Решение №28/73810/23 Решение № 223ФЗ-340/23 от 12 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-340/23

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПраймСервис»

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами

юридических лиц»

 

07.09.2023 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

АО «МАШ»: <...>,

ООО «ПраймСервис»: <...>, <...>,

представители АО «ЕЭТП» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «ПраймСервис» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «МАШ»
при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминала D, паркинга, прилегающей к ним привокзальной территории, открытой плоскостной парковки Р12, открытой плоскостной парковки Р17, включая находящиеся на них административные здания Международного аэропорта Шереметьево (извещение № 32312602245), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ПраймСервис» (далее – Заявитель)
б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «МАШ» (далее – Заказчик)
при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке и содержанию Терминала D, паркинга, прилегающей к ним привокзальной территории, открытой плоскостной парковки Р12, открытой плоскостной парковки Р17, включая находящиеся на них административные здания Международного аэропорта Шереметьево (извещение № 32312602245)
(далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в случае признания жалобы обоснованно может принять решение о необходимости выдачи предписания.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупках в АО «МАШ» , утвержденным решением совета директоров АО «МАШ» от 38.06.2023 № П-10.6.-32-18, версия 12.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией
о проведении Запроса предложений (далее – Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено на сайте единой информационной системы
    в сфере закупок (https://www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 20.07.2023;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 745 927 320,92 руб.
    (далее – НМЦД);

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений – 08.08.2023;

  4. На участие в запросе предложений поданы заявки 5 участников закупки;

  5. Дата рассмотрения заявок – 16.08.2023;

  6. По результатам рассмотрения заявок к участию в Запросе предложений допущены заявки 4 участников закупки;

  7. Дата подведения итогов – 16.08.2023;

  8. По результатам подведения итогов победителем закупки признано
    ООО «Атмосфера» с предложением о цене договора в размере 717 974 181 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 01.09.2023 Комиссией ФАС России на основании
части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 07.09.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки Заявителя по критерию «Опыт участника»
(далее – Критерий).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия,
справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым
ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно подпункту 5 раздела 5 «Открытие доступа к заявкам, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений»Документации
по результатам рассмотрения заявок тендерная комиссия оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование по степени предпочтительности
в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в документации Запроса предложений.

Подпунктом 20.4.1(4) пункта 7.14 раздела 7 «Информационная карта»
Документации установлен Критерий, в соответствии с которым оценка заявок участников закупки осуществляется следующим образом:

«Оценивается отсутствие/наличие у участника опыта оказания услуг
по уборке и содержания административных, производственных зданий
и прилегающих к ним территорий, а именно:

1) Опыта оказания услуг по уборке и содержанию одного объекта площадью
не менее 50 000 кв.м. и проходимостью не менее 20 000 человек/месяц
с круглосуточным и круглогодичным графиком проведения работ по уборке
и содержанию объекта, с непрерывным сроком оказания услуг по договору/контракту не менее одного календарного года (далее – «оказание услуг по уборке зданий
и помещений») за последние 3 года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры.

В качестве документов, подтверждающих наличие требуемого опыта, предоставляется Справка по форме 4 «Справка об опыте участника»
с приложением копий договоров/контрактов, срок исполнения по которым составляет не менее одного календарного года из периода 2020-2022 гг., и копий актов оказанных услуг или копий иных документов, подтверждающих исполнение представленных договоров/контрактов.

* К оценке принимается наибольшая суммарная стоимость договоров
за один календарный год из трех, представленных участником.

В случае, если в договоре/контракте отсутствует информация о площади, проходимости на объекте и режиме его работы, данная информация подтверждается официальным письмом от заказчика услуги по уборке
и содержанию объекта, указанного в договоре/контракте, копия которого предоставляется участником в подтверждение соответствия данному требованию и (или) информацией из официальных источников (публикации, сайты и т.д.).

При этом услуги по уборке и содержанию одного объекта площадью
не менее 50 000 кв.м. и проходимостью не менее 20 000 тысяч человек/месяц, должны подтверждаться одной сделкой.

Стоимость каждого исполненного договора/контракта должна быть
не менее 25 % от 196 730 733,11 руб. (НМЦ 2025 г. в т.ч. НДС 20 % для Заказчика
№ 1).

2) Опыта оказания услуг по уборке и содержанию в зимний период
(с октября по март) прилегающей территории с площадью не менее 25 000 кв.м.
с применением средств механизации (тракторов, погрузчиков, роторных машин)
в местах парковки, подъездных путей, либо движения автотранспорта
и пешеходов в круглосуточном режиме с непрерывным сроком оказания услуг
по договору/контракту не менее одного зимнего периода с описанием технологии уборки (далее – «оказание услуг по уборке прилегающей территории в зимний период (с октября по март)») за последние 3 года до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении настоящей закупочной процедуры.

В качестве документов, подтверждающих наличие требуемого опыта, предоставляется Справка по форме 4 «Справка об опыте участника»
с приложением копий договоров/контрактов, срок исполнения по которым составляет не менее шести месяцев зимнего периода (с октября по март) из периода 2020-2023 гг., и копий актов оказанных услуг или копий иных документов, подтверждающих исполнение представленных договоров/контрактов.

*К оценке принимается наибольшая суммарная стоимость договоров
за один зимний период из трех, представленных участником.

В случае, если в договоре отсутствует информация о площади прилегающей территории, о режиме работы объекта, данная информация подтверждается официальным письмом от Заказчика услуги по уборке и содержанию объекта, указанного в договоре, копия которого предоставляется Участником
в подтверждение соответствия данному требованию и (или) информацией
из официальных источников (публикации, сайты и т.д.). Стоимость каждого исполненного договора/контракта должна быть не менее 25 % от 64 016 499 руб. (НМЦ 2025 г. в т.ч. НДС 20 % для Заказчика № 2).

Оцениваются только представленные договоры, соответствующие указанным требованиям.

Оценка заявок участников закупки по Критерию осуществляется путем расчета присуждаемого количества баллов каждой заявке по формуле:

Kопi = ((Mi1/Мmax1) х 100 х 0,25) + ((Mi2/Мmax2) х 100 х 0,05), где:

Kопi – количество баллов, присуждаемых по Критерию;

Мi1 – суммарная стоимость исполненных договоров/контрактов на оказание услуг по уборке зданий и помещений за 1 календарный год* оцениваемого участника;

Mmax1 – максимальная суммарная стоимость исполненных договоров/контрактов на оказание услуг по уборке зданий и помещений,
из предложений участников за 1 календарный год*.

Если в заявке участника Мi1 больше 196 730 733,11 руб. (НМЦ 2025 г.
в т.ч. НДС 20 % для Заказчика № 1), то при расчете баллов по данному критерию Мi1 и Мmax1 принимается равным 196 730 733,11 руб. (НМЦ 2025 г. в т.ч. НДС 20 % для Заказчика № 1);

Мi2 – суммарная стоимость исполненных договоров/контрактов на оказание услуг по уборке прилегающей территории в зимний период (с октября по март)** оцениваемого участника;

Mmax2 – максимальная суммарная стоимость исполненных договоров/контрактов на оказание услуг по уборке прилегающей территории
в зимний период (с октября по март)**, из предложений участников;

Если в заявке участника Мi2 больше 64 016 499 руб. (НМЦ 2025 г. в т.ч. НДС 20% для Заказчика №2), то при расчете баллов по данному критерию Мi2
и Мmax2 принимается равным 64 016 499 руб. (НМЦ 2025 г. в т.ч. НДС 20 %
для Заказчика № 2);

0,05 – коэффициент значимости оказания услуг по уборке в зимний период
(с октября по март).

0,3 (0,25+0,05) – коэффициент значимости, в том числе:

0,25 – коэффициент значимости оказания услуг по уборке зданий
и помещений;

0,05 – коэффициент значимости оказания услуг по уборке прилегающей территории в зимний период (с октября по март).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 16.08.2023 № 1130/23 заявке Заявителя (участник № 3) по Критерию присвоено 0 баллов.

Из представленных на заседание Комиссии ФАС России материалов следует,
что Заявителем в рамках оценки по Критерию представлены следующие договоры: договор от 11.07.2019 № 2496/ОАЭ-ДЖВ/19/1/1 с общей площадью объекта
в 32 407, 08 кв. м. и совокупной стоимостью оказанных услуг в размере 18 218 417, 07 руб; договор от 26.09.2019 № 524/ОКЭ-ЦДПО/19/1/1 с общей площадью объекта
в 14 257, 99 кв. м. и совокупной стоимостью оказанных услуг в размере
51 478 652, 94 руб., договор от 16.05.2023 № 77/ОАЭ-ДЖВ/19/3/1 с общей площадью объекта оказания услуг в 44 863 кв. м. и совокупной стоимостью оказанных услуг
в размере 27 093 255, 58 руб., договор от 25.04.2019 № 3401991 с общей площадью объекта в 24 021, 96 кв. м. и совокупной стоимостью оказанных услуг в размере 13 165 643, 18 руб. (далее – Договоры), а также договор от 28.12.2020 № 2020/104
с общей площадью объекта 160 000 кв. м и совокупной стоимостью оказанных услуг
в размере 358 214 780,74 руб.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили сведения и сообщили, что Заказчиком при оценке заявки Заявителя по Критерию неправомерно присвоено 0 баллов, при этом, по мнению Заявителя, представленные
в составе заявки договоры полностью соответствуют требованиям подпункта 20.4.1(4) раздела 7 Документации.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил,
что Заявителем в рамках оценки по Критерию представлены Договоры,
не соответствующие требованиям установленным в Документации,
а именно
в части суммарной площади уборки (не менее 50 000 кв.м.), суммы исполнения менее 25% от НМЦД 2025 г. и/или проходимости менее 20 000 человек в месяц,
а также непрерывност
и оказания услуг по предмету закупки не менее одного зимнего периода с описанием технологии уборки (с октября по март).

Кроме того, представитель Заказчика сообщил, что по договору от 28.12.2020
№ 202/104
(далее – Договор 1) Заказчиком в адрес Заявителя направлен запрос
о
б ознакомлении с оригиналом Договора, при этом Заявителем в адрес Заказчика оригинал Договора не представлен, в связи с чем Договор не принят к оценке
по Критерию.

Вместе с тем Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Договор 1 полностью соответствует условиям Документации и подлежит оценке в рамках Критерия.

Также, Комиссия ФАС России отмечает, что Закон о закупках
не предусматривает возможность дополнения и уточнения заявок участников закупки в целях их рассмотрения после окончания срока подачи заявок.

При этом применение Заказчиком права запрашивать дополнительную информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки,
что приводит к необоснованному расчету баллов в рамках Критерия и ограничению количества участников Запроса предложений.

Кроме того, в Документации отсутствует порядок осуществления дополнительного запроса информации, в связи с чем оценка заявки участника закупки зависит от решения Заказчика.

Также положениями пункта 20.5 раздела 5 Документации установлено,
что оценка заявок участников закупки производится в соответствии с документами, представленными участниками закупки в соответствующих заявках.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что действия Заказчика, ненадлежащим образом оценившего заявку Заявителя
0 баллов, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ПраймСервис» (ИНН: 7751257250; 1237700397252) на действия (бездействие) заказчика АО «МАШ»
    (ИНН: 7712094033; ОГРН: 1027739374750) при проведении запроса предложений
    в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по уборке
    и содержанию Терминала D, паркинга, прилегающей к ним привокзальной территории, открытой плоскостной парковки Р12, открытой плоскостной парковки Р17, включая находящиеся на них административные здания Международного аэропорта Шереметьево (извещение № 32312602245) обоснованной.

  2. Признать АО «МАШ» нарушившим требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать АО «МАШ», АО «ЕЭТП» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения,
    в соответствии с принятым решением от 07.09.2023 по делу № 223ФЗ-340/23.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 07.09.2023
    по делу № 223ФЗ-340/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела
    об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "ПраймСервис"
ИНН 7751257250, ОГРН 1237700397252
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
АО "МАШ"
ИНН 7712094033, ОГРН 1027739374750