Решение №28/103500/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-620/21 от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF







ОАО «РЖД»


Новая Басманная ул., д. 2,
Москва, 107174


ООО «РТС-тендер»


Тараса Шевченко наб., д. 23А, помещ. 1,
Москва, 121151


ООО «СНАБУС»


Зарайская ул., д. 21, эт. 2, помещ. 209,

Москва, 109428















РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-620/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «СНАБУС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


30.11.2021 Москва


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – начальника отдела рассмотрения жалоб № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Копылова С.В.,

членов Комиссии ФАС России:

заместителя начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа
и государственного оборонного заказа Джаримова Б.Н.,

заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Киселевой А.В.,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: Ивановой Е.В. (доверенность от 24.06.2021ЦДЗС-15/Д),

ООО «СНАБУС»: Розова К.В. (доверенность от 20.07.2021 № 1),

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте проведения видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «СНАБУС» от 22.11.2021 № 81 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 967/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на выполнение работ
по текущему содержанию пути для нужд Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110781746), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),



У С Т А Н О В И Л А:



В ФАС России поступила жалоба ООО «СНАБУС» (далее – Заявитель) от 22.11.2021 № 81 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 967/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на выполнение работ
по текущему содержанию пути для нужд Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110781746) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 28.06.2021 № 13)
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе
в сфере закупок размещаются информация о закупке, в том числе извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки
и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией
о закупке (далее – Документация), протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 29.10.2021.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 258 260 400 рублей.

  3. Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе23.11.2021.

  4. Дата рассмотрения заявок – 08.12.2021.

  5. Дата подведения итогов Конкурса09.12.2021.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положен
ием
о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к участникам такой закупки.

Согласно пункту 199 Положения о закупке Заказчик вправе предъявлять иные единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, которые устанавливаются в документации о закупке в зависимости
от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами.

К таким требованиям относится наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.

Пунктом 1.9.1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Конкурса:

«Участник должен иметь опыт выполнения работ по текущему содержанию пути и/или капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной
в Техническом задании - приложении № 1.1 конкурсной документации.

При этом учитывается стоимость всех выполненных участником закупки
(с учетом правопреемственности) работ (по выбору участника закупки)
по текущему содержанию пути и/или капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности
на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих
на стороне участника.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;

и

- акты о выполнении работ;

и

- договоры на выполнение работ (предоставляются все листы договоров
со всеми приложениями);

- документы, подтверждающие правопреемство в случае предоставления
в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный
акт и др.);

- документы, подтверждающие оплату по договорам, а именно:

- выписка с расчетного счёта банка участника (получателя платежа), содержащая информацию о наличии платежей по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенная печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка;

и/или

- платежное поручение о переводе денежных средств в банк участника (получателя платежа), содержащее информацию о платежах по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенное печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка».

Вместе с тем, в случае, если законодательством Российской Федерации
не установлены обязательные требования о наличии опыта, связанного с предметом закупки, заказчик не вправе устанавливать соответствующие требования
в документации о закупке.

Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки опыта выполнения работ по предмету закупки, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 1.9.1 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса,
что ограничивает количество участников закупки.

Кроме того, законодательством не установлены обязательные требования о наличии опыта в отношении указанного предмета закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего
к участникам
Конкурса неправомерное квалификационное требование, ограничивают количество участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленн
ого нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России


Р Е Ш И Л А:


  1. Признать жалобу ООО «СНАБУС» (ИНН: 9729152897;
    ОГРН: 5177746054162)
    от 22.11.2021 № 81 на действия (бездействие) заказчика
    ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
    при проведении открытого конкурса в электронной форме № 967/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения договора на выполнение работ по текущему содержанию пути для нужд
    Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры (извещение № 32110781746)
    обоснованной.

  2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 30.11.2021 по делу № 223ФЗ-620/21.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа
    ФАС России материалы от
    30.11.2021 по делу № 223ФЗ-620/21 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.



Ведущий заседание Комиссии ФАС России: С.В. Копылов




Члены Комиссии ФАС России Б.Н. Джаримов




А.В. Киселева








Исп.Кулыгин А.В.

тел.8(499)755-23-23 вн. 090-193


2021-158228


Связанные организации

Представителю ОАО "РЖД" В.В. Осипенкову
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "СНАБУС"
ИНН 9729152897, ОГРН 5177746054162