Определение №05/45075/14 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 7 ноября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.31-760/00-05-14 и проведении административного расследования

 

«07» ноября 2014 г. г. Москва

 

Я, заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России А.А. Грешнев, рассмотрев решение по делу № 1-10-231/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Лакунина Владимира Юрьевича (<...>.

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-231/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ОАО «Каменскволокно» (далее – Комиссия) приняла решение от 24.06.2014 № АЦ/25191/14 о признании ОАО «Каменскволокно» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части установления монопольно высокой цены на арамидные нити специального назначения.

 

I. Обстоятельства, послужившие основанием для проведения проверки хозяйственной деятельности ОАО «Каменскволокно».

 

В соответствии с пунктом 13 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 25.12.2012 № РД-П22-88пр Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России) поручено провести проверку обоснованности цен на арамидные нити, установленные ОАО «Каменскволокно» (г. Каменск-Шахтинский) и цен на базовый компонент для их производства – мягчитель-2, производства ОАО «Химпром» (г. Новочебоксарск).

В развитие данного поручения Правительства Российской Федерации в ФАС России поступили обращения ОАО «НИИ стали» от 11.02.2013 № Н41/2-30-549 и ЗАО «НПП «КлАСС» от 12.03.2013 № 9-юр с указанием на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Химпром», ОАО «Каменскволокно», ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика», ЗАО «Королёвская шёлковая фабрика «Передовая текстильщица» в части повышения цен на производимую продукцию, используемую при выполнении государственного оборонного заказа на поставку средств индивидуальной бронезащиты (далее – СИБ).

В процессе рассмотрения указанных обращений ФАС России установлено следующее.

ОАО «Каменскволокно» является предприятием химической отрасли Российской Федерации.

ОАО «Каменскволокно» производит синтетические высокомодульные нити и жгуты СВМ (по ГОСТ28007-88), РУСЛАН, РУСЛАН-ВМ, РУСЛАН-СВМ-Н, АРУС и Artec (далее – арамидные нити и жгуты), которые относятся к классу параарамидных волокон и обладают уникальными свойствами, основные из которых высокая прочность (в десятки раз прочнее стальной проволоки аналогичной толщины), высокая термическая и химическая стойкость и длительное хранение без изменения свойств.

Указанная продукция является основным сырьем для производства различных видов товаров, таких как СИБ, композиционные материалы и ленты специального назначения, кабельная продукция, резинотехнические изделия, термостойкая защитная одежда.

Арамидные нити и жгуты являются основной составляющей в производстве тканевых и композитных материалов для изготовления продукции специального назначения – СИБ, ракетной техники, разделительного оборудования атомной промышленности. Данная продукция производится путем синтеза основных компонентов таких как: мягчитель-2, парафенилендиамин пФДА, дихлорангидрид терефталиевой кислоты ДХА ТФК и др. Основным сырьем при производстве данных нитей является мягчитель-2, производимый ОАО «Химпром».

В 2008-2013. гг. ОАО «Химпром» поставляло в адрес ОАО «Каменскволокно» мягчитель-2 двух видов: мягчитель-2 код 500 и мягчитель-2 (осушенный) код 30343. Мягчитель-2 по коду 500 используется как основное сырье для производства арамидных нитей для СИБ, а мягчитель-2 (осушенный) по коду 30343 поставляется для производства продукции, поставляемой в адрес предприятий военно-космической и атомной промышленности. При этом цена на мягчитель-2 по коду 500, применяемого в производстве арамидных нитей для СИБ, примерно в полтора раза ниже, чем цена мягчителя-2 (осушенного) по коду 30343.

ЗАО «КШФ «Передовая текстильщица» и ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика» являются предприятиями текстильной промышленности, осуществляют выпуск промышленных тканей, в том числе тканей специального назначения, используемых для изготовления СИБ.

ОАО «НИИ стали» и ЗАО «НПП «КлАСС» осуществляют выпуск СИБ для государственных нужд. В конце 2012 года ОАО «НИИ стали» по результатам проведенного Федеральным агентством по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) закрытого аукциона заключило государственный контракт от 28.12.2012 № 8-3-21/503/3А (далее – Государственный контракт) на поставку в 2013 году бронежилетов 6Б23-1 для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России). ЗАО «НПП «КлАСС» привлечено в качестве соисполнителя по указанному государственному контракту.

В виду существующих особенностей выполнения государственного оборонного заказа продукция всех поименованных предприятий кооперации не может быть заменена на аналогичную (взаимозаменяемую) других производителей с учетом соблюдения сроков, отведенных для исполнения Государственного контракта. Следовательно, возможность производства и стоимость СИБ напрямую зависит от выпуска и стоимости тканей специального назначения (ЗАО «КШФ «Передовая текстильщица» и ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика»), арамидных нитей (ОАО «Каменскволокно»), а также мягчителя-2 (ОАО «Химпром»).

Таким образом, все обозначенные предприятия составляют единую взаимосвязанную между собой производственную кооперационную цепочку по выполнению государственного контракта на поставку СИБ для нужд Минобороны России.

В процессе выполнения Государственного контракта на поставку СИБ возникли трудности с обеспечением сырьем и материалами, необходимыми для его выполнения, в том числе в части согласования цены и осуществления закупки арамидных нитей, производимых ОАО «Каменскволокно».

Принимая во внимание полученную информацию ФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки хозяйственной деятельности ОАО «Каменскволокно» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства (приказ ФАС России от 17.04.2013 № 269/13). В состав членов инспекции по проведению данной проверки были включены представители Рособоронзаказа.

 

II. Обстоятельства выявленные инспекцией ФАС России в процессе

проведения внеплановой проверки ОАО «Каменскволокно».

 

ОАО «Камеснксволокно», помимо арамидных нитей и жгутов специального назначения, осуществляет выпуск товаров народного потребления (ТНП), в том числе продукцию из полипропилена, в частности шпагаты (нити) полипропиленовые линейной плотности от 500 до 5000 текс для разных сфер применения, нити ковровые BCF PP, BCF PP Heat-Set, BCF PP Frieze, ленту полипропиленовую, товары народного потребления из пластмасс, мешки полипропиленовые, ткани полипропиленовые мешочные и ламинированные, материалы нетканые волокнистые (мембранные), полумаски фильтрующие, плёнку полиэтиленовую.

Таким образом, предприятие осуществляет выпуск, как продукции специального назначения, так и товаров народного потребления (ТНП).

Производственный комплекс ОАО «Каменскволокно» разделен на две площадки: площадка ПСВ (производство синтетических волокон), на которой осуществляется производство ТНП, и площадка ПВВ (производство вискозного волокна), специализирующаяся на выпуске арамидных нитей и жгутов.

На ОАО «Каменскволокно» аккредитовано военное представительство Минобороны России № 5361, силами которого осуществляется контроль качества арамидных нитей и жгутов, поставляемых для нужд военно-космической отрасли. Вместе с тем инспекцией установлено, что за проверяемый период 2009-2013 гг. указанное военное представительство Минобороны России не участвовало в согласовании основных экономических нормативов предприятия и стоимости выпускаемой продукции специального назначения.

Согласно утверждаемых на ОАО «Каменскволокно» плановых расчетов товарной продукции, себестоимости и прибыли отмечается низкий уровень запланированной рентабельности и даже убыток применительно к ТНП, при этом отмечается стабильно высокий уровень рентабельности (до 50% и выше), закладываемый в план продаж арамидных нитей и жгутов специального назначения.

 

III. ОАО «Каменскволокно» занимает доминирующее положение

на рынке арамидных нитей, используемых при производстве изделий специального назначения по государственному оборонному заказу.

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе) головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу; исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель) это лицо, заключившее с головным исполнителем, исполнителем контракт.

Таким образом, ОАО «Каменскволокно» является исполнителем по государственному оборонному заказу в части осуществления поставок арамидных нитей и жгутов специального назначения для целей производства СИБ, а также для нужд предприятий военно-космической отрасли.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьей 14 доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, при условии что такой хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

ФАС России установлено, что при изготовлении бронежилета 6Б23-1 в соответствии с техническими условиями КЛЖТ.305218.009ТУ, должна использоваться ткань техническая специального назначения арт.86-144-ОЗВО ТУ 8378-017-00321069-2005 или ткань техническая специального назначения арт.86-294-05 ТУ8378-038-00321069-2005, а также ткань техническая арт.84127 ТУ 8378-020-00320992-2004. Производителями данных технических тканей являются ЗАО «КШФ «Передовая текстильщица» и ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика».

В соответствии с требованиями технических условий на ткань техническую: арт.86-144-ОЗВО ТУ 8378-017-00321069-2005; арт.86-294-05 ТУ 8378-038-00321069-2005; арт.84127 ТУ 8378-020-00320992-2004 изготовление данных тканей должно вестись из нити арамидной «Руслан» ТУ 2272-036- 51605609-2010 производства ОАО «Каменскволокно», а именно Руслан 29,4 текс и Руслан 58,8 текс.

Кроме того, в соответствии с ГОСТ РВ 2.902-2005 ЕСКД. «Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации» изготовление серийных изделий вооружения и военной техники (далее - В и ВТ), стоящих на вооружении (снабжении) у заказчика, должно вестись в строгом соответствии с рабочей конструкторской документацией серийного производства (далее – РКД), утвержденной заказчиком и контролироваться в полном объеме представителем заказчика.

Порядок внесения изменений в действующую РКД, в том числе в части осуществления замены используемого сырья и материалов при производстве В и ВТ, регламентирован ГОСТ РВ 2.902-2005. В случае если такие изменения могут затрагивать тактико-технические данные изделия В и ВТ, принятого заказчиком или влекут за собой изменение условий его эксплуатации и ремонта, то требуется проведение испытаний доработанной продукции в порядке, предусмотренном ГОСТ РВ 15.307-2002 «Система разработки и постановки продукции на производство».

Проведение данных процедур требует значительных финансовых и трудовых ресурсов, является длительным процессом и при этом существует вероятность получения отрицательного результата по итогам проведенных испытаний доработанной продукции.

Таким образом, в рамках сроков исполнения ОАО «НИИ cтали» Государственного контракта внесение соответствующих изменений в РКД на бронежилет 6Б23-1 в части полной замены используемого при его производстве сырья и материалов, ограничено.

В рамках рассмотрения настоящего дела ФАС России также был проведен опрос основных потребителей арамидных нитей и жгутов, поставляемых ОАО «Каменскволокно». В частности были опрошены ОАО "Авангард" (215500, Смоленская обл, г. Сафоново, ул. Октябрьская, д. 78), ОАО "ЦНИИСМ" (141371, Московская обл., г. Хотьково, ул. Заводская), ООО "Гидрант"(428022, г. Чебоксары, проезд машиностроителей, д. 1, корпус 1), ЗАО "Элиот" (194044, г. Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д. 12), ОАО "Ивановская Текстильно-Галантерейная Фабрика"(153011, Иваново, ул. Суздальская, д. 8 "А"), ООО "Стропотекс" (105118, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 6), ОАО "ПНИТИ" (614600, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 41), ФГУП ФЦДТ "СОЮЗ" (140090, Московская обл, г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, д. 42), ООО "Арамид" (347801, Ростовская обл, г. Каменск-Шахтинский, ул. Заводская, д. 68 А), ООО "Криминалистическая техника" (Московская обл, г. Подольский, п. Ерино, ул. Высокая, д. 5), ЗАО "Большие и локальные информационные комплексы и системы " (101000, Московская обл, г. Москва, Б.Златоустинский пер., д. 8/7), ОАО "Казанское опытное конструкторское бюро "Союз" (420036, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1), ОАО "Солнечногорский механический завод" (141500, Московская обл, г. Солнечногорск, ул. Набережная, д. 2), ОАО "Лента" (428008, Чувашская Республика, г. Чебоксары ул. Калинина, д. 68), ООО "СпецАэротекс" (141600, Московская обл, г. Клин, Ленинградское ш. 88 км, строение 63, офис 219), ОАО «НПО Стеклопластик», (141551, Московская обл, Солнечногорский р-он, п. Андреевка, стр. 3-А), ФГУП "Комбинат" Электрохимприбор" (624200, Свердловская обл, Лесной, пер. Коммунисический, д. 6а), ОАО "КМЗ" (601909, Владимирская обл, г. Ковров, ул. Социалистическая, д. 26), ООО "Алками Текнолоджи СиАйЭС" (124489, Московская обл, г. Зеленоград, кор. 618, кв. 38).

Проведенный ФАС России анализ представленных потребителями арамидных нитей и жгутов ответов указывает на невозможность замены последними закупаемых на ОАО «Каменскволокно» арамидных нитей и жгутов специального назначения в виду ряда объективных причин, основной из которых является отсутствие аналогов (заменителей) и необходимость внесения изменений в РКД на конечное изделие с проведением соответствующих НИОКР и необходимого объема испытаний.

В этой связи и на основании пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе» ОАО «Каменскволокно» признается занимающим доминирующее положение на рынке арамидных нитей и жгутов специального назначения в Российской Федерации, применяемых при производстве продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, как сырье, использование которого предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе путем установления монопольно высокой цены товара.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

При этом сопоставимый товарный рынок по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, ФАС России не выявлен. В рассматриваемом случае для целей установления обоснованности цены применению подлежит «затратный метод».

В соответствии с выводами, изложенными во второй и третьей частях настоящего решения в действиях ОАО «Каменскволокно» ФАС России выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением на рынке арамидных нитей и жгутов путем установления и поддержания монопольно высокой цены на товар (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

 

IV. Анализ ценовой политики ОАО «Каменскволокно» на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

 

    • Политика ценообразования

На ОАО «Каменскволокно» утвержден регламент расчета цен на выпускаемую продукцию, а также положение о ценовой политике. Кроме того, на предприятии действует ценовой комитет, в полномочия которого входят вопросы рассмотрения и утверждения цен выпускаемой продукции. Согласно положению о ценовой политике продукция предприятия разделена по типам стратегии продаж: стратегия лидерства продукта; стратегия рыночных цен и стратегия снижения затрат.

В целях упорядочения процесса ценообразования и в соответствии с применяемыми типами маркетинговых стратегий на ОАО «Каменскволокно» выделяют три товарные группы:

Первая группа – продукция, обращающаяся на неразвитых товарных рынках с низким уровнем конкуренции, в том числе монопольная продукция. К такой продукции отнесены все арамидные нити и жгуты специального назначения, выпускаемые ОАО «Каменскволокно», в том числе используемые для производства СИБ, а также в атомной и военно-космической промышленности. К данной группе товаров применяется агрессивная политика ценообразования, предусматривающая высокий уровень рентабельности. Продажа такой продукции с нулевой или отрицательной рентабельностью не допускается.

Вторая группа – продукция, обращающаяся на умеренно конкурентных рынках. К такой продукции относится прочая гражданская продукция, выпускаемая предприятием, в том числе арамидные и синтетические нити и волокна, используемые для целей производства гражданской продукции. Применительно к данной группе продукции применяется менее жесткий порядок установления цен. Предусматривается, что устанавливаемая цена на такую продукцию должна обеспечивать умеренный уровень рентабельности. Продажа такой продукции в убыток не допускается.

Третья группа – продукция, обращающаяся на высококонкурентных рынках. К такой продукции преимущественно относятся товары народного потребления (ТНП), выпускаемые предприятием. Применительно к данной группе продукции предусматривается лояльный метод установления цен, допускается продажа продукции из этой группы с низким уровнем рентабельности и даже в убыток.

Представленные ОАО «Каменскволокно» расчетно-калькуляционные материалы по ценам на выпускаемую продукцию сформированы в соответствии с политикой ценообразования, принятой на предприятии. Так, согласно ежемесячно утверждаемых на ОАО «Каменскволокно» плановых расчетов товарной продукции, себестоимости и прибыли отмечается низкий уровень рентабельности и даже убыток применительно к ТНП, при этом отмечается стабильно высокий уровень рентабельности (до 50% и выше), закладываемый в план продаж арамидных нитей и жгутов специального назначения.

Таблица 1. Обобщенные сведения, представленные ОАО «Каменскволокно» по уровню рентабельности основной номенклатуры выпускаемых арамидных нитей и жгутов.

код

наименование

Уровень рентабельности, %

2010

2011

2012

2013

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

СИБ

 

12301, 12310, 12343, 12171

Нить Руслан 29,4 текс марка А (по 1,5 кг)

-

31,07

-

22,64

-

-4,14

1,2

8,07

12305, 12176

Нить Руслан 29,4 текс марка Б (по 3 кг)

9,1

19,09

4,2

16,60

5,0

10,0

-

13,96

13200, 13201

Нить Руслан 58,8 текс

6,6

-1,37

-

22,54

 

7,84

-

14,43

13213, 13201

Нить Руслан 58,8 текс (по 3 кг)

-

8,24

1,7

17,68

2,7

-0,95

12,94

16,43

Атомная промышленность

 

10014, 10010

Нить Руслан-ВМ 58,8 текс

12,8

24,83

13,0

27,71

16,1

29,34

15,8

34,17

10032, 10030

Нить Руслан(Армос)-ВМ 58,8 текс м/в

12,8

28,69

13,0

29,95

16,1

30,04

15,8

32,28

10118, 15620

Жгут Руслан-СВМ-29,4х30-880

-

109,44

-

130,82

-

119,02

-

126,11

Военно-космическая отрасль

 

10111, 10109

Жгут Руслан-ВМ-600-НК

-

-

-

29,81

15,1

 

25,6

43,12

10115, 10117

Жгут Руслан-ВМ-600-II-К

-

-

-

-

-

58,98, 36,22

21,3

56,64

10104

Жгут Армос -58,8(300)х10-600-Б-К

14,7

32,22

26,5

24,85

-

47,56

-

-

10109

Жгут Армос -58,8(300)х10-600-А-К

-

13,90

-

18,13

-

36,55

-

-

15450, 15452

Жгут СВМ -58,8(300)х17-1000 марка3

-

74,92

-

71,30
73,56

-

45,89

-

39,89

Прочие

 

15399, 15400

Нить СВМ 58,8 текс

-

51,26

-

76,91

-

57,91

-

94,28

15432

Нить СВМ-Н 58,8 текс

-

-

-

72,85

 

-

-

-

15208, 15209

Нить Руслан-СВМ-Н 14,3 текс

-

-

-

61,42

 

7,83

-

22,92

13011, 13013

Нить Руслан 58,8 текс т/о, марка А

-

-

-

14,60

-

-

-

48,13

Экспорт

 

10544, 10554

Нить АРТЕК 31 текс

8,2

-

4,2

8,36

-

-41,26

-29,8

-23,41

10557

Нить АРТЕК 58,8 текс

-8,9

-

-19,1

-5,50

-24,1

-34,96

-

-33,07

10558

Нить АРТЕК 58,8 текс (по 5 кг)

-

-

-

-

-

-

-

-68,19

16203

Нить AuTx® 29,4 текс

-

-

-

-

-

-37,12

-

-

16205

Нить AuTx® 29,4 (300) текс

-

-

-

-

-

-33,19

-

-

 

Арамидные жгуты и нити специального назначения, согласно принятой на предприятии политике ценообразования, относятся к продукции обращающейся на рынках с неразвитой конкурентной средой, в отношении которой применяется стратегия «лидерства», предусматривающая высокую рентабельность продаж. В отдельных случаях, при поставке арамидных нитей и жгутов специального назначения для нужд военно-космической и атомной отрасли фактический уровень рентабельности ОАО «Каменскволокно» составляет свыше 70%, а при поставках жгута Руслан-СВМ-29,4х30-880, нарабатываемого небольшими опытными партиями, в отдельные периоды достигает 130%.

В тоже время, согласно официальным данным государственной статистики (письмо Федеральной службы государственной статистики от 22.11.2013 № КЛ-13-2/3954-др) среднеотраслевой уровень рентабельности проданных товаров продукции (работ, услуг) организаций (без субъектов малого предпринимательства), осуществляющих деятельность в химическом производстве по Российской Федерации с 2009 по 9 месяцев 2013 года составил:

Таблица 2. Среднеотраслевой уровень рентабельности в химическом производстве.

год

2009

2010

2011

2012

9 мес. 2013

Уровень рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг (процент) (Подраздел DG – Химическое производство)

10,1%

19,2%

24,1%

21,2%

18,3%

 

При этом Комиссией установлено, что в отношении экспортных поставок определенной номенклатуры арамидных нитей и жгутов на внешние рынки, где соответствующий товар обращается в условиях конкуренции с другими мировыми производителями, ОАО «Каменскволокно» несколько лет подряд при установлении цены на такую продукцию применяет существенно более низкий уровень рентабельности, а в ряде случаев осуществляются поставки с запланированными убытками в среднем от 23% до 68% себестоимости.

 

4.2. Планирование цены, формирование и распределение накладных расходов

В соответствии с порядком, принятым на ОАО «Каменскволокно» цены на поставляемую продукцию на очередной год, формируются в конце текущего года, исходя из прогнозных показателей прямых и косвенных затрат на планируемый год и их фактического уровня, достигнутого в предыдущие периоды, относимых на себестоимость продукции. С учетом формируемого плана производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) составляются сметы накладных расходов, рассчитывается фонд оплаты труда, а также иные затраты, в том числе на закупку сырья, материалов, комплектующих изделий, необходимых для производства продукции и выполнения плана ПХД на соответствующий период. На основании этих данных калькулируются плановые показатели по себестоимости производства каждого вида продукции, рассчитывается цена с учетом применяемой величины прибыли или убытка (рентабельности) к такому виду продукции.

Основные данные по планам ПХД, сметам накладных расходов и результатам их фактического выполнения приведены в следующей таблице.

Таблица 3. Анализ затрат ОАО «Каменскволокно», в тыс. руб.

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

Производство ПВВ, тн

353,33

364,56

404,64

437,33

438,45

305,52

442,31

365,73

327,06

Объем ТП (общий)

2 738 027

2 505 738

3 267 550

3 275 048

3 627 254

3 004 836

4 043 433

3 514 546

3 759 051

Объем ТП (ПВВ)

1 929 831

1 997 191

2 383 897

2 570 347

2 788 396

2 233 214

3 065 810

2 651 340

2 661 575

Доля ТП ПВВ в общем объеме

70%

80%

73%

78%

77%

74%

76%

75%

71%

ЗП осн.раб

79 352

 

101 378

90 922

112 040

99 906

124 417

104 689

118 230

ЗП осн.раб ПВВ

52 880

 

68 150

65 728

79 250

71 065

86 700

73 045

71 580

Доля ЗП осн. раб. ПВВ в общем фонде ЗП осн.раб.

67%

 

67%

72%

71%

71%

70%

70%

61%

Численность осн.раб (общая)

541

591

540

550

531

542

542

540

570

Смета ОПР общая (заявленная)

479 911

422 609

560 640

554 175

640 299

596 673

 

 

 

Смета ОПР на ПВВ (заявленная)

390 632

343 617

454 619

426 124

506 800

482 394

548 578

508 455

543 458

Смета ОХР общая (заявленная)

294 860

266 641

417 355

395 485

509 066

468 639

550 617

511 091

617 861

Проценты по кредитам (заявлено)

29 860

21 828

42 086

20 808

25 735

13 980

55 430

31 934

35 686

Проценты по кредитам на ПВВ (заявлено)

21 132

 

30 907

 

19 648

 

41 814

 

25 674

Комм.расходы всего (заявлено)

27 611

 

33 443

 

62 107

 

68 422

 

75 272

Комм.расходы на ПВВ (заявлено)

19 039

 

24 238

 

46 682

 

50 794

 

51 812

Как видно из представленной таблицы ежегодно на ОАО «Каменскволокно» необоснованно повышается размер плановых затрат по сметам накладных расходов без учета ранее достигнутого уровня затрат по статьям сметы, а также без корректировки с учетом изменений годовой производственной программы (изменение трудоемкости программы выпуска). В частности существенное увеличение затрат наблюдается по общехозяйственным расходам (ОХР), общепроизводственным расходам (ОПР), коммерческим расходам (КР), повышение значений которых приводит к значительному росту стоимости выпускаемой продукции.

Согласно представленным расчетно-калькуляционным материалам по цене выпускаемых арамидных нитей, доля накладных затрат в себестоимости выпускаемых арамидных нитей и жгутов специального назначения достигает более 50%. В 2011 году увеличение затрат по плановой смете ОХР составило более 156% от фактического уровня, достигнутого в 2010 году. Каких-либо расчетов, обоснований и письменных подтверждений экономической целесообразности такого увеличения планируемых затрат ОАО «Каменскволокно» не представлено.

Анализ плановых накладных расходов ОАО «Каменскволокно» на 2014 год показывает существенное увеличение уровня затрат по всем статьям. В частности, несмотря на то, что в представленных материалах отмечается отсутствие планов по повышению заработной платы работников в 2014 году, в отдельных подразделениях запланировано увеличение расходов по соответствующей статье затрат до 20% и выше от сложившегося уровня в прошлом году. Произошедшее повышение зарплаты на ОАО «Каменскволокно» с 01.10.2013 года на 10% не может свидетельствовать об обоснованности запланированных затрат по оплате труда на 2014 год. При этом Комиссия отмечает, что согласно представленным ОАО «Каменскволокно» сведениям, начиная с 2011 года среднемесячная заработная плата одного работника предприятия превышает среднемесячную заработную плату по региону и при этом продолжает повышаться.

Также обращает на себя внимание тот факт, что в составе ОХР затраты на заработную плату персонала за период с 2009 по 2012 год выросли более чем в 2 раза, в то время как заработная плата работников, учитываемая в составе ОПР за тот же период увеличилась всего на 67%, а размер фактических затрат на выплату заработной платы основным производственным рабочим за период с 2011-2013 гг. увеличился только на 15,6%, что приводит к отнесению большего размера накладных на себестоимость продукции.

Проанализировав сметы накладных расходов и отчеты по их выполнению, Комиссия пришла к выводу о том, что плановые показатели затрат ОАО «Каменскволокно» ежегодно необоснованно завышаются, что приводит к увеличению планируемой себестоимости и необоснованному повышению цен на выпускаемую продукцию. Так, например, ежегодно в сметы накладных расходов включаются затраты на текущие и капитальные ремонты, которые по факту выполняются в среднем не более чем на 30%.

Включение ОАО «Каменскволокно» в цену продукции необоснованно завышенного объема таких затрат приводит к дополнительным издержкам покупателей и необоснованному увеличению фактического уровня рентабельности ОАО «Каменскволокно» по данной продукции. Не выполненные объемы работ переносятся в смету расходов на следующий год, что носит системный характер и приводит к необоснованному завышению накладных расходов, включаемых в себестоимость выпускаемой продукции. Так, например, ремонт одних и тех же зданий и помещений учитывается в цене выпускаемой продукции несколько лет подряд, однако соответствующие работы так и не выполнены.

Отдельно обращает на себя внимание тот факт, что ремонтные сметы ОАО «Каменскволокно», в том числе могут включать в себя капитальные затраты, учет которых в составе накладных расходов с последующим отнесением на себестоимость производимой продукции не допускается в соответствии с требованиями приказа Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» (далее - приказ Минпромэнерго № 200).

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что при расчете себестоимости и рентабельности выпускаемой продукции ОАО «Каменскволокно» также применяется завышенный уровень планируемых затрат по уплате процентов на привлекаемые обществом кредиты. Так, например, на 2011 год соответствующие затраты ОАО «Каменскволокно» были спланированы в размере 42 086 тыс. рублей, в то время как по факту их величина составила всего 20 808 тыс. рублей. При этом, несмотря на фактический уровень достигнутых затрат в 2012 году в размере 13 980 тысяч рублей, в цене продукции на 2013 год учтен планируемый уровень затрат этого периода в размере 55 430 тысяч рублей. По итогам 2013 года данная смета также не была освоена в полном объеме, а фактический уровень затрат составил 31 934 тыс. рублей.

В соответствии с учетной политикой ОАО «Каменскволокно» 2009-2013 гг. общепроизводственные расходы (ОПР) списываются в состав затрат по видам продукции пропорционально затратам на оплату труда основного производственного персонала, включая премии, что представляется соответствующим действующему законодательству.

В тоже время учетной политикой ОАО «Каменскволокно» определено, что общехозяйственные расходы (ОХР), в целях управления себестоимостью продукции, коммерческие расходы, а также начисляемые суммы процентов по привлекаемым кредитам, ежемесячно распределяются по видам деятельности, а по основному виду деятельности - между производствами (ПВВ и ПСВ) пропорционально объемам товарного выпуска, а в составе затрат по видам продукции - пропорционально затратам на оплату труда основного производственного персонала, включая премии.

Данный порядок нарушает требования пропорционального отнесения затрат на продукцию, поставляемую для целей выполнения государственного оборонного заказа, утвержденный приказом Минпромэнерго России № 200, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово - хозяйственной деятельности», согласно которого распределение накладных расходов должно осуществляться пропорционально прямым затратам, например, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.

Применение ОАО «Каменскволокно» такого способа распределения указанных видов расходов в условиях низкорентабельного производства ТНП и относительно высокорентабельного производства ПВВ, приводит к искусственному перераспределению большей части таких расходов на площадку ПВВ, а, следовательно, на себестоимость арамидных нитей и жгутов специального назначения. Анализ применяемого на ОАО «Каменскволокно» порядка распределения затрат при планировании в целях формирования себестоимости и цены выпускаемой продукции, а также суммы завышения соответствующих затрат, относимых на ПВВ, приведены в таблице 4.

Вместе с тем, представленные ОАО «Каменскволокно» сведения и подтверждающие документы не свидетельствуют о таком фактическом соотношении затрат. Так, например доля товарного выпуска ПВВ по отношению к ПСВ в рассматриваемый период времени 2010-2014 гг. составляет 70%-80% от общего объема товарного выпуска, в то время как доля заработной платы основных производственных рабочих, занятых в производстве ПВВ, составляет 67-71% от общего размера фонда оплаты труда основных рабочих по предприятию.

Таблица 4. Анализ применяемого на ОАО «Каменскволокно» порядка распределения планируемых затрат в целях формирования себестоимости и цены выпускаемой продукции, в тыс. руб.

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

план

план

план

план

план

Производство ПВВ, тн

353,33

404,64

438,45

442,31

327,06

Объем ТП (общий)

2 738 027

3 267 550

3 627 254

4 043 433

3 759 051

Объем ТП (ПВВ)

1 929 831

2 383 897

2 788 396

3 065 810

2 661 575

Доля ТП ПВВ в общем объеме

70%

73%

77%

76%

71%

ЗП осн.раб

79 352

101 378

112 040

124 417

118 230

ЗП осн.раб (ПВВ)

52 880

68 150

79 250

86 700

71 580

Доля ЗП осн. раб. ПВВ в общем фонде ЗП осн.раб.

67%

67%

71%

70%

61%

Ст-ть н/ч осн.раб, руб.

95,25

120,25

131,24

133,48

156,46

Численность осн.раб (общая)

541

540

531

542

570

Численность осн.раб (ПВВ)

364

372

372

372

371

Смета ОХР общая (заявленная)

294 860

417 355

509 066

550 617

617 861

Смета ОХР относимая (заявленная)

291 139

414 332

505 591

546 845

613 662

Смета ОХР ПВВ (заявленная)

206 119

303 640

386 965

412 137

448 922

Доля ОХР на ПВВ в заявленной смете ОХР

70%

73%

76%

75%

73%

ОХР на ПВВ (по ФОТу)

194 014

278 529

357 623

381 069

371 529

Завышение ОХР на ПВВ, т.руб

12 105

25 111

29 342

31 068

77 393

Проценты по кредитам (заявлено)

29 860

42 086

25 735

55 430

35 686

Проценты по кредитам на, отнесенные на ПВВ (заявлено)

21 132

30 907

19 648

41 814

25 674

Проценты по кредитам, отнесенные на ПВВ (расчет по ФОТу)

19 898,64

28 291,75

18 203,31

38 626,40

21 605,38

Сумма завышения затрат по оплате процентов по кредитам, отнесенная на ПВВ

1 233,36

2 615,25

1 444,69

3 187,60

4 068,62

Комм.расходы всего (заявлено)

27 611

33 443

62 107

68 422

75 272

Комм.расходы на ПВВ (заявлено)

19 039

24 238

46 682

50 794

51 812

Комм.расходы на ПВВ (расчет по ФОТу)

18 399,91

22 481,61

43 930,56

47 679,88

45 571,93

Сумма завышения комм.расходов, отнесенных на ПВВ

639,09

1 756,39

2 751,44

3 114,12

6 240,07

Сумма завышения затрат, отнесенных на ПВВ

13 977,06

29 482,52

33 538,08

37 369,72

87 701,25

процент отнесения (ОХР + кредит) (заявленный)

429,70%

490,90%

513,10%

523,60%

663,00%

процент отнесения (ОХР + кредит) (расчетный)

404,53%

450,21%

474,23%

484,08%

549,22%

Таким образом, в результате нарушения установленных требований ОАО «Каменскволокно» не обеспечено равнопропорциональное отнесение накладных расходов относительно прямых затрат по видам выпускаемой продукции.

Доводы ОАО «Каменскволокно» о том, что большая доля относимых затрат по кредитам на площадку ПВВ связана с неплатежеспособностью потребителей арамидных нитей и жгутов специального назначения, а также в связи с предоставлением им за счет кредитных ресурсов отсрочек платежей, не находят своего отражения в представленных материалах дела. Согласно условиям типовых договоров, заключаемых с потребителями, отгрузка продукции осуществляется только после осуществления предоплаты за нее. Представленные ОАО «Каменскволокно» справки по платежной дисциплине подтверждают отсутствие просроченных задолженностей со стороны потребителей в 2013-2014гг. Исключение составляют только взаимоотношения с ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика», осуществлявшего закупку арамидных нитей в рамках исполнения государственных контрактов на поставку СИБ. Максимальная задолженность указанного общества за приобретенную продукцию образовалась в сентябре 2013 года в размере 50 126,4 тыс. рублей, а к январю 2014 года она была частично погашена до величины 39 697 тыс. рублей. При этом необходимо учитывать, что стоимость привлекаемых ОАО «Каменскволокно» кредитных ресурсов составляет от 7,5% до 24% годовых от суммы заемных средств в зависимости от условий кредитных договоров. Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что в период с февраля по апрель 2013 года ЗАО «Щелковская шелкоткацкая фабрика» оплачивало продукцию опережающими темпами, размер переплаты составлял от 21 525,8 до 80 643,8 тыс. рублей.

Согласно расчетно-калькуляционным материалам и письменным пояснениям ОАО «Каменскволокно» по ценам продукции на 2014 год, установлено, что рост стоимости арамидных нитей и жгутов специального назначения также связан с исключением возвратных отходов и увеличением расходных норм использования сырья при их производстве. При этом Комиссией отмечено, что в 2013 году расход сырья не превышал установленные на тот момент нормы расхода.

Помимо этого, рост стоимости продукции ОАО «Каменскволокно» также поясняет увеличением норматива транспортно-заготовительных расходов по предприятию с 4,5% в 2010 году до 7,5% в плане на 2014 год к стоимости планируемых к закупке сырья и материалов. Однако, каких-либо обоснований и подтверждающих документов объективности и обоснованности столь существенного роста данного вида затрат в себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Каменскволокно» не представило.

В нарушение требований приказа Минпромэнерго России № 200, ОАО «Каменскволокно», являющееся исполнителем государственного оборонного заказа в силу положений Закона о государственном оборонном заказе, в составе коммерческих расходов, учитываемых в том числе в себестоимости арамидных нитей и жгутов специального назначения, поставляемых в рамках исполнения государственных оборонных контрактов предприятиям кооперации, включило расходы на рекламу.

ОАО «Каменскволокно» не выполняются требования постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», а именно отсутствует раздельный (позаказный) учет по заключенным договорам, выполняемым в рамках заданий ГОЗ.

В нарушение статьи 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ осуществляется не сбор и учет, а перераспределение затрат по видам выпускаемой продукции, т.е. формирование и списание затрат по заказам и видам выпускаемой продукции, осуществляется «общекотловым» методом учета затрат.

 

4.3. Закупка и учет мягчителя-2 в составе себестоимости арамидных нитей и жгутов.

ОАО «Каменскволокно» в 2008-2013 годах осуществляло закупку как мягчителя-2 по коду 500, так и значительно более дорогого мягчителя-2 (осушенного) по коду 30343. Кроме того, инспекцией установлено, при производстве отдельной номенклатуры арамидных нитей и жгутов, преимущественно поставляемых на экспорт, ОАО «Каменскволокно» применяет вместо мягчителя-2 более дешевый импортный мономер-аналог TNWS. Использование импортного мономера при производстве арамидных нитей и жгутов специального назначения для нужд российских заказчиков, ограничено законодательно, в том числе действующими техническими требованиями к конечной продукции специального назначения.

Объемы закупки мономеров приведены в следующей таблице.

Таблица 5. Объемы закупки мономеров.

Наименование сырья

Закуплено, тн.

Цена без НДС, тыс.руб.

Сумма без НДС, тыс.руб.

2010г.

Мягчитель-2 (код 500)

137,6

2075,8

285630,08

Мягчитель-2 (код 30343)

49,9

3820

190618

Мономер TNWS

24

2083,92

50014,08

2011г.

Мягчитель-2 (код 500)

140,91

2221,11

312976,61

Мягчитель-2 (код 30343)

47,19

4213,46

198833,18

Мономер TNWS

15,5

2060,52

31938,06

2012г.

Мягчитель-2 (код 500)

82,49

2412,121

198975,86

Мягчитель-2 (код 30343)

22,6

4575,818

103413,49

Мономер TNWS

48

2137,67

102608,16

2013г.

Мягчитель-2 (код 500)

109,96

2605,09

284632,13

Мягчитель-2 (код 30343)

18,03

4941,9

89102,15

Мономер TNWS

40

2222,96

88918,4

Согласно письменным пояснениям ОАО «Каменскволокно» результаты проводимого предприятием входного контроля свидетельствуют о достаточно высоком качестве поставляемого ОАО «Химпром» мягчителя-2 по обоим кодам, которые могут наравне использоваться как при производстве СИБ, так и для нужд атомной и космической отраслей.

Кроме того, ознакомившись с технологическим процессом производства арамидных нитей на ОАО «Каменскволокно» инспекцией ФАС России отмечено, что данный процесс является непрерывным и не предусматривающим возможности какого-либо разделения применяемого сырья по видам выпускаемой продукции. Так, установленная норма периодической загрузки мягчителя-2 в единственную имеющуюся на предприятии промышленную установку приготовления вязального раствора, необходимого для вытягивания нитей составляет 340 килограмм, в то время как во всей установке постоянно находится до 17 тонн вещества.

Таким образом, для разделения сырья по видам продукции необходимо полностью остановить технологический процесс, промыть все реакторное оборудование и трубопроводы, после чего снова запустить установку с другим сырьем для производства другого вида продукции. Данные операции являются экономически затратными и проводятся только при осуществлении ежегодного планового ремонта.

Следовательно, разделение мягчителя-2 по обоим кодам как сырья для производства арамидных нитей и жгутов специального назначения, осуществляется только при расчете себестоимости соответствующей продукции и установления на нее отпускных цен. Соответственно затраты на мягчитель-2 по коду 30343 учитываются в себестоимости арамидных нитей, выпускаемых для нужд атомной и военно-космической отрасли, а затраты на мягчитель-2 по коду 500, учитываются в себестоимости арамидных нитей для СИБ. Фактического разделения данной продукции в технологическом процессе производства арамидных нитей и жгутов не происходит.

Факты закупки значительно более дорогого мягчителя-2 по коду 30343 ОАО «Каменскволокно» объясняет договоренностями заказчиков (предприятий атомной и космической промышленности) с поставщиком - ОАО «Химпром», однако документальных подтверждений на этот счет на предприятии не имеется.

Согласно полученным пояснениями от представителей ОАО «Камеснкволокно» использование импортного мономера TNWS осуществляется после наработки всей годовой программы производства арамидных нитей и жгутов специального назначения, предназначенных для нужд российских заказчиков.

Из материалов дела следует, что в 2013 году ОАО «Каменскволокно» отказалось от закупки более дорогого мягчителя-2 по коду 30343, в пользу закупки более дешевого по коду 500, для целей его использования в том числе при производстве арамидных нитей и жгутов специального назначения для нужд атомной и военно-космической отрасли. При этом изначально себестоимость и цена такой продукции планировалась с учетом закупки мягчителя-2 по коду 30343, стоимость которого примерно в полтора раза превышает стоимость мягчителя-2 по коду 500. Таким образом, ОАО «Каменскволокно» было достигнуто существенное снижение фактических прямых затрат от запланированных в себестоимости и, как следствие, пропорциональное увеличение рентабельности по такой продукции. Вместе с тем ОАО «Каменскволокно» не произвело перерасчет и изменение цен на данную продукцию в сторону уменьшения для своих потребителей.

 

4.4. Динамика изменения цен на выпускаемую продукцию

В таблице 5 сведены данные по нормативным ценам ОАО «Каменскволокно», действовавшим на предприятии в период с 2009-2014 гг. на основные виды и наименования выпускаемой продукции.

Таблица 5. Динамика изменения цен на основную номенклатуру продукции, выпускаемую ОАО «Каменскволокно», в руб. без НДС

код

Наименование

2009 год

2010 год

Темп роста 2010/ 2009,%

2011 год

Темп роста 2011/ 2010,%

2012 год

Темп роста 2012/ 2011,%

2013 год

Темп роста 2013/ 2012,%

2014 год

Темп роста 2014/ 2013,%

ПВВ - СИБ

12310 и др.

Нить Руслан 29,4 текс

4900

5050

103,06%

5325

105,45%

5750

107,98%

6200

107,83%

7264

117,16%

13213 и др.

Нить Руслан 58,8 текс

4325

4460

103,12%

4700

105,38%

5075

107,98%

5500

108,37%

6500

118,18%

ПВВ - Атомная промышленность

10014, 10032,

Нить Руслан-ВМ 58,8 текс

5770

6350

110,05%

6950

109,45%

7645

110,00%

8400

109,88%

8400

100,00%

10118, 15620

Жгут Руслан-СВМ-29,4х30-880

н/д

13400

 

15400

114,93%

17250

112,01%

18552

107,55%

19000

102,41%

ПВВ - Военно-космическая отрасль

10111, 10107

Жгут Руслан-ВМ-600-НК

н/д

8100

 

9950

122,84%

10950

110,05%

11850

108,22%

11850

100,00%

10115, 10117

Жгут Руслан-ВМ-600-II-К

н/д

н/д

 

н/д

 

9400

 

10150

107,98%

10350

101,97%

10104

Жгут Армос -58,8(300)х10-600-Б-К

6200

6850

110,48%

8400

122,63%

8698

103,55%

н/д

 

н/д

 

15450, 15452

Жгут СВМ -58,8(300)х17-1000 марка3

7000

7850

112,14%

9050

115,29%

10150

112,15%

10950

107,88%

10950

100,00%

ПВВ - Прочие

12002, 12000

Нить Руслан (Русар) 29,4 текс марка I

н/д

7150

 

8250

115,38%

9250

112,12%

10000

108,11%

10000

100,00%

15399, 15400

Нить СВМ 58,8 текс

н/д

7800

 

9000

115,38%

10100

112,22%

10767,53

106,61%

10900

101,23%

15432

Нить СВМ-Н 58,8 текс

н/д

7950

 

9150

115,09%

н/д

 

н/д

 

н/д

 

13011, 13013

Нить Руслан 58,8 текс т/о, марка А

н/д

н/д

 

6450

 

н/д

 

7309,63

 

н/д

 

ПВВ - Экспорт

10544, 10554

Нить АРТЕК 31 текс

н/д

140 евро

н/д

170 евро

121,43%

140 евро

82,35%

98 евро

70,00%

н/д

 

н/д

5400

н/д

6810

126,11%

5880

86,34%

3953

67,23%

н/д

 

10557, 10558

Нить АРТЕК 58,8 текс

98 евро

92 евро

93,88%

102 евро

110,87%

96 евро

94,12%

80 евро

83,33%

н/д

 

4557

3608

79,18%

4086

113,24%

4032

98,68%

3360

83,33%

н/д

 

ПСВ - ТНП

21350, 21348

Нити ПП 2200 текс

50,34

68,52

136,11%

72,03

105,12%

70,17

97,42%

72,88

103,86%

67,03

91,97%

21720

Нити ПП 1000 текс

70,34

89,41

127,11%

92

102,90%

93,05

101,14%

90,42

97,17%

83,05

91,85%

25070

Лента ПП 3000 текс

175

217

124,00%

234,66

108,14%

243,22

103,65%

243,22

100,00%

243,22

100,00%

25510

Пленка ПЭН

55,34

83,9

151,61%

86,44

103,03%

89,83

103,92%

74,58

83,02%

74,58

100,00%

27400

полумаски фильтрующие

4,66

4,92

105,58%

5,25

106,71%

5,51

104,95%

5,76

104,54%

5,93

102,95%

28169, 28170

Мешок ПП тканный

н/д

8,22

 

9,24

112,41%

9,24

100,00%

9,24

100,00%

7,2

77,92%

29462, 29516

Нити ковровые BCF2600

н/д

95,04

 

88,81

93,44%

87,2

98,19%

83,9

96,22%

76,27

90,91%

30020

Ведро

42,61

39,15

91,88%

45,25

115,58%

47,54

105,06%

51,27

107,85%

51,27

100,00%

30070

Рукомойник

34,11

36,1

105,83%

38,31

106,12%

42,2

110,15%

43,64

103,41%

43,64

100,00%

30210

Бидон 40 л

311,89

355,93

114,12%

354,24

99,53%

389,83

110,05%

402,54

103,26%

402,54

100,00%

30220

бачок смывной

390

365,89

93,82%

330,51

90,33%

364,41

110,26%

364,41

100,00%

364,41

100,00%

30250

трубы полимерн. Д.25

14

12,03

85,93%

14,58

121,20%

16,1

110,43%

16,53

102,67%

16,53

100,00%

 

Индексы цен и индексы дефляторы

DG+DH Производство химическое, резиновых и пластмассовых изделий

 

38.9+DL+DM Производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств**

113,60%

 

119,20%

 

105,40%

 

101,4% *

 

106,30%

 

109,00%

 

104,90%

 

105,9% *

 

 

* - оценка

 

 

** - прогноз

 

Как следует из приведенной таблицы стоимость арамидных нитей и жгутов специального назначения, выпускаемых ОАО «Каменскволокно» ежегодно претерпевает существенный рост. При этом темпы роста цен на ТНП, выпускаемые площадкой ПСВ, существенно ниже роста стоимости арамидных нитей и жгутов специального назначения, производимых на площадке ПВВ. Кроме того, по отдельным позициям ТНП наблюдается ежегодное снижение цены, как и на арамидные нити, поставляемые на экспорт.

Комиссия отмечает, что ежегодные темпы увеличения ОАО «Каменскволокно» цен на арамидные нити и жгуты специального назначения в ряде случаев превышают индексы цен и индексы-дефляторы, по видам экономической деятельности, доводимые Министерством экономического развития Российской Федерации.

Проанализировав все указанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о систематическом искусственном завышении ОАО «Каменскволокно» формируемых смет расходов на очередные периоды, что приводит к необоснованному росту себестоимости выпускаемой продукции, устанавливаемой на нее цены и соответствующему росту уровня рентабельности. Отмечается необоснованное перераспределение большей части накладных расходов, учитываемых в себестоимости арамидных нитей и жгутов специального назначения.

При этом сведения о размерах плановой и фактической рентабельности, представленные ОАО «Каменскволокно», в том числе отраженные в таблице 1, искусственно занижены.

В соответствии с частью 5 приказа Минпромэнерго № 200 несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

При этом, согласно ряду нормативных правовых актов, действующих в рассматриваемой сфере, прибыль головного исполнителя государственного оборонного заказа в составе цены при поставке продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу не должна превышать 1 процента затрат поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов (в случаях подтвержденного инвестирования на развитие - 25 процентов) остальных (собственных) затрат головного исполнителя на выполнение заключенного государственного контракта по государственному оборонному заказу. К таким актам в частности относятся:

  • постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 656 «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)»;

  • постановление Правительства РФ от 03.06.1997 № 660 дсп «О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу»;

  • приказ Минэкономики РФ от 18.12.1997 № 179 «Об утверждении инструкции по формированию контрактных оптовых цен на продукцию оборонного назначения»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 № 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем»;

  • приказ ФСТ России от 18.04.2008 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

Таким образом, при выполнении государственного оборонного заказа в общем случае рентабельность не должна превышать 20%.

Комиссия считает, что ОАО «Каменскволокно» не представлены надлежащие доказательства экономической и технологической обоснованности цен, установленных на арамидные нити и жгуты специального назначения, поставляемые для целей производства СИБ, а также для нужд атомной и военно-космической отрасли в 2011-2014 годах. Имеющаяся в материалах дела информация указывает на то, что у ОАО «Каменскволокно» имелась возможность в указанный период времени по установлению экономически и технологически обоснованных цен. Установление необоснованно завышенных цен на выпускаемые арамидные нити и жгуты специального назначения, в том числе содержит в себе угрозу ограничения конкуренции на смежных товарных рынках между потребителями продукции ОАО «Каменскволокно», являющимися конкурентами друг по отношению к другу.

Завышенный уровень рентабельности, закладываемый ОАО «Каменскволокно» в цене отдельных видов арамидных нитей и жгутов специального назначения, существенно превышает статистические показатели по отрасли (химическое производство), а также значения, регламентированные для исполнителей государственного оборонного заказа.

Таким образом, проанализировав данные факты, Комиссия ФАС России считает, что установленные ОАО «Каменскволокно» цены на арамидные нити и жгуты специального назначения, в период 2011-2014 гг., превышали суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, что ОАО «Каменскволокно», согласно решению Комиссии, в период с апреля 2011 года по момент принятия решения по делу № 1-10-231/00-05-13 устанавливало монопольно высокую цену на арамидные нити и жгуты специального назначения для российских покупателей.

Таким образом, ОАО «Каменскволокно» нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и злоупотребило доминирующим положением путем установления, поддержания монопольно высокой цены на арамидные нити и жгуты специального назначения.

В соответствии с документами, представленными ОАО «Каменскволокно» в ФАС России письмом от 30.09.2014 № 89203/14, Лакунин Владимир Юрьевич на основании выписки из протокола заседания наблюдательного совета ОАО «Каменскволокно» от 04.04.2002 вступил в должность генерального директора ОАО «Каменскволокно» с 04.04.2002.

Таким образом, в период совершения ОАО «Каменскволокном» правонарушения должностным лицом, которое несет ответственность за действия ОАО «Каменскволокно», которые привели к установлению, поддержанию монопольно высокой цены на арамидные нити и жгуты специального назначения, являлся Лакунин Владимир Юрьевич.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) совершившие административные правонарушения в связи с выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, Лакунин Владимир Юрьевич нарушил пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены на арамидные нити и жгуты специального назначения.

Содеянное Лакуниным Владимиром Юрьевичем правонарушение носит длящийся характер.

Место совершения административного правонарушения - 347801, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Сапрыгина, д. 1.

Период совершения административного правонарушения - с 29.04.2011 по 29.04.2014.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ

 

  • Возбудить в отношении Лакунина Владимира Юрьевича <...> дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

  • Провести административное расследование.

  • Лакунину Владимиру Юрьевичу явиться «09» декабря 2014 года в 14 часов 00 минут в ФАС России по адресу г. Москва, ул. Садовая - Кудринская, д. 11, ком. 614-в для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-760/00-05-14, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

  • Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны