Решение №28/743/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-685/21 от 12 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОАО «РЖД»
Новая Басманная ул., д. 2, Москва, 107174
ООО «РТС-тендер»
Тараса Шевченко наб., д. 23а, Москва, 121151
ООО «НПК «Энергоинфотранс»
Балакиревский пер., д. 1а, пом. 4, антр. № 1, оф. 19А, Москва, 105082
|
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-685/21
по результатам рассмотрения жалобы ООО «НПК «Энергоинфотранс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
30.12.2021 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Дубовкиной Е.С.,
членов Комиссии ФАС России:
заместителя начальника правового отдела № 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Эминовой В.Г.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб № 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Янтуриной Л.К.,
при участии представителей:
ОАО
«РЖД»: Осипенкова В.В. (доверенность от
05.02.2021
№ ЦДЗС-4/Д),
ООО
«НПК «Энергоинфотранс»:
Козицкого
Ю.Г.
(доверенность
от 24.12.2021
№
58),
Сандаровой
Ю.В. (доверенность от 24.12.2021
№
59),
представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу ООО
«НПК «Энергоинфотранс» от 21.12.2021 б/н на
действия (бездействие) заказчика ОАО
«РЖД» при проведении открытого конкурса
в электронной форме № 1115/ОКЭ-ЦДЗС/21 на
право заключения договора на поставку
бульдозеров (извещение № 32110885765),
в
соответствии со статьей 18.1 Федерального
закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции»
(далее – Закон о защите
конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В
ФАС России поступила жалоба ООО
«НПК «Энергоинфотранс» (далее –
Заявитель) от 21.12.2021 б/н на действия
(бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее
– Заказчик) при
проведении открытого конкурса
в
электронной форме № 1115/ОКЭ-ЦДЗС/21 на
право заключения договора
на поставку
бульдозеров (извещение № 32110885765)
(далее
–
Конкурс,
Жалоба).
Федеральный
закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц» (далее – Закон
о
закупках) устанавливает общие принципы
закупки товаров, работ, услуг
и
основные требования к закупке товаров,
работ, услуг юридическими лицами,
указанными в части 2 статьи 1 Закона о
закупках.
В
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи
18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает
жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов,
оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной
комиссии при организации и проведении
торгов, заключении договоров по
результатам торгов либо в случае, если
торги, проведение которых является
обязательным
в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
признаны несостоявшимися, а также при
организации и проведении закупок
в
соответствии с Законом о закупках.
Согласно
части 1 статьи 2 Закона о закупках при
закупке товаров, работ, услуг заказчики
руководствуются Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, Законом
о
закупках, другими федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми
в соответствии с ними и утвержденными
с учетом положений части 3 статьи 2
Закона
о закупках правовыми актами,
регламентирующими правила закупки.
Закупочная
деятельность Заказчика регламентируется
Положением
о закупке
товаров,
работ, услуг для нужд ОАО «РЖД»,
утвержденным решением Совета директоров
ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).
Согласно
части 5 статьи 4 Закона о закупках, при
осуществлении закупки, за исключением
закупки у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика) и конкурентной
закупки, осуществляемой закрытым
способом,
в единой информационной
системе размещаются информация о
закупке, в том числе извещение об
осуществлении конкурентной закупки,
документация
о конкурентной закупке,
за исключением запроса котировок, проект
договора, являющийся неотъемлемой
частью извещения об осуществлении
конкурентной закупки и документации о
конкурентной закупке, изменения,
внесенные в эти извещение и документацию,
разъяснения этой документации, протоколы,
составляемые в ходе осуществления
закупки, итоговый протокол, а также иная
информация, размещение которой в единой
информационной системе предусмотрено
указанным Федеральным законом и
положением
о закупке, за исключением
случаев, предусмотренных частями
15
и 16
статьи
4 Закона о закупках.
В
соответствии с извещением об осуществлении
закупки
(далее – Извещение),
документацией о закупке (далее
– Документация):
Извещение, Документация размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 30.11.2021;
Начальная (максимальная) цена договора по лоту № 1 – 1 196 348 984,40 рубля, по лоту № 2 – 1 202 874 381,60 рубль;
Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 14.01.2022;
Дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе – 31.01.2022;
Дата подведения итогов Конкурса – 01.02.2022.
В целях всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 27.12.2021 до 30.12.2021.
Частью
10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен
ряд случаев, позволяющих участникам
закупок обжаловать в антимонопольный
орган
в порядке, установленном таким
органом, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в
том числе осуществление заказчиком
закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и
(или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном
и размещенном в единой
информационной системе положении о
закупке такого заказчика.
1.
Согласно
доводу Жалобы Заказчиком нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку
Заказчиком в Документации
установлены требования к срокам поставки,
а также требования
к техническим
и
функциональным характеристикам
подлежащего к поставке оборудования,
совокупности которых соответствует
товар конкретного производителя.
Представитель
Заказчика с доводом Жалобы не согласился
и сообщил, что при проведении Конкурса
Заказчик действовал в соответствии
с
требованиями законодательства Российской
Федерации, Положением
о закупке и
Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи
3 Закона о закупках при закупке товаров,
работ, услуг заказчики руководствуются,
в том числе принципом равноправия,
справедливости, отсутствия дискриминации
и
необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки.
На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно
пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке
должны быть указаны требования к
безопасности, качеству, техническим
характеристикам, функциональным
характеристикам (потребительским
свойствам) товара, работы, услуги, к
размерам, упаковке, отгрузке товара, к
результатам работы, установленные
заказчиком
и предусмотренные
техническими регламентами в соответствии
с
законодательством Российской Федерации
о техническом регулировании, документами,
разрабатываемыми и применяемыми в
национальной системе стандартизации,
принятыми в соответствии с законодательством
Российской Федерации о стандартизации,
иные требования, связанные с определением
соответствия поставляемого товара,
выполняемой работы, оказываемой услуги
потребностям заказчика.
Разделом
«Технические и функциональные
характеристики товара» пункта 2 приложения
1.1 «Техническое
задание»
к
Документации
установлены
следующие
требования к
закупаемому товару, в том числе:
«Прямой (полусферический) отвал шириной не более 3680 мм;
Лебедка с тяговым усилием не менее 50 тс, длина каната лебедки должна быть не менее 70 м; диаметр тягового каната не менее 36,5 мм;
Масса конструкционная тяговой лебедки не менее 2 220 кг;
Габариты бульдозера в транспортном положении должны быть не более (длина, ширина, высота), мм – 9635х3680х4350;
Дорожный просвет не менее 650 мм;
Эксплуатационный вес бульдозера с навесным оборудованием должен быть не менее 56200 кг и не более 61500 кг».
Кроме того, согласно приложению № 1.1.1 «Детализированный график поставки» поставка первой партии закупаемого оборудования в количестве 17 штук по лотам №№ 1, 2 осуществляется с 01.06.2022 по 30.06.2022.
На
заседании Комиссии ФАС России представители
Заявителя пояснили,
что Заказчиком
неправомерно
установлены в
Документации
требования к срокам поставки, а также
требования
к техническим
и
функциональным характеристикам
подлежащего к поставке оборудования,
совокупности которых соответствует
товар конкретного производителя
ООО
«ЧЕТРА»
марки Т35.01Я.
Представитель
Заказчика на заседании Комиссии ФАС
России представил материалы и пояснил,
что вышеуказанные требования
к
закупаемому товару сформированы с
учетом потребностей Заказчика и
в
необходимые Заказчику сроки.
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представлено письмо ООО «ДСТ-Урал» от 09.12.2021, согласно которому производство и поставка оборудования по предмету закупки возможна в количестве 3 единиц в месяц, начиная с июля 2022 года.
При этом представителями Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представлены сведения, подтверждающие отсутствие на рынке оборудования иных производителей, соответствующего требованиям Документации.
Вместе
с тем представитель
Заказчика
на заседание Комиссии ФАС России не
представил документов и сведений,
подтверждающих, что требования к срокам
поставки и совокупности характеристик,
установленных в Документации,
соответствует продукция иных
производителей. При
этом
представитель
Заказчика на заседании Комиссии ФАС
России признал, что
в указанные в
Документации
сроки поставка бульдозеров иного
производителя, за
исключением ООО
«ЧЕТРА»,
невозможна.
Таким
образом, Комиссия ФАС России приходит
к выводу о том, что действия Заказчика,
установившего требования к
срокам поставки, а
также требования к
техническим и функциональным
характеристикам, свидетельствующие
о возможности поставки товара
конкретного производителя и, как
следствие, ограничивающие количество
участников закупки, противоречат пункту
2 части 1 статьи 3 Закона о закупках,
нарушают пункт 1
части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9, пункт
1 части 10 статьи 4 Закона
о закупках,
что содержит признаки состава
административного правонарушения,
ответственность за совершение которого
предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
2.
Решением
от 30.12.2021
по делу № 223ФЗ-686/21
Комиссией
ФАС России (далее – Решение)
в действиях Заказчика выявлены
нарушения
пункта
1
части 6.1 статьи 3, пункта
3 части 9, пункта
1 части 10 статьи 4 Закона
о закупках,
выразившееся
в
установлении Заказчиком неправомерного
требования к
срокам поставки, а
также к
техническим и функциональным
характеристикам, указывающим
на конкретного производителя.
В
соответствии с Решением Заказчику,
Оператору выдано предписание
от
30.12.2021
№ 223ФЗ-686/21
об
устранении выявленных нарушений
Закона
о закупках.
Срок исполнения предписания – 27.01.2022.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать
жалобу ООО
«НПК «Энергоинфотранс»
(ИНН
7718872804, ОГРН 1127746009137)
от
21.12.2021 б/н на действия (бездействие)
заказчика ОАО «РЖД» (ИНН
7708503727, ОГРН 1037739877295)
при проведении открытого конкурса в
электронной форме
№ 1115/ОКЭ-ЦДЗС/21
на право заключения договора на поставку
бульдозеров (извещение № 32110885765)
обоснованной.
Признать ОАО «РЖД» нарушившим пункт 1 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Обязательное
к исполнению предписание, направленное
на
устранение выявленных нарушений, в
соответствии с принятым решением от
30.12.2021
№ 223ФЗ-685/21
не выдавать, поскольку предписание
выдано ранее в соответствии с принятым
решением от 30.12.2021
№
223ФЗ-686/21.
Материалы
дела от
30.12.2021
№ 223ФЗ-685/21
для рассмотрения вопроса о возбуждении
дела
об административном
правонарушении
не
передавать соответствующему должностному
лицу Управления контроля размещения
государственного заказа и государственного
оборонного заказа ФАС России, поскольку
соответствующие материалы ранее
переданы по делу
от
30.12.2021
№ 223ФЗ-686/21.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России: Е.С. Дубовкина
Члены Комиссии ФАС России: В.Г. Эминова
Л.К. Янтурина
Исп.Бабоян К.М.
тел.8(499) 755-23-23 вн.088-509
2022-892