополнительного соглашения к Договору от 20.11.2014) и 5.2 Договора).

ООО «ВелентТранс» письмом от 10.12.2014 № 52-ВТ был подан запрос в ФАС России (вх. № 114183/14 от 10.12.2014) в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 8 Закона № 57-ФЗ о необходимости согласования Сделки с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Запрос).

Согласно материалам, представленным в составе Запроса, а также в соответствии с информацией, дополнительно представленной ООО «ВелентТранс» письмом от 23.12.2014 № 55-ВТ в ответ на письмо ФАС России от 22.12.2014 № АГ/52699/14, указанное общество находится под контролем компании «ДЭНПЭЧ ХОЛДИНГЗ ЛИМИТЕД» («DANPATCH HOLDINGS LIMITED»), зарегистрированной в Республике Кипр, конечным выгодоприобретателем которой является гражданин Украины Рачковский Э.А. В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 57-ФЗ понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Согласно указанной норме иностранным инвестором, в том числе, признается: - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; - иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

В целях Закона № 57-ФЗ иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 57-ФЗ ООО «ВелентТранс» является иностранным инвестором. В то же время, ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в ответ на запрос ФАС России от 22.12.2014 № АГ/52700/14 предоставило письмом от 23.12.2014 № 36-00/9007 (вх. № 120828/14 от 24.12.2014) информацию о том, что данное общество имело следующие лицензии: - № ВО-12-101-1964 от 10.09.2009 на осуществление деятельности «изготовление оборудования для ядерных установок (грузоподъемные краны, машины перегрузочные, устройства локализации расплава для атомных станций)», срок действия которой истек 10.09.2014; - № ГН-12-115-2209 от 23.11.2009 на осуществление деятельности «изготовление оборудования для ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (Транспортный упаковочный комплект ТУК-135)», срок действия которой истек 23.11.2014. При этом ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» указало, что на дату получения запроса ФАС России не осуществляет виды деятельности, указанные в данных лицензиях, не осуществляет иные виды деятельности, имеющие стратегическое значение, а также не владеет акциями (долями) иных хозяйственных обществ.

В целях проверки представленных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» сведений ФАС России у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) была запрошена информация о наличии выданных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» действующих лицензий на осуществление видов деятельности, имеющих стратегическое значение, и о наличии поданных в Ростехнадзор указанным обществом заявлений на получение и (или) продление ранее имеющихся лицензий (письмо от 26.12.2014 № ЦА/54077/14). В соответствии с пунктами 1 и 5.3.2 Положения о Федеральной службе по экологическому, экономическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор является уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии) и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также лицензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции данной службы.

Ростехнадзор письмом от 16.01.2015 № 00-03-04/26 (вх. № 5588/15 от 22.01.2015) представил в ФАС России информацию о том, что ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» ранее имело вышеуказанные лицензии, срок действия которых истек, на момент получения запроса ФАС России данное общество действующих лицензий не имеет, иных заявлений на получение лицензий от ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в Ростехнадзор не поступало. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 57-ФЗ хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение), признается хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение и указанных в статье 6 Закона № 57-ФЗ.

Таким образом, исходя из имеющейся в ФАС России информации, а именно сведений, содержащихся в материалах Запроса, а также представленных ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и Ростехнадзором следовало, что ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в понимании Закона № 57-ФЗ не являлось хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение.

Учитывая изложенное, на основании находящихся в распоряжении данных, в соответствии с установленными административным регламентом 1 сроками ФАС России письмом от 02.02.2015 № ЦА/3846/15 направлен ООО «ВелентТранс» ответ на Запрос об отсутствии необходимости предварительного согласования Сделки в соответствии с требованиями Закона № 57-ФЗ. Регистратором ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» (в настоящее время АО «Независимая регистраторская компания») 05.02.2015 в реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» была внесена запись по лицевому счету ООО «ВелентТранс», в соответствии с которой ООО «ВелентТранс» является владельцем 3 005 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», № гос. регистрации: 1-01- 02174-Е.

Основанием для внесения в реестр данной записи является передаточное распоряжение от 04.02.2015 № 15020449 и Договор. Вместе с тем Волжским межтерриториальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора была выдана ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» лицензия № ВО-12-115-2876 от 14.01.2015, дающая право на изготовление оборудования для ядерной установки: сооружений, комплексов, установок с ядерными материалами, предназначенных для производства, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов, о чем Ростехнадзор уведомил ФАС России письмом от 17.11.2015 № 00-03-04/1199 (вх. № 135263/15 от 24.11.2015). 1 Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (утвержден приказом ФАС России от 20.01.2012 № 23).

Данный вид деятельности в соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона № 57-ФЗ является видом деятельности, имеющим стратегическое значение, а хозяйственное общество, осуществляющее такой вид деятельности, относится к хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение. Согласно части 6 статьи 26 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

Таким образом, на момент подачи ООО «ВелентТранс» Запроса ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» уже обратилось за продлением лицензии на осуществление стратегического, в понимании Закона № 57-ФЗ, вида деятельности, о чем скрыло информацию, и, более того, на день рассмотрения ФАС России Запроса по существу ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» уже имело соответствующую лицензию (№ ВО-12-115-2876 от 14.01.2015) и, как следствие, с 14.01.2015 являлось хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение. Следовательно, позиция ФАС России, как уполномоченного органа на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее также - уполномоченный орган), об отсутствии необходимости предварительного согласования Сделки (письмо от 02.02.2015 № ЦА/3846/15) была сформирована на основании недостоверной информации.

С учетом изложенного ООО «ВелентТранс», являющееся иностранным инвестором, получив 05.02.2015 право распоряжаться 99,9667 % акциями, составляющими уставный капитал ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», в соответствии с признаками, указанными в статье 5 Закона № 57-ФЗ, установило контроль над ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», являющимся хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, в нарушение требований указанного закона. Согласно статье 2 Закона № 57-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, и (или) в форме приобретения указанными лицами в собственность, владение или пользование имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, а также с совершением иных сделок, в том числе на фондовых биржах, или действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 57-ФЗ совершение сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора (группы лиц) над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, допускается при наличии решения о предварительном согласовании таких сделок в соответствии с Законом № 57-ФЗ, оформленного уполномоченным органом. Виды сделок, подлежащих предварительному согласованию, установлены статьей 7 Закона № 57-ФЗ. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию, в том числе, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 57-ФЗ относятся сделки, в результате совершения которых иностранный инвестор или группа лиц приобретает право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 57-ФЗ иностранный инвестор либо входящее в группу лиц юридическое или физическое лицо, которые намереваются совершить какую-либо из указанных в частях 1-4 статьи 7 Закона № 57-ФЗ сделок, обязаны подать в двух экземплярах в уполномоченный орган ходатайство о предварительном согласовании такой сделки.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 57-ФЗ сделка по приобретению 99,9667 % акций, составляющих уставный капитал ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ», подлежала предварительному согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В этой связи ООО «ВелентТранс», являющееся иностранным инвестором и намеревающееся совершить сделку, в результате совершения которой ООО «ВелентТранс» приобретает 99,9667 % акций, составляющих уставный капитал ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» и устанавливает контроль над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, до ее совершения обязано было подать в уполномоченный орган ходатайство о предварительном согласовании сделки.

Ходатайства о предварительном согласовании сделки по приобретению 99,9667 % акций, составляющих уставный капитал ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» в соответствии с Законом № 57-ФЗ ООО «ВелентТранс» в ФАС России представлено не было. В соответствии с частью 1 статьи 19.8.2 КоАП непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, ходатайств, предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, либо нарушение установленных законодательством об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Не представив соответствующее ходатайство, ООО «ВелентТранс» было совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, назначенное на 18.01.2016, по ходатайству ООО «ВелентТранс» было отложено на 25.01.2016.

Согласно подтверждению вручения телеграммы ФАС России от 20.01.2016 № АД/2543/16, содержащей сведения о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, она была вручена ООО «ВелентТранс» 20.01.2016. Кроме того, в материалах дела имеется копия первого листа определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-00-1182/00-20-15 от 18.01.2016 с отметкой о входящем номере, присвоенном документу ООО «ВелентТранс» (№ УК06678 от 21.01.2016). Следовательно, лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещено о дате и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 4-00-1182/00-20-15 от 21.12.2015, а также другими материалами дела. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, на момент вынесения постановления не истек. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. ООО «ВелентТранс» не представлены доказательства принятия данным обществом всех необходимых мер по соблюдению требований Закона № 57-ФЗ при совершении Сделки, например, направления ООО «ВелентТранс» письма в ОАО «МК ОРМЕТО-ЮУМЗ» с уточнением информации об осуществлении последним видов деятельности, имеющих стратегическое значение, а также о наличии либо отсутствии поданных заявлений на продление ранее имеющихся лицензий. Таким образом, ООО «ВелентТранс» не были использованы все имеющиеся возможности для соблюдения требований Закона № 57-ФЗ при заключении Сделки. Следовательно, у ООО «ВелентТранс» имелась возможность не нарушать требования Закона № 57-ФЗ, однако данное общество этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.2 КоАП.

Доказательств невозможности соблюдения ООО «ВелентТранс» требований законодательства в силу обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено, что с учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП свидетельствует о наличии вины заявителя. Вина ООО «ВелентТранс» в указанном административном правонарушении установлена и подтверждается материалами дела об административном правонарушении 4-00-1182/00-20-15.

При рассмотрении дела в отношении ООО «ВелентТранс» обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено. Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 19.8.2 КоАП, а также статьями 23.78, 29.9 КоАП, ПОСТАНОВИЛ: Признать ООО «ВелентТранс» (адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц: Андропова проспект, дом 18, корпус 1, комната 14, помещение XV, г. Москва, Российская Федерация, 115432, ИНН: 7704605936, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 05.07.2006) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.2 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (Пятисот тысяч) рублей, что является минимальным размером суммы штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи КоАП. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме. Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), а также за непредставление ходатайств, уведомлений (информации), сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, налагаемые федеральными органами государственной власти, оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа: ID начисления: 0210295033012600000366570 Получатель ИНН 7703516539 КПП 770301001 Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610) КБК 161 1 16 02010 01 6000 140 ОКТМО 45380000 Наименование банка - Операционный департамент Банка России г. Москва 701 БИК 044501002 Расчетный счет 40101810500000001901

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу. В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, прошу направить на адрес электронной почты: delo@fas.gov.ru или по факсу: +7(499)755-23-23 доб. 088-241. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны