Решение №28/100546/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-428/22 от 2 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-428/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии

с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

31.10.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 17.10.2022 № 1 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг
по погрузке и транспортировке снега от мест временного размещения до мест выкладки на территории аэропорта Шереметьево (извещение № 32211625939), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) от 17.10.2022 № 1 на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по погрузке и транспортировке снега от мест временного размещения до мест выкладки на территории аэропорта Шереметьево (извещение № 32211625939) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации
и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупках в <...>, утвержденным решением совета директоров <...> (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения
об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.
В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением
о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса
(далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 17.08.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 132 000 000 рублей;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 23.09.2022;

  4. На участие в Конкурсе подано 7 заявок участников закупки;

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок участников Конкурса – 28.09.2022;

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие
    в закупке к участию в Конкурсе допущены все поданные заявки участников закупки;

  7. Дата подачи дополнительных ценовых предложений – 30.09.2022;

  8. Дата рассмотрения вторых частей заявок участников Конкурса – 12.10.2022;

  9. По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие
    в закупке соответствующими требованиям Документации признаны 7 заявок участников Конкурса.

  10. Дата подведения итогов Конкурса – 19.10.2022;

  11. Победителем Конкурса признан участник № 4 с предложением
    о цене договора в размере 97 680 000 руб.

В ходе заседания 27.10.2022 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы объявлен перерыв до 31.10.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом сформирован протокол подведения итогов от 12.10.2022 № 1028/22 (далее – Протокол);

2. Заказчиком нарушен порядок применения критериев оценки заявок участников закупки, установленных в Документации;

3. Заказчиком неправомерно допущены к участию в Конкурсе
заявки участников, не представших коммерческое предложение с расшифровкой/обоснованием ценового предложения и расчета себестоимости оказываемых услуг, в случае предложения такими участниками цены, сниженной более чем на 25 % от начальной (максимальной) цены договора.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 27 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 Закона
о закупках и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

Пунктом 6 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлено,
что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки, должен содержать результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому
из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок).

Аналогичное положение установлено подпунктом 6 пункта 4 статьи 11 Положения о закупке и подпунктом 5 пункта 20.10 раздела 5 Документации.

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол, поскольку в Протоколе отсутствует обоснование присвоения определенного количества баллов участникам закупки по каждому из критериев, предусмотренных Документацией.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Протокол сформирован в соответствии с требованиями Закона о закупках
и Положения о закупке.

Вместе с тем Закон о закупках не обязывает заказчиков указывать
в протоколах, составленных в ходе проведения Конкурса, обоснование присвоения
соответствующего количества баллов участникам закупки
по каждому из критериев, предусмотренных Документацией.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушен порядок применения критериев оценки заявок участников закупки, установленных в Документации.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 20.5.2 раздела 5 Документации при формировании критериев оценки в Документации учитываются следующие принципы:

1) сумма всех применяемых критериев должна составлять 100 (сто) процентов;

2) обязательно применяется не менее двух критериев оценки, одним
из которых является «цена договора», значимостью не менее 20 (двадцати) процентов;

3) в составе каждого критерия допускается применение подкритериев (показателей), раскрывающих содержание критерия.

Аналогичные принципы установлены пунктом 6 статьи 13 Положения
о закупке.

Пунктом 7.14 раздела 7 «Информационная карта» Документации установлены следующие критерии оценки предложений на участие в Конкурсе и их значимость:

1) «Цена договора», со значимостью 50 %;

2) «Финансовая устойчивость», со значимостью 10%;

3) «Опыт» со значимостью 10%;

4) «Трудовые ресурсы», со значимостью 15 %;

5) «Материально-технические ресурсы», со значимостью 10 %;

6) «Деловая репутация», со значимость 5 %.

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком нарушен порядок применения критериев оценки, установленных в Документации, в части установления в отношении критерия оценки «Цена договора» значимости 50%,
в отношении остальных критериев оценки – менее 20 %.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что в силу положений подпункта 2 пункта 20.5.2 раздела 5 Документации требование об указании значимости не менее 20 % относится исключительно
к критерию «Цена договора»,
в связи с чем установление в отношении вышеуказанного критерия оценки значимости в размере 50 % не противоречит положениям Документации.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно допущены
к участию в Конкурсе заявки участников, не представших коммерческое предложение с расшифровкой/обоснованием ценового предложения и расчета себестоимости оказываемых услуг, в случае предложения такими участниками цены, сниженной более чем на 25 % от начальной (максимальной)
цены договора.

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 7.4 раздела 7 «Информационная карта» Документации при снижении цены лота более чем на 25% от начальной (максимальной) цены участник закупки обязан предоставить коммерческое предложение с расшифровкой/обоснованием ценового предложения и расчет себестоимости.

Аналогичное положение предусмотрено в форме 8 «Предложение о цене договора» раздела 8 «Образцы форм и документов для заполнения участниками Конкурса» Документации.

Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что установленные
в Документации требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки коммерческого предложения с расшифровкой/обоснованием ценового предложения и расчет себестоимости является излишним требованием

к оформлению заявки на участие в Конкурсе, поскольку отсутствие вышеуказанных документов не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому
по результатам Конкурса.

Кроме того, согласно Протоколу участниками №№ 2, 3, 4, 6 поданы ценовые предложения, снижения которых составляет более 25 % от начальной максимальной цены договора.

При этом в составе заявок участников №№ 3, 6 отсутствуют коммерческие предложения с расшифровкой/обоснованием ценового предложения и расчет себестоимости.

Вместе с тем заявки участников №№ 3, 6 допущены Заказчиком
к участию в закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что отсутствие вышеуказанных документов не является основание для отказа в допуске к участию в Конкурсе.

Таким образом, поскольку Заказчиком было принято решение о допуске
к участию в закупке участников №№ 3, 6, Комиссии ФАС России
не представляется возможным прийти к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений положения Закона о закупках.

При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по погрузке и транспортировке снега от мест временного размещения до мест выкладки на территории аэропорта Шереметьево (извещение № 32211625939) необоснованной:

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны