Решение №28/81654/21 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-513/21 от 27 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-513/21

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Дизель-Сервис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.09.2021 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе: <...>,

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...>,

ООО «Дизель-Сервис»: <...>,

представители ООО «РТС-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством
видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Дизель-Сервис» от 15.09.2021 № 759 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме
№ 459/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договоров выполнения работ
по замене существующих силовых агрегатов мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4 на базе двигателей ЯМЗ-238 на привод дизельный
ПД-200-120 с двигателями ЯМЗ- 53602 на мотовозы погрузочно-транспортные МПТ-4 с монтажом электронной системы управления и диагностики (извещение
№ 32110504492), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона

от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон
о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Дизель-Сервис»
(далее – Заявитель) от 15.09.2021 № 759 на действия (бездействие) заказчика
ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса
в электронной форме № 459/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договоров выполнения работ по замене существующих силовых агрегатов мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4 на базе двигателей ЯМЗ-238 на привод дизельный ПД-200-120 с двигателями ЯМЗ- 53602 на мотовозы погрузочно-транспортные МПТ-4 с монтажом электронной системы управления
и диагностики (извещение № 32110504492) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии
с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,
а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом
о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» (далее – Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом,
в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе
(далее – ЕИС) предусмотрено Законом о закупках и положением
о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16

статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      1. Извещение о проведении Конкурса, документация о проведении Конкурса (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 27.07.2021;

      2. Начальная (максимальная) цена договора по сумме 3 лотов –
        208 427 985,60 рублей;

      3. Дата окончания срока подачи заявок – 23.08.2021;

      4. На участие в Конкурсе по 3 лотам подано 2 заявки;

      5. Дата рассмотрения заявок участников закупки – 06.09.2021;

      6. К участию в Конкурсе по 3 лотам допущена 1 заявка участника закупки;

      7. Дата подведения итогов Конкурса – 07.09.2021;

      8. Победителем Конкурса признан коллективный участник с лидером ООО «Научно-Производственный центр «Развитие» (далее – Победитель)
        с предложением о цене договора по лоту № 1 в размере 87 115 698 рублей,
        по лоту № 2 в размере 78 008 313 рублей, по лоту № 3 в размере 41 635 971,60 рубль.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку:

  1. Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявок Заявителя;

  2. Заказчиком неправомерно допущен к участию в закупке коллективный участник с лидером ООО «Научно-Производственный центр «Развитие» и, как следствие, признан победителем Конкурса.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации
и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются
в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об отклонении заявок Заявителя;

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено,
что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования
к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.2 приложения № 1.4 к Документации установлен порядок оценки по показателю «Опыт участника» критерия «Квалификация участника».

Кроме того, в силу вышеуказанного пункта оценка заявок участников закупки осуществляется на основании технического предложения, документов, представленных в подтверждение соответствия требованиям технического задания, иных документов, содержащихся в составе заявки, а также следующих документов, представляемых участником закупки дополнительно при наличии: документов, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ
по замене двигателей ЯМЗ на специальном подвижном составе и/или поставке
с монтажом двигателей ЯМЗ на специальном подвижном составе и/или работ
по капитальному ремонту специального подвижного состава с двигателями ЯМЗ:

документа, подготовленного в соответствии с формой сведений
об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, представленной в приложении № 1.3 к Документации о наличии требуемого опыта;

актов о выполнении работ;

договоров на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

документов, подтверждающих оплату по договору;

документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

В форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров (приложение № 1.3 к Документации) необходимо указать, в том числе:

информацию о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений
со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору;

сведения об обоснованности и удовлетворении участником требований контрагента по итогам рассмотрения жалоб, претензий, исковых заявлений.

В силу пункта 3.6.4.1 Документации участник закупки не допускается
к участию в Конкурсе в случаях, установленных Документацией, в том числе
в случае непредставления определенных Документацией документов и/или предоставления информации об участнике конкурса или о товарах,
работах, услугах, закупка которых осуществляется, несоответствующей действительности.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки конкурсных заявок
от 06.09.2021 № 459/ОКЭ-ЦДИ/21/1 (далее – Протокол) заявки Заявителя
по лотам №№ 1-3 отклонены на основании пункта 3.6.4.1 Документации в связи с предоставлением участником в составе заявок информации, несоответствующей действительности, а именно: участником предоставлена недостоверная информация об отсутствии жалоб, претензий по договору, указанному в «Сведениях об опыте выполнения работ».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Заявителем в составе заявок в качестве подтверждения опыта по предмету закупки представлен, в том числе договор
от 15.05.2020 № 3918998, заключенный между ОАО «РЖД» и АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» (далее – Договор), при этом в форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров представлены сведения
об отсутствии претензий со стороны контрагента в связи с ненадлежащем исполнением обязательств по Договору.

Вместе с тем в ходе проверки Заказчиком достоверности сведений, представленных Заявителем в составе заявок, установлено, что в рамках исполнения Договора ОАО «РЖД» в адрес Заявителя направлен ряд претензий
в связи с ненадлежащим исполнением условий Договора.

Таким образом, в связи с представлением Заявителем в составе заявок недостоверных сведений об отсутствии претензий со стороны контрагента, ввиду ненадлежащего исполнения обязательств, Заказчиком принято решение об отклонении заявок Заявителя.

Однако, в соответствии с пунктом 3.6.28 Документации оценка конкурсных заявок осуществляется по критериям и в порядке, указанным
в приложении № 1.4 Документации, на основании технического предложения, иных документов, представленных в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также документов, перечисленных в приложении № 1.4 Документации.

Согласно пункту 3.6.31 Документации в случае если информация, необходимая для оценки заявки не представлена участником закупки, но его заявка не отклонена в ходе рассмотрения, заявка по соответствующему критерию оценивается в 0 баллов.

Пунктом 3.6.33 Документации предусмотрено, что если документы, необходимые для осуществления оценки, не соответствуют требованиям Документации оценка заявки по соответствующим критериям осуществляется без учета информации, указанной в таких документах.

Комиссия ФАС России, изучив положения Документации, заявки Заявителя, установила, что при несоответствии документов, представленных участником для целей оценки, такая оценка осуществляется без учета информации, указанной в таких документах, следовательно, заявки Заявителя
не могут быть отклонены, в связи с предоставлением документов, несоответствующих требованиям Документации, при этом подлежат оценке
без учета несоответствующих документов.

Вместе с тем, учитывая отсутствие однозначных сведений, свидетельствующих о несоответствии заявки Заявителя обязательным требованиям Документации, Комиссии ФАС России не представляется возможными прийти к выводу о правомерности принятого Заказчиком в отношении заявок Заявителя решения.

Кроме того, в силу пункта 3.6.17 Документации Заказчик рассматривает конкурсные заявки на предмет их соответствия требованиям Документации,
а также оценивает и сопоставляет конкурсные заявки в соответствии с порядком и критериями, установленными Документацией.

Однако, оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки
и направлено на выявление лучших условий исполнения договора, указанных
в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены
по первым частям заявок.

В силу пункта 3.6.30 Документации оценка заявки осуществляется путем присвоения количества баллов соответствующего условиям, изложенным
в конкурсной заявке.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу,
что Заказчиком неправомерно отклонены заявки Заявителя на этапе оценки заявок участников закупки по критериям, указанным в Документации.

Также, доводы Заказчика о наличии претензий в отношении представленного Заявителем в составе заявок Договора не подтверждает факт отсутствия опыта по предмету закупки.

Кроме того, в отношении всех представленных Заказчиком на заседании Комиссии ФАС России претензий имеется ответ АО «Калужский завод «Ремпутьмаш» о несогласии с позицией Заказчика в части ненадлежащего исполнения обязательств по Договору, при этом представитель Заказчика
не представил сведений об обращении в суд в связи с неурегулированием претензий.

Таким образом, направление Заказчиком претензии не может подтверждать факт ненадлежащего исполнения обязанности в силу отсутствия установления достоверности выводам Заказчика, поскольку юридически значимый факт может быть установлен исключительно в судебном порядке.

Вместе с тем представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что Заявителем
в составе заявок представлены не соответствующие действительности сведения, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти
к выводу о правомерности отклонения заявок Заявителя.

Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя,
не соответствуют подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках,
что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно допущен
к участию в закупке коллективный участник с лидером ООО «Научно-Производственный центр «Развитие» и, как следствие, признан победителем Конкурса.

В соответствии с Протоколом заявки Победителя признаны соответствующими требованиям Документации.

Пунктом 3.1.2 Документации установлено, что к участию в Конкурсе допускаются участники закупки, соответствующие обязательным
и квалификационным требованиям, конкурсные заявки которых соответствуют требованиям технического задания, конкурсной документации, представившие надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные конкурсной документацией.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно допущен к участию
в закупке Победитель, поскольку согласно сведениям, размещенной в открытых источниках, у Победителя отсутствует возможность выполнить работы
по предмету закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что в силу абзаца 2 пункта 4.1.2 приложения № 1.2 «Проект договора» к Документации (далее – Проект договора) результаты работ должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям других соответствующих нормативных документов и внутренних документов Заказчика, настоящего договора, а также требованиям, обычно предъявляемым к данному виду работ.

Кроме того, согласно пункту 4.1.3 Проекта договора при выполнении работ исполнитель по договору обязан применять качественные расходные материалы, комплектующие и запасные части, обеспечивать надлежащее техническое выполнение работ.

Таким образом, Победитель принял на себя обязательства
по надлежащему и качественному выполнению работ по предмету закупки.

Также, представитель Заказчика дополнительно пояснил, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Победителя.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу
о том, что действия
Заказчика, принявшего решение о допуске к участию

в закупке коллективного участника с лидером ООО «Научно-Производственный центр «Развитие» и, как следствие, признавшего его победителем, не противоречат требованиям Документации, Положения о закупке и Закона о закупках.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ООО «Дизель-Сервис» (ИНН: 7604034982:
    ОГРН: 1027600694967) от 15.09.2021 № 759 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 459/ОКЭ-ЦДИ/21 на право заключения договоров выполнения работ по замене существующих силовых агрегатов мотовозов погрузочно-транспортных МПТ-4 на базе двигателей ЯМЗ-238 на привод дизельный ПД-200-120 с двигателями ЯМЗ- 53602 на мотовозы погрузочно-транспортные МПТ-4 с монтажом электронной системы управления и диагностики (извещение № 32110504492)
    обоснованной в части неправомерного решения об отклонении заявок ООО «Дизель-Сервис».

  2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное
    на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением
    от 22.09.2021 № 223ФЗ-513/21.

  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 22.09.2021 № 223ФЗ-513/21
    для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Дизель-Сервис"
ИНН 7604034982, ОГРН 1027600694967