Решение №АЦ/26864/17 Решение по делу 1-10-102/00-05-16 в отношении АО «ЕВРАЗ ЗСМК... от 17 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-10-102/00-05-16

 

«14» апреля 2017 г.                                                                                       г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» апреля 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» апреля 2017 г.

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-10-102/00-05-16 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее - Комиссия ФАС России),

рассмотрев дело № 1-10-102/00-05-16, возбужденное по признакам нарушения АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» (далее - АО «ЕВРАЗ ЗСМК») (место нахождения: Космическое шоссе, д. 16, г. Новокузнецк, Кемеровская обл., 654043), ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (место нахождения: ул. Беловежская, д. 4, г. Москва, 121353), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ООО «ТК «ЕвразХолдинг» монопольно высокой цены на стальные прутки термомеханически упрочненные для армирования железобетонных конструкций (далее - термомеханически упрочненная арматура) в период с 01.05.2016 по 31.05.2016, в присутствии на заседании:

<...> - уполномоченного представителя АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (доверенность от 25.08.2016 № ЗСМК/I-12) и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (доверенность 25.08.2016 № ТК ЕАХ/I-13);

<...> - уполномоченного представителя АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (доверенность от 25.08.2016 № ЗСМК/I-12) и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (доверенность от 25.08.2016 № ТК ЕАХ/I-13);

<...> - уполномоченного представителя АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (доверенность от 25.08.2016 № ЗСМК/I-12) и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (доверенность 25.08.2016 № ТК ЕАХ/I-13);

<...> - уполномоченного представителя АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (доверенность от 25.08.2016 № ЗСМК/I-12) и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (доверенность 25.08.2016 № ТК ЕАХ/I-13);

<...> - уполномоченного представителя АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (доверенность от 16.12.2016 № ТК ЕАХ/I-19) и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (доверенность от 12.01.2017 № ТК ЕАХ/I-1);

<...> - уполномоченного представителя ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (доверенность от 13.03.2017 № ТК ЕАХ/I-2).

 

УСТАНОВИЛА:

 

I. Основанием для возбуждения дела № 1-10-103/00-05-16 явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ООО «ТК «ЕвразХолдинг» по результатам рассмотрения заявлений о нарушении антимонопольного законодательства и анализа документов и материалов, представленных АО «ЕВРАЗ ЗСМК» (письма от 13.07.2016 № 101073-ДСП/16, от 20.07.2016 № 105716-ДСП/16), ООО «ТК «ЕвразХолдинг» (письмо от 26.06.2016 № 89762-ДСП/16) (далее - Письма).

В ходе анализа хозяйственной деятельности АО «ЕВРАЗ ЗСМК» установлено, что организация реализует свою продукцию как потребителям напрямую, так и через ООО «ТК «ЕвразХолдинг», входящее в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции) в одну группу лиц с АО «ЕВРАЗ ЗСМК».

ООО «ТК «ЕвразХолдинг» размещает на своём официальном сайте прейскуранты цен. Анализ прейскурантов отпускных цен на термомеханически упрочненную арматуру показал, что цены на данную продукцию (CPT с НДС руб/т) с января 2016 года по май 2016 года увеличились на 52,3%.

В соответствии с информацией, представленной ООО «ЕвразХолдинг» письмом от 11.07.2016 № 33-10.01/91, себестоимость производства арматуры АО «ЕВРАЗ ЗСМК» в период с января по май 2016 года существенно не изменилась.

Таким образом, отпускная цена на термомеханически упрочненную арматуру ООО «ТК «ЕвразХолдинг» увеличилась, при этом расходы, необходимые АО «ЕВРАЗ ЗСМК» для производства и реализации товара, существенно не изменились.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Таким образом, цена производства АО «ЕВРАЗ ЗСМК» термомеханически упрочненной арматуры в период с 01.05.2016 по 31.05.2016 имела признаки монопольно высокой цены, так как превышала сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

На основании изложенного издан приказ Федеральной антимонопольной службы от 18.07.2016 № 991/16 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» монопольно высокой цены на термомеханически упрочненную арматуру в период с 01.05.2016 по 31.05.2016,

 

II. В ходе рассмотрения дела представителями АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» были представлены письменные и устные пояснения относительно обстоятельств дела № 1-10-102/00-05-16 (письма АО «ЕВРАЗ ЗСМК» от 14.10.2016 № 151162-ДСП/16, от 12.09.2016 № 134339-ДСП/16, от 04.10.2016 № 144825-ДСП/16, от 25.11.2016 № 174992-ДСП/16, от 17.11.2016 № 170139/16, от 13.03.2017 № 35715-ДСП/17, от 13.03.2017 № 35711-ДСП/17, от 15.03.2017 № 37677-ДСП/17, от 24.03.2017 № 43314-ДСП/17, от 25.01.2017 № 11267-ДСП/17, от 20.01.2017 № 8751-ДСП/17, от 20.01.2017 № 8802-ДСП/17, от 16.02.2017 № 24229-ДСП/17; письма ООО «ТК «ЕвразХолдинг» от 12.09.2016 № 134338-ДСП/16, от 25.11.2016 № 174993-ДСП/16, от 15.11.2016 № 168233-ДСП/16, от 15.03.2017 № 37638-ДСП/17; письмо ООО «ЕвразХодинг» от 04.10.2016 № 144822-ДСП/16) (В ходе рассмотрения дела № 1-10-102/00-05-16 составлены протоколы заседаний Комиссии ФАС России от 02.11.2016, 24.01.2017, 13.02.2017).

Согласно письменным пояснениям АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг», организации не занимают доминирующее положение на рынке арматуры, в связи с чем не могут являться субъектами нарушения.

ООО «ТК «ЕвразХолдинг» было подано ходатайство об объединении дела № 1-10-102/00-05-16 с делом № 1-10-103/00-05-16, т. к. подход определения продуктовых границ, используемый в анализе рынка, приобщенном к материалам дела № 1-10-102/00-05-16, не учитывает единое функциональное назначение горячекатаной и термоупрочненной арматуры и фактические замены термоупрочненной арматуры горячекатаной, и наоборот, поскольку:

      • Деление арматуры по ГОСТам на самостоятельные рынки - ГОСТ 10884-94, ГОСТ Р 52544-2006, ГОСТ 5781-82 необоснованно.

    • Выделение отдельных рынков арматуры, произведенной по ГОСТ 10884-94 и арматуры ГОСТ Р 52544-2006 не соответствует требованиям взаимозаменяемости, предусмотренным Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Данные классы арматуры должны рассматриваться в рамках одного товарного рынка.

    • Наличие, либо отсутствие термоупрочнения не является критерием невзаимозаменяемости.

    • Термоупрочненная арматура у большинства производителей производится на том же оборудовании, что и арматура А500С.

    • Наличие частичной взаимозаменяемости одного класса арматуры на другой, при условии соблюдения требований прочности и безопасности получаемой железобетонной конструкции.

    • Горячекатаная и термоупрочненная арматура принадлежат к одной группе 090000 Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) - прокат черных металлов готовый, включая заготовку на экспорт, одному подвиду классификационных позиций Общероссийского классификатора продукции (ОК 034-2007) 27.10.83 «прутки горячекатаные, горячетянутые, экструдированные и кованые из стали (кроме нержавеющей и быстрорежущей).

    • Единым функциональным назначением горячекатаной и термоупрочненной арматуры является ее использование в производстве железобетонных конструкций, для строительства разливных по функциональному назначению зданий и сооружений.

Цена арматуры АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» в мае 2016 года не является монопольно высокой в силу следующего.

      • Условия обращения товара и состав участников рынка в мае 2016 года существенно изменились по сравнению с январем 2016 года.

      • Цена реализации арматуры в январе 2016 года была для АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» убыточной, то есть не превышала сумму необходимых расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации.

      • Цена  реализации арматуры в апреле-мае 2016 года формировалась под воздействием рыночных факторов и не превышала суммы расходов и прибыли, необходимых для ее производства и реализации.

    • Повышение цен в мае 2016 года было обусловлено существенным ростом спроса на арматуры.

    • Уровень рентабельности АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» при реализации в 2016 году арматуры сопоставим с аналогичным показателем в 2014 году.

      • Действия АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» не привели и не могли привести к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов покупателей арматуры.

 

III. Комиссия ФАС России, заслушав представителей АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах настоящего дела, установила следующее.

АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» не занимали доминирующее положение на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций в границах Российской Федерации.

Комиссия ФАС России, в связи с представленным ответчиком по делу ходатайством, направила обзор состояния конкуренции на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций от 08.07.2016 на доработку в ответственное структурное подразделение ФАС России.

В целях установления доминирующего положения АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ООО «ТК «ЕвразХолдинг» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа) и с учетом пояснений ответчиков по делу проведен анализ состояния конкуренции на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций на территории Российской Федерации за январь 2015 года - июнь 2016 года. По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций в Российской Федерации от 31.03.2017, который приобщен к материалам дела.

Временным интервалом исследования рассматриваемого товарного рынка установлен период с января 2015 года по июнь 2016 года.

Предварительное определение товара проводилось на основе:

  • условий договоров, заключенных между АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ООО «ТК ЕвразХолдинг», ПАО «Северсталь», АО «Северсталь Дистрибуция», ПАО «ЧМК», ООО «Мечел-Сервис»;

  • общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; общероссийских стандартов;

  • на основании аналитического отчета о состоянии конкуренции на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций от 25.02.2013 б/н.

Установлено, что между потребителями и производителями металлопродукции заключены договоры на поставку арматуры/стальных прутков, соответствующих требованиям - ГОСТ 5781-82, СТО АСЧМ 7-93; ГОСТ 10884-94, ГОСТ Р 52544-2006.

Данная нормативно техническая документация распространяется на стальные прутки для армирования железобетонных конструкций - горячекатаная круглая сталь гладкого и периодического профиля, предназначенная для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности товар принадлежит к группам товаров, указанных в Таблице № 1.

Таблица № 1

ОКПД

ОКПД 2

27

Металлы

24

Металлы основные

27.01.17

Железо, чугун, сталь и ферросплавы

24.1

Железо, чугун, сталь и ферросплавы

27.10

Железо, чугун, сталь и ферросплавы

24.10

Железо, чугун, сталь и ферросплавы

27.10.8

Прутки и катанка горячекатаные, горячетянутые, экструдированные и кованые

24.10.6

Прокат сортовой и катанка горячекатаные стальные

27.10.83

Прутки горячекатаные, горячетянутые, экструдированные и кованые из стали (кроме нержавеющей и быстрорежущей)

24.10.62

Прокат сортовой и катанка стальные прочие, кованые, горячекатаные, горячетянутые или экструдированные, без дополнительной обработки, включая смотанные после прокатки, из нелегированных сталей

27.10.83.110

Прутки горячекатаные, горячетянутые, экструдированные и кованые из нелегированной стали

24.10.62.120

Прокат сортовой горячекатаный прочий, без дополнительной обработки, включая смотанный после прокатки, из нелегированных сталей

27.10.83.115

Прокат стальной арматурный периодического профиля из нелегированной стали

24.10.62.213

Прокат арматурный свариваемый периодического профиля

 

 

24.10.66

Прокат сортовой и катанка из прочих легированных сталей прочие, кованые, горячекатаные, горячетянутые или экструдированные, без дополнительной обработки, включая смотанные после прокатки

27.10.83.250

Прутки горячекатаные, горячетянутые, экструдированные и кованые из прочей легированной стали

24.10.66.120

Прокат сортовой горячекатаный прочий, без дополнительной обработки, включая смотанный после прокатки, из прочих легированных сталей

 

В соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) товар принадлежит к следующим группам:

7214 99 100 0 - прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования, включая прутки, скрученные после прокатки, прочие содержащие менее 0,25 мас.% углерода, используемые для армирования бетона;

7214 20 000 0 - прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования, включая прутки, скрученные после прокатки, прочие, имеющие выемки, выступы, борозды или другие деформации, полученные в процессе прокатки или скрученные после прокатки;

7228 20 910 0 - прутки из прочих легированных сталей прочие; уголки, фасонные и специальные профили, из прочих легированных сталей; прутки пустотелые для буровых работ из легированной или нелегированной стали, прутки из кремнемарганцовистой стали, без дальнейшей обработки, кроме горячей прокатки, горячего волочения или экструдирования; горячекатаные, горячетянутые или экструдированные, без дальнейшей обработки, кроме плакирования;

7214 99 390 0 - прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования, включая прутки, скрученные после прокатки, прочие содержащие менее 0,25 мас.% углерода круглого сечения прочие, диаметром менее 80 мм;

7227 20 000 0 - прутки горячекатаные, в свободно смотанных бухтах, из прочих легированных сталей, из стали кремнемарганцовистой;

7214 99 790 0 - прутки из железа или нелегированной стали, без дальнейшей обработки, кроме ковки, горячей прокатки, горячего волочения или горячего экструдирования, включая прутки, скрученные после прокатки, прочие, содержащие 0,25 мас.% или более углерода круглого сечения, диаметром менее 80 мм.

Таким образом, товаром на рассматриваемом рынке предварительно являются стальные прутки для армирования железобетонных конструкций (далее - товар, арматура) .

Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, проанализировано:

1. Функциональное назначение и применение товара:

Основным функциональным назначением арматурного проката является использование данного товара для армирования железобетонных конструкций. Под армированием понимается усиление материала или конструкции другим материалом. Арматурный прокат – обязательный компонент монолитно-каркасного и дорожного строительства. Данный товар используется предприятиями, изготавливающими сборные железобетонные конструкции и изделия, строительными организациями в качестве каркаса для заливки лестниц, стяжки, при создании перекрытий, подземных элементов строительных конструкций и др.

2. Качественные и технические характеристики:

Арматурный прокат изготавливается в соответствии с требованиями нормативно-технической документации:

  • ГОСТ 5781-82 «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций»;

  • СТО АСЧМ 7-93 «Прокат арматурный периодического профиля»;

  • ГОСТ 10884-94 «Сталь арматурная термомеханически упрочненная для железобетонных конструкций».

  • ГОСТ Р 52544-2006 «Прокат арматурный свариваемый периодического профиля классов А500С и В500С».

Качественные и технические характеристики товара изложены в нормативно технической документации (Таблица № 1 Приложение № 2 к аналитическому отчету).

Кроме того, производители стальных прутков для армирования железобетонных конструкций изготавливают продукцию по техническим условиям. Как правило, технические условия (ТУ) разрабатывается с участием предприятия изготовителя на основе ГОСТа и имеют некоторые дополнения. Так, например:

ТУ 14-1-5473-2003 «Прокат периодического профиля класса прочности А500С и А400С в мотках для армирования железобетонных конструкций. Технические условия».

Согласно пояснительной записки к проекту данных ТУ, документ разработан на термомеханически упрочненную арматуру периодического профиля классов А500С и А400С производства ПАО «Северсталь». Необходимость разработки ТУ была обусловлена тем, что мотки термомеханически упрочнённой арматуры производства ПАО «Северсталь» имеют необработанные концы с пониженными механическими свойствами, по сравнению со свойствами арматуры основной части мотка (А500С или А400С). В этой связи возникают вопросы по приемке данной арматуры, гарантированному отделению концевых участков мотков с пониженными механическими свойствами и их применению. В разработанных ТУ вопросы нашли отражение.

Согласно ТУ 14-1-5473-2003 площадь поперечного сечения, допускаемые отклонения по массе, периодический профиль и его геометрические размеры должны соответствовать требованиям СТО АСЧМ 7, допускается изготовление проката с периодическим профилем и геометрическими размерами, соответствующими требованиям ГОСТ 5781. Химический состав, значение углеродного эквивалента, механические свойства и качество поверхности проката должны соответствовать требованиям СТО АСЧМ 7 и т.п.

 ТУ 14-1-5254-94 «Прокат периодического профиля с серповидными поперечными ребрами для армирования железобетонных конструкций. Технические условия»

Данные ТУ распространяются на прокат, изготовляемый АО «ЕВРАЗ ЗСМК» следующих видов:

  • серповидного периодического профиля диаметром от 6 до 40 мм всех классов и марок стали по ГОСТ 5781 и ГОСТ 10884 и другой нормативно-технической документации на арматурный прокат;

  • серповидного периодического профиля диаметром от 6 до 18 мм термомеханически упрочненный свариваемый классов А400С и А500С по химическому составу, механическим свойствам и профилю соответствующих требованиям стандартов Германии, Евронормам и стандарта СТО АСЧМ 7-93, в том числе и периодического профиля по ГОСТ 5781.

ТУ 14-1-5570-2008 «Прокат арматурный свариваемый для армирования железобетонных конструкций. Технические условия».

ТУ распространяется на термомеханически упрочненный свариваемый арматурный прокат периодического профиля классов А400С, А500С и А600, изготавливаемый АО «НЛМК-Урал», предназначенный для армирования железобетонных конструкций. Прокат, изготовленный согласно данному стандарту, может применяться наряду и взамен арматурного проката классов А400 по ГОСТ 5781, А400С, А500С и А600С по СТО АСЧМ 7.

Соответственно технические условия на производство стальных прутков для армирования железобетонных конструкций разработаны в соответствии c действующими ГОСТами (СТО) на продукцию.

Необходимо отметить, что в соответствии с анализом состояния конкуренции на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций от 25.02.2013 продуктовыми границами рынка являлись следующие товары:

  • стальные прутки термомеханически упрочненные для армирования железобетонных конструкций;

  • стальные прутки для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций.

Данный вывод был сделан на основании анализа цен, который показал, что разница цен на стальные прутки термомеханически упрочненные для армирования железобетонных конструкций и стальные прутки для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций превышает 10%.

Вместе с тем, анализ материалов заявлений о росте цен на стальные прутки для армирования железобетонных конструкций, в т.ч. цен, установленных производителям продукции на стальные прутки термомеханически упрочненные и стальные прутки для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций, показал одновременный рост на все виды стальных прутков для армирования железобетонных конструкций.

Согласно позиции ООО «ТК «ЕвразХолдинг», представленной письмом от 13.02.2017 б/н в настоящее время арматура А500С ГОСТ Р 52544-2006 по своим физико-механическим и химическим свойствам фактически заменила на рынке Ат400 и Ат500. Согласно ГОСТ Р 52544-2006 стальные прутки класса А500С производятся как горячекатаным способом, так и способом термоупрочнения. В настоящее время такая арматура производится только в термоупрочненном виде.

ГОСТ 10884-94, ГОСТ Р 52544-2006, ГОСТ 5781-82 предъявляют одинаковые требования к термоупрочненной арматуре классов Ат400, Ат500, А500С и к нетермоупрочненной арматуре класса AIII.

Термоупрочнение представляет собой один из способов получения определенных механических свойств арматуры. При термоупрочнении эти свойства достигаются путем обработки/охлаждения водой раскаленных стальных прутков в потоке проката. Однако, такое же качество, технические характеристики и свойства арматуры могут быть получены при способе производства без термообработки; отличается лишь способ их достижения – при этом способе производства указанные задачи решаются посредством изменения химического состава стали. Подтверждением данного довода может служить наличие арматуры класса А500 с одинаковыми свойствами, достигаемыми как посредством термоупрочнения, так и без такового.

Согласно докладу Евразийской экономической комиссии «О результатах антидемпингового расследования в отношении прутков, происходящих из Украины и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» (не конфиденциальная версия) от 2014 года, термообработка арматуры применяется для получения определенных механических свойств, которые, в свою очередь, могут быть достигнуты за счет химического состава определенной марки стали (круг имеет более широкий марочник, чем арматурный прокат). Таким образом, наличие или отсутствие термообработки не является существенным отличием в рамках производственного процесса различных видов сортового проката.

Согласно позиции ООО «ТК «ЕвразХолдинг» у большинства производителей арматура Ат600/Ат800/АТ1000 производится на том же оборудовании, что и арматура А500С. У заводов, которые в настоящее время фактически не производят арматуру Ат600/Ат800/Ат1000, их имеющееся оборудование по производству арматуры А500С позволяет без затрат или с незначительными затратами на модернизацию существующего оборудования освоить и начать производство на нем арматуры Ат600/Ат800/Ат1000.

По оценке организации финансовые вложения в модернизацию существующее оборудования составят около 25 млн. рублей, а также найма сотрудников и внедрения соответствующей технологии. Опыт организации показал, что указанные мероприятия по времени реализуется за период менее года.

<>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

 

 

 

 

Таким образом, каждый из классов прочности вне зависимости от стандарта, по которому осуществляется производство арматуры, имеет единое функциональное назначение и область использования – армирование железобетонных конструкций для строительства зданий и сооружений, т.е. усиление бетонных конструкций за счет добавления в их состав арматуры.

Таким образом, стальные прутки для армирования железобетонных конструкций целесообразно рассматривать без разбивки по сортаменту.

Согласно пункту 3.6 Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

В сфере строительства действуют своды правил (СП) - документы в области стандартизации, утверждённые федеральным органом исполнительной власти России, в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции.

Так, приказом от 29.12.2011 № 635/8 Министерства регионального развития Российской Федерации утверждены строительные правила 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения».

Согласно подразделу 6.2 «Арматура» раздела 6 «Материалы для бетонных и железобетонных конструкций» строительных правил 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения» (далее – Строительные правила 63.13330.2012), при проектировании железобетонных зданий и сооружений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к бетонным и железобетонным конструкциям, должны быть установлены вид арматуры, ее нормируемые и контролируемые показатели качества.

Для армирования железобетонных конструкций следует применять отвечающую требованиям соответствующих стандартов или утвержденных в установленном порядке технических условий арматуру следующих видов:

  • горячекатаную гладкую и периодического профиля с постоянной и переменной высотой выступов (кольцевой и серповидный профиль соответственно) диаметром 6-50 мм;

  • термомеханически упрочненную периодического профиля диаметром 6-50 мм;

  • холоднодеформированную периодического профиля диаметром 3-16 мм;

  • арматурные канаты диаметром 6-18 мм.

Кроме того, согласно пункту 5.1.15 Строительных правил 63.13330.2012, расчет и конструирование конструкций с композитной полимерной арматурой рекомендуется проводить по специальным правилам с учетом указаний Приложения Л.

Таким образом, исходя из функционального назначения товаров, выявлены товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемым для Товара, а именно:

  • холоднодеформированная арматура периодического профиля (проволока);

  • арматурные канаты;

  • композитная полимерная арматура.

Анализ функционального назначения вышеуказанной продукции показал:

1. Холоднодеформированная арматура периодического профиля (проволока) применяется для армирования железобетонных конструкций путем изготовления сварных кладочных сеток, арматурных каркасов и закладных деталей для железобетона. В свою очередь сварные сетки используются для армирования кирпичной кладки, полов, перекрытий, фундаментов, асфальтобетонных покрытий дорог, секций железобетонных фасадных заборов, в штукатурных работах, монолитном домостроении.

2. Арматурные канаты применяются для строительства дорожных развязок, эстакад, мостов, используются для подъемных механизмов.

3. Композитная арматура - это строительная арматура на основе неметаллических волокон, связанных композитным составом. Для изготовления арматуры обычно используется стекловолокно, базальтоволокно, углеволокно и т.д. Согласно информации, полученной из открытых источников, композитную арматуру используют: в конструкциях, испытывающих воздействие агрессивной среды, для укрепления оснований под строительными конструкциями различного назначения, в малоэтажном частном домостроении и т.п.

С целью выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к Товару, ФАС России проведен опрос потребителей стальных прутков для армирования железобетонных конструкций, использующих товар в производственных целях, на предмет выявления случаев фактической замены или готовности заменить в производственных целях стальные прутки другими товарами, учитывая их функциональное назначение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Покупатели указали, что не имеют возможности заменить стальные прутки на иные товары.

Так, например, в отношении композитной арматуры потребители указали, что отсутствует четкая база по расчету и применению композитной арматуры. Рекомендации сводятся к применению композитной арматуры в заглубленных и портовых сооружений и бункеров для хранения химически активных веществ. Кроме того, композитная арматура имеет низкую огнестойкость, ее нельзя варить и гнуть, данная арматура поставляется только в прутках (что ведет к увеличению отходов), обладает низкой трещиностойкостью. Дополнительно отмечено, что замена стальных прутков для армирования железобетонных конструкций композитной арматурой невозможна по технологическим причинам: оборудование рассчитано на применение арматурной стали, невозможность контактной сварки на имеющемся оборудовании, невозможность гиба и фиксации под проектным углом.

Согласно Строительным правилам 63.13330.2012, основным показателем качества арматуры, устанавливаемым при проектировании, является класс арматуры по прочности на растяжение, обозначаемый «А» - для горячекатаной и термомеханически упрочненной арматуры. При выборе вида и марок стали для арматуры, устанавливаемой по расчету, а также прокатных сталей для закладных деталей следует учитывать температурные условия эксплуатации конструкций и характер их нагружения.

В соответствии с п. 3.8 Порядка проведения анализа ФАС России был проведен тест «гипотетического монополиста» для выявления взаимозаменяемости стальных прутков для армирования железобетонных конструкций отдельно для каждого ГОСТа, марки стали, класса прочности.

Вследствие обобщения информации, полученной от покупателей в ответах на вопрос: «Какими товарами и в каком объеме Ваше предприятие предпочтет заменить товар, если цена на него долговременно (дольше одного года) повысится на 5 - 10%, а цены на остальные товары останутся неизменными?», установлено, что потребители не готовы переключиться на иные товары.

В соответствии с п. 3.9 Порядка проведения анализа, продуктовые границы товарного рынка расширяются таким образом, чтобы включить в себя товары, которые потребители будут приобретать при повышении цены на стальные прутки для армирования железобетонных конструкций на 10%, если в совокупности выполняются следующие условия:

  • в результате указанного повышения цены приобретатели будут заменять рассматриваемый товар другими товарами;

  • произойдет снижение объемов продаж предварительно определенного товара, делающее такое повышение цены невыгодным для продавца (продавцов) предварительно определенного товара.

Опрос потребителей Товара показал, что в рассматриваемый период ни одно из перечисленных условий не выполняется - приобретатели не готовы переключиться на закупку иной продукции и не снизят объемы закупки предварительно определенного товара.

Учитывая изложенное, с учетом результатов «теста гипотетического монополиста», проведенного согласно пункту 3.9 Порядка проведения анализа, установлено, что Товар не имеет взаимозаменяемых товаров.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются стальные прутки для армирования железобетонных конструкций.

Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории.

В результате анализа товаропотоков, проведенного в соответствии с пунктом 4.2 Порядка проведения анализа, установлено следующее.

По данным, представленным ФТС России, доля импорта рассматриваемых товаров на территорию Российской Федерации в рассматриваемый период не превышала 10%. Доля экспорта в 2015 году составляла <>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

, за первое полугодие 2016 года – <>*.

 

В результате анализа структуры товаропотоков определены границы территории, на которую ввозится не более 10% от общего объема товарной массы на рынке. Такими границами является территория Российской Федерации.

Результаты «теста гипотетического монополиста», проведённого в соответствии с пунктом 4.6 Порядка проведения анализа показали, что в результате повышения цены на 10% на товар в Российской Федерации при

неизменных ценах на данную продукцию за пределами Российской Федерации, основное количество опрошенных приобретателей не готово переключиться на продукцию производителей из стран СНГ и дальнего зарубежья и сохранят прежние объемы закупок.

Согласно ответам потребителей, основная причина отсутствия возможности переключения на продукцию производителей из стран СНГ и дальнего зарубежья заключается в высокой степени риска несоответствия стальных прутков требованиям нормативных документов, утвержденных в Российской Федерации.

Установлено, что большую часть арматуры производители реализуют через посреднические организации. Анализ данных о фактических регионах продаж (местоположения приобретателей), производителей арматуры и посреднических организаций показал следующее.

За период с января 2015 года по июнь 2016 года Продукция была реализована в следующие регионы Российской Федерации, согласно Таблице № 2. Анализ данных о фактических регионах продаж с разбивкой по производителям и посредническим организациям приведен в Приложении № 3 к аналитическому отчету.

Таблица № 2

Регионы реализации арматуры на территории Российской Федерации

Фактические регионы продаж арматуры производителями

Фактические регионы продаж арматуры посредническими организациями

Алтайский край, Амурская обл., Архангельская обл., Астраханская обл., Белгородская обл., Владимирская обл., Волгоградская обл., Воронежская обл., г. Москва, Еврейская автономная обл., Забайкальский край, Ивановская обл., Иркутская обл., Кабардино-Балканская Республика, Калининградская обл., Калужская обл., Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская обл., Камчатский край, Кировская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Курская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Московская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Новгородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Пензенская обл., Пермский край, Приморский край, Республика Адыгея, Республика Абхазия, Республика Алтай, Республика Армения, Республика Астана, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Марий-Эл, Республика Крым, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская обл., Рязанская обл., Самарская обл., Санкт-Петербург, Саратовская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Смоленская обл., Ставропольский край, Тамбовская обл., Тверская обл., Томская обл., Тульская обл., Тюменская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская обл., Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская обл., Чеченская Республика, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская обл.

Алтайский край, Амурская обл., Архангельская обл., Астраханская обл., Белгородская обл.,Брянская обл., Витебская обл., Владимирская обл., Волгоградская обл., Воронежская обл., г. Москва, Забайкальский край, Ивановская обл., Иркутская обл., Кабардино-Балканская Республика, Калининградская обл., Калужская обл., Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская обл., Кировская обл., Костромская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Курская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Московская обл., г. Москва, Мурманская обл., Нижегородская обл., Новгородская обл., Новосибирская обл., Омская обл., Оренбургская обл., Орловская обл., Пензенская обл., Пермский край, Приморский край, Псковская обл., Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Карелия, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Крым, Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Республика Удмуртия, Республика Хакасия, Чувашская Республика, Ростовская обл., Рязанская обл., Самарская обл., Санкт-Петербург, Саратовская обл., Сахалинская обл., Свердловская обл., Смоленская обл., Ставропольский край, Тамбовская обл., Тверская обл., Томская обл., Тульская обл., Тюменская обл., Удмуртская Республика, Ульяновская обл., Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская обл., Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская обл .

 

Таким образом, анализ товаропотоков, результаты «теста гипотетического монополиста», анализ фактических районов продаж, позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков территорию Российской Федерации.

Объем рынка стальных прутков для армирования железобетонных конструкций и доли хозяйствующих субъектов в Российской Федерации представлен в Таблице № 3.

Таблица № 3

Наименование

1 кв. 2015

2 кв. 2015

3 кв. 2015

4 кв. 2015

1 кв. 2016

2 кв. 2016

Объем реализации, т

Доля, в %

Объем реализации, т

Доля, в %

Объем реализации, т

Доля, в %

Объем реализации, т

Доля, в %

Объем реализации, т

Доля, в %

Объем реализации, т

Доля, в %

группа лиц ПАО «МЕЧЕЛ»

<…>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

 

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

группа лиц ПАО «НЛМК»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

группа лиц ПАО «Северсталь»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

АО «ЕВРАЗ ЗСМК»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

группа лиц АО «УГМК»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

ООО «РЭМЗ»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

ОАО «Амурметалл»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

ОАО «ММК»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

ООО «АЭМЗ»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

АО «ОЭМК»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

АО «РМЗ»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

ГУП «ЛПЗ»

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

Импорт

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

ИТОГО

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

<…>*

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Совокупная доля четырех хозяйствующих субъектов: группы лиц ПАО «Северсталь», группы лиц ПАО «Мечел», группы лиц ПАО «НЛМК», АО «ЕВРАЗ ЗСМК» в 2015 году, как правило, не превышает 70%, в 2016 году – превышает.

 

Таблица № 4

 

Наименование

 

1кв 2015

2кв 2015

3кв 2015

4кв 2015

1кв 2016

2кв 2016

 

группа лиц ПАО «МЕЧЕЛ»

 

<>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

 

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

 

группа лиц ПАО «НЛМК»

 

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

 

группа лиц ПАО «Северсталь»

 

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

 

АО «ЕВРАЗ ЗСМК»

 

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

<>*

 

ИТОГО, %

 

Более 70%

Менее 70%

Менее 70%

Менее 70%

Более 70%

Более 70%

 

В соответствии с пунктом 6.6 Порядка при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов;

  • в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

В соответствии с изложенным, был проведен анализ ранжирования долей крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке арматуры (поквартальный), который показал, что в течение временного интервала исследования не сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

График № 1

<>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно отметить, что производственные возможности металлопроизводителей позволяют производить на одном и том же оборудовании (сортопрокатном стане) помимо стальных прутков для армирования железобетонных конструкций, иную металлопродукцию, например, круг, уголок, шестигранник, квадрат. Объем производства и реализации конкретного сортамента металлопродукции зависит от спроса.

Кроме того, согласно пункту 6.1 Порядка расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из перечисленных в указанном пункте показателей.

С учетом изложенного, целесообразно проанализировать объем максимальных мощностей производства стальных прутков для армирования железобетонных конструкций.

Объем рынка стальных прутков для армирования железобетонных конструкций и доли хозяйствующих субъектов в Российской Федерации (расчет по максимальным производственном мощностям) представлен в Таблице № 5.

Таблица № 5

 

Наименование

 

Мощность,

тонн в год

Доля, в %

группа лиц ПАО «МЕЧЕЛ»

<>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

 

<>*

группа лиц ПАО «НЛМК»

<>*

<>*

группа лиц ПАО «Северсталь»

<>*

<>*

АО «ЕВРАЗ ЗСМК»

<>*

<>*

группа лиц АО «УГМК»

<>*

<>*

ООО «РЭМЗ»

<>*

<>*

ОАО «Амурметалл»

<>*

<>*

ОАО «ММК»

<>*

<>*

ООО «АЭМЗ»

<>*

<>*

АО «ОЭМК»

<>*

<>*

АО «РМЗ»

<>*

<>*

ГУП «ЛПЗ»

<>*

<>*

ИТОГО

<>*

<>*

 

Согласно Таблице № 5:

Совокупная доля пяти хозяйствующих субъектов не превышает 70%.

При этом расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке с использованием данных о производственных мощностях не позволяет учесть объем импорта.

Результаты анкетирования производителей стальных прутков для армирования железобетонных конструкций показали, что на рассматриваемом рынке существуют вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты.

Так же к барьерам входа на рассматриваемые товарные рынки следует отнести значительные первоначальные капитальные финансовые вложения для входа хозяйствующего субъекта на рассматриваемые товарные рынки при длительных сроках окупаемости.

Вместе с тем, совокупность имеющейся информации о рынке арматурного проката в Российской Федерации, количество существующих на рассматриваемых рынках производителей продукции, в том числе предприятий, не осуществляющих производство товара в анализируемом периоде, но имеющим мощности для производства арматурного проката, позволяет сделать вывод о преодолимости барьеров входа на рассматриваемые товарные рынки.

Важно отметить, что производственные мощности металлургических заводов, осуществляющих производство сортового проката, позволяют организациям производить ряд номенклатуры на одном и том же оборудовании (стальные прутки для армирования железобетонных конструкций, круг, уголок, шестигранник и т.п.) исходя из возможностей оборудования и спроса на конкретную металлопродукцию.

Кроме того, в обозримой ретроспективе на рассматриваемом товарном рынке зафиксирован вход новых хозяйствующих субъектов. Так, в середине 2013 года ООО «НЛМК-Калуга» запустило производство стальных прутков для армирования железобетонных конструкций (<>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

). В декабре 2013 года начало работу ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково», специализирующееся на производстве сортового проката, в т.ч. стальных прутков для армирования железобетонных конструкций (<>

*

информация, предназначенная для служебного пользования

 

).

 

Проведённый анализ состояния конкуренции показал, что на рынке стальных прутков для армирования железобетонных конструкций Российской Федерации действует множество хозяйствующих субъектов (более 10), в течении рассмотренного временного интервала происходит ранжирование долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, барьеры входа на рынок являются преодолимыми. Таким образом, на рынке стальных прутков для армирования железобетонных отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.

 

      • После полного и всестороннего изучения обстоятельств дела, оценив доказательства и доводы, представленные ответчиками по делу, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что на рынке стальных прутков для армирования железобетонных отсутствуют хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.

АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» не занимали доминирующее положение на рынке стальных прутков термомеханически упрочненных для армирования железобетонных конструкций, тем самым, не имели возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения данного товара в географических границах Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

      • совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов;

      • в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

      • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в действиях АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг», рассматриваемых в рамках дела № 1-10-102/00-05-16, отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 1-10-102/00-05-16 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «ЕВРАЗ ЗСМК», ООО «ТК «ЕвразХолдинг» на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией ФАС России действиях.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны