Решение №28/76193/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-483/21 от 9 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-483/21
по результатам рассмотрения жалобы АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
06.09.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>(далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: <...>,
АО «Калужский завод «Ремпутьмаш»: <...>,<...>, <...>, <...>,
АО «Тулажелдормаш»: <...>,
представители ООО «РТС -Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» от 27.08.2021 № 1/3312ОАЭ на действия
(бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона
в электронной форме № 3312/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки комплекса щебнеочистительного (извещение № 32110429809),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (далее – Заявитель) от 27.08.2021 № 1/3312ОАЭ на действия
(бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 3312/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки комплекса щебнеочистительного (извещение
№ 32110429809) (далее – Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов
либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке,
в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе (далее – ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке,
за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона
о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
-
-
Извещение о проведении Аукциона, документация о проведении Аукциона (далее – Извещение) размещены в ЕИС – 29.06.2021.
-
Начальная (максимальная) цена договора – 618 949 306, 80 рублей;
-
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 30.08.2021;
-
Дата рассмотрения заявок на участие в Аукционе – 13.09.2021;
-
Дата проведения Аукциона – 15.09.2021;
-
Дата подведения итогов Аукциона – 15.09.2021.
-
-
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку
в приложении № 1.1 «Техническое задание» к Документации
(далее – Техническое задание) установлены требования к техническим
и функциональным характеристикам закупаемого товара, совокупности которых соответствует товар конкретного производителя.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что
в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания
в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут
за собой необоснованное ограничение количества участников закупки,
за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках
в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком
и предусмотренные техническими регламентами в соответствии
с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В Техническом задании закреплен перечень нормативных документов, согласно которым установлены требования к товару по предмету закупки, в том числе ГОСТ 32215-2013 «Машины для вырезки, очистки, дозировки балласта, оздоровления и ремонта земляного полотна. Общие технические требования».
Кроме того, пунктом 2 раздела «Технические и функциональные характеристики товара» Технического задания установлены требования
к закупаемому товару, например: «Щебнеочистительный комплекс
(далее – Комплекс) должен состоять из двух секций с возможностью автономной работы каждой секции в отдельности.
Каждая секция должна иметь возможность работать как самостоятельная щебнеочистительная машина с производительностью не менее 1000 м3/ч».
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что Заказчиком установлено неправомерное требование к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, в соответствии с которым Комплекс должен состоять из двух секций, поскольку таким характеристикам соответствует товар единственного производителя АО «Тулажелдормаш». При этом таким товаром, соответствующим требованиям Технического задания, является щебнеочистительный комплекс с двумя секциями ЩОМ-2000 производства
АО «Тулажелдормаш», кроме того, представитель Заявителя пояснил, что отсутствие одновременно двух секций у Комплекса не ухудшает
его потребительские и качественные характеристики, о чем свидетельствуют положения ГОСТ 32215-2013.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что указанные требования установлены исходя из потребностей Заказчика
с учетом особенностей товара, являющегося объектом закупки, при этом такие требования не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения
о закупке.
Вместе с тем представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что сведения о наличии соответствующего условиям Технического задания товара иного производителя отсутствуют.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том,
что действия Заказчика, установившего неправомерные требования
к техническим и функциональным характеристикам, свидетельствующих
о соответствии товара конкретному производителя и, как следствие, ограничивающие количество участников закупки, противоречат пункту 2
части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (ИНН: 4029032450; ОГРН: 1054003521021) от 27.08.2021 № 1/3312ОАЭ
на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727;
ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого аукциона
в электронной форме № 3312/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки комплекса щебнеочистительного (извещение № 32110429809) обоснованной. -
Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2021 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
от 06.09.2021 № 223ФЗ-483/21. -
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 06.09.2021 № 223ФЗ-483/21
для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его вынесения.