Решение №05/92609/16 Решение по делу № 1-10-54/00-05-16 в отношении АО "Монди СЛП... от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-54/00-05-16

                                                                                                                         г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «15» декабря 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2016 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-54/00-05-16 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, рассмотрев дело № 1-10-54/00-05-16 по признакам нарушения АО «Монди СЛПК» (место нахождения: 167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, пр. Бумажников, д. 2, ИНН 1121003135/ОГРН 1021101121194) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены на офсетную бумагу, предназначенной для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом,

 

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1-10-54/00-05-16 в отношении АО «Монди СЛПК» послужили:

- Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 08.06.2015 № Пр-1152 по итогам участия в работе II медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», проведенного Общероссийским общественным движением «Народный фронт «за Россию» 28.04.2015 об осуществлении ФАС России совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части, касающейся установления цен на целлюлозно-бумажную продукцию в 2014-2015 гг. от 08.06.2015 № Пр-1152 (далее – Поручение Президента);

- Поручение Правительства Российской Федерации о проведении анализа поставщиков и производителей бумажной продукции и компонентов ее производства на предмет соблюдения требования антимонопольного законодательства и особенности формирования цен от 11.03.2015 № АД-П9-1497 (далее — Поручение Правительства).

Проведенный в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) анализ состояния конкуренции на рынке офсетной бумаги, предназначенной для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом за период с января 2014 по сентябрь 2015 от 12.01.2016, приобщенный к материалам дела, показал, что данный вид бумаги не может быть заменен иными товарами. В этой связи, продуктовыми границами исследуемого рынка является офсетная бумага для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом (далее – офсетная бумага). Географическими границами товарного рынка является территория Российской Федерации, на которой в период с 2014 по 2015 годы осуществляли деятельность АО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск, Архангельская область), филиал ОАО «Группа «Илим» (г. Усть-Илимск, Иркутская область), филиал ОАО «Группа «Илим» (г. Братск, Иркутская область), АО «Монди СЛПК» (г. Сыктывкар, Республика Коми), ООО «ЦБК «КАМА» (г. Краснокамск, Пермский край), ЗАОр «Туринский ЦБЗ» (г. Туринск, Свердловская Область), филиал АО «Гознак» (г. Санкт-Петербург), филиал АО «Гознак» (г. Краснокамск, Пермский край).

Доли хозяйствующих субъектов на рынке офсетной бумаги представлены в Таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование хозяйствующего субъекта

2014

9 месяцев 2015

АО «Монди СЛПК»

Более 50%

Менее 50%

ЗАО «Интернешнл Пейпер» и

ОАО «Группа Илим»

1

В рамках заключенного в 2007 г. соглашения между ОАО «Группа Илим» и ЗАО «Интернешнл Пейпер» последний осуществляет реализацию продукции, в т.ч. офсетной бумаги на территории РФ.

 

Менее 50%

Менее 50%

ФГУП «ГОЗНАК»

Менее 50%

Менее 50%

АО «Архангельский ЦБК»

Менее 50%

Менее 50%

ООО «ЦБК «КАМА»

Менее 50%

Менее 50%

Импорт

Менее 50%

Менее 50%

Итого

100%

100%

В соответствии с частями 1,3 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение АО «Монди СЛПК»

2

На момент составления предварительного анализа состояния конкуренции на рынке офсетной бумаги отсутствовали сформированные данные от хозяйствующих субъектов за 4 квартал 2015 года и ФТС России об объемах импорта офсетной бумаги в целом за 2015 год.

.

 

В результате анализа сведений, документов и материалов, полученных в рамках исполнения Поручений Президента и Правительства, установлено.

<....>

*

Сведения, составляющие коммерческую тайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в период с января по декабрь 2015 года АО «Монди СЛПК» для российских покупателей повысил цену одной тонны офсетной бумаги при том, что изменение расходов, необходимых для производства и реализации не соответствовало такому повышению цен.

На основании вышеизложенных фактов, Приказом ФАС России от 30.03.2016 № 373/16 возбуждено дело № 1-10-54/00-05-16 по признакам нарушения АО «Монди СЛПК» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в установлении монопольно высокой цены на офсетную бумагу.

II. В ходе рассмотрения дела представителями АО «Монди СЛПК» (доверенность от 06 мая 2016 № б/н, выдана Ноговицыной Сардаане Викторовне, доверенность от 06 мая 2016 № б/н, выдана Павловичу Ивану Владимировичу, доверенность от 06 мая 2016 № б/н, выдана Зюрбе Торстену, доверенность от 19 мая 2016 № б/н, выдана Нумеровой Анне Альбертовне, доверенность от 29 июня 2016 № б/н, выдана Шамину Алексею Александровичу, доверенность от 03 июня 2016 № б/н, выдана Родионову Алексею Евгеньевичу, доверенность от 28 октября 2015 № б/н, выдана Белых Людмиле Исламовне, доверенность от 28 октября 2015 № б/н, выдана Гудковой Наталье Вячеславовне, доверенность от 12 апреля 2015 № б/н, выдана Лотковой Елене Михайловне, доверенность от 19 мая 2016 № б/н, выдана Гаврилову Денису Александровичу, доверенность от 02 декабря 2016 б/н, выдана Пружанскому Виталию) были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела № 1-10-54/00-05-16 (письменные пояснения от 26.04.2016 № 58298-ДСП/16, от 04.05.2016 № 61497-ДСП/16, от 10.05.2016 № 63797-ДСП/16, письменные пояснения от 10.05.2016 № 64058-ДСП/16, письменные пояснения от 10.05.2016 № 64473-ДСП/16, письменные пояснения от 12.05.2016 № 66082-ДСП/16, письменные пояснения от 30.05.2016 № 76546-ДСП/16, письменные пояснения от 10.06.2016 № 83786/16, письменные пояснения от 19.07.2016 № 104938-ДСП/16, письменные пояснения от 08.08.2016 № 116477-ДСП/16, письменные пояснения от 21.09.2016 № 138754-ДСП/16, письменные пояснения от 23.09.2016 № 140207-ДСП/16, письменные пояснения от 23.09.2016 № 140210-ДСП/16, письменные пояснения от 16.11.2016 № б/н, письменные пояснения от 11.11.2016 № 166557/16, письменные пояснения от 28.11.2016 № 175375/16, письменные пояснения от 29.11.2016 б/н, письменные пояснения от 06.12.2016 № б/н, письменные пояснения от 06.12.2016 № 180155/16. Ходатайство от 11.05.2016 № 1/11-05-2016 о продлении срока исполнения Определения о назначении дела № 1-10-54/00-05-16, ходатайство от 11.05.2016 № 2/11-05-2016 о возможности представления дополнительных материалов по делу № 1-10-54/00-05-16, ходатайство от 27.05.2016 № 75905/16 о продлении срока предоставления информации, ходатайство от 10.06.2016 № б/н, ходатайство от 17.06.2016 № 86786/16 о приобщении документов к материалам дела, ходатайство от 30.06.2016 № б/н ходатайство об отложении в связи с невозможность рассмотрения дела № 1- 10-54/00-05-16, ходатайство от 16.09.2016 № 136915 о предоставлении доступа к материалам дела с возможностью копирования, ходатайство от 22.09.2016 № б/н о предоставлении доступа к документам и информации, ходатайство от 22.09.2016 № б/н об отложении рассмотрения дела № 1-10-54/00-05-16, ходатайство от 10.11.2016 № б/н о разъяснении методологии расчета динамики цен, ходатайство от 10.11.2016 № б/н об ознакомлении с информацией).

По мнению представителя ответчика по делу, АО «Монди СЛПК» не нарушало пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции поскольку:

<....>

*

Сведения, составляющие коммерческую тайну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

 

 

 

 

III. Комиссия ФАС России, заслушав ответчика по делу и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, установила.

АО «Монди СЛПК» не занимает доминирующее положение на рынке офсетной бумаги в границах Российской Федерации.

Комиссия ФАС России, в связи с представленными ответчиком по делу доводами относительно отсутствия у АО «Монди СЛПК» доминирующего положения на рынке офсетной бумаги на территории Российской Федерации, направила материалы проведенного анализа состояния конкуренции на рынке офсетной бумаги на доработку в ответственное структурное подразделение ФАС России.

В целях установления доминирующего положения АО «Монди СЛПК» в соответствии с Порядком проведения анализа и с учетом пояснений ответчика по делу проведен дополнительный анализ состояния конкуренции на рынке офсетной бумаги на территории Российской Федерации за 2014-2015 гг. По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 12.12.2016, который приобщен к материалам дела.

Временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка установлен период с января 2014 года по декабрь 2015 года (включительно).

Предварительное определение товара проводилось на основе условий договоров, заключенных между АО «Монди СЛПК» и потребителями, а также приложений к указанным договорам, которые содержали прайс-листы.

Установлено, что между АО «Монди СЛПК» и покупателями заключены договоры на поставку офсетной бумаги и офсетной бумаги пухлой в рулонах, листах (не упакованную в пачки) и пачках различной поверхностной плотности (граммажа).

В соответствии со стандартом организации (СТО) 00279404-002-2009 АО «Монди СЛПК» «Бумага офсетная улучшенного качества» офсетная бумага предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых, художественных многокрасочных изданий длительного срока хранения, содержащих сложные полутоновые иллюстрации, а также для изданий изобразительной продукции.

Таким образом, товаром на рассматриваемом рынке предварительно является офсетная бумага предназначенная для печатания иллюстрационно-текстовых, художественных многокрасочных изданий длительного срока хранения, содержащих сложные полутоновые иллюстрации, а также для изданий изобразительной продукции в рулонах, листах (не упакованная в пачки) и пачках (далее – офсетная бумага, Товар).

Качество офсетной бумаги регламентируется ГОСТ 9094-89 «Бумага для печати офсетная. Технические условия». Данный стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом и устанавливает требования к офсетной бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.

Российские изготовители офсетной бумаги в своей производственной деятельности руководствуются Стандартом организаций (СТО), являющимся официальным нормативным документом, разрабатываемым предприятием и устанавливающим показатели качества на продукцию на уровне достигнутых технологических решений.

Cогласно п. 4.5 ГОСТ 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» СТО на продукцию не должны противоречить требованием технических регламентов, а также национальных стандартов на аналогичную продукцию.

Для сопоставления технических характеристик, предусмотренных действующим ГОСТ 9094-89 «Бумага для печати офсетная. Технические условия» с техническими условиями, предусмотренными СТО (Стандарт организации) и разработанными непосредственно целлюлозно-бумажными комбинатами Российской Федерации, ФАС России были запрошены технические условия и СТО всех предприятий, осуществляющих производство и реализацию офсетной бумаги на территории Российской Федерации - АО «Монди СЛПК», ЗАО «Интернешнл Пейпер», ОАО «Группа ИЛИМ», ООО «ЦБК «КАМА», АО «Гознак», АО «Архангельский ЦБК» и ЗАОр «Туринский ЦБЗ».

Анализ представленной документации показал, что содержащиеся в СТО всех без исключения предприятий технические характеристики офсетной бумаги не противоречат действующему ГОСТу 9094-89 «Бумага для печати офсетная. Технические условия», терминология, предусмотренная технологическими условиями и стандартами организаций (СТО) подтверждает определение понятия товарной единицы как офсетная бумага.

Таким образом, ГОСТ 9094-89 «Бумага для печати офсетная. Технические условия» может быть использован в качестве терминологического и технического источника информации, а также «базиса» при установлении продуктовых границ рынка.

При выявлении свойств офсетной бумаги, определяющих выбор покупателя, проанализировано:

- функциональное назначение: офсетная бумага используется преимущественно для печати многокрасочных иллюстрационно-текстовых изданий или изобразительной продукции;

- применение – функциональное (производственное) использование;

- качественные и технические характеристики изложены в ГОСТ 9094-89. «Бумага для печати офсетная. Технические условия».

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного Товара, осуществлено путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым Товаром в одну классификационную группу Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКПД).

Так, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП) Товар относится к группе «Бумага» (код 54 3000), подгруппа - «Бумага для печати» (код 54 3100). К данной подгруппе относятся следующие виды бумаги:

- бумага для печати офсетная №1 (код 54 3131);

- бумага для печати офсетная №2 (код 54 3132);

- бумага для печати специального назначения (код 54 3134)

По общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКПД 034-2007 (КПЕС 2002) рассматриваемый Товар относится к виду экономической деятельности 21.12.14.120 «Бумага офсетная для печати». К данной группе относятся следующие виды бумаги:

- бумага офсетная для печати № 1 (код 21.12.14.121);

- бумага офсетная для печати № 2 (код 21.12.14.122);

- бумага офсетная для печати специального назначения (код 21.12.14.124).

Таким образом, вместе с рассматриваемым Товаром в одни и те же классификационные группы перечисленных общероссийских классификаторов продукции входят все виды офсетных бумаг.

Бумага (офсетная) для печати специального назначенияданный вид бумаги предусмотрен в качестве защищенного вида бумаги, предназначенного для изготовления акций и облигации, документов, банковских и дорожных чеков, федеральных специальных, акцизных и почтовых марок, избирательных бюллетеней, бланков, векселей, пропусков и другой защищенной продукции, обеспечивающей безопасность государственного документооборота. При производстве такой бумаги применяются водяные знаки и филиграни, защитные нити (оконные и полностью встроенные в бумагу), защитные элементы, припрессованные на поверхность бумаги, с применением трафаретной печати в широком спектре защищенных красок, элементы с химической защитой для производства полиграфической продукции с высокой степенью защиты и для специального коммерческого использования. Бумагу для печати специального назначения изготавливают в том числе, с локальным, полосовым, общим водяным знаком; с нитью, содержащей микротекст; различными защитными волокнами и другими средствами защиты.

Указанный выше вид бумаги изготавливается ограниченными партиями, под конкретного заказчика, с учетом индивидуальных характеристик на конечную продукцию. В этой связи, и исходя из области применения установлено, что бумага (офсетная) для печати специального назначения не взаимозаменяема с офсетной бумагой для печати иллюстрационно-текстовых изданий или изобразительной продукции.

Согласно ГОСТ 9094-89. «Бумага для печати офсетная. Технические условия» различают следующие «номера» и «марки» офсетной бумаги:

1. 1 – изготавливается из беленой целлюлозы, в том числе лиственной - не более 80 % (используется для изготовления многоцветных изданий длительного срока службы, содержащих полутоновые иллюстрации);

2.1. 2 марки А – изготавливается из беленой целлюлозы и не более 50% беленой древесной массы (используется для изготовления одно- и многоцветных изданий среднего срока службы, содержащих простые полутоновые иллюстрации - до 50 % полос);

2.2. 2 марки Б – изготавливается из беленой целлюлозы и не более 50% белой древесной массы (используется для изготовления одно- и многоцветных изданий малого срока службы, содержащих простые полутоновые иллюстрации с несложным цветоделением и пониженной яркости - до 15 % полос).

Поверхностная плотность офсетной бумаги варьируется в диапазоне от 60 г/м2 до 240 г/м2 (поверхностная плотность бумаги — это вес бумажного листа площадью 1 квадратный метр).

Офсетная бумага выпускается в рулонах или листах:

1) Офсетная бумага до 220 грамм на м2 должна изготовляться в листах и в рулонах.

2) Офсетная бумага свыше 220 грамм на м2 должна изготовляться только в листах.

Офсетная бумага обладает рядом характеристик, влияющих на ее функциональное назначение.

В соответствии с ГОСТ 9094-89 «Бумага для печати офсетная. Технические условия» и исходя из приведенной выше классификации кодов ОКП, ОКПД, ТНВЭД следует, что в зависимости от функционального назначения различаются виды офсетной бумаги по поверхностной плотности, способу получения волокон беленой целлюлозы при производстве конечной продукции. Исходя из типа печатной машины офсетная бумага может выпускаться как в рулонах так и в листах.

При производстве различных форм офсетной бумаги (рулоны, листы) за основу берется так называемый «материнский рулон», который впоследствии после определенных технологических процедур (резка, упаковка) приобретает конечную форму выпуска.

Основным отличием применения рулонной офсетной бумаги от офсетной бумаги в листах, является количество выпускаемых печатных единиц продукции.

Офсетная бумага в листах применяется при печати тиража от нескольких десятков до нескольких тысяч копий, тогда как рулонная офсетная бумага применяется при печати тиража от нескольких тысяч до нескольких миллионов копий.

По данным, представленным целлюлозно-бумажными предприятиями, осуществляющими выпуск Товара, с технологической точки зрения для производителя офсетной бумаги форма ее выпуска (рулоны, листы, пачки) не несет дополнительных финансовых или временных издержек.

Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 3.8 Порядка проведения анализа, в рамках определения взаимозаменяемости рулонной офсетной бумаги и офсетной бумаги в листах показали следующее.

Среди опрошенных хозяйствующих субъектов 35% указали на возможность замены рулонной офсетной бумаги на офсетную бумагу в листах, рост финансовых затрат при таком переходе составит 10-20%, также респонденты указали на увеличение времени на печать готовой продукции – порядка 450 рабочих часов.

В свою очередь возможность обратной замены (офсетной бумаги в листах на рулонную офсетную бумагу) оценили свыше 80% опрошенных респондентов. Взаимозаменяемость достигается благодаря возможности механического разделения рулонной офсетной бумаги на необходимое количество листов требуемого формата. Данная операция не требует значительных финансовых затрат и дополнительного времени на осуществление печати.

Согласно представленным СТО предприятий бумажной промышленности, установлено что офсетная бумага выпускается с различной поверхностной плотностью, спектр граммажа реализуемой офсетной бумаги варьируется от 55 до 240 г/м2. Плотность (граммаж) офсетной бумаги при ее производстве определяется исходя из состояния и конъюнктуры рынка, а также требований заказчиков Товара при его размещении. Кроме того, выпуск офсетной бумаги различной плотности не оказывает какого-либо влияние на конечную себестоимость продукции.

Следовательно характеристика Товара как поверхностная плотность (граммаж) бумаги является несущественной при производстве продукции и не несет в себе дополнительных издержек для предприятия.

Таким образом, учитывая изложенное выше, можно сделать следующие выводы:

Офсетная бумага как элемент продажи характеризуется:

видом – офсетная бумага, используемая для печатания иллюстрационно-текстовых многокрасочных изданий длительного срока службы содержащих сложное и простые полутоновые иллюстрации; офсетная бумага, используемая для печатания художественных, многокрасочных открыток, содержащих сложные и простые полутоновые иллюстрации; офсетная бумага, используемая для печатания иллюстрационно-текстовых одно- и многокрасочных изданий среднего срока службы содержащих простые полутоновые иллюстрации (до 50% полос); офсетная бумага, используемая для печатания иллюстрационно-текстовых одно- и многокрасочных изданий среднего срока службы содержащих простые полутоновые иллюстрации с несложным цветоотделением и пониженным яркостным интервалом (до 15% полос).

упаковкой – рулоны, листы не упакованные в пачки и листы, упакованные в пачки.

При проведении анализа рынка офсетной бумаги различных видов целесообразно рассматривать рынок как единый товарный рынок, вследствие следующих причин:

- область использования всех типов офсетных бумаг - печатание иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции;

- технологический процесс изготовления различных типов офсетных бумаг одинаков, и в зависимости от сложившейся конъюнктуры один и тот же изготовитель может достаточно оперативно варьировать сортовой состав продукции в широких пределах, без существенного влияния на себестоимость Товара.

Следовательно уровень конкуренции на рынке офсетной бумаги связан исключительно с техническими возможностями предприятия (мощностями) по выпуску офсетной бумаги.

В рамках рассмотрения дела № 1-10-54/00-05-16 в отношении АО «Монди СЛПК», ответчиком представлено экспертное заключение от 07.06.2016 № б/н Аккредитованного Испытательного Центра целлюлозно-бумажной продукции НП «БУМИКС» о возможности замены при определенных условиях офсетной бумаги на иные виды бумаг, таких как: газетная бумага, типографская бумага с различной степенью технологической обработки: суперкаландрированная, легкомелованная и мелованная.

В этой связи, Комиссией ФАС России было принято решение о доработке анализа состояния конкуренции исследуемого рынка, в части определения взаимозаменяемости офсетной бумаги на газетную бумагу, типографскую бумагу с различной степенью технологической обработки: суперкаландрированная, легкомелованная и мелованная.

Газетная бумаганеклеенная малозольная бумага с низкой поверхностной плотностью (от 45 г/м2 до 48,8 г/м2), низкой белизны. Для изготовления газетной бумаги используются волокнистые материалы с большим содержанием древесной массы (не менее 85%) в основном из хвойных пород дерева. Также газетная бумага может являться и продуктом переработки макулатуры без использования проклейки, наполнителей, либо же с низким содержанием этих веществ. Отвечает требованиям ГОСТ 6445—74 «Бумага газетная. Технические условия».

Газетная бумага в основном предназначена для печати газет, журналов, брошюр, методических пособий, справочников, бланков, отрывных календарей и т.д. Печать указанной полиграфической продукции, рассчитана на одноразовое применение и не предполагает длительного срока службы.

Типографская бумагаслабоклееная, среднезольная или повышенной зольности бумага для печатания изданий способом высокой печати. В России выпускается типографская бумага № 1 (от 100 до 80% целлюлозы) и № 2 (от 50 до 25% целлюлозы).

Бумага № 1 машинной гладкости применяется для печати текстовых изданий и изданий с небольшим числом штриховых иллюстраций, каландрированная — для изданий с иллюстрациями штриховыми или полутоновыми, высококаландрированная — для изданий с полутоновыми иллюстрациями.

Бумага № 2 машинной гладкости применяется для печати текстовых изданий или изданий с небольшим числом штриховых иллюстраций, а каландрированная — для изданий с полутоновыми иллюстрациями. Три марки бумаги № 2 (А, Б, В) различаются по белизне, которая уменьшается от A до С.

Поверхностная плотность типографской бумаги находится в пределе от 48 г/м2 до 80 г/м2. Типографская бумага отвечает требованиям ГОСТ 9095-89 «Бумага для печати типографская. Технические условия».

Типографская бумага предназначена для печати книг, журналов, бланочной продукции и рекламных листовок.

Для того чтобы придать определенную мягкость, в типографскую бумагу при производстве вводят повышенное содержание таких минеральных наполнителей как мел и каолин, благодаря чему бумага приобретает способность к деформированию, которая необходима во время воздействия на нее высокого давления печатной формы, а также увеличения контакта с ней и повышение способности впитывать краски. Количество наполнителя в типографской бумаге составляет более 30%. Поэтому типографская бумага имеет более низкую механическую прочность, она подвергается изломам и разрывам, имеет меньшую стойкость к выщипыванию.

Мелованная бумагавысококачественная бумага, используемая для производства глянцевых журналов, презентационных каталогов, буклетов и других материалов, для которых важна яркость красок и приятный внешний вид. Дает чёткие отпечатки и приятна на ощупь. Мелованная бумага получается при нанесении на офсетную бумагу (основу) одного или нескольких слоёв мелования, что сильно меняет её поверхностные свойства и массу. Важнейшим печатным свойством мелованной бумаги является избирательное впитывание. Пористость ее составляет порядка 30%, а размер пор не превышает 0,03 мкм. Это обеспечивает получение яркого четкого красочного изображения на мелованной бумаге.

Мелованные бумаги делятся на различные типы:

а) по характеру волокнистой массы - целлюлозные, в которых содержание древесной массы не превышает 10% (реже - 5%) и с содержанием древесной массы (до 25%). Бумаги с содержанием древесной массы обладают большей непрозрачностью и гладкостью, но меньшей белизной и глянцем.

б) по отделке поверхности - матовая и глянцевая. Глянцевая мелованная бумага производится с нанесением дополнительного глянца на каландре вне бумагоделательной машины. Глянцевая бумага отличается лучшими печатными результатами, меньшим расходом краски, большей гладкостью и минимальным отмарыванием и пылением. Глянцевую бумагу чаще используют для ярких иллюстрированных изданий, а матовую - для изданий смешанного типа с преобладанием текстовой информации. Матовой бумаге свойственны большая жесткость и лучшее восприятие на ощупь, большие (по сравнению с глянцевой) пухлость и непрозрачность и способность наилучшим образом воспроизводить текстовую информацию. Промежуточная степень отделки поверхности - полуматовая бумага. Она называется silk или satin. В основе технологии производства такой бумаги - особый режим работы каландров на заключительной стадии производства. Это именно полуматовая, но не полуглянцевая бумага.

в) по количеству сторон мелования - бумаги одностороннего и двустороннего мелования. Бумаги одностороннего мелования в основном используются для производства этикеток.

г) по количеству слоев мелования - одно-, двух- и трехслойного мелования. Увеличение слоев мелования улучшает показатели белизны и гладкости.

д) по массе мелованного листа - бумагу лёгкую (до 60 г/кв.м), бумагу средней плотности (70-150 г/кв.м) и бумагу с высокой плотностью (более 150 г/кв.м). Покрытие на легкомелованные бумаги наносят непосредственно в бумагоделательных машинах.

е) по формату - рулонная и листовая. Большая часть мелованной бумаги поставляется в листах, упакованных в пачки. Такая упаковка максимально защищает бумагу от внешних воздействий при хранении и транспортировке. Как правило, бумажные фабрики оснащены наиболее современным и точным резальным оборудованием. Тем не менее, часть мелованной бумаги продается в рулонах. Как правило, эта бумага предназначена для глубокой печати или ротационной офсетной печати с горячей сушкой.

Области использования мелованной бумаги - художественные альбомы, в которых необходимо максимально достоверно воспроизвести все нюансы оригиналов; иллюстрированные энциклопедии, художественные книги; цветные вклейки с иллюстрациями и рекламой; различные крупноформатные календари; плакаты; годовые отчеты компаний; журнальная продукция массового спроса; рекламная продукция повышенного качества; вкладыши для различных потребительских товаров, например, компакт-дисков.

Легкомелованная бумага (Бумага легкая мелованная)высококачественная бумага машинной гладкости, легковесная, двухстороннего, однократного мелованного покрытия.  Предназначена для рулонной и листовой цветной и черно-белой печати журнальной продукции, книг, рекламных буклетов, каталогов офсетным высоким и глубоким способом. Бумага имеет повышенную жесткость и механическую прочность, что обеспечивает отличное прохождение при высокоскоростной печати. Обладает также высокими оптическими, механическими и структурными характеристиками, позволяющими выполнить качественную многоцветную печать, отличается хорошим восприятием печатной краски и отсутствием «пыления» при производстве печати. Покрытие на легкомелованные бумаги наносят непосредственно в бумагоделательных машинах.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в ряде случаев офсетная бумага может быть заменена на иные виды бумаги.

В этой связи и в соответствии с п. 3.8 Порядка проведения анализа ФАС России проведен тест «гипотетического монополиста» для выявления взаимозаменяемости различных видов бумаг (офсетной, газетной и типографской с различной степенью технологической обработки: суперкаландрированной, легкомелованной и мелованной) между собой. Опрос проведен среди потребителей, использующих бумагу для печати широкого спектра готовой печатной продукции – газеты и журналы, книжные издания, детская и юношеская литература, школьные и университетские учебники, пособия и методические рекомендации, производители рекламной продукции, афиш и листовок.

Вследствие обобщения информации, полученной от покупателей в ответах на вопрос «Какой вид бумаги и у каких поставщиков (расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами), а также в каком количестве предприятие предпочтет покупать продукцию, если цена на бумагу, используемую предприятием в настоящее время повысится на 10 процентов, а цена на другие виды бумаги на территории Российской Федерации и за ее пределами останется неизменной; величина транспортных расходов останется неизменной?», установлено, что в результате такого повышения цены порядка 90% покупателей не сократят объем закупок закупаемой в настоящее время бумаги, и не заменят рассматриваемый товар другим.

В соответствии с пунктом 3.9 Порядка товары, которые являются наиболее близкими по свойствам к рассматриваемому товару, следует включить в состав группы взаимозаменяемых товаров только в том случае, если в совокупности выполняются следующие условия:

- в результате долговременного повышения цены товара (на 5-10 процентов) при неизменных ценах на иные товары приобретатели будут заменять рассматриваемый товар другими товарами;

- произойдёт снижение объёма продаж предварительно определённого товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) предварительно определённого товара.

Опрос приобретателей непосредственно офсетной бумаги показал, что в результате такого повышения цены большинство покупателей (свыше 80%) не сократят объем закупок офсетной бумаги, и не заменят рассматриваемый товар другим. Изменению может быть подвержена цена готовой продукции.

Отсутствие возможности замены бумаг обуславливается в первую очередь различиями в технических и качественных характеристиках. Так, например, потребители офсетной бумаги указали на ухудшение качества выпускаемой продукции, в случае замены используемой офсетной бумаги на другой вид бумажной продукции для печати. Кроме того, порядка 90% опрошенных потребителей, использующих в качестве основного сырья газетную бумагу, отметили отсутствие возможности замены газетной бумаги на иные виды бумаг из-за значительной разницы в цене. Также необходимо отметить, что невозможность замены одного вида бумага на иной потребители связывают в том числе с тем, что такая замена приведет к нарушению требований заказчика использовать определенный вид сырья.

<....>

*

Сведения, составляющие коммерческую тайну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительно проведенный соответствии с п. 3.8 Порядка проведения анализа ФАС России тест «гипотетического монополиста» для выявления взаимозаменяемости непосредственно офсетной бумаги на иные виды бумаг (газетная, типографская с различной степенью технологической обработки: суперкаландрированной, легкомелованной и мелованной) вследствие обобщения информации в ответах на вопрос «В случае долговременного (более 1 года) повышения цен более чем на 10% на закупаемую офсетную бумагу, какой вид бумаги, предназначенной для печати, Организация предпочтет закупать, если цена на иные виды печатных бумаг останется неизменной, величина транспортных расходов останется неизменной?» показал, что в результате такого повышения цены свыше 60% покупателей офсетной бумаги не сократят объем закупок, и не заменят рассматриваемый товар другим.

Учитывая изложенное, на основе сведений, представленных покупателями различных видов бумаг, результатов «теста гипотетического монополиста», в рамках настоящего исследования установлено, что офсетная бумага и иные виды бумаг (газетная бумага, типографская бумага с различной степенью технологической обработки: суперкаландрированная, легкомелованная и мелованная) не являются взаимозаменяемыми, при этом не выявлено иной продукции, которой можно было бы заменить офсетную бумагу в целом.

Таким образом, исходя из целей исследования, продуктовыми границами рынка различных типов офсетной бумаги следует признать рынок офсетной бумаги, предназначенной для печатания многокрасочных иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции в целом.

Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории.

По результатам анализа товаропотоков в рассматриваемый период, проведенного в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа, установлено.

Классификация по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ТНВЭД рассматриваемой офсетной бумаги следующая:

Код ТН ВЭД – 4802552509 – Бумага и картон прочие массой 1 м2 60 грамм или более, но менее 75 грамм.

Код ТН ВЭД – 4802553000 – Бумага и картон прочие массой 1 м2 75 грамм или более, но менее 80 грамм.

Код ТН ВЭД – 4802559000 – Бумага и картон прочие массой 1 м2 80 г. или более.

Код ТН ВЭД – 4802570000 – Прочие бумага и картон с массой 1 м2. от 40 до 150 грамм, не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы.

Код ТН ВЭД – 4802581000 – Бумага и картон прочие в рулонах с массой 1 м. кв. более 150 г., не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы волокна.

Код ТН ВЭД – 4802589000 – Бумага и картон прочие в листах с массой 1 м. кв. более 150 г., не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы волокна.

Необходимо отметить, что с 15.07.2015 код ТН ВЭД – 4802552509 исключен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.

По данным ФТС России в 2014 г. импорт (ввоз) офсетной бумаги на территорию Российской Федерации, составил 10% от общего объёма потребления за рассматриваемый период в Российской Федерации. В 2015 году объем импорта (ввоза) офсетной бумаги на территорию Российской Федерации, составил 7% от общего объёма потребления. Весь объем импортируемой продукции приходится на Финляндию и Швецию.

Согласно данным, представленным производителями офсетной бумаги доля экспорта составила: в 2014 году - 29%, в 2015 году - 26%. При этом экспорт осуществляется преимущественно в страны СНГ.

При выявлении условий обращения офсетной бумаги, установлено, что на территории Российской Федерации, независимо от присвоенного кода ТН ВЭД действует ввозная пошлина, установленная на уровне 10% в период с 16.07.2014 по 15.07.2015, в период с 15.07.2015 по 12.02.2016 – 7,5%, согласно Решению совета евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа евразийского экономического союза» в соответствующих редакциях.

Таким образом, предварительными географическими границами рынка определены границы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.6 Порядок проведения анализа географические границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя территории, на которых приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар при вышеуказанном повышении цены, если в совокупности выполняются следующие условия:

- в результате долговременного повышения цены товара (на 5-10%) в предварительно определённых географических границах товарного рынках при неизменных ценах за пределами таких границ, приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях;

- произойдёт снижение объёма продаж в пределах предварительно определённых географических границ товарного рынка, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) расположенных в пределах таких границ товарного рынка.

По результатам опроса установлено, что большинство конечных потребителей офсетной бумаги (порядка 77%) не рассматривают возможность приобретения офсетной бумаги за рубежом и считают не целесообразным из-за существующей импортной пошлины, колебания курсов валют и высоких логистических затрат.

При рассмотрении гипотетической возможности замещения российской офсетной бумаги на импортный аналог, издержки производства собственной продукции у потребителей возрастут более чем на 20%, что в дальнейшем приведет к росту цены на конечную продукцию и ограничит возможности для конкуренции на смежном товарном рынке.

Кроме того, потребители офсетной бумаги отмечают и данные Федеральной таможенной службы подтверждают тот факт, что на данный момент времени спрос полностью удовлетворяется за счет производителей, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

В соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено, что:

- при транспортировке товара используются основные виды перевозок: ж/д, и автомобильный транспорт;

- география поставок офсетной бумаги российскими производителями и импортерами составляет более 3 000 км.

Учитывая результаты установления фактических районов продаж офсетной бумаги и «теста гипотетического монополиста», а также то, что потенциальное приобретение офсетной бумаги потребителями за рубежом приведет к значительным издержкам, превышающим 10% от средневзвешенной цены офсетной бумаги, доступного покупателям в настоящее время, позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка - территорию Российской Федерации.

В установленных продуктовых и географических границах товарного рынка производителями офсетной бумаги являются «ОАО Группа «Илим» (г. Коряжма, Архангельская область), АО «Монди СЛПК» (г. Сыктывкар, Республика Коми), ЗАО «Интернешнл Пейпер» (г. Светогорск, Выборгский район, Ленинградская область), филиал АО «Гознак» (г. Краснокамск, Пермский край), ООО «ЦБК «КАМА» (г. Краснокамск, Пермский край), АО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск, Архангельская область), ЗАОр «Туринский ЦБЗ» (г. Туринск, Свердловская область).

Потребителями офсетной бумаги являются издательско-полиграфические комплексы, типографии.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа количественный характеристикой объема товарного рынка является сумма объемов продаж рассматриваемого товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Объем рынка офсетной бумаги и доли хозяйствующих субъектов на нем за 2014-2015 гг. представлен в Таблице № 2:

Таблица № 2

 

Наименование х/с

2014

2015

объем поставки

доля, в %

объем поставки

доля, в %

АО «Монди СЛПК»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ЗАО «Интернешнл Пейпер» + ОАО «Группа «Илим»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

АО «Архангельский ЦБК»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ФГУП «ГОЗНАК»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ООО «ЦБК «КАМА»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ЗАОр «Туринский ЦБЗ»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

Импорт

-

Менее 50%

-

Менее 50%

Итого

-

100%

-

100%

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля которого на рынке определенного товара, превышает 50%.

Условие, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признания положения какого-либо хозяйствующего субъекта на рынке офсетной бумаги не установлено.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов;

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, для доказывания доминирующего положения каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов все перечисленные в части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия должны быть установлены в совокупности.

В 2015 году на рынок офсетной бумаги вышел крупный производитель – АО «Архангельский ЦБК», доля которого на соответствующем товарном рынке в указанный период времени существенно выросла.

Учитывая то, что АО «Архангельский ЦБК» начал производство офсетной бумаги с июня 2015 года, а также с учетом пояснений ответчика – АО «Монди СЛПК» от 23.09.2016, целесообразно произвести перерасчет общего объема рынка и долей хозяйствующих субъектов на основании данных, представленных производителями офсетной бумаги за период с января по май и с июня по декабрь 2014-2015 гг., которые представлены в Таблице № 3:

Таблица № 3

Наименование х/с

январь-май 2014 года

 

июнь-декабрь 2014 года

январь-май 2015 года

июнь-декабрь 2015 года

объем поставки

доля,
в %

объем поставки

доля,
в %

объем поставки

доля,
в %

объем поставки

доля,
в %

АО «Монди СЛПК»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ЗАО «Интернешнл Пейпер» + ОАО «Группа «Илим»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

АО «Архангельский ЦБК»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ФГУП «ГОЗНАК»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ООО «ЦБК «КАМА»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

ЗАОр «Туринский ЦБЗ»

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

Импорт

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

-

Менее 50%

Итого

-

100%

-

100%

-

100%

-

100%

В соответствии с пунктом 6.6 Порядка проведения анализа при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Вход на рынок офсетной бумаги АО «Архангельский ЦБК» в июне 2015 года привел к перераспределению долей хозяйствующих субъектов и уменьшению доли АО «Монди СЛПК». Кроме того, изменился порядок ранжирования хозяйствующих субъектов.

Значительные изменение размеров долей АО «Монди СЛПК», АО «Архангельский ЦБК», а также изменение порядка ранжирования хозяйствующих субъектов на рынке офсетной бумаги в течении календарного года свидетельствует о невыполнении условий, предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пунктом 6.6 Порядком проведения анализа.

IV. После полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком по делу, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что

АО «Монди СЛПК» в 2015 году не занимало доминирующее положение на рынке офсетной бумаги в связи со значительным изменением долей и порядком ранжирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке в течении года. Таким образом АО «Монди СЛПК» не имело возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке офсетной бумаги в географических границах Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в действиях АО «Монди СЛПК», рассматриваемых в рамках дела № 1-10-54/00-05-16, отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 1-10-54/00-05-16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Монди СЛПК» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях АО «Монди СЛПК».

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны