Решение №05/87081/18 Решение о прекращении дела № 1-15-186/00-05-17 в отношении Ф... от 29 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-15-186/00-05-17

 

«19» сентября 2018 г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «6» сентября 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «19» сентября 2018 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

(далее — Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело № 1-15-186/00-05-17 (далее — Дело) по признакам нарушения федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта»  (место нахождения: 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 24) (далее – ФБУ «Росавтотранс» или Ответчик по делу) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в необоснованном отказе ООО «РУСАВТОКАРТ» (место нахождения: 105484, г. Москва, ул. Парковая 16-ая, д. 26, корпус 1) в регистрации карт, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подписанного 01.07.1970 (далее — ЕСТР), в присутствии на заседании:

<...>

 

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении международных автомобильных перевозок по территориям стран — участниц ЕСТР необходимо наличие установленного на транспортное средство специального тахографа для учета режима труда и отдыха водителя. При этом для пользования данными тахографами необходимо наличие карты ЕСТР.

ООО «РУСАВТОКАРТ» осуществляет деятельность организации по выдаче карт ЕСТР.

Ответчик по делу является федеральным бюджетным учреждением, уполномоченным приказом Минтранса России от 21.05.2012 № 146 «Об утверждении Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах» (далее — Порядок 146) на ведение реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах (далее — Реестр).

ООО «РУСАВТОКАРТ» на регулярной основе (письма исх. от 08.08.2016 № 06-091/2812, от 07.09.2016 № 06-091/3193, исх. от 13.09.2016 № 06-091/3290) направляло Ответчику по делу заявления о внесении информации в Реестр по утвержденной Ответчиком по делу форме. По результатам рассмотрения данных заявлений Ответчик по делу вносил информацию в Реестр.

16.01.2017 письмом № 06-091/104 Ответчик по делу уведомил ООО «РУСАВТОКАРТ» о прекращении приема заявлений о внесении информации в Реестр до момента подтверждения ООО «РУСАВТОКАРТ» возможности выполнения требований пункта 16 приказа Минтранса России от 21.05.2012 № 145 «Об утверждении Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах» (далее — Порядок 145) (далее – Уведомление).

После направления Уведомления Ответчиком по делу прекратил внесение информации по заявлениям ООО «РУСАВТОКАРТ» в Реестр в связи с непредставлением ООО «РУСАВТОКАРТ» документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявления, и документов, являющихся основанием для осуществления ООО «РУСАВТОКАРТ» деятельности по выпуску карт ЕСТР.

На основании изложенных фактов ФАС России выдала Ответчику по делу предупреждение ФАС России (исх. ФАС России от 31.07.2017 № АГ/52357/17) об устранении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчика по делу, выразившихся в необоснованном отказе ООО «РУСАВТОКАРТ» в регистрации карт, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении ЕСТР (далее — Предупреждение).

Ответчик по делу не выполнил Предупреждение в установленный срок.

В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного ФАС России приказом от 22.12.2017 № 1762/17 возбудила Дело в отношении Ответчика по делу по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

      • В ходе рассмотрения Дела представителями ООО «РУСАВТОКАРТ» и Ответчика по делу были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств Дела.

В соответствии с письменными и устными пояснениями относительно обстоятельств Дела (письма ООО «РУСАВТОКАРТ» исх. От 14.02.2018 № 24/18, от 16.05.2018 №150/18, от 04.06.2018 № 165/18, 16.05.2018 № 150/18), ООО «РУСАВТОКАРТ» полагает, что Ответчик по делу нарушил пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как Порядок 145 не содержит упоминания Ответчика по делу, не дает никаких разъяснений, оснований для прекращения регистрации карт ЕСТР, не дает указания на возможность контроля со стороны Ответчика по делу за исполнением данного Порядка 145.

Порядком 146 Ответчик по делу не наделен полномочиями по отказу в регистрации какой-либо организации в регистрации карт ЕСТР, также у Ответчика по делу отсутствуют правовые основания для контроля за деятельностью других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно позиции Ответчика по делу в его действиях отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции отсутствуют (письма Ответчика по делу исх. от 31.01.2018 № 14893/18, от 17.05.2018 № 77185/18).

Ответчик по делу является подведомственным учреждением Минтранса России, организующим деятельность компетентного органа в области автомобильного транспорта при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Во исполнение требований ЕСТР и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 21 мая 2012 года № 150 «Об утверждении Порядка проведения официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах» (далее – Приказ № 150) Минтрансом России были приняты решения о выдаче АО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» и ООО «ЛЭДА-СЛ» свидетельств официального утверждения типа контрольного устройства (его компонентов), регистрационных листков, карточек (карт) используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах (далее — Свидетельство).

В дальнейшем, в связи с несоответствием пункта 7 Свидетельства требованию 271 раздела VIII добавления 1В к ЕСТР в части информации о сертификате эксплуатационной совместимости, Минтранс России письмом от 16 января 2017 года № НА-26/256 уведомило Ответчика по делу о принятом решении об отзыве Свидетельства от 28 июля 2016 года № 06-091/св-01, выданного АО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД».

После получения Ответчиком по делу указанного письма, в адрес ООО «РУСАВТОКАРТ» было направлено Уведомление по следующим основаниям.

Пункт 16 Порядка 145 устанавливает требование, в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявления организация, выдающая карты, осуществляет регистрацию карты, ее выпуск и направление юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, при подаче заявлений на выдачу или замену карт (далее - заявители), при условии соблюдения заявителем требований пунктов 5-8 Порядка 145.

Таким образом, выпуск карт возможен только организацией, имеющей Свидетельство.

После отзыва Свидетельства у АО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД», единственной организацией, имеющей Свидетельство, являлось ООО «ЛЭДА-СЛ».

С учетом изложенного, в связи прекращением действия Свидетельства, выданного АО «ОРГА ЗЕЛЕНОГРАД» и при отсутствии договорных отношений ООО «РУСАВТОКАРТ» с ООО «ЛЭДА-СЛ», а также непредставлением ООО «РУСАВТОКАРТ» информации о возможности выполнения требований пункта 16 Порядка 145 в полном объеме, у Ответчика по делу отсутствовали правовые основания для внесения информации о картах ЕСТР по заявлениям ООО «РУСАВТОКАРТ» в Реестр.

      • Комиссия ФАС России, заслушав представителей ООО «РУСАВТОКАРТ» и Ответчика по делу и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего Дела, установила.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере автомобильного транспорта.

Минтранс России является компетентным органом по выполнению обязательств, связанных с участием Российской Федерации в ЕСТР (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.01.2008 № 46-р «Об определении Минтранса России компетентным органом по выполнению обязательств, связанных с участием Российской Федерации в ЕСТР».

Во исполнение ЕСТР Минтрансом России издан приказ от 20.10.2009 № 180 «О картах, используемых в цифровом контрольном устройстве для контроля за режимами труда и отдыха водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок в соответствии с требованиями ЕСТР» (далее — Приказ № 180).

Согласно Приказу № 180 транспортные средства, на которых осуществляются международные коммерческие перевозки, должны быть оснащены цифровыми контрольными устройствами для использования индивидуальных карт – водителя, предприятия, мастерской, контролера.

Порядок выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах с учетом требований ЕСТР, регулируется Порядком 145.

Порядок 145 регулирует деятельность:

1. Юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, при подаче заявлений на выдачу или замену карт (заявители);

2. Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении работ по выдаче карт (далее – организации, выдающие карты). Процедура получения заявителем карт для цифровых контрольных устройств является следующей:

1) заявители, претендующие на получение карт, должны обратиться с соответствующим заявлением в организацию, выдающую карты (пункт 9 Порядка 145).

При этом заявителем должны быть соблюдены требования пунктов 5 - 8 Порядка 145, согласно которым:

для получения карты водителя физические лица должны удовлетворять следующим требованиям: иметь водительское удостоверение на право управления автотранспортным средством; не иметь на момент подачи заявления в случае первичной выдачи карты иной действующей карты водителя, выданной от имени Российской Федерации или другой договаривающейся стороной ЕСТР; проживать на территории Российской Федерации в течение не менее 185 дней каждого календарного года;

юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы на территории Российской Федерации, осуществлять (планирующие осуществлять) перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом.

2) организация, выдающая карты, осуществляет регистрацию карты, ее выпуск и направление заявителю.

Процедура регистрации карты подразумевает под собой ее регистрацию в  Реестре. В соответствии с Порядком 146 ведение Реестра осуществляет Ответчик по делу.

Пункт 16 Порядка 145 устанавливает требование, в соответствии с которым по результатам рассмотрения заявления организация, выдающая карты, осуществляет регистрацию карты, ее выпуск и направление юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, при подаче заявлений на выдачу или замену карт, при условии соблюдения заявителем требований пунктов 5-8 Порядка 145.

При этом в соответствии с требованием пункта 17 Порядка 145 при выпуске на карте указывается регистрационный номер Свидетельства, выданного в соответствии с Приказом № 150.

Определением об отложении рассмотрения Дела от 17.04.2018 № 05/28526/18 Комиссией ФАС России у Минтранса России запрошены разъяснения по применению и толкованию пункта 16 Порядка 145.

Письмом от 05.06.2018 № 03-01/12046-ис Минтранс России сообщил, что в соответствии с требованиями пункта 6 Порядка 146 внесение информации в Реестр осуществляется Ответчиком по делу при обращении организации, выдающей карты. При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Порядка 146 процедура ведения Реестра включает в себя, в том числе присвоение номера, даты начала действия, даты окончания действия карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах. И выполнение данного положения возможно только при выполнении организации, выдающей карты, пункта 16 Порядка 145. При этом выпуск карт ЕСТР возможен только организацией, имеющей Свидетельство.

Комиссией ФАС России установлено, что в период с января 2017 года по настоящее время ООО «РУСАВТОКАРТ» Свидетельство не выдавалось, процедура получения Свидетельства не инициировалась.

Также установлено, что в указанный период ООО «РУСАВТОКАРТ» осуществляло деятельность по выдаче карт ЕСТР путем закупки карт ЕСТР через иные организации (протокол заседания Комиссии ФАС России от 06.09.2018, письмо ООО «РУСАВТОКАРТ» исх. от 16.05.2018 №150/18).

IV. После полного и всестороннего изучения обстоятельств Дела, оценив доказательства и доводы, представленные ООО «РУСАВТОКАРТ» и Ответчиком по Делу, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в действиях Ответчика по делу, рассматриваемых в рамках Дела, отсутствуют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно принятия акта либо действия (бездействия) организацией, осуществляющей функцию федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, выразившегося в необоснованном препятствовании осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

Рассмотрение Дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Ответчика по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны