Решение №28/89595/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-379/22 от 28 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-379/22
по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия
(бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
26.09.2022 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>,
при участии представителей:
<...>: <...>,
<...>: <...>,
представители <...> на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
<...> от 15.09.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории на объектах недвижимости Западного Головного отделения Среднерусского банка <...>, сроком на 24 месяца, в соответствии с требованиями технического задания (извещение № ЗП – 8100076026, размещенное на сайте www.sberbank-ast.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 15.09.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика <...>
(далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории на объектах недвижимости Западного Головного отделения Среднерусского банка <...>, сроком на 24 месяца, в соответствии
с требованиями технического задания (извещение № ЗП – 8100076026, размещенное на сайте www.sberbank-ast.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)
устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные
требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите
конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке <...>, утвержденным решением наблюдательного совета <...> (протокол от 04.06.2020 № 14) (в ред. от 30.06.2021) (далее – Положение о закупке).
Согласно извещению о проведении Конкурса (далее – Извещение), документацией о конкурентной закупке (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено на официальном сайте Оператора (www.sberbank-ast.ru) – 31.08.2022.
2. Начальная (максимальная) цена договора – 128 808 955, 80 рублей.
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 15.09.2022.
4. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе – 26.09.2022.
5. На участие в Конкурсе подано 4 заявки.
6. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе – 10.10.2022.
7. Дата подведения итогов Конкурса – 17.10.2022.
В ходе заседания 23.09.2022 Комиссия ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 26.09.2022.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в разделе 8 Документации (далее – Проект договора) неправомерно установлено требование к исполнителю в части предоставления согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
2. Заказчиком в Проекте договора неправомерно установлено требование
к исполнителю об обязательном участии в информационном реестре
фасилити-операторов, расположенном по адресу: https://фм.радо.рус.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит
основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам
закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Проекте договора неправомерно установлено требование к исполнителю в части предоставления согласия
на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.
В соответствии с пунктом 5.3 Документации договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены Проектом договора, Документацией, Извещением и заявкой участника Конкурса, с которым заключается договор.
Пунктом 8.26 Проекта договора установлено, что в рамках договора, заключаемого по результатам Конкурса, стороны обязуются соблюдать положения, изложенные в приложении № 29 к Проекту договора «Соглашение о налоговых заверениях и возмещении имущественных потерь (особые условия)»
(далее – Соглашение).
В соответствии с пунктом 10.7 Проекта договора в случае, если Заказчик
в период действия договора обнаружит, что исполнитель либо привлекаемые
им субподрядчики не выполняют (не соблюдают) требования Соглашения, Заказчик вправе в любой момент отказаться от исполнения договора в одностороннем внесудебном порядке без возмещения исполнителю каких-либо убытков, непосредственно вызванных таким прекращением действия договора.
Согласно пункту 1.2.2 Соглашения исполнитель заверяет на момент подписания Соглашения и гарантирует в налоговых периодах, в течение которых совершаются операции по договору, что исполнитель предоставил
в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации и обеспечил (обеспечит) представление третьими лицами, привлекаемыми для исполнения договора (подрядчиками/соисполнителями) согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, в соответствии
с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации
по форме, утвержденной приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, сроком действия с начала календарного года, в котором заключен договор на срок
не менее двух календарных кварталов по истечении срока действия договора,
с учетом всех взятых обязательств сторон, в том числе в отношении сведений
о застрахованных лицах (СНИЛС, ФИО застрахованных лиц).
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных» установлено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие
на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным
и сознательным.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что одновременно с согласием на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в соответствии
с законодательством Российской Федерации необходимо предоставить согласие
на обработку персональных данных.
Вместе с тем, учитывая срок действия согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, установленную Соглашением, исполнителю по договору необходимо предоставить согласие на обработку персональных данных в отношении всех сотрудников исполнителя с начала календарного года, в котором заключен договор по результатам Конкурса,
в том числе в отношении уволенных сотрудников, что ставит возможность исполнения договора в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что данное требование установлено Заказчиком
в целях подтверждения принадлежности исполнителя по договору подрядчика трудового ресурса, фактически задействованного в оказании услуг по договору, заключаемому по результатам Конкурса.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2.2 Соглашения исполнителю необходимо представить сведения исключительно в отношении тех сотрудников, которые будут привлечены для исполнения договора.
Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что на основании сведений, представленных исполнителем по договору в рамках Соглашения, Заказчиком формируется допуск указанных лиц на объекты Заказчика.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено,
что Проект договора, включая Соглашение, не содержит условий, предоставляющих Заказчику право на получение информации о сотрудниках, не привлеченных
для оказания услуг по договору на объекты Заказчика, а также не содержит условий о раскрытии исполнителем по договору информации в отношении уволенных сотрудников.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что положения Проекта договора в части предоставления согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, не противоречат требованиям Закона о закупках, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Проекте договора неправомерно установлено требование к исполнителю об обязательном участии
в информационном реестре фасилити-операторов, расположенном по адресу: https://фм.радо.рус.
Пунктом 1.2.11 Соглашения установлено, что подтверждение принадлежности трудового ресурса, задействованного для исполнения договора, исполнителю (подрядчику/соисполнителю), а также выполнения исполнителем гарантий, изложенных в пунктах 1.2.5.-1.2.8. Соглашения производится путем взаимодействия заказчика и исполнителя при выполнении договора с использованием информационном ресурса фасилити-операторов, расположенного по адресу: https://фм.радо.рус (далее – Информационный ресурс).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что вышеуказанное требование к исполнителю является неправомерным,
не обеспечивает надлежащее исполнение обязательств по договору, а также ограничивает количество участников Конкурса.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что данное требование установлено непосредственно к исполнителю в целях исключения риска неисполнения обязательств по договору.
Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что условие об обмене информацией через Информационный ресурс не является императивным, а также
не накладывает дополнительных финансовых обязательств на исполнителя.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что пунктом 1.2.11 Соглашения предусмотрен альтернативный способ представления исполнителем сведений посредством истребования соответствующих документов в бумажном виде.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено,
что вышеуказанное требование в Соглашении Проекта договора, относится непосредственно к исполнителю обязательств по договору, не противоречит требованиям Закона о закупках, в связи с чем вышеуказанный довод Жалобы
не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> от 15.09.2022 б/н на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по клининговому обслуживанию помещений и уборке прилегающей территории на объектах недвижимости Западного Головного отделения Среднерусского банка <...>, сроком на 24 месяца, в соответствии с требованиями технического задания
(извещение № ЗП – 8100076026, размещенное на сайте www.sberbank-ast.ru) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.