Решение №28/112598/22 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-496/22 от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-496/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

08.12.2022                                                                                                           Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,

<...>: <...>, <...>, <...>,

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы
посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу <...> от 17.11.2022 № 14-10/N2437, направленную письмом Ярославского УФАС России от 02.12.2022 № 10862/22, на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении предварительного квалификационного отбора
с ограничением срока подачи заявок в электронной форме, направленного на выбор организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг
по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях <...> (извещение № 1/ПКОЭ-НПЦ ООС/22, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru/) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВЛЕНО:

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 17.11.2022 № 14-10/N2437, направленная письмом Ярославского УФАС России
от
02.12.2022 № 10862/22, на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора
с ограничением срока подачи заявок в электронной форме, направленного на выбор организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг
по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях <...> (извещение № 1/ПКОЭ-НПЦ ООС/22, размещенное
на сайте https://www.rts-tender.ru/)
(далее Квалифицированный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ,
услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд <...>, утвержденным

решением совета директоров <...> (протокол от 28.06.2018 № 26)
(далее – Положение о закупке).

Согласно извещению о проведении Квалифицированного отбора, закупочной документации (далее – Извещение, Документация), протоколам, составленным
при определении участника закупки, соответствующего квалифицированным требованиям, указанным в Документации:

  1. Извещение размещено на сайте Оператора (https://www.rts-tender.ru/) – 31.08.2022;

  2. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Квалифицированном отборе – 16.09.2022;

  3. На участие в Квалифицированном отборе по лоту № 1 подано 6 заявок,
    по лоту № 2 подано 6 заявок, по лоту № 3 подано 8 заявок, по лоту № 4
    подано 8 заявок, по лоту № 5 подано 10 заявок, по лоту № 6 подано 7 заявок, по лоту № 7 подано 6 заявок;

  4. Дата рассмотрения заявок участников Квалифицированного отбора – 02.11.2022;

  5. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие
    в Квалифицированном отборе, по лоту № 1 отклонено 3 заявки, по лоту № 2 отклонено 4 заявки, по лоту № 3 отклонено 6 заявок, по лоту № 4 отклонено 5 заявок, по лоту № 5 отклонено 6 заявок, по лоту № 6 отклонено 4 заявки, по лоту № 7 отклонено 3 заявки;

  6. Дата подведения итогов Квалифицированного отбора – 03.11.2022;

  7. По результатам подведения итогов Квалифицированного отбора признанными прошедшими Квалифицированный отбор по лоту № 1 – 3 участника закупки, по лоту № 2 – 2 участника закупки, по лоту № 3 – 2 участника закупки, по лоту № 4 – 3 участника закупки, по лоту № 5 – 3 участника закупки, по лоту № 6 – 3 участника закупки, по лоту № 7 – 3 участника закупки.

Согласно части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем пунктом 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя
при проведении Квалифицированного отбора нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком неправомерно опубликован протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Квалифицированном отборе, позже срока, установленного
в Документации;

2. Заказчиком ненадлежащим образом составлен протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Квалифицированном отборе;

3. Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Квалифицированном отборе.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Квалифицированного отбора Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе
о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно опубликован протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Квалифицированном отборе, позже срока, установленного в Документации.

Пунктом 3.6.26 части 3 Документации установлено, что протокол рассмотрения квалификационных заявок на участие в квалификационном отборе
с ограничением срока подачи заявок размещается на сайте не позднее 3 дней с даты подписания протокола.

Комиссией ФАС России установлено, что протокол от 02.11.2022
№ СЕВ НТП-19/ПР рассмотрения заявок, поданных на участие в Квалифицированном отборе (далее – Протокол), подписан – 03.11.2022, при этом размещен на сайте Оператора – 08.11.2022, что свидетельствует о нарушении срока размещения протокола рассмотрения заявок, указанного в пункте 3.6.26 части 3 Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, не разместившего Протокол в срок, установленный Документацией, наруша
ют требования части 1 статьи 2 Закона о закупках
и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что выявленное нарушение повлияло на результат проведения Квалифицированного отбора.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом составлен Протокол.

Пунктом 3.6.23 части 3 Документации установлено, что при проведении Квалификационного отбора по результатам рассмотрения и оценки квалификационных заявок Заказчик составляет протокол рассмотрения квалификационных заявок, в котором должна содержаться, указанная
в Документации, в том числе количество
поданных на участие в квалификационном отборе заявок, а также дата и время регистрации каждой заявки.

Аналогичное требование установлено в пункте 136 Положения о закупке.

Комиссией ФАС России установлено, что в Протоколе отсутствуют сведения
о дате и времени регистрации заявок участников Квалификационного отбора,
что не соответствует требованиям пункта 3.6.23 части 3 Документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом составившего Протокол, противоречат требованиям Положения о закупке и Документации и, как следствие, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что выявленное нарушение повлияло на результат проведения Квалифицированного отбора.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение
об отклонении заявки Заявителя от участия в Квалифицированном отборе.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих
на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала,
за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом
в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года
255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Пунктом 1.3.1 части 1 Документации установлены квалифицированные требования к участникам закупки, а именно участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной квалификационной документацией, а именно Лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-IV классов опасности, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором), содержащую в Приложении работы по сбору, транспортированию, утилизации/обезвреживанию отходов по следующим кодам Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), в том числе 8 22 331 11 20 4 – отходы железобетона, загрязненные нефтью или нефтепродуктами в количестве не более 15%; 4 68 101 02 20 4 – лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктам и (содержание нефтепродуктов менее 15%); 8 22 911 11 20 4 – лом бетонных, железобетонных изделий в смеси
при демонтаже строительных конструкций; 8 41 111 11 51 4 – Шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные.

При этом согласно положениям вышеуказанного пункта Документации: «если участие в закупке принимает несколько лиц на стороне одного участника, разрешительные документы предоставляются на лиц, которые в соответствии
с договором простого товарищества осуществляют деятельность, право осуществления которой подтверждается разрешительными документами.
При распределении в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности) обязанностей и вкладов товарищей таким образом, что исполнителями работ (услуг), которые могут выполняться при наличии указанных разрешительных документов, выступают несколько лиц, участник должен представить указанные разрешительные документы на таких лиц. В случае отсутствия распределения обязанностей, вкладов и указания на исполнителей работ (услуг) в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности), участник должен представить указанные разрешительные документы на всех лиц, выступающих на стороне одного участника.

В подтверждение наличия разрешительных документов участник
в составе заявки предоставляет:

- действующую на момент подачи заявки лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-IV классов опасности (с приложением, содержащим перечень конкретных видов отходов и разрешенных видов работ по обращению с ними).

Документы должны быть сканированы с оригинала либо нотариально заверенной копии.

Если срок действия указанного разрешительного документа на право осуществления деятельности истек после подачи заявки и в период действия квалификационного отбора, то участник, признанный прошедшим квалификационный отбор обязан предоставить действующий разрешительный документ при подаче заявки на участие в закупке с ограниченным участием».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.6.4 части 3 Документации участник Квалификационного отбора не допускается к участию в Квалификационном отборе
в случае несоответствия участника Квалификационного отбора требованиям, предусмотренным Документацией.

Согласно пунктам 1.3.1.5 – 1.3.1.9 Протокола Заказчиком принято решение
об отклонении заявки Заявителя, поскольку не подтверждено наличие действующей на момент подачи заявки лицензии, позволяющей осуществлять сбор, утилизацию и/или обезвреживание всех видов отходов, предусмотренных требованиями
пункта 1.3.1 Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что Заявителем в составе заявок, поданных на участие
в Квалифицированном отборе по лоту № 1-7, представлены договоры простого товарищества с лицами, выступающими на стороне Заявителя, с приложением разрешительных документов соответствующих требованиям, установленным пунктом 1.3.1 части 1 Документации, в связи с чем отклонение заявок Заявителя, поданных на участие в Квалифицированном отборе, неправомерно.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представил сведения и пояснил, что в представленных Заявителем разрешительных документах,
а именно в лицензиях, выданной Заявителю и лицам, выступающим на стороне Заявителя, отсутствует разрешение на сбор, утилизацию и (или) обезвреживание следующих видов отходов: 8 22 331 11 20 4 – отходы железобетона, загрязненные нефтью или нефтепродуктами в количестве не более 15%; 4 68 101 02 20 4 – лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктам и (содержание нефтепродуктов менее 15%); 8 22 911 11 20 4 – лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций; 8 41 111 11 51 4 – шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные масляным антисептиком, отработанные, в связи с чем Заявителем не подтверждено соответствие квалификационному требованию, установленному пунктом 1.3.1 части 1 Документации.

Учитывая вышеизложенное, а также изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что в составе заявки Заявителя представлены разрешительные документы, а именно лицензии, не соответствующие требованиям 1.3.1 части 1 Документации, поскольку в разрешительных документах, а именно в лицензиях, выданной Заявителю и лицам, выступающим на стороне Заявителя, отсутствует разрешение на сбор, утилизацию и (или) обезвреживание видов отходов 8 22 911 11 20 4 – лом бетонных, железобетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Квалификационном отборе, не противоречат требованиям Документации, Положения о закупке и Закону о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу <...> от 17.11.2022 № 14-10/N2437 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении предварительного квалификационного отбора с ограничением срока подачи
    заявок в электронной форме,
    направленного на выбор организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в структурных подразделениях <...> (извещение № 1/ПКОЭ-НПЦ ООС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru/) обоснованной в части ненадлежащего оформления и публикации не в срок протокола рассмотрения заявок участников закупки.

  2. Признать <...> нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального
    закона от 18.07.2011 №
    223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 08.12.2022 по делу 223ФЗ-496/22 не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Квалифицированного отбора.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.12.2022 223ФЗ-496/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны