Решение №28/112516/22 Решение 223ФЗ-494/22 от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-494/22

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

08.12.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>: <...>,

<...>: <...>,

представители <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились,
о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ
по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода ст. «Ладожская» (извещение № 32211840048), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода ст. «Ладожская» (извещение № 32211840048) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1
Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Петербургский Метрополитен», утвержденным приказом начальника метрополитена от 16.09.2022 № 1334
(в ред. от 19.09.2022 № 61) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении
закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением
случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение
об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении
конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные
в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора
по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем
в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее – Извещение), аукционной документацией (далее – Документация):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 11.11.2022;

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 2 353 924 609, 08 руб.;

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 28.11.2022;

  4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе – 05.12.2022;

  5. Дата подведения итогов – 07.12.2022.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 01.12.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен
до 08.12.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права
и законные интересы Заявителя, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание предмета закупки.

2. Заказчиком ненадлежащим образом сформирована инструкция
по заполнению заявки на участие в Аукционе.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными
в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

1. Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание предмета закупки, поскольку в отношении показателя товара «Чипсет не менее Intel ICH8М» отсутствуют параметры эквивалентности товара,
что не позволяет сформировать заявку на участие в закупке.

Пунктом 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено,
что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках
при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На основании пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев, указанных
в подпунктах «а»-«г».

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком
и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии
с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Подпунктами 1.1 раздела 1 «Общие сведения» тома 3 Документации, установлено, что предметом закупки является капитальный ремонт вестибюля
и наклонного хода станции «Ладожская».

Приложением № 4 тома 3 к Документации установлены требования
к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности предлагаемого
к поставке товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям.

Согласно пункту 5.2.2 раздела 5 Тома 2 Документации «Документы
и формы, входящие в состав заявки» установлено, что в составе заявки участник закупки должен представить наименование и показатели товара, заполненные
в соответствии с формой «Сведения о наименовании и показателях товара»
и инструкцией по ее заполнению (далее – Форма № 2).

Форма № 2 включает в себя инструкцию по заполнению формы заявки участника закупки (далее – Инструкция).

Инструкцией установлено, что каждое требование Заказчика в Документации
к конкретному значению показателя товара учитывает характеристики эквивалентных товаров, обладающих сходными, но не идентичными техническими
и функциональными, качественными и эксплуатационными характеристиками.
При предоставлении сведений под конкретными показателями понимается характеристики товаров (материалов), в соответствии с Приложением № 4
к Техническому заданию, содержащем требования к товарам (материалам), использующимся при выполнении работ.

Приложением № 4 к Техническому заданию установлено, что для товара (материала) «Кабина дежурного по вестибюлю» Заказчиком в Документации установлены требования, в том числе к системному блоку.

Пунктом 440.71 тома 3 приложения № 4 к Техническому заданию «Требования
к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого
к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям» установлено требование к чипсету процессора системного блока – «не менее Intel ICH8M».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что вышеуказанное требование установлено для обеспечения оптимальной бесперебойной работы и быстродействия системы контроля оплаты проезда
и указывает на поколение применяемого контроллера концентратов ввода-вывода, входящего в состав чипсета.

Из Инструкции следует, что в случае установления в приложении № 4
к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара
с использование слов/словосочетаний «не менее», участник закупки в составе заявки обязан указать конкретное значение показателя, с учетом «не менее минимального значения показателя товара», установленного в приложении № 4 к Техническому заданию.

Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в отношении показателя товара «Чипсет не менее Intel ICH8М», параметр эквивалентности выражается в сравнении поколений (например, 9, 10 поколение).

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, приходит к выводу о том, что описание предмета закупки сформировано с учетом требований Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом сформирована Инструкция, поскольку порядок формирования диапазонных значений
со словосочетаниями «не более», «не менее» вводит участников закупки
в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку
на участие в Аукционе.

По мнению представителя Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сведения в отношении порядка заполнения значений показателей (характеристик) товара, при этом Заказчику для корректного заполнения участником закупки заявки
на участие в Аукционе необходимо указать в Инструкции в случае указания диапазона значения «от конкретного значения показателя»-«до конкретного значения показателя».

Инструкцией установлены требования к нижней и верхней границе диапазона значений, а именно:

­– в случае установления в Приложении № 4 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «не менее», участник закупки в заявке на участие в закупке обязан указать конкретное значение показателя, не менее установленного в Приложении № 4
к Техническому заданию минимального значения показателя товара.

в случае установления в Приложении № 4 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний «не более», «до» участник закупки в заявке на участие обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленного в Приложении № 4
к Техническому заданию максимального значения показателя товара.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил,
что из положений Инструкции следует, что при предоставлении значения нижней границы диапазона, участник закупки может указать любое числовое значение, которое больше или равно значению, установленному Заказчиком. При предоставлении значения верхней границы диапазона, участник закупки может указать любое числовое значение, которое меньше или равно значению, установленному Заказчиком.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при указании в Техническом задании слов «не менее», «не более» участнику закупки необходимо указать конкретные показатели указанной характеристики
в соответствующем диапазоне.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования Инструкции сформированы ненадлежащим образом и не позволяют сформировать заявку на участие в Аукционе.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу <...> б/д б/н на действия (бездействие) заказчика
<...> при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора
на выполнение работ по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода
ст. «Ладожская» (извещение № 32211840048) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны