Определение №АЦ/28976/14 Определение о продлении срока проведения административного р... от 18 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о продлении срока проведения административного

расследования по делу об административном правонарушении

№ 4-14.31-307/00-05-14

 

 

«18» июля 2014 г.                                                                              г. Москва

 

Я, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Юрьевич Цариковский, рассмотрев решение по делу № 1-00-190/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» (место нахождения – ул. Петра Романова, д. 7, стр.1, г. Москва,115193; ОГРН 1027739276311; ИНН 7717036797, КПП 772301001), в отношении ФГУП «Военизированная горноспасательная часть»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-00-190/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) решением от 22.04.2014 признала ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» (далее — ФГУП «ВГСЧ») нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, в административных границах Оренбургской области, в части установления в 2013 г. монопольно высокой цены на услуги по горноспасательному обслуживанию для ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» (далее — ОАО «Гайский ГОК»).

ФГУП «ВГСЧ» зарегистрировано 06.11.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве: ОГРН 1027739276311; ИНН 7717036797, КПП 772301001.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее – Порядок проведения анализа), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 в рамках рассмотрения дела № 1-00-190/00-05-13 проведено исследование товарного рынка услуг по горноспасательному обслуживанию за период 2012 - 2013 гг.

На основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность в сфере горноспасательного обслуживания, а также сведений, представленных аварийно-спасательными службами (формированиями) и организациями-приобретателями услуг по горноспасательному обслуживанию, установлено следующее.

Пользователи недр, ведущие горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами (статья 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»).

Аналогичное требование к горным работам содержится в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности).

Объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях относятся к категории опасных производственных объектов (Приложение № 1 к Закону о промышленной безопасности).

В соответствии со статьей 10 Закона о промышленной безопасности организации, эксплуатирующие данные объекты, обязаны заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

Целью горноспасательного обслуживания является обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организаций, эксплуатирующих объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Услуги по горноспасательному обслуживанию - это деятельность профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по обеспечению готовности к выполнению комплекса мер по спасанию людей и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций, а также оказанию комплекса работ по спасанию людей и ликвидации аварий и чрезвычайных ситуаций на территориях организаций, ведущих горные и другие работы на опасных производственных объектах угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности и подземного строительства в период их строительства, реконструкции, эксплуатации, ликвидации или консервации.

Замена услуг по горноспасательному обслуживанию на иной вид услуг невозможна в силу особенностей нормативного регулирования деятельности в сфере проведения горных работ.

Ввиду специфики обслуживания различных опасных производственных объектов, а также разницы в стоимости услуг по горноспасательному обслуживанию в зависимости от способа ведения горных работ и характера работ, выполняемых на опасных производственных объектах, в рамках исследования были выделены два обособленных товарных рынка, продуктовыми границами которых являются:

- услуги по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом;

- услуги по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы (строительство) в подземных условиях.

На основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность аварийно-спасательных служб (формирований) в сфере горных работ, результатов опроса приобретателей услуг по горноспасательному обслуживанию, анализа фактических районов оказания услуг в качестве географических границ рынков услуг по горноспасательному обслуживанию определены  административные границы субъектов Российской Федерации.

В рамках проведенного анализа, в зависимости от способа ведения горных работ, а также характера работ выполняемых на опасных производственных объектах, выделены две группы потребителей, действовавших на разных товарных рынках:

1) организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом (в частности, такими потребителями услуг по горноспасательному обслуживанию являются организации, осуществляющие деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом);

2) организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы (строительство) в подземных условиях (в частности, такими потребителями услуг по горноспасательному обслуживанию являются горно-обогатительные комбинаты, осуществляющие разработку угольных месторождений открытым способом).

В соответствии с Законом о промышленной безопасности и иными нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере горных работ, услуги по горноспасательному обслуживанию могут предоставлять только профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона об аварийно-спасательных службах профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) – это аварийно-спасательные службы (формирования), которые созданы на постоянной штатной основе.

Профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования) подлежат обязательной регистрации и аттестации.

В ходе исследования были выявлены следующие хозяйствующие субъекты, действовавшие на рынках услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом: ФГУП «ВГСЧ», ОАО «Агрохиминвест»; ЗАО «Промышленная безопасность»; ООО «ПГС Восточной Сибири»; ФКУ «АСФ «Северо-восточная противофонтанная военизированная часть».

На рынках услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы (строительство) в подземных условиях, действуют следующие профессиональные аварийно-спасательные службы (формирования): ФГУП «ВГСЧ», ОАО «Высокогорский горно-обогатительный комбинат»; ФГКУ «УВГСЧ в строительстве»; ЗАО «Промышленная безопасность»; ООО «ПГС Восточной Сибири»; ООО «ПАСФ «ОВГСВ»; ООО «ПАСС ВГСЧ Сибири»; ООО «Группа компаний «ТЕХНОСПАС»; ООО «Айлэнд Дженерал Сервисес»; ГБУ «АСС»; МБУ «Служба спасения города Нижний Тагил».

Возможность доступа на рынки услуг по горноспасательному обслуживанию ограничена высокими барьерами. Основными барьерами входа на рынки услуг по аварийно-спасательному (горноспасательному) обслуживанию являются:

- высокие капитальные затраты и первоначальные инвестиции для создания новой аварийно-спасательной службы (формирования);

- экономическая нецелесообразность создания новой аварийно-спасательной службы (формирования), в случае если на территории уже функционирует аварийно-спасательная служба (формирование), осуществляющая горноспасательное обслуживание организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

- необходимость прохождения аттестации и получения свидетельства на право ведения горноспасательных работ.

Таким образом, барьеры входа на рынки услуг по горноспасательному обслуживанию (вне зависимости от способа ведения горных работ и характера работ, осуществляемых на опасных производственных объектах, эксплуатируемых организациями) в географических границах субъектов Российской Федерации являются высокими, что ограничивает вход на рынки новых хозяйствующих субъектов.

По результатам анализа состояния конкуренции на рассматриваемых рынках установлено, что рынки услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, в административных границах субъектов Российской Федерации являются высококонцентрированным, и следовательно, относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией.

ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» занимает долю свыше 50 % и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение на рынках услуг по горноспасательному обслуживанию предприятий, ведущих горные работы подземным способом, в географических границах следующих субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Оренбургская область, Свердловская область, Челябинская область, Республика Алтай, Алтайский край, Белгородская область, Иркутская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская республика, Кемеровская область, Республика Коми, Курская область, Магаданская область, Приморский край, Ростовская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Республика Хакассия.

Проведенный анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, в административных границах субъектов Российской Федерации позволил установить следующее:

1) положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынках услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, в границах субъектов Российской Федерации, где существует две и более аварийно-спасательных службы (формирования), не может быть признано доминирующим, поскольку в данном случае переключение организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, с одной аварийно-спасательной службы (формирования) на другую, как правило, не требует затрат ни от аварийно-спасательной службы (формирования), ни от обслуживаемой организации. Это подтверждают факты перехода организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, от одной аварийно-спасательной службы (формирования) к другой в рамках административных границ субъектов Российской Федерации, и связанные с этим колебания значений долей хозяйствующих субъектов на таких рынках. Такая ситуация сложилась в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Оренбургская область, Свердловская область, Челябинская область, Еврейская автономная область, Кемеровская область, Краснодарский край, Красноярский край, Московская область, Сахалинская область;

2) работы на некоторых опасных производственных объектах, где ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, носят сезонный характер. В этой связи в некоторых субъектах Российской Федерации доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, колеблются от 100 % в одном периоде до 0 % в другом. На основании этого, положение хозяйствующих субъектов на таких рынках не может быть признано доминирующим. К таким рынкам относятся рынки услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, в административных границах Республики Алтай, Республики Бурятия, Забайкальского края, Ямало-Ненецкий автономного округа;

3) ФГУП «ВГСЧ» занимает доминирующее положение на рынках услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, обогащение полезных ископаемых, работы (строительство) в подземных условиях, в границах следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Приморский край, Ростовская область, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакассия.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что ФГУП «ВГСЧ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, в административных границах Оренбургской области, где расположено ОАО «Гайский ГОК».

Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

ОАО «Гайский ГОК» осуществляет горные работы подземным способом и относится к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.

В этой связи, в соответствии со статьей 10 Закона о промышленной безопасности в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии ОАО «Гайский ГОК» обязано заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на горноспасательное обслуживание.

В 2012-2014 гг.  ОАО «Гайский ГОК» ежегодно заключало договоры на горноспасательное обслуживание с ФГУП «ВГСЧ», от лица которого выступал его филиал «Военизированный горноспасательный отряд Урала» (далее – «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ») (место нахождения: ул. Степана Разина, д. 109, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620130).

Филиал «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ» зарегистрирован и аттестован как профессиональное аварийно-спасательное формирование, в состав которого входят взводы с зоной ответственности, где размещены опасные производственные объекты ОАО «Гайский ГОК».

Опасные производственные объекты ОАО «Гайский ГОК», расположенные на территории Оренбургской области, обслуживает Гайский военизированный горноспасательный взвод «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ» (далее – Гайский ВГСВ).

В результате анализа договоров на горноспасательное обслуживание ОАО «Гайский ГОК» установлено, что в 2013 г. «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ» повысило стоимость горноспасательного обслуживания для данной организаций.

Согласно заявлению ОАО «Гайский ГОК», «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ» повысило стоимость горноспасательного обслуживания необоснованно, используя свое доминирующее положение на соответствующем рынке.

Комиссия, рассмотрев доводы лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы дела, установила следующее.

ФГУП «ВГСЧ» находится в ведении МЧС России (пункт 1.5. Устава ФГУП «ВГСЧ», утвержденный приказом МЧС России от 31.03.2011 №1 57) и в своей деятельности руководствуется ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе:

- Положением о военизированных горноспасательных частях, находящихся в ведении МЧС России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 45 (далее – Положение о ВГСЧ);

- Приказом МЧС России от 20.05.2011 № 256 «О применении в системе МЧС России нормативных правовых и иных актов по вопросам деятельности военизированных горноспасательных частей до принятия соответствующих нормативных правовых актов МЧС России» (далее – Приказ МЧС России от 20.05.2011 №256).

Так, согласно пункту 23 Положения о ВГСЧ, военизированные горноспасательные части осуществляют горноспасательное обслуживание на возмездной основе за счет средств организаций.

Согласно пояснениям ФГУП «ВГСЧ» относительно порядка установления стоимости горноспасательного обслуживания, не представляется возможным установить цены (тарифы) по горноспасательному обслуживанию в силу специфики данной услуги (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 05.02.2013 № 91-01-01-23). Стоимость оказания услуг по горноспасательному обслуживанию определяется на основании расходов по смете, исходя из нормативных документов. При этом, в смете не учитываются расходы на выполнение аварийно-спасательных, технических работ, в том числе и по спасению людей. Данные расходы возмещаются по факту: компенсация материальных расходов, потери оборудования и дополнительные выплаты горноспасателям за вредные условия труда.

Для расчета стоимости услуг по горноспасательному обслуживанию ФГУП «ВГСЧ» использует нормативы численности работников горноспасательных частей.

В соответствии с Приказом МЧС России от 20.05.2011 № 256 нормативная численность подразделений ФГУП «ВГСЧ» определяется разделом II «Нормативов организации военизированных горноспасательных частей ФГУП СПО «Металлургбезопасность», утвержденных Заместителем председателя Федерального горного и промышленного надзора России от 04.12.1995 (далее – Нормативы ВГСЧ).

На основе Нормативов ВГСЧ, в зависимости от взрывоопасности и пожароопасности шахт, их аварийной опасности, специфики и трудоемкости ликвидации возможных аварий, количества шахт в районе, их производственной мощности, горнотехнических условий и удаленности от действующих в данном регионе подразделений ФГУП «ВГСЧ» определяется структура и количество горноспасательных подразделений, их дислокация, а также штатная численность военизированных горноспасательных отрядов ФГУП «ВГСЧ». Указанные данные о штатной численности сотрудников взвода используются для расчета основных статей затрат по горноспасательному обслуживанию, таких как: фонд оплаты труда, расходы на обязательное страхование оперативного состава, социальные выплаты, расходы на форменную одежду (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 30.09.2013 № 1045-01-01-23, представленное в ответ на определение об отложении рассмотрения дела от 09.09.2013 № 05/35364/13).

Основным документом, регламентирующим размер и направление затрат на содержание военизированного горноспасательного отряда, служит смета расходов на обеспечение ее деятельности. В смете расходов 70-75 % составляют затраты на оплату труда работников, социальные выплаты и начисления страховых взносов.

Расходы по оплате труда горноспасателей регламентируются Положением о денежном довольствии личного состава военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденное Управлением гражданских отраслей промышленности Федерального агентства по промышленности 26.12.2006 (далее – Положение о денежном довольствии).

В соответствии с указанным положением о денежном довольствии размер заработной платы личного состава ФГУП «ВГСЧ» устанавливается на уровне заработной платы работников обслуживаемых горных предприятий, из числа которых он комплектуется, и не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих специальностей обслуживаемых предприятий. Уровень заработной платы устанавливается на основании сведений обслуживаемых организаций о средней заработной плате их работников, статистических данных рейтингов и прогнозов по заработной плате, опубликованных в официальных источниках.

Планирование расходов по смете, в том числе материальных и прочих затрат на год, осуществляется ФГУП «ВГСЧ» на основании коэффициента инфляции, удорожающих объективных факторов, местных норм на энергоносители, уровня приравнивания заработной платы и других факторов.

При расчете стоимости горноспасательного обслуживания на 2013 г. ФГУП «ВГСЧ» планировало, что расходы на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов при оказании услуг ОАО «Гайский ГОК» в 2013 г. (представлены ФГУП «ВГСЧ» письмом от 30.09.2013 № 1045-01-01-23) по сравнению с 2012 г. вырастут на 95,78% (с 32 329 300 руб. до 63 296 500 руб.).

ФГУП «ВГСЧ»  в конце 2012 г. при заключении договоров на оказание услуг по горноспасательному обслуживанию на 2013 г. на основе планируемых расходов предложило ОАО «Гайский ГОК» цены, которые превышали раннее установленные на 95,78 % (63 296 441 руб. согласно проекту договора на 2013 г. вместо 32 329 280 руб. по договору 2012 г.).

Окончательная стоимость горноспасательного обслуживания для ОАО «Гайский ГОК» осталась на уровне цены, первоначально предложенной ФГУП «ВГСЧ».

Таким образом, в 2013 г. рост стоимости услуг по горноспасательному обслуживанию относительно уровня 2012 г. составил для ОАО «Гайский ГОК» 95,78 % (с 32 329 280 руб. по договору от 20.12.2011 № 1/3ГС/2012 до 63 296 441 руб. по договору от 20.11.2012 №1/3ГС/2013).

При этом на основе сведений об исполнении сметы расходов на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ, а также данных бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 20 «ВГСО Урал» ФГУП «ВГСЧ») за 2012 и 2013 гг. (письма ФГУП «ВГСЧ» от 11.11.2013 № 126-01-01-23, от 26.02.2014 № 217-01-01-23), Комиссией установлено, что при оказании услуг ОАО «Гайский ГОК» фактические расходы ФГУП «ВГСЧ» на горноспасательное обслуживание в 2013 г. (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 26.02.2014 № 217-01-01-23) по сравнению с 2012 г. выросли на 48,53 % .

Фактические расходы, необходимые для горноспасательного обслуживания ОАО «Гайский ГОК» рассчитаны исходя из совокупных расходов Гайского ВГСВ. Данный подход основан на том, что Гайский ВГСВ обслуживает одно предприятие, эксплуатирующее опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом — ОАО «Гайский ГОК». Причем средства, полученные «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ» за осуществление горноспасательного обслуживания ОАО «Гайский ГОК», составляют практически весь объем выручки Гайского ВГСВ.

В результате анализа динамики стоимости горноспасательного обслуживания и расходов, необходимых для их оказания, Комиссия пришла к выводу, что рост стоимости горноспасательного обслуживания ОАО «Гайский ГОК» в 2013 г. по сравнению с 2012 г. превышал рост расходов на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ по горноспасательному обслуживанию ОАО «Гайский ГОК».

Рост расходов, в частности, был обусловлен необходимостью обновления и ремонта горноспасательного оборудования взводов, а также исполнения ФГУП «ВГСЧ» требований Положения о денежном довольствии личного состава военизированных горноспасательных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденного Начальником управления гражданских отраслей промышленности Федерального агентства по промышленности 26.12.2006, Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положения о военизированных горноспасательных частях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 45.

Учитывая изложенное, Комиссия на основе пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции пришла к выводу о том, что для ОАО «Гайский ГОК» в 2013 г. ФГУП «ВГСЧ» установило монопольно высокую цену на услуги по горноспасательному обслуживанию путем повышения ранее установленной цены услуги, и при этом выполняется совокупность следующих условий:

- рост стоимости горноспасательного обслуживания превышал рост расходов на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов, эксплуатируемых данной организацией;

- состав аварийно-спасательных служб (формирований), осуществляющих горноспасательное обслуживание организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, а также состав организаций-потребителей услуг по горноспасательному обслуживанию на рассматриваемом рынке в административных границах Оренбургской области в рассматриваемый период остались неизменным;

-  условия обращения рассматриваемого товара на соответствующем товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, в рассматриваемый период остались неизменными.

Сопоставимого товарного рынка рынку услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, в административных границах Оренбургской области по объему предоставляемых услуг, составу аварийно-спасательных служб (формирований), а также составу организаций - потребителей услуг по горноспасательному обслуживанию, характеристикам опасных производственных объектов, эксплуатируемых такими организациями, и условиям доступа на рынок, на территории Российской Федерации не выявлено.

Комиссией также не установлено наличие сопоставимого товарного рынка за пределами территории Российской Федерации.

При этом, согласно данным об исполнении сметы расходов, представленным ФГУП «ВГСЧ», стоимость горноспасательного обслуживания для ОАО «Гайский ГОК» в 2013 г., превысила расходы Гайского ВГСВ по обслуживанию данной организации.

Проанализировав представленные ФГУП «ВГСЧ» расчеты расходов на горноспасательное обслуживание ОАО «Гайский ГОК» (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 30.09.2013 № 1045-01-01-23), Комиссия пришла к выводу о том, что ФГУП «ВГСЧ» в 2013 г. необоснованно завысило стоимость горноспасательного обслуживания для данной организации. Расчет стоимости обслуживания ОАО «Гайский ГОК» был осуществлен исходя из необоснованно завышенной расчетной суммы расходов на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов организации.

Данный вывод Комиссии основан на следующем.

Превышение плановых значений расходов на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ над фактической величиной, наблюдается по следующим статьям затрат:

- фонд заработной платы – на 35,64 %;

- начисления на фонд заработной платы – на 26,17 %;

- социальные выплаты – 29,24 %;

- страхование оперативного состава – на 431,59 %;

- вещевое довольствие – 986,46 %;

- затраты на ремонт – 193,53 %.

В основу расчета стоимости горноспасательного обслуживания опасных производственных объектов ОАО «Гайский ГОК» на 2013 г. ФГУП «ВГСЧ» заложило данные о нормативной численности сотрудников Гайского ВГСВ, которые на 44,26 % превышают фактическую штатную численность сотрудников Гайского ВГСВ.

Анализ данных о фактической численности сотрудников Гайского ВГСВ (письма ФГУП «ВГСЧ» от 11.11.2013 г. №1 246-01-01-23 и от 25.02.2014 № 209-01-01-23), позволил установить, что при расчете фонда оплаты труда, расходов на социальные выплаты, страхование оперативного состава, расходов на форменную одежду сотрудников Гайского ВГСВ (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 30.09.2013 № 1045-01-01-23) ФГУП «ВГСЧ» использовало данные о численности сотрудников, не соответствующие как по составу, так и по количеству, фактической численности сотрудников Гайского ВГСВ.

Завышение расчетной суммы расходов горноспасательного обслуживания ОАО «Гайский ГОК» также подтверждает тот факт, что по итогам 2013 г. плановая величина расходов Гайского ВГСВ оказалась завышенной на 19,63%. Данный вывод Комиссии основан на результатах анализа данных о расчете расходов на горноспасательное обслуживание ОАО «Гайский ГОК» (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 30.09.2013 № 1045-01-01-23), прогнозной сметы на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 11.11.2013 № 126-01-01-23), сведений об исполнении сметы расходов на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 26.02.2014 № 217-01-01-23).

Кроме того, согласно данным бухгалтерского баланса в части оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ» расходы Гайского ВГСВ в 2013 г. на 14,5 % меньше, чем аналогичные расходы по смете, представленной ФГУП «ВГСЧ».

В результате анализа сведений и документов, имеющихся в материалах дела, Комиссией установлено отсутствие документов, полностью подтверждающих обоснованность величины фактических расходов на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ (в том числе, договоры на поставку товаров, оказание услуг, осуществление работ).

В материалах, подтверждающих обоснованность величины затрат, заложенных в стоимость горноспасательного обслуживания, представленных ФГУП «ВГСЧ» (письма от 11.11.2013 № 1246-01-01-23, от 26.02.2014 № 217-01-01-23), содержатся документы, которые подтверждают 21,57 % от величины фактических расходов на обеспечение деятельности Гайского ВГСВ.

Вместе с тем, среди документов, представленных ФГУП «ВГСЧ» (письма от 11.11.2013 № 1246-01-01-23, от 26.02.2014 № 217-01-01-23), отсутствуют документы, подтверждающие величину затрат на социальные выплаты, расходы на управление. В соответствии с пояснениями ФГУП «ВГСЧ», содержащимися в расчете расходов на горноспасательное обслуживание ОАО «Гайский ГОК» на 2013 г. (письмо от 30.09.2013 № 1045-01-01-23), социальные выплаты включают в себя в том числе оплату стоимости путевок в санатории, дома отдыха, курорты, профилактории; выплату пособия на лечение; оплата путевок в детские оздоровительные учреждения.

Кроме того, в основной части договоров на поставку товара, оказание услуг, осуществление работ, актах о приеме-передаче основных средств, представленных ФГУП «ВГСЧ» в целях обоснования величины затрат, заложенных в стоимость горноспасательного обслуживания (письмо от 11.11.2013 № 1246-01-01-23), в качестве контрагента выступает ФГУП «ВГСЧ» в лице командира отряда филиала «ВГСО Урала» ФГУП «ВГСЧ», в качестве организации-получателя - филиал ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» «ВГСО Урала». Следовательно, определить для обеспечения обслуживания какого предприятия, эксплуатирующего опасные производственные объекты, были осуществлены расходы, а значит полностью обосновать величину расходов на обслуживание предприятий не представляется возможным.

Таким образом, во ФГУП «ВГСЧ» отсутствует прозрачная система распределения закупаемых материально-технических средств, работ, услуг среди обслуживаемых предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

Дополнительным фактом, подтверждающим установление в 2013 г. необоснованно высокой стоимости горноспасательного обслуживания для ОАО «Гайский ГОК», является снижение цены данной услуги для данной организации в 2014 г. (письмо ФГУП «ВГСЧ» от 10.01.2012 № 07-01-01-23).

В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.

ФГУП «ВГСЧ» занимает доминирующее положение на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, в административных границах Оренбургской области, где расположено ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат»

ФГУП «ВГСЧ» в 2013 г. установило монопольно высокую цену на услуги по горноспасательному обслуживанию для ОАО «Гайский ГОК» путем повышения ранее установленной цены услуги, при этом выполняется совокупность следующих условий:

- рост стоимости горноспасательного обслуживания превышал рост расходов на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов, эксплуатируемых данной организацией;

- состав аварийно-спасательных служб (формирований), осуществляющих горноспасательное обслуживание, а также состав организаций-потребителей услуг по горноспасательному обслуживанию на рассматриваемом рынке в рассматриваемый период остались неизменными;

- условия обращения рассматриваемого товара на соответствующем товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, в рассматриваемый период остались неизменными.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольной высокой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, рассматриваемые действия ФГУП «ВГСЧ» подпадают под запрет, установленный в пункте 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением Комиссии ФАС России по делу № 1-00-190/00-05-13 от 22.04.2014 (исх. № 05/16064/14 от 22.04.2014) ФГУП «ВГСЧ» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы подземным способом, в административных границах Оренбургской области, в части установления в 2013 г. монопольно высокой цены на услуги по горноспасательному обслуживанию для ОАО «Гайский ГОК».

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП).

На этом основании, начальником отдела рудно-сырьевого комплекса и драгметаллов Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России А.В. Бритиковым вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.31-307/00-05-14 и проведении административного расследования от 19.06.2014 (исх. ФАС России № 05/24418/14 от 19.06.2014).

В процессе административного расследования установлено, что договор № 1/3ГС/2013 на оказание возмездных услуг по аварийно-спасательному (горноспасательному) обслуживанию между ФГУП «ВГСЧ» и ОАО «Гайский ГОК» (далее — Договор), в котором установлена стоимость услуг по горноспасательному обслуживанию ОАО «Гайский ГОК» на 2013 г., был заключен 20.11.2012. При этом, согласно пункту 7.1. Договора, Договор был заключен на срок с 01.01.2013 по 31.12.2013, и горноспасательное обслуживание ОАО «Гайский ГОК» осуществлялось ФГУП «ВГСЧ» по Договору в период с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Указанное обстоятельство требует дополнительного выяснения с целью установления фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Руководствуясь частями 5 и 5.1 статьи 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Продлить срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 4-14.31-307/00-05-14 в отношении ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» (место нахождения – ул. Петра Романова, д. 7, стр.1, г. Москва,115193; ОГРН 1027739276311; ИНН 7717036797, КПП 772301001) до 15.08.2014.

2. В соответствии со статьей 26.10 КоАП ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие документы (сведения и материалы), заверенные надлежащим образом:

- копии документов, подтверждающих факт оплаты ОАО «Гайский ГОК» услуг по горноспасательному обслуживанию, предусмотренных договором от 20.11.2012 № 1/3ГС/2013 на оказание возмездных услуг по аварийно-спасательному (горноспасательному) обслуживанию, заключенным между ФГУП «ВГСЧ» и ОАО «Гайский ГОК»;

- сведения о точной дате подписания ФГУП «ВГСЧ» и ОАО «Гайский ГОК» договора от 20.11.2012 № 1/3ГС/2013 на оказание возмездных услуг по аварийно-спасательному (горноспасательному) обслуживанию.

Указанная информация должна быть заверена законным представителем или должностным лицом ФГУП «Военизированная горноспасательная часть», обладающим соответствующими полномочиями, с приложением документов, подтверждающих данные полномочия.

3. Законному представителю ФГУП «Военизированная горноспасательная часть» явиться «15» августа 2014 г. в «11» часов «00» минут в ФАС России (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, этаж 6, ком. 607-В) для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 4-14.31-307/00-05-14, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

В соответствии с частью 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны