Определение №05/37930/21 Определение о назначении дела № 05/01/10-23/2021 о нарушении... от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 05/01/10-23/2021 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

11 мая 2021 г.                                                                                       г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Основанием для возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях  публичного акционерного общества «Северсталь» (далее ‒ ПАО «Северсталь»), выявленные, в том числе по итогам анализа информации о ситуации на рынке горячекатаного плоского проката в Российской Федерации.

Начиная с 4 квартала 2020 года по настоящее время в Федеральную антимонопольную службу поступают заявления о росте цен на горячекатаный плоский прокат. Производство горячекатаного плоского проката на территории Российской Федерации осуществляют металлургические компании.

ФАС России с целью анализа сложившейся ситуации в адрес металлургических предприятий направлены мотивированные требования о предоставлении документов и информации от 18.12.2020 № 22/111645/20 и от 26.03.2021 № 05/23229/21 (далее – запросы информации ФАС России).

В ответ на запросы информации ФАС России ПАО «Северсталь» представлены запрашиваемые документы и информация, которые приобщены к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Также установлено, что у ПАО «Северсталь» имеется сервис онлайн-продаж в сети «Интернет» по адресу «https://market.severstal.com/ru/ru» (далее – сервис онлайн-продаж ПАО «Северсталь»). При использовании сервиса онлайн-продаж доступна информация о ценах, в том числе на горячекатаный плоский прокат.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Таким образом, п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции распространяется на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 14 ст. 44 Закона о защите конкуренции определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению должно содержать описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии.

С  учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 39 и п. 3 ч. 14 ст. 44 Закона о защите конкуренции далее по тексту настоящего определения содержится описание признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии.

В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на  товарном рынке», ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке горячекатаного плоского проката на территории Российской Федерации, по результатам которого было установлено, что ПАО «ММК», ПАО «НЛМК»
и ПАО «Северсталь» занимают коллективное доминирующее положение на рынке горячекатаного плоского проката в границах Российской Федерации в 2019-2020 годах. Аналитический отчет от 23.04.2021 приобщен к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

В ФАС России отсутствует информация, подтверждающая наличие сопоставимого с рынком горячекатаного плоского проката товарного рынка.

В настоящем определении информация о ценах, необходимых расходах и прибыли ПАО «Северсталь» на рынке горячекатаного плоского проката не отражена, так как ответы на запросы информации ФАС России предоставлены
ПАО «Северсталь» с грифом «коммерческая тайна». При этом указанные данные приобщены к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства в полном объеме.

В результате анализа информации, представленной ПАО «Северсталь» в ответ на запросы ФАС России и размещенной на сервисе онлайн-продаж
ПАО «Северсталь», выявлено, что цены ПАО «Северсталь» на горячекатаный плоский прокат в первом полугодии 2021 года значительно превышают цены реализации соответствующей продукции в 2020 году.

На основании информации о ценах на горячекатаный плоский прокат, размещенной в публичном доступе на сервисе онлайн-продаж ПАО «Северсталь», выявлено, что цены ПАО «Северсталь» на горячекатаный плоский прокат в апреле и мае 2021 года увеличились по сравнению с ценами предыдущих периодов.

Так, по состоянию на 13.04.2021 цены на горячекатаный плоский прокат в зависимости от параметров находились в диапазоне от 74,2 до 140,4 тыс. руб./т с НДС, 07.05.2021 в диапазоне от 98,5 до 141 тыс. руб./т с НДС.

Увеличение цен отмечается и по конкретному сортаменту продукции, так, например, цена на горячекатаный лист ст3сп 3*1250*2500 на сервисе онлайн-продаж ПАО «Северсталь» (склад в г. Воронеж) составляла:

13.04.2021 – 80 500 руб./т с НДС;

21.04.2021 – 90 500 руб./т с НДС (т.е. + 12,4% к предыдущей дате);

07.05.2021 – 99 400 руб./т с НДС (т.е. + 9,8% к предыдущей дате).

С учетом имеющихся на дату вынесения настоящего определения в материалах дела документов, анализа расходов, необходимых ПАО «Северсталь» для производства и реализации горячекатаного плоского проката, установлено, что изменение расходов, необходимых ПАО «Северсталь» для производства и реализации горячекатаного плоского проката, за соответствующий период не соответствует изменению цены ПАО «Северсталь» на горячекатаный плоский прокат: цена увеличилась несоразмерно увеличению расходов.

При этом, ПАО «Северсталь» за весь исследуемый период (с 2019 года по 2020 год) реализовывало горячекатаный плоский прокат с положительной рентабельностью. Рентабельность ПАО «Северсталь» в первом полугодии 2021 года увеличилась.

В ФАС России отсутствует и не представлена информация, подтверждающая существенные изменения состава продавцов или покупателей на рынке горячекатаного плоского проката в Российской Федерации.

По данным информационно-аналитических агентств, имеющихся в ФАС России и приобщенным к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, не установлено изменений условий обращения горячекатаного плоского проката в Российской Федерации соразмерных изменению цены ПАО «Северсталь» на горячекатаный плоский прокат в рассматриваемом периоде.

Таким образом, в действиях ПАО «Северсталь» на рынке горячекатаного плоского проката в Российской Федерации выявлены признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на горячекатаный плоский прокат в первом полугодии 2021 года путем повышения ранее установленной цены товара.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 27.04.2021
№ 411/21 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения
ПАО «Северсталь» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Назначить дело № 05/01/10-23/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 26 мая 2021 года в 11:30 по адресу:
г. Москва, Садовая Кудринская, д. 11, зал коллегии.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 05/01/10-23/2021
о нарушении антимонопольного законодательства в качестве ответчика по делу ПАО «Северсталь» (место нахождения: ул. Мира, д. 30, г. Череповец, Вологодская область, 162608, ИНН:
3528000597).

3. ПАО «Северсталь» в течение 7 (семи) рабочих дней с даты получения настоящего определения представить в ФАС России, в том числе по адресам электронной почты delo@fas.gov.ru и yosipova@fas.gov.ru, следующую информацию и документы:

3.1. Сведения об основных показателях хозяйственной деятельности
ПАО «Северсталь» по производству и (или) реализации горячекатаного плоского проката за период с 01.01.2019 по 01.12.2020 и с 01.03.2021 по 30.04.2021 по формам Таблиц № 1-2, данных в Приложении, в том числе в формате Microsoft Office Excel (xls, xlsx) или ином редактируемом формате.

3.2. Сведения о расходах (сведения о полной структуре себестоимости), необходимых ПАО «Северсталь» для производства и реализации горячекатаного плоского проката за период с 01.01.2019 по 01.12.2020 и с 01.03.2021 по 30.04.2021 по форме Таблицы № 3, данной в Приложении, в том числе в формате Microsoft Office Excel (xls, xlsx) или ином редактируемом формате.

3.3. Сведения о закупках сырья и комплектующих (работ, услуг), связанных с производством горячекатаного плоского проката за период с 01.01.2019 по 01.12.2020 и с 01.03.2021 по 30.04.2021 по форме Таблицы № 4, данной в Приложении, в том числе в формате Microsoft Office Excel (xls, xlsx) или ином редактируемом формате.

3.4. Сведения о наличии или отсутствии сопоставимого товарного рынка с рынком горячекатаного плоского проката в границах Российской Федерации. В случае наличия сопоставимого рынка необходимо описать критерии, по которым указанный товарный рынок является сопоставимым с рынком плоского горячекатаного проката в границах Российской Федерации, приложить подтверждающие документы и (или) указать источники информации.

3.5. Письменные пояснения относительно продаж горячекатаного плоского проката с использованием сервиса онлайн-продаж ПАО «Северсталь», в том числе порядок определения цены на горячекатаный плоский прокат с приложением соответствующих расчетов в первом полугодии 2021 года.

3.6. Копии заявок на поставку горячекатаного плоского проката, поступивших с использованием сервиса онлайн-продаж ПАО «Северсталь», и копии договоров поставки, заключенных по итогам рассмотрения указанных заявок, со всеми неотъемлемыми предложениями, дополнениями и т.п.

3.7. Письменные пояснения и копии соответствующих документов по вопросу деятельности АО «Северсталь Дистрибуция» (ИНН 3528015184) на рынке горячекатаного плоского проката, в том числе по следующим вопросам:

- описание критериев разделения продаж горячекатаного плоского проката между ПАО «Северсталь» и АО «Северсталь Дистрибуция», с приложением копий соответствующих соглашений/договоров, регламентирующих данный процесс, в том числе взаимодействие ПАО «Северсталь» и АО «Северсталь Дистрибуция»;

- описание процесса установления цены на горячекатаный плоский прокат у АО «Северсталь Дистрибуция», с приложением документов, регламентирующих данный процесс, в том числе взаимодействие ПАО «Северсталь» и АО «Северсталь Дистрибуция».

3.8. Копии документов, в соответствии с которыми ПАО «Северсталь» устанавливало (формировало) цену и осуществляло торгово-сбытовую деятельность на рынке горячекатаного плоского проката в период с 01.01.2019 по дату получения настоящего определения (например, политика ценообразования, торгово-сбытовая политика, коммерческая политика).

3.9. Копии документов, в соответствии с которыми ПАО «Северсталь» определяло/формировало себестоимость горячекатаного плоского проката (расходы необходимые для производства и реализации горячекатаного плоского проката) в период с 01.01.2019 по дату получения настоящего определения, в том числе устанавливающих порядок отнесения затрат к коммерческим и общехозяйственным (например, учетная политика).

3.10. Копии прайс-листов/прейскурантов цен на горячекатаный плоский прокат производства ПАО «Северсталь» за период с 01.01.2019 по дату получения настоящего определения.

3.11. Копии писем, направленных ПАО «Северсталь» потребителям горячекатаного плоского проката о повышении цен в период с 01.01.2019 года по дату получения настоящего определения.

3.12. Копии договоров, на поставку горячекатаного плоского проката, со всеми неотъемлемыми приложениями, дополнениями и т.п., действующих между ПАО «Северсталь» и потребителями горячекатаного плоского проката, в которых цена горячекатаного плоского проката рассчитывается по формуле: необходимо представить несколько договоров с наиболее часто используемыми ПАО «Северсталь» формулами.

В случае представления в ФАС России информации, запрашиваемой в настоящем определении, ранее, повторное направление информации в ФАС России не требуется.

Одновременно ФАС России сообщает, что в соответствии со статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление по требованию антимонопольного органа в срок документов или иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, влечет наложение административного наказания в виде штрафа.

Дополнительно, с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации, ПАО «Северсталь» следует за 2 (два) календарных дня до даты заседания Комиссии ФАС России, указанной в пункте 1 настоящего определения, принять одно из следующих решений и направить информацию о принято решении по адресам электронной почты delo@fas.gov.ru и yosipova@fas.gov.ru:

1) обеспечение явки на заседание Комиссии ФАС России по рассмотрению дела в назначенную дату и время;

2) направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле;

3) уведомление ФАС России о возможности рассмотрения дела с использованием систем видео-конференц-связи.

Кроме того, с учетом пункта 3.93 Приказа ФАС России от 25.05.2012
№ 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» ПАО «Северсталь» предлагается рассмотреть возможность выбора способа уведомления о дате, времени и месте проведения заседания комиссий ФАС России по делу 05/01/10-23/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, путем получения всех процессуальных документов по делу, содержащих данные сведения, по электронной почте, по факсимильной связи, либо путем ознакомления с процессуальными документами на официальных сайтах антимонопольного органа, заполнив расписку согласно образцу в Приложении к настоящему определению.

 

Приложение: на 6 л. в 1 экз.

 

Примечание:

 

      1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

С материалами дела можно ознакомиться в Федеральной антимонопольной службе, контактный телефон (499) 755-23-23, доб. 088-855.

      1. Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица.

      2. Для обеспечения пропусков в здание Федеральной антимонопольной службы фамилии, имена, отчества представителей необходимо сообщить за 1 (один) день до рассмотрения дела.

      3. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      4. В случае необходимости участия в заседании Комиссии представителя, имеющего иностранное гражданство, необходимо сообщить в ФАС России за 3 дня до рассмотрения дела.

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Северсталь"
ИНН 3528000597, ОГРН 1023501236901