Решение №АЦ/23494/16 Решение по делу № 1-10-81/00-05-15 от 8 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-81/00-05-15

 

«8» апреля 2016 г. г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «28 » марта  2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «8» апреля  2016 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-81/00-05-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> (далее – Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело № 1-10-81/00-05-15 по признакам нарушения ОАО «Архангельский ЦБК» (место нахождения: ул. Мельникова, д.1, г. Новодвинск, Архангельская область, 164900) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении, поддержании монопольной высокой цены на сульфатную беленую целлюлозу из хвойных пород древесины,

УСТАНОВИЛА:

 I. Основанием для возбуждения дела № 1-10-81/00-05-15 в отношении ОАО «Архангельский ЦБК» послужили:

- Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 08.06.2015 № Пр-1152 по итогам участия в работе II медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость», проведенного Общероссийским общественным движением «Народный фронт «за Россию» 28.04.2015 об осуществлении ФАС России совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части, касающейся установления цен на целлюлозно-бумажную продукцию в 2014-2015 гг. от 08.06.2015 № Пр-1152 (далее – Поручение Президента);

- Поручение Правительства Российской Федерации о проведении анализа поставщиков и производителей бумажной продукции и компонентов ее производства на предмет соблюдения требования антимонопольного законодательства и особенности формирования цен от 11.03.2015 № АД-П9-1497 (далее — Поручение Правительства);

- Заявление ОАО «Троицкая бумажная фабрика» (вх. ФАС России от18.12.2014 № 117998/14) по поводу значительного роста цен целлюлозу (далее – Заявление).

Проведенный в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) анализ состояния конкуренции на рынке сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины за период с января 2013 по февраль 2015 от 27.04.2015, приобщенный к материалам дела, показал, что данный вид целлюлозы не может быть заменен иными товарами. В этой связи, продуктовыми границами исследуемого рынка является сульфатная беленая целлюлоза из хвойных пород древесины (далее — хвойная целлюлоза).  Географическими границами товарного рынка является территория Российской Федерации, на которой в период с 2013 по 2014 годы осуществляли деятельность ОАО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск, Архангельская область), филиал «ОАО Группа «Илим» (г. Усть-Илимск, Иркутская область), филиал «ОАО Группа «Илим» (г. Братск, Иркутская область) и АО «Монди СЛПК».

Расчет объема товарной массы и доли хозяйствующих субъектов на рынке хвойной целлюлозы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Наименование х/с

Объем реализации на внутренний рынок (тн)

Доля, в %

2013

2014

2013

2014

ОАО "Группа "Илим"

106332

102321

67,2%

60,3%

ОАО "Архангельский ЦБК"

24682

24886

15,6%

14,66%

ОАО "Монди СЛПК"

0

1432

0,00%

0,8%

Импорт

27216

41130

17,2%

24,2%

Объем товарной массы

158230

169769

100,0%

100,0%

 

 

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение ОАО «Архангельский ЦБК»

1

На момент составления предварительного анализа состояния конкуренции на рынке сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины отсутствовали сформированные данные ФТС об объемах импорта за январь-февраль 2015

.

 

В результате анализа сведений, документов и материалов, полученных в рамках исполнения Поручений Президента и Правительства, а также рассмотрения Заявления установлено.

В период с января 2014 года по май 2015 года цены на хвойную целлюлозу при поставках покупателям, расположенным на территории Российской Федерации (далее – российские покупатели), существенно выросли, в среднем на 54,9 %.

Наибольший рост цен пришелся на период ослабления курса рубля с ноября 2014 года по февраль 2015 года.

Сравнительный анализ темпов роста цен трёх российских производителей показал, что ОАО «Архангельский ЦБК» для российских покупателей повышал цены на хвойную целлюлозу опережающими темпами. В период с января по февраль 2015 года рост цен составил 58,8%. Средняя цена одной тонны хвойной целлюлозы производства ОАО «Архангельский ЦБК» без НДС и транспортных расходов для российских покупателей выросла с 29 624 рублей в январе 2015 года до 47 048 рублей в феврале 2015 года.

При этом рост цены не соответствовал изменению расходов ОАО «Архангельский ЦБК», необходимых для производства и реализации одной тонны хвойной целлюлозы (далее - себестоимость одной тонны хвойной целлюлозы). За 2 месяца 2015 года себестоимость одной тонны хвойной целлюлозы увеличился на 4,2% (с 28 077 руб./тонн в январе 2015 года до 29 274 руб./тонн в феврале 2015 года).

В тоже время, в предыдущие периоды изменение цены одной тонны хвойной целлюлозы, реализуемой ОАО «Архангельский ЦБК» для российских покупателей, соответствовало изменению себестоимости данного товара. Так, в 2014 году по сравнению с 2013 годом рост стоимости одной тонны хвойной целлюлозы производства ОАО «Архангельский ЦБК», отгружаемой российским покупателям, составил в среднем 10,86% (с 23 956 руб./тонн до 26 558 руб./тонн), что соответствовало увеличению себестоимости производства и реализации данного товара, которое составило 5,53% (с 24 884 руб./тонн до 26 260 руб./тонн).

Несоразмерное увеличение цены хвойной целлюлозы по отношению к себестоимости её производства и реализации привело к увеличению прибыли ОАО «Архангельский ЦБК», получаемой от реализации данного товара российским покупателям.  Так, рентабельность производства и реализации хвойной целлюлозы ОАО «Архангельский ЦБК» за два месяца 2015 года выросла до 60,7%, в то время как в 2014 году данный показатель находился всего на уровне 1,2%.

Под рентабельностью от реализации хвойной целлюлозы Комиссией понимается следующая величина:

[(Цена-Себестоимость)/Себестоимость]*100%

Где:

Цена – это стоимость 1 тонны хвойной целлюлозы;

Себестоимость – это сумма расходов, необходимых для производства и реализации 1 тонны хвойной целлюлозы.

Таким образом, в январе – феврале 2015 года ОАО «Архангельский ЦБК» для российских покупателей повысил цену одной тонны хвойной целлюлозы при том, что изменение расходов, необходимых для производства и реализации данного товара, не соответствовало такому повышению цен.

Кроме того, в начале 2015 года рост цен на хвойную целлюлозу, отгружаемую на внутренний рынок, опережал рост цен на аналогичный товар, реализуемый на экспорт иностранным покупателям. Так, на внутреннем рынке средние отпускные цены без НДС и транспортных расходов, установленные ОАО «Архангельский ЦБК» в январе-феврале 2015 года, были выше экспортных цен на 22,3%.

На основании вышеизложенных фактов Приказом ФАС России от 01.07.2015 г. № 520/156 возбуждено дело № 1-10-81/00-05-15 по признакам нарушения ОАО «Архангельский ЦБК» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

II. В ходе рассмотрения дела представителем ОАО «Архангельский ЦБК» (доверенность от 23.07.2015 № 7-244юр) были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела № 1-10-81/00-05-15 (письменные пояснения от 16.09.2015 № б/н, 02.12.2015 № б/н, 29.12.2015 № б/нб протоколы заседания Комиссии ФАС России от 16.09.2015, 07.12.2015).

По мнению представителя ответчика по делу, ОАО «Архангельский ЦБК» не нарушало пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции поскольку:

1) ОАО «Архангельский ЦБК» не занимает доминирующего положения на рынке сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины в границах Российской Федерации в период январь-февраль 2015 года и в первом полугодии 2015 года в целом;

2) В действиях ОАО «Архангельский ЦБК» отсутствуют признаки установления монопольно высокой цены на сульфатную беленую целлюлозу из хвойных пород древесины;

3) При условии, что ОАО «Архангельский ЦБК» занимает доминирующее положение на рынке сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины, в его действиях отсутствуют признаки установления монопольно высокой цены, исходя их Принципов экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции, разработанных ФАС России.

III. Комиссия ФАС России, заслушав ответчика по делу и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, установила.

ОАО «Архангельский ЦБК» не занимает доминирующее положение на рынке хвойной целлюлозы в кипах в границах Российской Федерации.

Комиссия ФАС России, в связи с представленными ответчиком по делу доводами относительно отсутствия у ОАО «Архангельский ЦБК» доминирующего положения в период январь-февраль 2015 года и за 1 полугодие 2015 года в целом на рынке хвойной целлюлозы на территории Российской Федерации, направила материалы проведенного анализа состояния конкуренции на рынке хвойной целлюлозы на доработку в ответственное структурное подразделение ФАС России.

В целях установления доминирующего положения ОАО «Архангельский ЦБК» в соответствии с Порядком проведения анализа и с учетом пояснений ответчика по делу проведен дополнительный анализ состояния конкуренции на рынке хвойной целлюлозы на территории Российской Федерации за 2015 год. По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 01.02.2016, который приобщен к материалам дела. 

Временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка установлен период с января 2013 года по декабрь 2015 года.

Предварительное определение продуктовых границ проводилось на основе условий договоров, заключенных между ОАО «Архангельский ЦБК» и потребителями.

Установлено, что между ОАО «Архангельский ЦБК» и покупателями заключены договоры на поставку целлюлозы сульфатной беленой из хвойных и лиственных пород древесины.

Согласно проведенному ФАС России в 2011 году исследованию состояния конкуренции на рынке целлюлозы (товарной)

2

Аналитический отчет о состоянии о конкуренции на рынке целлюлозы (товарной) размещен на официальном сайте ФАС России в сети Интернет по адресу: http://fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=1662

установлено, что целлюлозу, изготовленную различными способами варки и из различных видов сырья, следует рассматривать как обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются:

 

·целлюлоза сульфитная небеленая из хвойной древесины;

·целлюлоза сульфитная беленая из хвойной древесины;

·целлюлоза сульфитная вискозная;

·целлюлоза бисульфитная беленая из хвойных пород древесины;

·целлюлоза сульфатная хвойная небеленая и целлюлоза сульфатная небеленая из смешанных пород древесины;

·целлюлоза сульфатная небеленая из лиственных пород древесины;

·целлюлоза сульфатная небеленая из опилок и отходов сортирования;

·целлюлоза сульфатная белёная из хвойной древесины;

·целлюлоза сульфатная белёная из лиственных пород древесины;

·целлюлоза сульфатная вискозная;

·полуцеллюлоза нейтрально-сульфитная небеленая.

Таким образом, товаром на рассматриваемом рынке предварительно является целлюлоза сульфатная белёная из хвойной древесины.

Сульфатная белёная целлюлоза из хвойных пород древесины предназначена для производства высококачественной бумаги для печати, письма и рисования; для бумаги типа основы: диазобумаги, фотополупроводниковой бумаги, электрофотографической бумаги, для различных видов упаковочной бумаги, бумаги для обоев, упаковочного картона; бумаги санитарно-бытового назначения; для пергамента, массовых видов бумаги для печати, письма, черчения и рисования.

Рассматриваемая сульфатная беленая целлюлоза из хвойных пород древесины принадлежит к группе Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) 541131 – «Целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины».

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 034-2007 Товар относится к виду экономической деятельности 21.11.12.151 – «Целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины».

По классификации Части II «Классы и подклассы видов продукции и услуг» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), Товар относится к классу с кодом 2101131 «Целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины».

Код товара по ТНВЭД 470321009 – целлюлоза древесная, натронная или сульфатная, кроме растворимых сортов, полубеленая или белёная из хвойных пород, прочая.

Как видно из классификации по коду ТНВЭД – 470321009, поставляемая на территорию Российской Федерации целлюлоза, может быть как белёной, так и полубеленой.

ФАС России проанализированы все виды целлюлозы ввозимой по указанному коду ТНВЭД за 2013-2014 годы, а также поставщики и покупатели продукции. Проведенный анализ показал, что на территорию Российской Федерации в наибольшей степени ввозится сульфатная белёная целлюлоза из хвойных сортов древесины распушенная, которая представляет собой длинно-волокнистое целлюлозное волокно, поставляемое в рулонах. Потребителями распушенной хвойной целлюлозы являются производители санитарно-гигиенической продукции. В свою очередь, на территории Российской Федерации производится исключительно коротко-волокнистая хвойная целлюлоза, поставляемая в кипах (листах).

Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 3.8 Порядка проведения анализа показали, что у производителей санитарно-гигиенической продукции отсутствует возможность замены распушенной целлюлозы, упакованной в рулоны на коротко-волокнистую целлюлозу, поставляемую в кипах (листах) в соответствии с пунктом 1.4.1 ГОСТа 9571-89, в связи с различиями в качественных характеристиках целлюлозы, в том числе по впитываемости, а также в связи с привязкой оборудования для производства собственной продукции к типу упаковки (рулоны).

Учитывая письменные объяснения ОАО «Архангельский ЦБК», представленные на заседаниях Комиссии ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-81/00-05-15 16.09.2015, 29.12.2015 о включении в предварительно определенные продуктовые границы товарного рынка распушенную флафф-целлюлозу и целлюлозу, поставляемую жидким потоком, в ходе доработки анализа состояния конкуренции исследуемого рынка был проведен дополнительный «тест гипотетического монополиста» на предмет выявления возможности замены хвойной целлюлозы в кипах (листах) на иные виды хвойной целлюлоза: на ролевую распушенную (флафф) целлюлозу и целлюлозу жидким потоком

По результатам дополнительно проведенного «теста гипотетического монополиста» установлено:

  • 96% опрошенных потребителей не имеют возможности заменить потребляемую целлюлозу в кипах на целлюлозу, поставляемую жидким потоком;

  • 70% указали об отсутствии возможности замены потребляемой целлюлозы в кипах на распущенную флафф‑целлюлозу;

  • 26% опрошенных хозяйствующих субъектов указали на возможность замещения целлюлозы в кипах на распушенную флафф-целлюлозу в размере от 50-100%. При этом временные издержки на переоснащение, переналадку и замену оборудования составят от 3 месяцев до 1,5 года. Финансовые затраты на указанные мероприятия составят от 3 до 140 млн. рублей. Производственные издержки собственной продукции увеличатся до 15%;

  • 4 % опрошенных респондентов указали на возможность перейти на потребление флафф-целлюлозы и сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины жидким потоком без каких-либо дополнительных финансовых и временных затрат.

Отсутствие возможности замены на флафф-целлюлозу обуславливается следующими причинами:

  • на предприятиях отсутствует необходимое оборудование для обработки флафф - целлюлозы и последующей подачи ее в производство;

  • флафф целлюлоза непригодна для производства продукции (бумаги, картона, карбоксиметилцеллюлозы), выпуск которой осуществляют опрошенные хозяйствующие субъекты, потребляющие сульфатную беленую целлюлозу из хвойных пород древесины в кипах.

Причинами отсутствия возможности замены целлюлозы в кипах на аналогичную целлюлозу жидким потоком являются:

  • отсутствие в близком расположении от потребителя производителей данной целлюлозы;

  • для возможности использования целлюлозы жидким потоком необходимо наличие инфраструктурных условий транспортировки, хранения и обработки;

  • для некоторых потребителей использующих целлюлозу из хвойных пород древесины в кипах с массовой долей воды менее 10% замена на целлюлозу жидким потоком невозможна, в виду нарушения технологии производства.

Кроме того, согласно информации, представленной АО «Монди СЛПК» письмом от 29.10.2015 поставка хвойной целлюлозы жидким потоком в адрес ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп» осуществляется по трубопроводу длиной 800 м. Для реализации данного типа целлюлозы иным потребителям необходимо наличие трубопровода соответствующей длины, а также оборудования обеспечивающие необходимый уровень давления и температуры для транспортировки целлюлозы.

Учитывая изложенное, на основе сведений, представленных покупателями различных видов целлюлозы, с учетом функционального назначения, применения, качественных характеристик, результатов «теста гипотетического монополиста», в рамках настоящего исследования установлено, что хвойная целлюлоза упакованная в кипы и иные виды целлюлозы (различной варки, используемого исходного сырья, вида упаковки) не являются взаимозаменяемыми, при этом не выявлено иных материалов, которыми можно было бы заменить целлюлозу в целом.

Таким образом, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка является хвойная целлюлоза, упакованная в кипы (листы) (далее – хвойная целлюлоза в кипах).

Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории.

На основании анализа условий обращения хвойной целлюлозы в кипах выявлено, что для целлюлозы данного вида существует ввозная пошлина, установленная на уровне 10%.

Таким образом, предварительными географическими границами рынка определены границы Российской Федерации.

По данным ФТС России наибольший объем ввоза приходится на распушенную сульфатную беленую целлюлозу, поставляемую в рулонах. Учитывая то, что продуктовыми границами рынка признана хвойная целлюлоза в кипах из общего объема ввозимой целлюлозы по коду ТН ВЭД 470321009 произведен вычет объема ввоза распушенной сульфатной беленой целлюлозы.

С учетом выборки распушенной целлюлозы в рулонах из общего объема ввозимой на территорию Российской Федерации сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины, доля импортной продукции в 2013‑2015 гг. составила 17,2%, 24% и 17,92% соответственно. При этом, в 2013 году 86,4% произведенной на территории Российской Федерации целлюлозы сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины было экспортировано за рубеж. В 2014 году – 89,2%, в 2015 году – 89,9%.

В соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа ФАС России проведен «тест гипотетического монополиста» - опрос потребителей Товара на предмет выявления возможностей таких потребителей закупать хвойную целлюлозу в кипах за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка. Результат опроса показал, что:

- 27,8% опрошенных потребителей указали об отсутствии возможности приобретения хвойной целлюлозы в кипах за рубежом, в том числе из-за несоответствия качества целлюлозы производимой за рубежом и российской.  Изменение качественных показателей целлюлозы, используемой потребителями в качестве сырья для собственного производства, ведет к изменению режимов производства и параметров готовой продукции;

- 38,8% указали на гипотетическую возможность замещения российского Товара на импортный, но при этом издержки производства собственной продукции у таких потребителей возрастут более чем на 20-30%, что в дальнейшем приведет к росту цены на конечную продукцию и ограничит возможности для конкуренции на смежном рынке;

- 16,7% потребителей указали на наличие возможности замещения российского Товара на импортный, при этом рост себестоимости их продукции составит не более 10%.

- 16,7% не рассматривали такую возможность, в связи с тем, что удовлетворены сотрудничеством с российскими предприятиями – производителями целлюлозы.

В качестве потенциального поставщика хвойной целлюлозы в кипах большинство (более 90%) потребителей указывали группу компаний «STORA» (Финско-Шведский концерн), на долю которой в настоящее время приходится более 70% от общего объема ввозимого Товара. Вместе с этим, потребителями было указано, что срок ценового предложения у импортных поставщиков – месяц, возможности производства Товара группой компаний «STORA» ограничены, что непосредственно влияет на возможность бесперебойной поставки хвойной целлюлозы в кипах.

В соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), в том числе импортеров, осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке целлюлозы, установлено, что:

- при транспортировке товара используются все виды перевозок: ж/д, морские и автомобильный транспорт;

- география поставок Товара российскими производителями составляет более 4 000 км, наиболее распространенными являются ж/д перевозки;

- география поставок импортерами составляет не более 700 км. Согласно данным ФТС России Товар ввозится группой компаний «STORA» (Финско-Шведский концерн) с заводов расположенных в г. Умихарджу и г. Котка (Финляндия) и г. Скутскер (Швеция) и компанией «UPM KYMMENE CORPORATION» (г. Хельсинки, Финляндия). На долю группы компаний «STORA» приходится порядка 70%-75% поставок Товара, на долю компании «UPM KYMMENE CORPORATION» порядка 25%-30%. При этом весь объем ввозимого Товара приходится на двух потребителей, территориально приближенных к импортерам и расположенных в г. Советск, Калининградская область – около 10% от общего объема импортируемого Товара, г. Кондопога, Республика Карелия – около 90% от общего объема ввозимого Товара).

- экспорт Товара российскими производителями в Финляндию отсутствует.

Согласно пояснениям от 02.12.2015 ОАО «Архангельский ЦБК», в ходе рассмотрения дела, обратилось в компанию RBB Economics, специализирующуюся на экономической оценке антимонопольных вопросов, в том числе с целью определения географических границ рынка сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины и положения ОАО «Архангельский ЦБК» на данном товарном рынке, в определенных RBB Economics географических границах рынках.

Согласно заключению RBB Economics географические границы рынка выходят за пределы территории Российской Федерации и включают экспортные территории ОАО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Группа «Илим». К таким территориям относятся Республика Иран, Украина, Республика Корея, Япония, Китай.

Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с Порядком проведения анализа при определении географических границ товарного рынка, метод «теста гипотетического монополиста» является первоочередным, в результате проведения которого выясняется мнение приобретателей товара о географических границах рынка. При этом обоснование выбора указанного метода не требуется.

Проведенный соответствующим структурным подразделением ФАС России «тест гипотетического монополиста» показал, что гипотетическое увеличение цены на хвойную целлюлозу в кипах на 5-10% в пределах Российской Федерации не ведет к тому, что покупатели будут приобретать Товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях). Большинство потребителей отметило, что заменит Товар одного российского производителя на Товар другого российского производителя. Кроме того, анализ договоров, заключенных между производителями и потребителями Товара показал, что экспортные поставки осуществляются по долгосрочным контрактам. Таким образом, у российских производителей отсутствует возможность в достаточно короткий временной период переориентировать свои поставки между различными территориями.

Учитывая административные ограничения на ввоз Товара – 10% пошлина, результаты установления фактических районов продаж хвойной целлюлозы в кипах и «теста гипотетического монополиста», а также то, что потенциальное приобретение Товара потребителями у возможного поставщика (группы компаний «STORA») приведет к значительным издержкам, превышающим 10% от средневзвешенной цены Товара, доступного покупателям в настоящее время, позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемого товарного рынка - территорию Российской Федерации.

Производителями хвойной целлюлозы в кипах в географических границах Российской Федерации являются: ОАО «Архангельский ЦБК» (г. Новодвинск, Архангельская область), филиал «ОАО Группа «Илим» (г.Усть-Илимск, Иркутская область), филиал «ОАО Группа «Илим» (г.Братск, Иркутская область) и АО «Монди СЛПК».

До октября 2014 года АО «Монди СЛПК» осуществляло производство Товара для собственных нужд.

Потребителями хвойной целлюлозы в кипах выступают предприятия изготавливающие различные виды бумаги и картона.

В соответствии с пунктом 6.1 Порядка проведения анализа количественной характеристикой объема товарного рынка является сумма объемов продаж рассматриваемого товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Объем рынка беленой целлюлозы из хвойных пород древесины и доли хозяйствующих субъектов на нем за 2013-2015 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование х/с

Объем реализации на внутренний рынок (тн)

Доля, в %

2013

2014

2015

2013

2014

2015

ОАО "Группа "Илим"

106332

102321

78560

67,2%

60,3%

45,64%

ОАО "Архангельский ЦБК"

24682

24886

16824

15,6%

14,66%

9,77%

ОАО "Монди СЛПК"

0

1432

45908

0,00%

0,8%

26,67%

Импорт

27216

41130

30838

17,2%

24,2%

17,92%

Объем товарной массы

158230

169769

172130

100,0%

100,0%

100,0%

 

В рамках рассмотрения дела, ОАО «Архангельский ЦБК» представлена позиция (письменные объяснения от 29.12.2015 № б/н), согласно которой в целях объективного определения сопоставимости объемов поставляемой на рынок хвойной целлюлозы в кипах, объемы поставок товара ОАО «Архангельский ЦБК» необходимо пересчитать в 10% влажности по следующим основаниям: товарная целлюлоза обладает такой характеристикой как влажность - это содержание влаги (воды) в процентах от веса продукции. Поскольку фактическая влажность у различных производителей и у разных партий одного производителя различна (до 20% от веса), то в ГОСТах на целлюлозу введено понятие «воздушно-сухой вес». ГОСТ 30068-93 «Целлюлоза. Определение товарной массы партии. Часть 1. Листовая целлюлоза, упакованная в кипы» позволяет принимать расчетную влажность 10% либо 12%. При этом АО «Монди СЛПК» и ОАО «Группа «Илим» реализуют целлюлозу в расчете влажности в 10%, а ОАО «Архангельский ЦБК» - 12%.

В обоснование изложенной выше позиции ОАО «Архангельский ЦБК» представлены: копия заключения специалиста от 16.12.2015, подготовленного Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М. В. Ломоносова (САФУ) о разнице весов при разной влажности и методах пересчета, за подписью начальника научно-исследовательского управления САФУ имени М.В. Ломоносова, доцента кафедры технологии ЦБП, к.т.н. А.В. Гурьева (далее – заключение специалиста) и справка начальника ОТК ОАО «Архангельский ЦБК» <...>

Предметом заключения специалиста являются разъяснения по вопросу о соотношении товарной массы партий целлюлозы, поставляемой на экспорт и (или) на внутренний рынок, с учетом принимаемых значений теоретической товарной сухости 90% и 88% (соответственно влажности 10% или 12%).

Комиссия ФАС России рассмотрела представленные документы и пришла к следующим выводам.

ГОСТ 30068-93 «Целлюлоза. Определение товарной массы партии. Часть 1. Листовая целлюлоза, упакованная в кипы» устанавливает метод определения сухости партии листовой целлюлозы, упакованной в кипы, и вычисления ее товарной массы. Согласно пункту 2.6 теоретическая товарная сухость – условное равновесное значение порядка 88% или 90%, установленное страной и (или) торговыми соглашениями.

ОАО «Архангельский ЦБК» осуществляет производство целлюлозы в соответствии с ГОСТ 9571-89 «Целлюлоза сульфатная беленая из хвойных пород древесины. Технические условия», согласно которому показатели качества выпускаемой целлюлозы должны соответствовать нормам, определенным данным ГОСТом, в том числе норме влажности – не более 20%.

Пункт 1.3.2 ГОСТа 9571-89 предусматривает, что влажность для определения массы партии целлюлозы должна составлять 12%.

Согласно имеющимся в материалах дела договорам, ОАО «Архангельский ЦБК» осуществляет реализацию сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины на территорию Российской Федерации с долей влажности 12%, на экспорт – 10%.

Кроме того, согласно пункту 4.15 Учетной политики ОАО «Архангельский ЦБК» на  2015 год, утвержденной приказом генерального директора от 31.12.2014 № 848 ОАО «Архангельский ЦБК» осуществляет реализацию хвойной целлюлозы на внутренний рынок по 12% влажности в соответствии с Методическими рекомендациями (инструкцией) по планированию, учету калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса. При реализации на экспорт производится перерасчет веса сульфатной беленой целлюлозы из хвойных пород древесины на 10% влажность в соответствии с Таможенным Тарифом Российской Федерации.

Таким образом, при поставках хвойной целлюлозы в кипах на внутренний и внешний рынок ОАО «Архангельский ЦБК» руководствуется Методическими рекомендациями (инструкцией) по планированию, учету калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса, Таможенным Тарифом Российской Федерации, а также нормативами, содержащимися в ГОСТах.

В этой связи Комиссия ФАС России полагает, что основания для пересчета объемов поставок товара, производимого и поставляемого ОАО «Архангельский ЦБК» на внутренний рынок, исходя из влажности – 10% отсутствуют.

Вместе с этим, с целью соблюдения прав и интересов ОАО «Архангельский ЦБК», Комиссия сочла возможным осуществить пересчет, по формуле: 1000*0,88/0,9 (таблица 2), где

1000 – 1000 кг (1 тонна) целлюлозы;

0,88 - коэффициент теоритической товарной сухости (12% влажность);

0,9 - коэффициент теоритической товарной сухости (10% влажность).

 

 

Таблица 3

Наименование х/с

Объем реализации на внутренний рынок (тн)

Доля, в %

2013

2014

2015

2013

2014

2015

ОАО "Группа "Илим"

106332

102321

78560

67,43%

60,47%

45,74%

ОАО "Архангельский ЦБК"

24133

24886

16450

15,31%

14,38%

9,58%

ОАО "Монди СЛПК"

0

1432

45908

-

0,85%

26,73%

Импорт

27216

41130

30838

17,26%

24,31%

17,95%

Объем товарной массы

158230

169216

171756

100,0%

100,0%

100,0%

 

Согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов;

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

В соответствии с пунктом 6.6 Порядка проведения анализа при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Как видно из таблицы 2 и 3 совокупная доля ОАО «Группа «Илим» и ОАО «Архангельский ЦБК» на рынке хвойной целлюлозы в 2013-2014 годах составляла более 50%. В указанный временной период относительные размеры долей ОАО «Группа «Илим» и ОАО «Архангельский ЦБК» подвержены малозначительным изменениям. Согласно «тесту гипотетического монополиста» реализуемый Товар не может быть заменен другим товаром при потреблении. Кроме того, доступ на рынок хвойной беленой целлюлозы в кипах новых конкурентов затруднен.

Возможность доступа на рынок хвойной целлюлозы в кипах ограничена ввиду наличия барьеров входа на рынок. Основными барьерами являются:

· барьер капитальных затрат и первоначальных инвестиций. Для начала деятельности нового хозяйствующего субъекта потребуется значительный размер первоначального капитала, составляющий более 1 млрд. руб.;

· обеспеченность древесиной региона, в котором осуществляется (возможно осуществление) деятельности по производству целлюлозы, к таким регионам относятся Северо-Западный и Сибирский федеральные округа;

· близость к крупному водоему. Исходя из технологических особенностей производства целлюлозы, к таким гидрологическим объектам можно отнести Северную Двину (предприятия в Архангельске и Новодвинске), Вычегду (Коряжма), Ангару (Усть-Илимск и Братск), Волгу (Балахна и Волжск),  Онежское озеро (Кондопога), Ладожское озеро (Питкяранта и Сясьстрой).

· сезонность заготовки основного сырья для производства целлюлозы – древесины, около 70% древесины заготавливается в течение пяти зимних месяцев, остальные 30% — за оставшиеся семь месяцев в году;

· ограничение ввоза Товара (10% ввозная пошлина).

Учитывая ограниченные возможности потребителей Товара переключиться на иных производителей (иностранных), а также совокупный размер долей ОАО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Группа «Илим» на указанном товарном рынке в Российской Федерации, Комиссия ФАС России установила, что согласно части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в 2013‑2014 годах указанные хозяйствующие субъекты занимали коллективное доминирующее положение на рынке хвойной целлюлозы в кипах в границах Российской Федерации.

Вместе с этим, Комиссией ФАС России установлено, что в 2015 году ОАО «Архангельский ЦБК» утратил доминирующее положение на рынке хвойной целлюлозы в кипах, в связи с входом в конце 2014 года на рынок нового хозяйствующего субъекта — АО «Монди СЛПК».

Вход на рынок АО «Монди СЛПК» привел к значительному перераспределению на нем долей хозяйствующих субъектов и уменьшению доли ОАО «Архангельский ЦБК». Результаты расчета объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на рынке представлены в таблице 4, при перерасчете на 10% влажность данные представлены в таблице 5.

 

Таблица 4

Наименование х/с

 

Объем реализации на внутренний рынок (тн)

 

Доля, в %

2013

2014

январь-февраль 2015

Январь-май 2015

2015

2013

2014

январь-февраль 2015

Январь-май 2015

2015

ОАО "Группа "Илим"

106332

102321

24155

42956

78560

67,2%

60,3%

64,99%

53,47%

45,64%

ОАО "Архангельский ЦБК"

24682

24886

3075

7709

16824

15,6%

14,66%

8,27%

9,60%

9,77%

ОАО "Монди СЛПК"

0

1432

6371

16965

45908

0,00%

0,8%

17,14%

21,10%

26,67%

Импорт

27216

41130

3568

12699

30838

17,2%

24,2%

9,60%

15,80%

17,92%

Объем товарной массы

158230

169769

37169

80329

172130

100,0%

100,0%

100,00%

100,00%

100,0%

 

Таблица 5

Наименование х/с

 

Объем реализации на внутренний рынок (тн)

 

Доля, в %

2013

2014

январь-февраль 2015

январь-май 2015

2015

2013

2014

январь-февраль 2015

январь-май 2015

2015

ОАО "Группа "Илим"

106332

102321

24155

42956

78560

67,4%

60,47%

65,10%

53,60%

45,74%

ОАО "Архангельский ЦБК"

24133

24886

3007

7537

16450

15,3%

14,38%

8,10%

9,40%

9,58%

ОАО "Монди СЛПК"

-

1432

6371

16965

45908

-

0,85%

17,20%

21,20%

26,73%

Импорт

27216

41130

3568

12699

30838

17,20%

24,31%

9,60%

15,80%

17,95%

Объем товарной массы

158230

169216

37101

80158

171756

100,0%

100,0%

100,00%

100,00%

100,0%

 

 

 

 

 

 

Значительные изменение размеров долей ОАО «Арханегльский ЦБК», ОАО «Группа Илим» и АО «Монди СЛПК», а также изменение порядка ранжирования указанных хозяйствующих субъектов на рынке хвойной целлюлозы в кипах в течении календарного года свидетельствует о невыполнении условий, предусмотренных частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пунктом 6.6. Порядком проведения анализа.

    • Кроме того, повышение в начале 2015 года отпускных цен на хвойную целлюлозу в кипах производимую ОАО «Архангельский ЦБК», привело к тому, что контрагенты Общества переключились на АО «Монди СЛПК».

      Так, в 2015 году ОАО «Группа Илим» (один из крупнейших покупателей хвойной целлюлозы в кипах производимой ОАО «Архангельский ЦБК») стало закупать продукцию у АО «Монди СЛПК». По мнению Комиссии ФАС России, это связано в том числе с тем, что средневзвешенные отпускные цены без НДС и транспортных расходов на хвойную целлюлозу в кипах ОАО «Архангельский ЦБК» на 6,5%-12,4% превышали средневзвешенные отпускные цены на хвойную целлюлозу в кипах производимую АО «Монди СЛПК».

      Снижение объемов продаж хвойной целлюлозы в кипах ОАО «Архангельский ЦБК» на внутреннем рынке в 2015 году составило 31% и 32% по отношению к 2013-2014 гг.

Данные о снижении объемов продаж хвойной целлюлозы в кипах ОАО «Архангельский ЦБК» в 2015 году по отношению к 2014 году в разрезе крупнейших покупателей представлены в таблице 6.

Таблица 6

Наименование покупателя

Темп снижения закупки хвойной целлюлозы в кипах

ОАО «Троицкая бумажная фабрика»

-59%

Филиал ОАО «Группа Илим» в г. Коряжма

-100%

ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп»

-90%

ЗАО «Полицелл»

-90%

 

 

 

Сокращение числа (переключение) потребителей у ОАО «Архангельский ЦБК» в период повышения цен на хвойную целлюлозу в кипах свидетельствует об отсутствии возможности у ОАО «Архангельский ЦБК» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на данном товарном рынке в географических границах Российской Федерации.

IV. После полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиком по делу, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что ОАО «Архангельский ЦБК» в 2015 году не занимал доминирующее положение на рынке хвойной целлюлозы в кипах в связи со значительным изменением долей и порядком ранжирования хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке в течении года. Таким образом ОАО «Архангельский ЦБК» не имел возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке хвойной целлюлозы в кипах в географических границах Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в действиях ОАО «Архангельский ЦБК», рассматриваемых в рамках дела № 1-10-81/00-05-15, отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 1-10-81/00-05-15 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Архангельский ЦБК» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях ОАО «Архангельский ЦБК» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении, поддержании монопольной высокой цены на сульфатную беленую целлюлозу из хвойных пород древесины в период с января 2015 года по май 2015 года включительно.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны