Решение №28/103500/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-620/21 от 3 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОАО «РЖД»
Новая
Басманная ул., д. 2,
ООО «РТС-тендер»
Тараса
Шевченко наб., д. 23А, помещ.
1,
ООО «СНАБУС»
Зарайская ул., д. 21, эт. 2, помещ. 209, Москва, 109428 |
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-620/21
по
результатам рассмотрения жалобы ООО
«СНАБУС»
на действия (бездействие) заказчика при
закупке товаров, работ, услуг в
соответствии
с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических
лиц»
30.11.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – начальника отдела рассмотрения жалоб № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Копылова С.В.,
членов Комиссии ФАС России:
заместителя
начальника отдела взаимодействия с
территориальными органами Управления
контроля размещения государственного
заказа
и государственного оборонного
заказа Джаримова Б.Н.,
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Киселевой А.В.,
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: Ивановой Е.В. (доверенность от 24.06.2021 № ЦДЗС-15/Д),
ООО «СНАБУС»: Розова К.В. (доверенность от 20.07.2021 № 1),
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте проведения видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конфренц-связи
жалобу
ООО «СНАБУС» от 22.11.2021 № 81 на
действия (бездействие) заказчика
ОАО
«РЖД» при проведении открытого конкурса
в электронной форме
№ 967/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21
на право заключения договора на выполнение
работ
по текущему содержанию пути
для нужд Восточно-Сибирской дирекции
инфраструктуры (извещение № 32110781746), в
соответствии со статьей 18.1 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции»
(далее – Закон о защите
конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В
ФАС России поступила жалоба ООО «СНАБУС»
(далее – Заявитель) от 22.11.2021 № 81 на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД»
(далее – Заказчик) при проведении
открытого конкурса в электронной форме
№
967/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на право заключения
договора на выполнение работ
по
текущему содержанию пути для нужд
Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры
(извещение № 32110781746) (далее – Конкурс,
Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи
18.1 Закона о защите конкуренции по
правилам статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции антимонопольный орган
рассматривает жалобы на действия
(бездействие) юридического лица,
организатора торгов, оператора электронной
площадки, конкурсной комиссии или
аукционной комиссии при организации и
проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае,
если торги, проведение
которых является обязательным в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, признаны
несостоявшимися, а также при организации
и
проведении закупок в
соответствии с Законом о закупках.
Согласно
части 1 статьи 2 Закона о закупках при
закупке товаров, работ, услуг заказчики
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом о закупках,
другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также принятыми в соответствии
с ними
и утвержденными с учетом
положений части 3 статьи 2 Закона о
закупках правовыми актами, регламентирующими
правила закупки.
Закупочная
деятельность Заказчика регламентируется
положением
о закупке товаров, работ,
услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным
решением совета директоров ОАО «РЖД»
(протокол от 28.06.2021 № 13)
(далее –
Положение о закупке).
В
соответствии с частью 5 статьи 4 Закона
о закупках
при осуществлении закупки,
за исключением закупки у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика) и
конкурентной закупки, осуществляемой
закрытым способом, в единой информационной
системе
в сфере закупок размещаются
информация о закупке, в том числе
извещение
об осуществлении конкурентной
закупки, документация о конкурентной
закупке, за исключением запроса котировок,
проект договора, являющийся неотъемлемой
частью извещения об осуществлении
конкурентной закупки
и документации
о конкурентной закупке, изменения,
внесенные в эти извещение и документацию,
разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления
закупки, итоговый протокол, а также иная
информация, размещение которой в единой
информационной системе предусмотрено
Законом о закупках и положением о
закупке, за исключением случаев,
предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4
Закона о закупках.
В
соответствии с извещением о проведении
Конкурса,
документацией
о закупке (далее –
Документация), протоколами, составленными
при
определении поставщика (подрядчика,
исполнителя):
Извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 29.10.2021.
Начальная (максимальная) цена договора – 258 260 400 рублей.
Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 23.11.2021.
Дата рассмотрения заявок – 08.12.2021.
Дата подведения итогов Конкурса – 09.12.2021.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен
ряд случаев, позволяющих участникам
закупок обжаловать в антимонопольный
орган
в порядке, установленном таким
органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в
том числе осуществление заказчиком
закупки
с нарушением требований
Закона о закупках и (или) порядка
подготовки и (или) осуществления закупки,
содержащегося в утвержденном и
размещенном
в единой информационной
системе положении о закупке такого
заказчика.
Согласно доводу Жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.
Представитель
Заказчика с доводом
Жалобы
не согласился и сообщил, что при проведении
Конкурса
Заказчик
действовал в соответствии
с требованиями
законодательства Российской Федерации,
Положением
о
закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью
6 статьи 3 Закона о закупках установлено,
что заказчик
определяет требования к участникам
закупки в документации о конкурентной
закупке в соответствии с положением о
закупке. Не допускается предъявлять
к
участникам закупки, к закупаемым товарам,
работам, услугам, а также
к условиям
исполнения договора требования и
осуществлять оценку
и сопоставление
заявок на участие в закупке по критериям
и в порядке, которые не указаны в
документации о закупке. Требования,
предъявляемые
к участникам закупки,
к закупаемым товарам, работам, услугам,
а также
к условиям исполнения договора,
критерии и порядок оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, установленные
заказчиком, применяются в равной степени
ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям
исполнения договора.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлено квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения работ по предмету закупки.
В
соответствии с пунктом 9 части 10 статьи
4 Закона о закупках
в документации о
конкурентной закупке должны быть указаны
требования
к участникам такой закупки.
Согласно
пункту 199 Положения о закупке Заказчик
вправе предъявлять иные единые требования
к участникам закупки, в том числе
квалификационные требования, которые
устанавливаются в документации о закупке
в зависимости
от технических,
технологических, функциональных
(потребительских) характеристик товаров,
работ, услуг, требований, предъявляемых
к их безопасности, и/или иных показателей,
связанных с определением соответствия
участника закупки требованиям,
предъявляемым законодательством
Российской Федерации, нормативными
документами.
К таким требованиям относится наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке.
Пунктом 1.9.1 Документации установлено следующее квалификационное требование к участникам Конкурса:
«Участник
должен
иметь опыт выполнения работ по текущему
содержанию пути и/или капитальному
ремонту объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта, стоимость
которых составляет не менее 20% (двадцати
процентов) начальной (максимальной)
цены договора без учета НДС, установленной
в
Техническом задании - приложении № 1.1
конкурсной документации.
При
этом учитывается стоимость всех
выполненных участником закупки
(с
учетом правопреемственности) работ (по
выбору участника закупки)
по текущему
содержанию пути и/или капитальному
ремонту объектов инфраструктуры
железнодорожного транспорта.
В
случае участия в закупке нескольких
лиц на стороне одного участника,
соответствие квалификационному
требованию рассматривается в
совокупности
на основании информации,
представленной в отношении лиц,
выступающих
на стороне участника.
В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 к конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
и
- акты о выполнении работ;
и
-
договоры на выполнение работ
(предоставляются все листы договоров
со
всеми приложениями);
-
документы, подтверждающие правопреемство
в случае предоставления
в подтверждение
опыта договоров, заключаемых иными
лицами, не являющимися участниками
закупки (договор о правопреемстве
организации, передаточный
акт и др.);
- документы, подтверждающие оплату по договорам, а именно:
- выписка с расчетного счёта банка участника (получателя платежа), содержащая информацию о наличии платежей по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенная печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка;
и/или
- платежное поручение о переводе денежных средств в банк участника (получателя платежа), содержащее информацию о платежах по договору, заявленному участником в форме сведений о наличии соответствующего опыта, заверенное печатью банка и подписью уполномоченного сотрудника банка».
Вместе
с тем, в случае, если законодательством
Российской Федерации
не установлены
обязательные требования о наличии
опыта, связанного с предметом закупки,
заказчик не вправе устанавливать
соответствующие требования
в
документации о закупке.
Также представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.
Комиссия
ФАС России, изучив представленные
материалы, приходит к выводу, что
отсутствие у участника закупки опыта
выполнения работ по предмету закупки,
а также подтверждающих документов в
соответствии с пунктом 1.9.1 Документации,
не является подтверждением невозможности
надлежащего исполнения обязательств
по договору, заключаемому по результатам
Конкурса,
что
ограничивает количество участников
закупки.
Кроме того, законодательством не установлены обязательные требования о наличии опыта в отношении указанного предмета закупки.
Таким
образом, вышеуказанные действия
Заказчика, установившего
к участникам
Конкурса
неправомерное
квалификационное требование, ограничивают
количество участников Конкурса,
противоречат пункту 2 части 1 статьи 3
Закона о закупках и нарушают пункт 9
части 10 статьи 4 Закона о закупках, что
содержит признаки состава административного
правонарушения, ответственность за
совершение которых предусмотрена частью
7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.
Учитывая
изложенное, в соответствии с частью 20
статьи 18.1
Закона о защите конкуренции,
Комиссией ФАС России принято решение
о
необходимости выдачи предписания,
направленного на устранение выявленного
нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать
жалобу ООО «СНАБУС» (ИНН: 9729152897;
ОГРН:
5177746054162) от
22.11.2021 № 81 на действия (бездействие)
заказчика
ОАО
«РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при
проведении открытого конкурса в
электронной форме № 967/ОКЭ-ЦДИ ЦП/21 на
право заключения договора на
выполнение
работ по текущему содержанию пути для
нужд
Восточно-Сибирской дирекции
инфраструктуры (извещение № 32110781746)
обоснованной.
Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Выдать ОАО «РЖД», ООО «РТС-тендер» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 30.11.2021 по делу № 223ФЗ-620/21.
Передать
соответствующему должностному лицу
Управления контроля размещения
государственного заказа и государственного
оборонного заказа
ФАС России материалы
от 30.11.2021
по
делу
№ 223ФЗ-620/21
для рассмотрения вопроса о возбуждении
дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: С.В. Копылов
Члены Комиссии ФАС России Б.Н. Джаримов
А.В. Киселева
Исп.Кулыгин А.В.
тел.8(499)755-23-23 вн. 090-193
2021-158228