Решение №28/42877/23 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-210/23 от 31 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-210/23
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
26.05.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
<...>: <...>, <...>,
<...>: <...>, <...>,
представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов (извещение № 400/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru, лоты №№ 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов (извещение № 400/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru, лоты №№ 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации
и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо
в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок
в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-
Извещение размещено на сайте Оператора – 15.03.2022;
-
Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 –
276 085 560 руб., по лоту № 2 – 20 079 360 руб., по лоту № 3 – 253 645 920 руб.,
по лоту № 4 – 120 608 184 руб., по лоту № 11 – 84 157 920 руб.,
по лоту № 13 – 85 456 800 руб., по лоту № 14 – 86 892 000 руб.; -
Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 31.03.2023;
-
На участие в Конкурсе по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14 подано 4 заявки;
-
Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 10.05.2023;
-
По результатам рассмотрения заявок до участия в Конкурсе по лотам №№ 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14 допущено 2 участника закупки;
-
Дата подведения итогов – 11.05.2023;
-
По результатам подведения итогов победителем по лоту № 1 признан участник № 1 с предложением о цене договора в размере 276 085 560 рублей,
по лоту № 2 победителем признан участник № 1 с предложением о цене договора в размере 20 079 360 рублей, по лоту № 3 победителем признан участник № 1 с предложением о цене договора в размере 253 645 920 рублей,
по лоту № 4 победителем признан участник № 1 с предложением о цене договора в размере 120 608 184 рублей, по лоту № 11 победителем признан участник № 1 с предложением о цене договора в размере 84 157 920 рублей,
по лоту № 13 победителем признан участник № 2 с предложением о цене договора в размере 85 456 800 рублей, по лоту № 14 победителем признан участник № 2
с предложением о цене договора в размере 86 892 000 рублей.
В ходе заседания 25.05.2023 Комиссией ФАС России с целью полного
и всестороннего изучения представленных материалов объявлен перерыв
до 26.05.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:
-
Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса от 10.05.2023
№ 400/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23/1 (далее – Протокол).
2. Заказчиком неправомерно произведен у Заявителя запрос оригиналов документов.
3. Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами».
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением
о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
-
Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол.
Частью 13 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок,
а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке
с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок
(в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол, поскольку
в Протоколе отсутствуют конкретизированные сведения о несоответствии действительности информации, представленной Заявителем в составе Заявки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что во исполнение требований Закона о закупках Протокол содержит информацию об основаниях отклонения заявки Заявителя на участие в закупке
с указанием положений Документации, при этом обязанность указания
в Протоколе конкретизированных сведений о несоответствии действительности информации, представленной Заявителем в составе Заявки, Законом о закупках не установлена.
Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, приходит к выводу, что Протокол сформирован Заказчиком с учетом требований Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих
о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России
не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.
-
Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно произведен
у Заявителя запрос оригиналов документов.
Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что Заказчик вправе
до подведения итогов закупки в письменной форме однократно (в отношении каждого документа/информации) запросить у участников закупки информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в документации о закупке. При этом не допускается создание преимущественных условий одному или нескольким участникам закупки, в том числе изменение и (или) дополнение заявок участников.
В ходе рассмотрения заявок заказчик вправе потребовать от участников закупки разъяснения положений заявок. Запрос информации осуществляется в обязательном порядке при необходимости уточнения информации, содержащейся в заявке участника. Ответ от участника закупки, полученный после даты, указанной в запросе, не подлежит рассмотрению.
При этом пунктом 3.6.10 Документации установлено, что Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.6.11 Документации Заказчик вправе наводить справки или проводить исследования с целью изучения отчетов, документов и сведений, представленных в заявке на участие в закупке,
и обращаться к юридическим и физическим лицам, государственным органам
и учреждениям, обслуживающим банкам участника закупки за разъяснениями относительно финансовых и технических вопросов.
Вместе с тем пунктом 3.6.12 Документации установлено, что требования, предусмотренные, в том числе пунктами 3.6.10, 3.6.11 Документации применяются в равной степени ко всем участникам закупки с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Запросы информации и документов у участников направляются посредством функционала личного кабинета ЭТЗП.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя сообщили, что Заказчиком неправомерно произведен запрос у Заявителя оригиналов документов, представленных Заявителем в составе заявки, а также дополнительных подтверждающих документов (например: документы
об оплате коммунальных услуг за занимаемое помещение; документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованию, предъявляемому
к победителю Конкурса), с целью проведения проверки достоверности
таких документов, посредством электронной почты.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Заявителем в составе заявки представлены документы, подтверждающие,
в том числе наличие у Заявителя опыта по предмету закупки, а также наличие квалифицированного персонала и производственных мощностей, необходимые для осуществления оценки заявки Заявителя.
При этом Заказчиком на основании положений Документации принято решение о проведении проверки достоверности представленных документов,
в связи с чем Заказчиком в адрес Заявителя посредством электронной почты направлен запрос от 04.04.2023 № ИСХ-2558/С-З РЦБЗ с истребованием оригиналов вышеуказанных документов.
С учетом изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что фактически Заказчиком у Заявителя осуществлен запрос документов
с целью проверки их достоверности.
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что Закон о закупках
не предусматривает возможность дополнения и уточнения заявок участников закупки в целях их рассмотрения после окончания срока подачи заявок.
При этом Комиссия ФАС России отмечает, что возможность участия
в Конкурсе с учетом положения пункта 3.6.10 Документации зависит
от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права дополнительно запрашивать документы может применяться не в равной Конкурса.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии
с запросом Заказчика от 04.04.2023 № ИСХ-2558/С-З РЦБЗ Заявителю необходимо предоставить документы, не входящие в состав заявки Заявителя,
а также документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованию Документации, предъявленному к участнику, признанному победителем Конкурса.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеизложенные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем Комиссия ФАС России также приходит к выводу,
что выявленное нарушение на результаты проведения Конкурса не повлияло.
-
Согласно доводу Жалобы Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком
и/или третьими лицами».
Комиссией ФАС России установлено, что Закон о закупках
не предусматривает возможность дополнения и уточнения заявок участников закупки в целях их рассмотрения после окончания срока подачи заявок.
При этом Комиссия ФАС России сообщает, что частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие
в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте Оператора,
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 31.03.2023
в 11:00 (МСК).
Вместе с тем Жалоба, содержащая, в том числе довод на положения Документации, направлена Заявителем в ФАС России 19.05.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Учитывая изложенное, довод на положение Документации, представленный в Жалобе, не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов (извещение № 400/ОКЭ-ЦДИ ЦП/23, размещенное на сайте
https://www.rts-tender.ru, лоты №№ 1, 2, 3, 4, 11, 13, 14) обоснованной в части неправомерно осуществленного у Заявителя запроса оригиналов документов. -
Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное к исполнению предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение на итоги Конкурса не повлияло.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.