Решение №28/38932/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-135/24 от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-135/24

по результатам рассмотрения жалобы АО «Проектмонтажавтоматика»
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.04.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>.,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АО «ТД РЖД»: <...> (доверенность от 12.12.2023 № 2008-Д),
<...> (доверенность от 01.12.2023 № 1972-Д), <...> (доверенность
от 06.12.2023 № 1996-Д),

АО «Проектмонтажавтоматика»: <...>(доверенность от 19.03.2024 № 13), <...>. (доверенность от 19.03.2024 № 14),

представители АО «Комита» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу АО «Проектмонтажавтоматика» от 17.04.2024192/25 на действия (бездействие) заказчика ОАО «ТД РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку новых контейнеров типа 1CCC Bulk (извещение № 32413392395), в соответствии со статьей 18.1 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба АО «Проектмонтажавтоматика» (далее – Заявитель) от 17.04.2024192/25 на действия (бездействие) заказчика АО «ТД РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку новых контейнеров типа 1CCC Bulk (извещение № 32413392395) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает
общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона
о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора
торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами,
а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений
части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «ТД РЖД», утвержденным решением совета директоров АО «ТД РЖД» (протокол от 02.09.2022 № 9-2022) (в редакции
с изменениями, утвержденными решением совета директоров АО «ТД РЖД» (протокол
от 01.12.2023 № 12-2023)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), Конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 15.03.2024.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 6 393 994 000 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.04.2024.

  4. Дата рассмотрения заявок участников закупки – 03.05.2024.

  5. Дата подведения итогов Конкурса – 03.05.2024.

В ходе заседания 25.04.2024 Комиссией ФАС России в целях полного
и всестороннего рассмотрения представленных материалов объявлен перерыв
до 27.04.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт участника поставки контейнеров типа
1ССС Bulk на территории РФ (место поставки РФ)» (далее – Критерий).

2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок заключения договора по результатам Конкурса с участником закупки, на стороне которого выступают несколько юридических (физических) лиц.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона
о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением
о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Подпунктом 1.3 пункта 1 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, в соответствии с которым расчет баллов заявкам участников закупки осуществляется следующим образом:

«Оценивается путем деления стоимости выполненных каждым
(j-ым) участником поставок контейнеров типа 1ССC Bulk на территории РФ (место поставки РФ) за период с 01.01.2021 до момента подачи участником заявки на участие в конкурсе на максимальную стоимость выполненных участником поставок контейнеров типа 1ССC Bulk на территории РФ (место поставки РФ) за период с 01.01.2021 до момента подачи участником заявки на участие в конкурсе из всех предложенных участниками, по формуле:

Бj=

Цjопыт

*N, где

Цмах

Бj – количество баллов j-го участника;

Цjопыт – стоимость выполненных каждым (j-ым) участником поставок контейнеров типа 1ССC Bulk на территории РФ (место поставки РФ) за период с 01.01.2021 до момента подачи участником заявки на участие в конкурсе (без учета НДС);

Цмах – максимальная стоимость выполненных участником поставок контейнеров типа 1ССC Bulk на территории РФ (место поставки РФ) за период с 01.01.2021 до момента подачи участником заявки на участие в конкурсе из всех предложенных участниками.

N= 17 – максимально возможное количество баллов по данному критерию».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, в соответствии с которым
к учету принимает исключительно опыт поставки контейнеров типа 1ССC Bulk,
по мнению Заявителя, является избыточным и ограничивающим количество участников Конкурса.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и пояснили, что предметом закупки в соответствии с пунктом 1.2 части 1 Документации является поставка контейнеров типа 1ССC Bulk, который, в свою очередь, не стандартизирован каким-либо межгосударственным стандартом, в связи с чем поставка такого товара сопряжена с соответствующими рисками при его транспортировке.

Учитывая изложенное, представители Заказчика сообщили, что порядок оценки заявок участников закупки по Критерию позволяет выявить участника, способного надлежащим образом исполнить обязательства по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что действующими стандартами не установлены требования к закупаемому товару, в связи с чем Критерий установлен Заказчиком с целью выявления участника закупки, предложившего наилучшие условия исполнения обязательств по заключаемому
по результатам Конкурса договору.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения о закупке, в связи
с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок заключения договора по результатам Конкурса с участником закупки,
на стороне которого выступают несколько юридических (физических) лиц.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом
в соответствии с Федеральным законом от 14.
07.2022 255-ФЗ «О контроле
за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом
в соответствии с Федеральным законом от 14.
07.2022 255-ФЗ «О контроле
за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Согласно пункту 3.2.1 Документации в случае участия нескольких лиц
на стороне одного участника соответствующая информация должна быть указана
в заявке, подготовленной по форме заявки участника, представленной в приложении № 1.3 к Документации. Если соответствующая информация не указана
в заявке, участник считается подавшим заявку от своего имени и действующим
в своих интересах.

При этом в соответствии с пунктом 3.2.6 Документации в случае если победителем в Конкурсе будет признан участник закупки, на стороне которого выступает несколько лиц, договор заключается с таким участником, с указанием всех лиц, выступающих на его стороне, при этом непосредственно подписание договора осуществляется одним лицом, указанным в заявке участника
и действующим от имени всех остальных лиц по доверенности или на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что пункты 3.2.1, 3.2.6 Документации являются противоречивыми и не позволяют на этапе подачи заявок участников закупки понять, повлечет ли заключение договора по результатам Конкурса обязательств по поставке товара у одного лица или нескольких лиц, выступающих на стороне одного участника.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что Заказчиком самостоятельно в Документации устанавливается порядок заключения договора по результатам Конкурса,
в том числе с участником закупки, на стороне которого выступают несколько юридических (физических) лиц, представляя возможность участнику закупки самостоятельно распределить обязательства по договору между участниками коллективной заявки, в противном случае действия Заказчика могли бы рассматриваться как вмешательство в хозяйственную деятельность исполнителя по договору.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок заключения договора с участником закупки, на стороне которого выступает несколько юридических (физических) лиц, не противоречат требованиям Закона о закупках и Положения о закупке, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Проектмонтажавтоматика» (ИНН: 7734558391; ОГРН: 1077746287684) от 17.04.2024192/25 на действия (бездействие) заказчика АО «ТД РЖД» (ИНН: 7708063900; ОГРН: 1027700066041) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку новых контейнеров типа 1CCC Bulk (извещение № 32413392395) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ОАО "ТД РЖД"
ИНН 7708063900, ОГРН 1027700066041
АО "Проектмонтажавтоматика"
ИНН 7734558391, ОГРН 1077746287684
АО "Комита"
ИНН 7813061041, ОГРН 1037828004796