Решение №05/37736/14 Решение по делу в отношении ГУП «Мосгортранс» от 18 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-24/00-05-14

 

                                                                                                                   г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 сентября 2014 г.

 

В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2014 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-00-24/00-05-14 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии: Овчинников М.А. – начальник Управления контроля промышленности и оборонного комплекса; Члены комиссии: Брыкин Д.М. – заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса; Самбетов М.В. – советник Правового управления; Рассошинкая С.Е. – советник отдела машиностроения Управления контроля промышленности и оборонного комплекса (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 1-00-24/00-05-14 по признакам нарушения ГУП «Мосгортранс» пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

I. Обстоятельства дела. Основанием для возбуждения дела № 1-00-24/00-05-14 послужили заявления ОАО «Минский автомобильный завод» (вх. ФАС России от 15.04.2013 № 29949/13, от 25.04.2013 № 33103/13) и ООО «Продмашрумс» (вх. ФАС России от 10.04.2013 № 28416/13), в которых содержалась информация о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУП «Мосгортранс» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров на поставку городских низкопольных автобусов для нужд ГУП «Мосгортранс» (далее - Аукцион).

Как следовало из представленных вместе с заявлениями документов и сведений, 27 марта 2013 года в сети Интернет (на электронной площадке, расположенной по адресу http://com.roseltorg.ru) была размещена информация о проведении открытого Аукциона (реестровый номер <...> ) на поставку 565 единиц городских низкопольных автобусов для нужд ГУП «Мосгортранс».

В соответствии с документацией Аукциона было сформировано 2 лота:

Лот №1 – поставка 545 ед. автобусов на дизельном топливе:

- стажерские автобусы особо большой вместимости с расположением места инструктора за водителем – 57 ед.;

- автобусы особо большой вместимости – 100 ед.;

- автобусы большой вместимости – 388 ед.

Лот №2 - поставка 20 ед. автобусов на газовом топливе:

- автобусы большой вместимости – 8 ед.;

- стажерские автобусы большой вместимости с расположением места инструктора – 8 ед.;

- стажерские автобусы особо большой вместимости с расположением места инструктора – 4 ед.

Согласно документации, победитель Аукциона в соответствии с графиком поставки должен обеспечить передачу 565 единиц автобусов до 31.08.2013:

- 160 единиц автобусов по Лоту №1 и 8 единиц автобусов по Лоту №2 до конца мая 2013 года;

- 130 единиц автобусов по Лоту №1 до конца июня 2013 года;

- 137 единиц автобусов по Лоту №1 до конца июля 2013 года;

- 118 единиц автобусов по Лоту №1 и 12 единиц автобусов по Лоту №2 до конца августа 2013 года.

На участие в Аукционе были поданы заявки от ООО «Ликинский автобусный завод» (далее – ООО «ЛиАЗ», место нахождения: ул. Калинина, д.1, Ликино-Дулево, Московская обл., 142670) и ЗАО «Межрегиональное объединение «ТЕХИНКОМ» (адрес местонахождения: шоссе Домодедовское, д. 7, г. Подольск, Московская обл., 142116).

24 апреля 2013 года был проведен Аукцион, победителем которого признан ООО «ЛиАЗ».

Как следовало из заявлений, ГУП «Мосгортранс» были включены избыточные требования в аукционную документацию, которые могли ограничить круг возможных участников Аукциона.

Требованиям сформированных ГУП «Мосгортранс» лотов Аукциона, по мнению заявителей, соответствовал только один участник рынка – ООО «ЛиАЗ».

По результатам рассмотрения заявлений, было установлено, что ГУП «Мосгортранс» включило в документацию Аукциона требования к продукции (габариты, тормозная система, система пожаротушения) и срокам ее поставки (менее 1 месяца с даты заключения контракта), которые могли создать отдельному участнику Аукциона преимущественные условия участия и привести к ограничению конкуренции среди поставщиков автобусов большой и особо большой вместимости на территории Российской Федерации.

Таким образом, в действиях ГУП «Мосгортранс» ФАС России были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в ограничении конкуренции на рынке городских низкопольных автобусов путем включения ограничивающих положений в документацию Аукциона.

Основываясь на имеющихся документах и сведениях, руководствуясь статьями 22, 23, 39 и 44 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 24.02.2014 № 107/14 в отношении ГУП «Мосгортранс» было возбуждено дело № 1-00-24/00-05-14 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (создание участнику торгов преимущественных условий участия в торгах).

 

II.Анализ требований аукционной документации на предмет наличия в ней положений, которые могут привести, либо привели к ограничению конкуренции.

В соответствии со статьей 41, статьей 42 Закона о защите конкуренции, определениями от 28.02.2014 № 05/7371/14, от 26.03.2014 № 05/11358/14, к рассмотрению дела № 1-00-24/00-05-14 были привлечены производители и поставщики городских низкопольных автобусов большой и особо большой вместимости, а именно:

- ОАО «Минский автомобильный завод» (ул. Социалистическая, д. 2, г. Минск, Республика Беларусь, 220021);

- ООО «Продмашрумс» (Октябрьский пр-т, д. 380, кор. Д, кв. 20, г. Люберцы, Московская обл. 140006);

- ООО «ЛиАЗ» (ул. Калинина, д. 1, Ликино-Дулево, Московская обл., 142670)

- ООО «ВОЛГАБАС» (ул. Пушкина, 67, Волгоградская обл., г. Волжский, 404131);

- ОАО «НефАЗ» (Янаульское шоссе, д. 3, г. Нефтекамск, республика Башкортастан, 452680);

- ООО «Скания-Русь» (Ленинский пр-т, д. 113/1, офис С200, Москва, 117254);

- ООО «МАН Трак энд Бас РУС» (ул. Дорожная, д. 29, Москва, 117535);

- ООО «Ютонг» (Огородный пр., д. 20А, Москва, 127254);

- ООО «Ивеко Руссия» (ул. Ленинградская, д. 39, стр. 6, г. Химки, Московская обл., 141400).

Реализуя права, предусмотренные статьей 43 Закона о защите конкуренции, заявители, а также иные лица, участвующие в рассмотрении настоящего дела, предоставили Комиссии ФАС России документы и сведения, имеющие значение для принятия решения.

 

1. Комиссией ФАС России был проведен анализ требований аукционной документации ГУП «Мосгортранс», а также представленных документов и сведений, в рамках которого были установлены положения аукционной документации, создавшие преимущественные условия участия одному из производителей.

Так, в соответствии с пунктом 9.1 технического описания аукционной документации, установлены требования к тормозной системе автобусов: «пневматическая, двухконтурная с разделением контуров по осям, тормозные механизмы всех колес дисковые».

Письмом от 25.10.2013 № 439 ООО «ВОЛГАБАС» заявило о том, что производимые им автобусы оснащаются только трехконтурной тормозной системой. Кроме того, как следует из указанного письма ООО «ВОЛГАБАС», наличие трехконтурной тормозной системы является улучшением технических характеристик, при этом формально не соответствует техническим требованиям аукционной документации ГУП «Мосгортранс».

По мнению Комиссии ФАС России, улучшение технических характеристик продукции не должно быть ограничением для участия в Аукционе.

Установлено, что из производителей и поставщиков автобусов, чья продукция могла быть поставлена в рамках Аукциона, только продукция ООО «ЛиАЗ» соответствовала всем требованиям аукционной документации, в том числе имела двухконтурную систему торможения и подходила под ценовые ограничения, установленные ГУП «Мосгортранс».

Таким образом, производители автобусов, оснащенных трехконтурной тормозной системой, не имели возможности участвовать в Аукционе.

 

2. Комиссией ФАС России также установлено, что аукционной документацией ГУП «Мосгортранс» предусмотрено заключение договора поставки с победителем Аукциона в срок не позднее, чем через двадцать дней со дня проведения Аукциона и оформления протокола Аукциона.

Победитель Аукциона определен 24 апреля 2013 года. Контракт по итогам Аукциона был заключен 06 мая 2013 года.

Графиком поставки аукционной документации предусматривалась поставка 160 единиц автобусов по Лоту №1 и 8 единиц автобусов по Лоту №2 до конца мая 2013.

Таким образом, победителю Аукциона необходимо было произвести и поставить 168 единиц автобусов в течение 26 дней.

В ходе рассмотрения дела № 1-00-24/00-05-14 на заседании Комиссии ФАС России представителем ООО «ВОЛГАБАС» было заявлено о том, что поставку 168 единиц автобусов в установленный срок не может осуществить большинство производителей автобусов ввиду технологической особенности производства, которая предусматривает такие предпроизводственные процессы, как закупка двигателей, узлов и агрегатов у сторонних организаций, что требует значительных временных затрат.

Довод представителей ООО «ВОЛГАБАС» подтверждается письмом ООО «МАН Трак энд Бас РУС» от 20.05.2014 № б/н, из которого следует, что сроки поставки двигателей в адрес заказчика составляют не менее 10—12 недель с момента получения заявки.

Таким образом, с момента победы на Аукционе до момента поставок готовой продукции должно пройти не менее 3 месяцев.

Изготовить и поставить необходимое количество техники в рамках Аукциона в отведенные сроки, могло только ООО «ЛиАЗ», имея на своих складах необходимое количество комплектующих.

Таким образом, Комиссией ФАС России установлено, что на территории Российской Федерации осуществляют хозяйственную деятельность иные производители и поставщики городских низкопольных автобусов большой и особо большой вместимости, которые не смогли бы поставить свою продукцию в рамках Аукциона ввиду наличия требований документации, создающих отдельному участнику преимущественных условий.

Кроме того, письмом от 21.08.2014 № 99-17-03/1308 ГУП «Мосгортранс» подтвердило факт возможного ограничения конкуренции своими действиями в рамках рассматриваемого Аукциона, ссылаясь на особенности работы ГУП «Мосгортранс» при этом обязавшись впредь при проведении конкурсных процедур не допускать положений, которые могут привести к ограничению конкуренции среди поставщиков автобусов.

 

III. Действия ГУП «Мосгортранс», направленные на недопущение случаев ограничения конкуренции. В период рассмотрения дела № 1-00-24/00-05-14 (с 28.02.2014 по 03.09.2014), ГУП «Мосгортранс» предприняло действия, направленные на совершенствование практик проведения конкурсных процедур в целях обеспечения равной конкуренции среди участников.

В целях исключения возможных нарушений антимонопольного законодательства при размещении заказов на поставку автобусов, ГУП «Мосгортранс» были учтены рекомендации ФАС России и приняты меры по привлечению максимального количества поставщиков к процессу формирования технического задания, графиков поставки и условий заключения договоров.

Указанное подтверждается тем, что в период рассмотрения дела, ГУП «Мосгортранс» были проведены иные конкурсные процедуры на поставку городских автобусов различных типов. Анализ требований документации не показал наличие в них ограничивающих конкуренцию положений. Указанное обстоятельство подтверждается письмом ОАО «КАМАЗ» от 02.09.2014 № 50-005-317.

По итогам вновь проведенной ГУП «Мосгортранс» конкурсной процедуры, участниками которой были ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток" (место нахождения: Производственный пр., 47, промзона, Промышленно-Коммунальная зона, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423800) и ООО "АМО БАС" (место нахождения: пер Николоямский, д. 3 А, стр. 2, Москва, 109004), победителем был признан ООО "Мерседес-Бенц Тракс Восток".

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что ГУП «Мосгортранс» исключило из практики составления требований аукционной документации положения, которые могут привести к ограничению конкуренции.

 

IV. Выводы. Основываясь на материалах дела, а также пояснениях, данных сторонами рассмотрения дела на заседаниях, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам:

1. ГУП «Мосгортранс» были включены в аукционную документацию избыточные технические требования и требования к срокам поставки продукции, которые необоснованно ограничили круг участников Аукциона.

2. В период рассмотрения дела, ГУП «Мосгортранс» были предприняты действия, направленные на недопущение случаев ограничения конкуренции при размещении заказов на поставку автобусов. Таким образом, следуя рекомендациям ФАС России, ГУП «Мосгортранс» исключены из документации все положения, которые могли привести к ограничению конкуренции и создавать преимущественные условия отдельному участнику конкурсных процедур.

В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению ограничению или устранению конкуренции.

Действия ГУП «Мосгортранс» нарушают требования статьи 17 в части создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ГУП «Мосгортранс» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении аукциона на право заключения договоров на поставку городских низкопольных автобусов для нужд ГУП «Мосгортранс», путем включения в аукционную документацию технических требований, влекущих создание преимущественных условий отдельному участнику аукциона.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ГУП «Мосгортранс» не выдавать, в связи с исполнением контракта, заключенного по результатам аукциона.

Связанные организации

Связанные организации не указаны