Решение №05/23602/14 Решение по делу в отношении ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-00-320/00-05-13

 

«09» июня 2014 г.                                                                                     г. Москва

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» мая 2014 г.

 

В полном объеме решение изготовлено «09» июня 2014 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по рассмотрению дела № 1-00-320/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии: М.А. Овчинников – начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Члены комиссии: Д.М. Брыкин – заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Г.В. Гусаров – заместитель начальника Аналитического управления; Д.С. Чуклинов — начальник отдела машиностроения Управления контроля промышленности и оборонного комплекса; М.В. Самбетов — советник Правового управления; С.Е. Рассошинская — главный специалист-эксперт отдела машиностроения Управления контроля промышленности и оборонного комплекса (далее – Комиссия ФАС России),

В присутствии:

Суббота А.В., Гутброда М.Б. – ЗАО «Мерседес-Бенц РУС»,

рассмотрев дело № 1-00-320/00-05-13 по признакам нарушения ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» (125167, Москва, Ленинградский пр - т, д. 39А) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений с хозяйствующими субъектами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

I.Обстоятельства возбуждения дела

В ФАС России поступило заявление официального дилера автомобилей и запасных частей марки «Мерседес-Бенц» на территории Российской Федерации ЗАО «Авилон АГ» (109316, Москва, ул. Волгоградский пр-т, д. 43, корп. 3) с жалобой на действия ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» по навязыванию невыгодных условий сотрудничества и изменению структур продаж в пользу дистрибьютора (далее - Заявление).

На основании договора № б/н от 01.07.2009, заключенного с компанией «Даймлер АГ», ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» является дистрибьютором марки «Мерседес-Бенц» на территории Российской Федерации. Для реализации автомобилей марки «Мерседес-Бенц» и запасных частей к ним, а также сервисного обслуживания, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» заключены дилерские договоры с 53 дилерами на территории Российской Федерации.

Наравне с дилерами, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» также осуществляет самостоятельную продажу автомобилей и запасных частей конечным потребителям на всей территории Российской Федерации.

01 января 2007 года между ЗАО «Авилон АГ» и ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» был подписан долгосрочный дилерский договор № б/н от 01.01.2007, который определял порядок работы заключивших договор сторон.

В рамках заключенного договора, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» подготовило и направило в адрес ЗАО «Авилон АГ» проект дополнительного соглашения к дилерскому договору, который предусматривал ряд ограничений деятельности ЗАО «Авилон АГ» в части реализации автомобилей и запасных частей марки «Мерседес-Бенц». Несмотря на неоднократные заявления ЗАО «Авилон АГ» (исх. № 1403 от 19.10.2010, исх. № 1565 от 25.02.2011, исх. № 1619 от 04.04.2011, исх. № 1653 от 26.04.2011) о том, что предложенное дополнительное соглашение нарушает их права и законные интересы в части свободной реализации продукции, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» настояло на его подписании.

Анализ имеющихся в материалах дела документов и сведений показал, что ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», самостоятельно реализуя автомобили и запасные части на территории Российской Федерации, в рамках дополнительного соглашения к основному дилерскому договору, заключило с дилерами соглашения, в соответствии с которыми, дилеры были ограничены в самостоятельных действиях в части свободной продажи автомобилей (легковых и малотоннажных), участия в тендерах на поставку автомобилей, обязались не продавать автомобили, как новые, так и подержанные (демонстрационные), клиентам категории G1, G2, G3 без письменного разрешения ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

К категориям G1, G2, G3, в соответствии с документами компании «Даймлер АГ», относятся следующие категории лиц:

G1 – государственные структуры, причем имеется в виду как само государство, так и любые государственные органы и учреждения;

G2 – компании, (включая лизинговые компании и кузовопроизводителей), находящиеся полностью или частично в собственности государства либо имеющие в составе руководства, надзорных и/или консультативных комитетов и пр., учредителей юридических лиц, занимающих государственные посты;

G3 – госслужащие, приобретающие автомобиль для личных нужд.

Кроме того, аналогичные ограничения были прописаны в части реализации запасных частей и автопринадлежностей, а также агрегатов, сменных частей и сменных агрегатов для автомобилей марки «Мерседес-Бенц».

В частности, типовое приложение № 5б к дилерским договорам «Общие условия поставки запасных частей и автопринадлежностей, а также агрегатов, сменных частей и сменных агрегатов для автомобилей марки «Мерседес-Бенц»» запрещает участие дилера в конкурсе на закупку деталей, если этот конкурс объявлен клиентом категории G1. Также, согласно приложению, запрещены сделки по продаже деталей через канал сбыта «подразделение оптовых продаж» дилера клиентам категории G1 в случае заключения дилера с клиентом рамочного договора, где определены финансовые условия, скидки; срок действия договора свыше 6 месяцев; сумма договора без НДС свыше 400.000 (четыреста тысяч) рублей. Для удовлетворения запроса клиента в таких случаях дилер обязан незамедлительно передавать информацию о клиенте ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

Таким образом, в действиях ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», в части заключения соглашений, были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые могли привести к ограничению конкуренции на рынке автомобилей марки «Мерседес-Бенц» и запасных частей к ним.

Запрет на осуществление указанных действий, предусмотрен частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, Приказом Руководителя ФАС России от 21.11.2013 № 798/13 в отношении ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» было возбуждено дело № 1-00-320/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

II. Оценка Комиссией ФАС России действий ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» и его дилеров

Комиссией ФАС России исследованы все документы и сведения, заслушаны позиции сторон, получены письменные пояснения участников рассмотрения дела, которые могли иметь значение для принятия решения. Были исследованы договоры и приложения к ним, заключенные ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» с дилерами, а также переписка ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» с дилерами за 2011 -2014 год.

Установлено, что рынок автомобилей и запасных частей к ним, на котором осуществляется продажа клиентам категории G, является конкурентным рынком, на котором отдельный производитель, включая группу компании «Даймлер АГ», не может в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения на данном рынке.

Большинство дилеров, участвующих в поставках продукции для государственных и муниципальных нужд, являются мультибрендовыми, либо входят в крупные холдинги, внутри которых имеются компании, осуществляющие поставку автомобильных марок других брендов. Таким образом, они имеют возможность заменить продукцию «Мерседес-Бенц» на продукцию других автопроизводителей.

Данный вывод подтверждается тем, что после введения требований, применяемых к продажам клиентам категории G, ряд покупателей этой категории направили свои предпочтения в отношении иных марок автомобилей, ввиду наличия процедуры одобрения соответствующих сделок со стороны ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

Необходимо также отметить, что общий объем продукции «Мерседес-Бенц», закупаемой государственными структурами, от всего объема поставляемой продукции на рынок Российской Федерации не превышает 5%, в связи с чем, любые введенные ограничения не могли существенно повлиять на уровень продаж даже монобрендового дилера.

Документы и сведения, свидетельствующие о фактическом исполнении установленных дистрибьютором требований и ограничений, в части реализации автомобилей и запасных частей, Комиссией ФАС России не обнаружены.

Факты применения санкций, либо иных других способов давления ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» на своих дилеров за неисполнение пунктов рассматриваемых соглашений, а также факты дискриминации дилеров, Комиссией ФАС России не выявлено.

Таким образом, наступление негативных последствий в виде ограничения конкуренции, которые могли быть обусловлены наличием рассматриваемых положений в договорах, Комиссией ФАС России не обнаружено.

 

III. Допустимость вертикальных соглашений

Cтатья 13 Закона о защите конкуренции признает допустимыми соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться: совершенствование реализации товаров; получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным в результате данных соглашений.

В ходе рассмотрения дела №1-00-320/00-05-13, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» было представлено обоснование необходимости декларирования некоторых ограничений свободной реализации автомобилей марки «Мерседес-Бенц» и запасных частей к ним клиентам категорий G1, G2, G3.

Это связано с тем, что начиная с 2004 года, отдельные практики продаж компании «Даймлер АГ» и его дочернего предприятия ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», были предметом расследования властей США. В ответ на данное расследование, в целях обеспечения соблюдения антикоррупционного законодательства по всему миру, в 2010 и 2011 годах компания «Даймлер АГ» внесла несколько изменений в свою политику продаж. Данные изменения затронули также ЗАО «Мерседес-Бенц РУС». В этой связи, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» подготовила дополнительное соглашение к своему стандартному дилерскому договору, предусматривающее введение определенных ограничений в отношении продаж дилерами автомобилей марки «Мерседес-Бенц» покупателям, прямо или косвенно связанным с государством. Данная категория покупателей была обозначена как G-клиенты.

Как следует из пояснений ЗАО «Мерседес-Бенц РУС», целью введения рассматриваемых ограничений являлось:

- снижение коррупционных рисков, связанных с продажами автомобилей марки «Мерседес-Бенц» G-клиентам, путем исключения третьих лиц (посредников) из процесса продаж;

- улучшение качества обслуживания G-клиентов, рассматривающих возможность приобретения автомобилей марки «Мерседес-Бенц», путем увеличения прозрачности продаж.

Кроме того, дилеры ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» получали комиссию (3%-5%) в качестве компенсации за услуги по направлению клиентов категории G для дальнейшей работы в ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

Таким образом, преимуществом данных мер для G-клиентов являлось создание более прозрачных условий закупок, результатом которых могла быть создана экономия бюджетных средств.

На основании изложенного Комиссия ФАС России полагает, что даже в

 

случае установления фактов исполнения вышеуказанных соглашений, они могли быть признаны допустимыми, по основаниям изложенным в статье 13 Закона о защите конкуренции.

 

IV. Изменение политики ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» в отношении продаж

В ходе рассмотрения дела, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» было принято решение об изменении политики в отношении продаж G-клиентам, в соответствии с которым официальные дилеры ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» могут осуществлять продажи продукции марки «Мерседес-Бенц» покупателям, ранее обозначавшимся как G-2 и G-3, без предварительного согласования с ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

На заседание Комиссии, в качестве подтверждения внесенных изменений, представителями ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» были представлены копия письма дилерам № б/н от 22.05.2014 с приложением проекта дополнительного соглашения к дилерскому договору, а также документы, подтверждающие отправку указанного письма в адреса дилеров.

Приказом № 04-0514-L от 22.05.2014 ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» были внесены изменения в политику продаж в отношении G-клиентов, расширяющие самостоятельность дилеров при продажах компаниям, находящимся в собственности государства, и госслужащим, приобретающим автомобиль для личных нужд. Также даны дополнительные разъяснения о возможности официальных дилеров устанавливать запасные части, не являющиеся оригинальными запасными частями марки «Мерседес-Бенц», по запросу потребителей.

23 августа 2013 года ЗАО «Авилон АГ» обратилось в ФАС России с отзывом своего Заявления в отношении действий ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».

Кроме того, арбитражный суд г. Москвы зарегистрировал 20 сентября 2013 года ходатайства ЗАО «Авилон АГ» и «Мерседес-Бенц РУС» об утверждении мирового соглашения.

Вместе с тем, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» принято решение способствовать дальнейшему развитию положительных деловых практик на рынке автомобилей различных классов на территории Российской Федерации путем присоединения к Кодексу поведения автопроизводителей и дилеров, согласованному Ассоциацией европейского бизнеса с ФАС России.

 

V. Выводы

1. Комиссией ФАС России не выявлены факты исполнения пунктов соглашений, заключенных ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» с дилерами, которые могли привести к ограничению конкуренции.

2. ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» исключило из всех ранее заключенных на территории Российской Федерации дилерских соглашений положения, которые могли привести к ограничению конкуренции.

3. В ходе рассмотрения дела, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» также представлены Комиссии ФАС России доказательства отсутствия фактов наступления каких-либо негативных последствий как для рынка, так и для отдельных его участников.

4. Требования новой политики продаж ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» в отношении клиентов категории G, исключают возможность ограничения конкуренции в будущем.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что основания для признания ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» нарушившими часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 1-00-320/00-05-13 по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в отношении ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны