Решение №05/41982/14 Решение по делу по признакам нарушения ООО «РусАвтоКарт» и О... от 16 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 1-00-343/00-05-13

 

«07» октября 2014 г. г. Москва

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» сентября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» октября 2014 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (далее — ФАС России) по рассмотрению дела № 1-00-343/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства, <...>,

рассмотрев дело № 1-00-343/00-05-13 по признакам нарушения ООО «РусАвтоКарт» (ул. 16-я Парковая, д. 26, корп.1, Москва, 105484), ОАО «РусТАХОНЕТ» (ул. Героев Панфиловцев, д. 24, Москва, 125480) и ОАО «НИИАТ» (ул. Героев Панфиловцев, д. 24, Москва, 125480) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в части злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного установления и поддержания монопольно высокой цены на карты для тахографов, отвечающих требованиям международного договора «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (далее - ЕСТР),

УСТАНОВИЛА:

I. Обстоятельства возбуждения дела.

В ФАС России поступило заявление автомобильного перевозчика контейнерных грузов ООО «ТранКо» (место нахождения: Невский проспект, д. 38/4, лит. А, Санкт-Петербург, 191011), с жалобой на действия ОАО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтоКарт» по установлению необоснованно завышенных цен на карты для тахографов, соответствующих приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Карты для тахографов, соответствующие Приказу № 36).

По результатам рассмотрения указанного заявления, в действиях ООО «РусАвтоКарт» и ОАО «РусТАХОНЕТ» не выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на Карты для тахографов, соответствующих Приказу № 36, ввиду того, что ООО «РусАвтоКарт» и ОАО «РусТАХОНЕТ» не осуществляли хозяйственной деятельности по производству и реализации данного типа карт.

Вместе с тем, в рамках полномочий по государственному контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства, предусмотренных статьями 22, 23 Закона о защите конкуренции, ФАС России были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ», в части установления и поддержания монопольно высокой цены на карты для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР.

В ходе рассмотрения заявления, ФАС России были направлены запросы информации (исх. от 10.06.2013 № АЦ/22562/13, исх. от 10.06.2013 № АЦ/22564/13, исх. от 10.06.2013 №АЦ/ 22565/13, исх. от 03.07.2013 № АК/25601/13, исх. от 13.08.2013 № АК/31463/13) в адреса потребителей карт для тахографов, а также в адреса ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» и ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» (место нахождения: Солнечная аллея, д. 3, г. Москва, г. Зеленоград, 124527).

В рамках проведенного анализа представленной информации, антимонопольным органом было установлено, что автомобильный перевозчик (водитель), осуществляющий международные автоперевозки, обязан иметь карту для тахографа, отвечающего требованиям ЕСТР и требованиям приказа Минтранса России от 20.10.2009 № 180 «О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки».

Для работы с цифровыми тахографами, отвечающими требованиям ЕСТР, применяются специальные электронные карты:

- карта водителя, пластиковая карта со встроенным микропроцессорным модулем и нанесенной на пластике персональными данными, необходимая для идентификации водителя, хранения данных о режиме его работы и отдыха при вождении транспортного средства, оборудованного цифровым тахографом;

- карта предприятия, пластиковая карта со встроенным микропроцессорным модулем и нанесенной на пластике данными предприятия, предназначенная для контроля действий водителя со стороны владельца транспортного средства и автоматизации учета рабочего времени;

- карта мастерской, пластиковая карта со встроенным микропроцессорным модулем, предназначенная для установки, проверки, калибровки и активации цифрового тахографа;

- карта контролера, пластиковая карта со встроенным микропроцессорным модулем, предназначенная для контролирующих органов, уполномоченных проводить контроль времени вождения и отдыха водителей транспортных средств.

Для производства перечисленных карт (далее – карта водителя, карта предприятия, карта контролера, карта мастерской, Продукция), согласно требованиям ЕСТР, производителю необходимо получить свидетельство официального утверждения типа тахографа (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), устанавливаемых на транспортные средства, в любом компетентном органе стран-участниц ЕСТР.

ОАО «РусТАХОНЕТ, ООО «РусАвтоКарт» и ОАО «НИИАТ» не имеют собственных производственных мощностей для изготовления Продукции. Непосредственное изготовление Продукции осуществляют ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» и РУП «Криптотех» Госзнака (место нахождения: ул. Свердлова, д. 32 а, г. Минск, Республика Беларусь, 220006).

При этом, ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» осуществляет комплексное изготовление Продукции (от заявки до выпуска Продукции, пригодной для эксплуатации).

Процесс изготовления Продукции на ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» состоит из следующих операций:

- имплантация микропроцессорного модуля в пластиковую основу;

- получение и обработка входных файлов от заказчика;

- генерация уникальной пары криптографических ключей карты;

- генерация ПИН-кода карты (только для карты мастерской);

- сертификация пары криптографических ключей карты национальным ключом Российской Федерации для карт, используемых в цифровых устройствах контроля за режимами труда и отдыха водителей автомобилей, отвечающих требованиям ЕСТР;

- сертификация пары криптографических ключей карты специальным кодом аутентификации для карт, используемых в цифровых устройствах контроля за режимами труда и отдыха водителей автомобилей, отвечающих требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 720 от 23.09.2009 и отвечающих требованиям ЕСТР;

- загрузка в модуль пары криптографических ключей карты, сертификата карты и национального сертификата Российской Федерации (для карт, отвечающих требованиям ЕСТР);

- загрузка в модуль персональной информации о держателе карты (этап электрической персонализации карты);

- загрузка в модуль мастер-ключа датчика движения (только карты мастерской);

- загрузка в модуль ПИН-кода карты (только для карты мастерской);

- лазерная гравировка персональной информации на пластике, в том числе образца подписи держателя (этап графической персонализации карты);

- лазерная гравировка фотографии держателя карты (только для карт водителя и контролера);

- лазерная гравировка номера одобрения типа на пластике карты;

- печать ПИН-кода и упаковка в конверт (только для карты мастерской);

- формирование и отправка выходных файлов заказчику.

ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» осуществляют сбор с потребителей Продукции заявлений на выдачу необходимых карт и перевод заявлений в электронную форму, которая в дальнейшем отправляется контрагенту ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» или РУП «Криптотех» Госзнака для непосредственного изготовления Продукции.

ФАС России установлено, что ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» не входят в одну группу лиц с ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» и РУП «Криптотех» Госзнака.

Цены на изготовление Продукции (включая НДC), установленные в рамках договора от 06.04.2012 № 01-12/РАК, заключенного ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» с ООО «РусАвтоКарт», договора от 07.12.2011 № 01-11/РТН заключенного ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» с ОАО «РусТАХОНЕТ, а также договора от 01.03.2013 № 50-13, заключенного РУП «Криптотех» Госзнака» с ОАО «НИИАТ», представлены в таблице № 1.

Учитывая, что стоимость карт по договорам с ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» установлена в евро, цена в таблице № 1 указана в рублях по курсу евро Центрального Банка России на дату заключения договора.

Таблица № 1

 

Карта водителя, руб. с НДС

Карта предприятия, руб. с НДС

Карта мастерской, руб. с НДС

Карта контролера, руб. с НДС

ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» для ООО «РусАвтоКарт»

xxx xxx xxx xxx

ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» для ОАО «РусТАХОНЕТ

xxx xxx xxx xxx

РУП «Криптотех» Госзнака» для ОАО «НИИАТ»

xxx xxx xxx xxx

 

Получая Продукцию от ЗАО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» и РУП «Криптотех» Госзнака, ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» реализуют ее значительно дороже.

Сравнительный анализ цен, установленных в раках заключенных договоров по реализации Продукции, представлен в таблице № 2.

Таблица № 2

Наименование организации

Карта водителя (руб., с НДС)

Карта предприятия (руб., с НДС)

Карта мастерской (руб., с НДС)

Карта контролера (руб., с НДС)

ОАО «РусТАХОНЕТ» приказ от 25.07.2010 № 1-Т

XXX XXX XXX XXX

ОАО «РусТАХОНЕТ» приказ от 09.01.2013 № 4-Т

XXX XXX XXX XXX

ООО «РусАвтоКарт» приказ от 20.08.2011 №1/С

XXX XXX XXX XXX

ОАО «НИИАТ»

приказ от 01.03.2013 № 06

XXX XXX XXX XXX

* цена указана по курсу евро Центрального Банка России на дату издания приказа.

Таким образом, имеющиеся в распоряжении ФАС России данные, позволили сделать вывод о том, что цены, установленные ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» на Продукцию для конечных потребителей, могут являться монопольно высокими и превышать сумму необходимых для изготовления и реализации такого товара расходов и прибыли.

Основываясь на имеющихся документах и сведениях, руководствуясь статьями 22, 23, 39 и 44 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 23.12.2013 № 867/13 в отношении ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» было возбуждено дело № 1-00-343/00-05-13 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением путем необоснованного установления и поддержания монопольно высокой цены на Продукцию.

 

II. Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках карт водителя, карт предприятия, карт мастерской, карт контролера для цифровых тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР Российской Федерации. 

В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа рынка), в рамках рассмотрения настоящего дела, антимонопольным органом проведено исследование товарных рынков карт водителя, карт предприятия, карт мастерской и карт контролера для цифровых тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР в период с 01.01.2012 по 30.06.2014. Соответствующий аналитический отчет приобщен к материалам дела.

В качестве товаров рассмотрены карта водителя, карта предприятия, карта мастерской, карта контролера для цифровых тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР, на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов); 

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен; 

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

По результатам опроса потребителей на предмет выявления фактической замены потребителем или готовности потребителя заменить в производственных целях один товар другим, было установлено, что единственными на территории Российской Федерации поставщиками Продукции для конечных потребителей являются ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» и ООО «Е22» (согласно представленным сведениям, ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» входят в одну группу лиц, письмо исх. от 21.06.2013 № 21-06/01, письмо исх. от 19.07.2013 № 0110-32/330). Также потребители указали на отсутствие возможности заменить Продукцию указанных хозяйствующих субъектов на аналогичную по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и другим параметрам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

ФАС России установлено, что в силу действующего законодательства Российской Федерации, карты водителя, карты предприятия, карты мастерской и карты контролера являются самостоятельными товарными группами и не являются взаимозаменяемыми товарами. При этом, технологические и экономические особенности производства, предусматривают изготовление всех типов карт в рамках одного предприятия-изготовителя.

На товарных рынках Продукции в период с 01.01.2012 по 30.06.2014 действовали четыре организации: ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ, ОАО «НИИАТ» и ООО «Е22» (ул. Героев Панфиловцев, д. 24, пом. 603, г. Москва, 125480).

ОАО «НИИАТ» с третьего квартала 2014 года прекратило деятельность по реализации Продукции (пояснительная записка к письму исх. от 21.08.2014 № 0132-04/456). ООО «Е22» начало осуществлять деятельность по реализации карт для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР со второго квартала 2014 года, так как организация зарегистрирована 27 мая 2014 года.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках Продукции показал, что исследуемые товарные рынки являются высококонцентрированными рынками с неразвитой конкурентной средой.

Доля ОАО «РусТАХОНЕТ» в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 на товарном рынке карт водителя составляет 99,62%, на товарном рынке карт предприятия составляет 99%, на товарном рынке карт мастерской составляет 96,2%, в связи с чем, ОАО «РусТАХОНЕТ» признается занимающим доминирующее положение за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 на товарных рынках карт водителя, карт предприятия и карт мастерской в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Доля ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» (и его группы лиц в составе ОАО «НИИАТ») в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 на товарном рынке карт водителя составляет 100%, на товарном рынке карт предприятия составляет 100%, в связи с чем, каждый из указанных хозяйствующих субъектов признается занимающим доминирующее положение на товарных рынках карт водителя, карт предприятия в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Доля ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» (и его группы лиц в составе ОАО «НИИАТ») в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 на товарном рынке карт водителя составляет 99,82%, на товарном рынке карт предприятия составляет 99,72%, в связи с чем, каждый из указанных хозяйствующих субъектов признается занимающим доминирующее положение на товарных рынках карт водителя, карт предприятия в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Доля ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» в период с 01.01.2013 по 30.06.2014 на товарном рынке карт мастерской составляет 100%, в связи с чем, каждый из указанных хозяйствующих субъектов признается занимающим доминирующее положение в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Доля ОАО «НИИАТ» на товарном рынке карт контролера за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 составляет 100%, в связи с чем, ОАО «НИИАТ» в 2013 году занимало доминирующее положение на рынке карт контролера в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Учитывая результаты проведенного исследования товарных рынков Продукции, комиссия ФАС России установила:

1. Рассматриваемые товарные рынки Продукции являются высококонцентрированными рынками с неразвитой конкурентной средой, поскольку на них действует всего 4 участника, 2 из которых входят в одну группу лиц.

2. ОАО «РусТАХОНЕТ» в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 признается занимающим доминирующее положение на товарных рынках карт водителя, карт предприятия и карт мастерской.

3. ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» в период с 01.01.2013 по 30.06.2014 признаются занимающими доминирующее положение на товарных рынках карт водителя, карт предприятия.

4. ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» в период с 01.01.2013 по 30.06.2014 признаются занимающими доминирующее положение на товарном рынке карт мастерской.

5. ОАО «НИИАТ» в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 признается занимающим доминирующее положение на товарном рынке карт контролера.

 

III. Оценка Комиссией ФАС России действий ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» на предмет их соответствия требованиям п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

3.1. Группа лиц в составе ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ». Из сведений, представленных ОАО «НИИАТ» письмом исх. от 19.07.2013 № 0110-32/330 и ОАО «РусТАХОНЕТ» письмом исх. от 21.06.2013 № 21-06/01, установлено, что ОАО «НИИАТ» является акционером, владеющим 51% голосующих акций ОАО «РусТАХОНЕТ», следовательно, ОАО «НИИАТ» и ОАО «РусТАХОНЕТ» входят в одну группу лиц по основанию пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Согласно реестру договоров (контрактов) ОАО «РусТАХОНЕТ» по реализации Продукции (письмо исх. от 22.08.2014 № 22-08/14), максимальные и минимальные фактические цены реализации карт предприятия в рассматриваемый период времени колебались в пределах от 5400 до 6336,96 рублей с НДС, карт мастерской от 3700 до 4346 рублей с НДС.

В 2013 году цены на Продукцию были установлены в рублях Приказом от 09.01.2013 № 4-Т, однако карты реализованные в 2013 году на основании счетов, выставленных и оплаченных в 2012 году, а также выставленных в 2012 году, но оплаченных в 2013 году, реализовывались в соответствии с ценовой политикой, действовавшей в 2012 году. В связи с этим, цена за одну карту отличалась от ценовой политики, установленной в 2013 году Приказом от 09.01.2013 № 4-Т.

Представленные ОАО «РусТАХОНЕТ» сведения (письмо в ФАС России вх. от 14.04.2014 № 34594/14, приложение № 1), содержали информацию о фактических расчетах по каждой статье затрат, включенных в себестоимость Продукции, которые были использованы Комиссией ФАС России для расчёта рентабельности карт предприятия и карт мастерской в рассматриваемый период времени (таблица № 3).

Под рентабельностью 1 (одной) единицы Продукции Комиссией понимается следующая величина:

((Цена — Себестоимость)/Себестоимость)*100 %, где:

Цена — это стоимость 1 (одной) единицы Продукции;

Себестоимость — это сумма расходов, необходимых для производства и реализации 1 (одной) единицы Продукции.

Таблица № 3

 

Карта предприятия

Карта мастерской

2012 г.

Постоянные затраты, руб. на единицу продукции

XXX XXX

Переменные затраты, руб. на единицу продукции

XXX XXX

Полная себестоимость, руб. на единицу продукции

XXX XXX
 

Мин.

Макс.

Мин.

Макс.

Цена, руб. с НДС

XXX XXX XXX XXX

Прибыль, руб.

XXX XXX XXX XXX

НДС, руб.

XXX XXX XXX XXx

Цена, руб. без НДС

XXX XXX XXX XXX

Рентабельность, %

XXX XXX XXX XXX

2013 г.

Постоянные затраты, руб. на единицу продукции

XxX XXX

Переменные затраты, руб. на единицу продукции

XXX XXX

Полная себестоимость, руб. на единицу продукции

XXX XXX
 

Мин.

Макс.

Мин.

Макс.

Цена, руб. с НДС

XXX XXX XXX XXX

Прибыль, руб.

XXX XXX XXX XXX

НДС, руб.

XXX XXX XXX XXx

Цена, руб. без НДС

XXX XXX XXX XXX

Рентабельность, %

XXX XXX XXX XXX

Анализ технологических процессов (технологической документации) на выполнение работ по производству и реализации ОАО «РусТАХОНЕТ» каждого типа карт из расчета на 1 (одну) единицу, а также всех статей затрат, включенных в себестоимость 1 (одной) единицы карт каждого типа, показал, что себестоимость одной карты предприятия и карты мастерской практически не отличаются.

Технологический процесс на выполнение работ по производству и реализации карт предприятия и карт мастерской не имеет различий, что подтверждается письмом ОАО «РусТАХОНЕТ» от 27.02.2014 № 28-02/01, содержащим сведения о технологических процессах и описание всех выполняемых работ при производстве и реализации карт с указанием всех приемов, режимов, последовательности выполнения операций.

Так, себестоимость карты мастерской в 2012 году выше себестоимости карты предприятия всего на 45,49 руб., что составляет 1,9% от себестоимости карт мастерской. Фактическая цена реализации в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 карт предприятия выше цены карт мастерской на 1913,50 руб. (49,73 % от минимальной фактической цены карты мастерской) - 1990,96 руб. (45,81% от максимальной фактической цены карты мастерской).

Себестоимость карт мастерской в 2013 году выше себестоимости карты предприятия на 31,25 руб., что составляет 1,4% от себестоимости карты мастерской. Фактическая цена реализации в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 карт предприятия выше цены карт мастерской на 1900 руб. (51,35% от минимальной фактической цены карты мастерской) - 2158,11 руб. (53,12% от максимальной фактической цены карты мастерской).

Фактическая цена реализации карты предприятия в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 выше карты мастерской на 1700 руб. (45,95 % от минимальной фактической цены карты мастерской) - 2000 руб. (50 % от максимальной фактической цены карты мастерской).

Установленный процент рентабельности карт предприятия в 2012 г. составляет от 111 % до 132 %, в 2013 г. – от 110 % до 133 %.

Установленный процент рентабельности карт мастерской в 2012 г. составляет от 38 % до 56, в 2013 г. - от 37 % до 50%.

ОАО «РусТАХОНЕТ» установило процент рентабельности карты предприятия в рассматриваемый период времени на 73-83% выше, чем процент рентабельности карты мастерской.

Обоснований причин, по которым цена на карты предприятия выше, чем на карты мастерской, а также обоснований причин, по которым процент рентабельности карты предприятия в рассматриваемый период времени выше, чем процент рентабельности карты мастерской, ОАО «РусТАХОНЕТ» в Комиссию ФАС России представлено не было.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что экономически обоснованный уровень цены на карту предприятия ОАО «РусТАХОНЕТ» в рассматриваемый период времени должен находиться в пределах, сопоставимых с уровнем цены карты мастерской.

ОАО «НИИАТ» осуществляло деятельность по реализации карт для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР в период с 01.03.2013 по 25.06.2014.

Согласно реестру договоров (контрактов) ОАО «НИИАТ» по реализации Продукции (письмо от 21.08.2014 исх. № 0132-04/456), максимальная и минимальная фактические цены ОАО «НИИАТ» на карты предприятия в период c 01.01.2013 по 25.06.2014 колебались в пределах от 4500 до 5000 рублей с НДС.

Карта мастерской в период с 01.01.2013 по 25.06.2014 ОАО «НИИАТ» не реализовывалась.

Технологический процесс выполнения работ по производству и реализации карт предприятия ОАО «НИИАТ» и карт мастерской ОАО «РусТАХОНЕТ» не имеет различий, что подтверждается письмами ОАО «НИИАТ» исх. от 27.02.2014 № 0132-04/61 и ОАО «РусТАХОНЕТ» исх. от 27.02.2014№ 28-02/01, содержащими сведения о технологических процессах и описание всех выполняемых работ при производстве и реализации карт с указанием всех приемов, режимов, последовательности выполнения операций.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что экономически обоснованный уровень цены на карту предприятия ОАО «НИИАТ», в рассматриваемый период времени, должен находиться в пределах, сопоставимых с уровнем цены карты мастерской, устанавливаемой ОАО «РусТАХОНЕТ».

Рентабельность карты предприятия ОАО «НИИАТ» в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 составляла 20,5 %. Таким образом, ОАО «НИИАТ» имело возможность в рассматриваемый период времени снизить цену на карты предприятия до экономически обоснованного уровня, позволяющего извлекать положительную рентабельность.

3.2. ООО «РусАвтоКарт». Согласно реестру договоров (контрактов) по реализации Продукции (письмо исх. от 22.08.2014 № 763/14), максимальные и минимальные фактические цены реализации карт предприятия в рассматриваемый период времени колебались в пределах от 5000 до 5700 руб. с НДС, и карт мастерской от 3300 до 3900 руб. с НДС.

Представленные ООО «РусАвтоКарт» сведения (письмо исх. от 14.04.2014 № 236/14) содержали информацию о фактических расчетах по каждой статье затрат, включенных в себестоимость Продукции, которые были использованы Комиссией ФАС России для расчёта рентабельности карт предприятия и карт мастерской в рассматриваемый период времени (таблица № 4).

Под рентабельностью 1 (одной) единицы Продукции Комиссией понимается следующая величина:

((Цена — Себестоимость)/Себестоимость)*100 %, где:

Цена — это стоимость 1 (одной) единицы Продукции;

Себестоимость — это сумма расходов, необходимых для производства и реализации 1 (одной) единицы Продукции.

 

Таблица № 4

2012 и 2013 года

Карта предприятия

Карта мастерской

Постоянные затраты, руб. на единицу продукции

XXX XXX

Переменные затраты, руб. на единицу продукции

XXX XXX

Полная себестоимость, руб. на единицу продукции

XXX XXX
 

Мин.

Макс.

Мин.

Макс.

Цена, руб. с НДС

XXX XXX XXX XXX

Прибыль, руб.

XXX XXX XXX XXX

Цена, руб. без НДС

XXX XXX XXX XXX

НДС, руб.

XXX XXX XXX XXX

Рентабельность, %

XXX XXX XXX XXX

 

Анализ технологических процессов (технологической документации) на выполнение работ по производству и реализации ООО «РусАвтоКарт» каждого типа карт из расчета на 1 (одну) единицу, а также всех статей затрат, включенных в себестоимость 1 (одной) единицы карт каждого типа, показал, что структура затрат на производство и реализацию одной единицы карты предприятия и карты мастерской практически не отличаются.

Технологический процесс на выполнение работ по производству и реализации карт предприятия и карт мастерской не имеет различий, что подтверждается письмом ООО «РусАвтоКарт» от 27.02.2014 № 127/14 (приложение № 1), содержащим сведения о технологических процессах и описание всех выполняемых работ при изготовлении карт с указанием всех приемов, режимов, последовательности выполнения операций.

Так, себестоимость карты мастерской в 2012, 2013 годах выше себестоимости карты предприятия на 421,20 руб., что составляет 17,3% себестоимости карты мастерской.

Фактическая цена реализации карты предприятия в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 выше карты мастерской на 1800 руб. (46,15% от фактической цены карты мастерской).

Фактическая цена реализации карты предприятия в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 выше карты мастерской на 1700 руб. (51,51% от минимальной фактической цены карты мастерской) — 1800 руб. (46,15 от максимальной фактической цены карты мастерской).

Фактическая цена реализации карты предприятия в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 выше карты мастерской на 1500 руб. (43 % от минимальной фактической цены карты мастерской) - 1800 руб. (46,15 % от максимальной фактической цены карты мастерской).

Установленный процент рентабельности карт предприятия в 2012, 2013 г. составил от 110 % до 140 %.

Установленный процент рентабельности карт мастерской в 2012, 2013 г. составил от 15 % до 36 %.

ООО «РусАвтоКарт» установило процент рентабельности карты предприятия в рассматриваемый период времени на 95-104 % выше, чем процент рентабельности карты мастерской.

Обоснований причин, по которым цена на карты предприятия выше цены на карты мастерской, а также обоснований, по которым процент рентабельности карты предприятия в рассматриваемый период времени выше, чем процент рентабельности карты мастерской, ООО «РусАвтоКарт» в Комиссию ФАС России представлено не было.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что экономически обоснованный уровень цены на карту предприятия ООО «РусАвтоКарт» в рассматриваемый период времени должен находиться в пределах, сопоставимых с уровнем цены карты мастерской.

Анализируя требования действующего законодательства к Продукции (приказ Минтранса России от 21.05.2012 № 145 «Об утверждении Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах», приказ Минтранса России от 20.10.2009 № 180 «О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств»), различий в процедуре получения, представления документов, во внешнем виде карт предприятия и карт мастерской Комиссией ФАС России не выявлено.

Учитывая изложенное, цена, установленная ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» на карты предприятия, превышает сумму расходов и прибыли, необходимых для их изготовления и реализации. Стоимость карт предприятия должна быть сопоставима с ценой, установленной на карту мастерской с учетом различий в издержках их производства.

 

    • Выводы Комиссии ФАС России.

1. Согласно результатам исследования рынка карт предприятия Российской Федерации установлено, что в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 ОАО «РусТАХОНЕТ» занимает на нем доминирующее положение с долей 99 %;

2. Согласно результатам исследования рынка карт предприятия Российской Федерации установлено, что в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 ООО «РусАвтоКарт» занимает на нем доминирующее положение с долей 34,98 % и ОАО «РусТАХОНЕТ» (в составе группы лиц ОАО «НИИАТ») занимает на нем доминирующее положение с долей 65,02 %;

3. Согласно результатам исследования рынка карт предприятия Российской Федерации установлено, что в период с 01.01.2014 по 30.06.2014 ООО «РусАвтоКарт» занимает на нем доминирующее положение с долей 49,79 % и ОАО «РусТАХОНЕТ» (в составе группы лиц ОАО «НИИАТ») занимает на нем доминирующее положение с долей 49,93 %;

4. Действия ООО «РусАвтоКарт», группы лиц в составе ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» нарушают антимонопольное законодательство в части установления и поддержания монопольно высокой цены на карту предприятия в период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

5. Действия ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ», ОАО «НИИАТ» в части установления монопольно высокой цены на карты предприятия не привели к ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, вместе с тем, указанные действия привели к ущемлению интересов потребителей карт предприятия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действие (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о Защите конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» и ОАО «НИИАТ» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления и поддержания монопольно высокой цены на карты предприятия, используемые в тахографах, отвечающих требованиям ЕСТР за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

2. Выдать ООО «РусАвтоКарт», ОАО «РусТАХОНЕТ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Не выдавать ОАО «НИИАТ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с прекращением деятельности по реализации карт для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-343/00-05-13

о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

 

«07» октября 2014 г.                                                                                      г. Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по рассмотрению дела № 1-00-343/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия ФАС России) <...>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от «07» октября 2014 г. по делу № 1-00-343/00-05-13 о нарушении ООО «РусАвтоКарт» (ул. 16-я Парковая, д. 26, корп.1, Москва, 105484), ОАО «РусТАХОНЕТ» (ул. Героев Панфиловцев, д. 24, Москва, 125480) и ОАО «НИИАТ» (ул. Героев Панфиловцев, д. 24, Москва, 125480) пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

 

1. ОАО «РусТАХОНЕТ» - установить экономически и технологически обоснованную цену на карту предприятия для тахографов, отвечающих требованиям международного договора «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (далее — ЕСТР), сопоставимую с ценой, установленной на карту мастерской для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР в 2012-2013 годах с учетом различий в издержках их производства.

2. ООО «РусАвтоКарт» - установить экономически и технологически обоснованную цену на карту предприятия для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР, сопоставимую с ценой, установленной на карту мастерской для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР в 2012-2013 годах с учетом различий в издержках их производства.

3. В течение месяца с даты получения настоящего предписания проинформировать ФАС России об устранении нарушения антимонопольного законодательства с представлением копий подтверждающих документов.

4. ОАО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтоКарт» в течение 5 лет с момента выдачи настоящего предписания надлежит представлять в антимонопольный орган информацию об отдельных показателях хозяйственной деятельности, в части реализации услуг по картам для тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР. Информацию надлежит представлять один раз в год (в течение 30 календарных дней после окончания отчетного периода), по форме таблицы, приведенной в приложении к настоящему предписанию.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны