Решение №17/60138/15 Решение и предписание в отношении ОАО «Концерн Росэнергоато... от 29 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-308/15

по результатам рассмотрения жалобы

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

26.10.2015                                                                                                          Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Концерн Росэнергоатом»: <...> - доверенность
от 06.02.2015 № 9/62/2015-ДОВ, <...> - доверенность
от 08.07.2015 № 9/292/2015-ДОВ, <...> - доверенность от 13.01.2015 № 9/10/2015-ДОВ;

АО «Атомкомплект»: <...> – доверенность от 17.02.2015 № 304/32/2015-ДОВ; <...> - протокол совета директоров об избрании генерального директора; представители <...> на заседание Комиссии ФАС не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу <...> от б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «Концерн Росэнергоатом», организатора закупки
АО «Атомкоплект» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту энергоблоков и общестанционного оборудования Балаковской, Белоярской, Билибинской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской, Смоленской АЭС в 2016 - 2019 гг. (извещение № 31502810845) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
(вх. № 114383/15 от 15.10.2015) на действия (бездействие) заказчика
ОАО «Концерн Росэнергоатом» (далее – Заказчик), организатора торгов
АО «АТОМКОМПЛЕКТ» (далее – Организатор) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту энергоблоков и общестанционного оборудования Балаковской, Белоярской, Билибинской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской, Смоленской АЭС в 2016 - 2019 гг. (извещение № 31502810845) (далее – Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012
№ 37) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

30.09.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из текста жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

      • установленные Заказчиком требования в подпункте 1 пункта 2.1.1 Документации ограничивают количество участников Конкурса;

      • объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Разделом 2 Информационной карты Документации установлены требования к участникам и составу документов для принятия участия в Конкурсе.

Согласно подпункту 1.1 пункта 2 Информационной карты Документации участник конкурса должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам конкурса, в том числе: быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации (для иностранных участников).

По мнению Заявителя, указанные требования ограничивают количество участников Конкурса, поскольку участник должен иметь регистрацию по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг).

Согласно пояснениям Заказчика, требование о наличии необходимых разрешений для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации установлено исключительно для для иностранных участников. Указание на «место выполнения работ» приведено для того, чтобы определить в соответствии с законодательством какого государства иностранный участник должен иметь необходимые разрешения для ведения деятельности.

Доказательств, подтверждающих, что установленное требование подпунктом 1.1 пункта 2 Информационной карты Документации ограничивает количество участников Конкурса, Заявителем не представлено.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, также объем и виды выполнения работ определены отдельно в отношении каждого муниципального образования и объекта, расположенного на его территории в соответствии с номенклатурой и объемами выполняемых работ по ремонту, замене оборудования энергоблоков и общестационных систем действующих АЭС, что ограничивает количество участников.

Вместе с тем, доказательств, однозначно подтверждающих, что Заказчик объединил в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, Заявителем не представлено.

В связи с чем, Комиссией ФАС России принято решение передать материалы дела от 26.10.2015 по делу № 223ФЗ-308/15 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 Положения о закупке.

Пунктом 3 Раздела 2.1.1 Документации установлены требования к субподрядчикам, выполняющим работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника конкурса (за исключением требований в отношении разрешительных документов, которые установлены независимо от выполняемого таким субподрядчиком объема работ по отношению к общей цене заявки участника конкурса) в объеме выполняемых работ.

Согласно указанному пункту участник Конкурса в составе заявки должен представить документы, подтверждающие соответствие субподрядчика требованиям, установленным Конкурсной документацией, в том числе копии документов о государственной регистрации, копии разрешающих документов на осуществление видов деятельности.

Кроме того, согласно пункту 3.6 Раздела 2.1.1 Документации Участник конкурса должен подтвердить, что каждый из привлекаемых субподрядчиков, выполняющий работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника конкурса осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика и согласен с выделяемым ему перечнем, объемами и сроками выполнения работ, а также предоставить копии договоров (в том числе предварительные или под условием) с указанием перечня, объема и сроков выполнения работ, возлагаемых на субподрядчика.

В случае отсутствия в составе заявки на участие в конкурсе указанных договоров, документы, представленные на такого субподрядчика считаются не поданными и сведения, указанные в таких документах не учитываются при рассмотрении данной заявки на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации субподрядчик:

«...- должен быть зарегистрированным в качестве юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников);

- быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации (для иностранных участников);

- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

- не являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и

- обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и конкурсной документации срока окончания подачи заявок, а именно:

- должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом Конкурса...».

Согласно пункту 3.6 Документации субподрядчик должен иметь, в том числе, соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом Конкурса:

­«... - Лицензию МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием разрешенных видов работ в соответствии с Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. №1225, дающую право на выполнение работ в соответствии с Томом 2 (в случае выполнения работ собственными силами согласно плану распределения видов и объемов работ);

- Лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию ядерных установок (атомных станций блоков атомных станций) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации, дающую  право на выполнение работ в соответствии с Томом  2 «Техническая часть» конкурсной документации с приложением УДЛ(в случае выполнения работ собственными силами согласно плану распределения видов и объемов работ);

­- Лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на  эксплуатацию  ядерной установки (сооружения, комплексы, установки с ядерными материалами,  предназначенные для производства, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов)  в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации, дающую право выполнения работ в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» конкурсной документации с приложением УДЛ(в случае выполнения работ собственными силами согласно плану распределения видов и объемов работ);

­- Лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на  эксплуатацию радиационных источников (изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества) (в случае выполнения работ собственными силами согласно плану распределения видов и объемов работ);

Лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на  обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующей организации, дающую право выполнения работ в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» конкурсной документации с приложением УДЛ(в случае выполнения работ собственными силами согласно плану распределения видов и объемов работ)...».

Кроме того, пунктом 4 Раздела 2.1.1 Документации установлены требования о наличии опыта как к участникам Конкурса, так и к субподрядчикам, выполняющим работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника Конкурса.

Установление требования о предоставлении в полном объеме вышеизложенных документов о привлекаемых субподрядчиках на этапе подачи заявки на участие в Конкурсе, а также требования о предоставлении сведений, подтверждающих соответствие каждого субподрядчика требованиям, предъявляемым к участнику закупки, подающему заявку на выполнение работ, противоречит подпункту 2 пункта 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

  

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> (вх. № 114383/15 от 15.10.2015) на действия (бездействие) заказчика ОАО «Концерн Росэнергоатом», организатора торгов АО «АТОМКОМПЛЕКТ» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту энергоблоков и общестанционного оборудования Балаковской, Белоярской, Билибинской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской, Смоленской АЭС в 2016 - 2019 гг. (извещение № 31502810845) необоснованной.

      • Признать ОАО «Концерн Росэнергоатом» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Передать материалы дела от 26.10.2015 по делу № 223ФЗ-308/15 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ 223ФЗ-308/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

26.10.2015                                                                                                          Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 26.10.2015 № 223ФЗ-308/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы <...> от б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «Концерн Росэнергоатом», организатора закупки АО «Атомкоплект» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту энергоблоков и общестанционного оборудования Балаковской, Белоярской, Билибинской, Калининской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской, Ростовской, Смоленской АЭС в 2016 - 2019 гг. (извещение № 31502810845) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе не учитывать требования конкурсной документации о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов в отношении субподрядчиков, предоставление которых установлено пунктом 3 раздела 2.1.1 и пунктом 4 раздела 2.1.1 Конкурсной Документации.

2. Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика продолжить проведение Конкурса в порядке, установленном Положением о закупке, документацией о данной закупочной процедуре, Законом о контрактной системе и с учетом решения от 26.10.2015 по делу № 223ФЗ-308/15.

      • Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика в срок до 11.11.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

         

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны