Решение №28/70127/22 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-294/22 от 25 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №223ФЗ-294/22

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭТЗ «Энергорегион» на действия (бездействие) оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

20.07.2022 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>,

при участии представителей:

ПАО «Россети Центр и Приволжье» (далее – Заказчик): <...>,

АО «РАД»: <...>,

ООО «ЭТЗ «Энергорегион»: <...>, <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «ЭТЗ «Энергорегион» б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «РАД» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,
на право заключения договора на поставку электромонтажных материалов для оказания дополнительных услуг для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Удмуртэнерго») (извещение № 32211485251), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЭТЗ «Энергорегион»
(далее – Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «РАД» (далее – Оператор) при проведении конкурса
в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого
и среднего предпринимательства, на право заключения договора
на поставку электромонтажных материалов для оказания дополнительных услуг для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Удмуртэнерго»)
(извещение № 32211485251) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона
о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Конкурсной документацией (далее – Документация) установлено,
что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.lot-online.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: http://www.lot-online.ru, регулируются Регламентом организации и проведения закупок отдельными видами юридических лиц с участием субъектов малого и среднего предпринимательства
(далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках
при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки
(далее – Извещение), Документацией, протоколами, составленными
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 20.06.2022.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 24 720 660 рублей.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 05.07.2022.

  4. На участие в Конкурсе подана единственная заявка.

  5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе – 08.07.2022.

  6. Соответствующей требованиям Документации по результатам рассмотрения первых частей заявок признана единственная заявка участника закупки, в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся.

Согласно доводу Жалобы, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем Оператором несвоевременно разблокированы денежные средства, перечисленные Заявителем в качестве обеспечения заявки на специальный счет, что не позволило Заявителю принять участие в Конкурсе.

Представитель Оператора с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Документации и Регламента.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно части 2 статьи 3.3 Закона о закупках функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений Закона о закупках.

Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 3.4 Закона о закупках проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и дополнительными
требованиями, установленными Правительством Российской Федерации
и предусматривающими, в том числе порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой конкурентной закупке, и прекращения данного блокирования (если требование об обеспечении заявок на участие в такой закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке).

Частью 8 дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. № 657 «Об утверждении дополнительных требований к функционированию электронной площадки
для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого
и среднего предпринимательства» (далее – Постановление № 657) установлено,
что блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в целях обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, осуществляется
в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 15 статьи 3.4
Закона о закупках.

Частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 3.4 Закона о закупках, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения соответствующей информации от банка.

Кроме того, частью 9 Постановления № 657 предусмотрено, что Оператор направляет в банк информацию для прекращения блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки в течение
1 часа в случае отклонения заявки на участие в конкурентной закупке,
а также в случае отмены заказчиком конкурентной закупки.

Также частью 10 Постановления № 657 установлено, что положением
о закупке могут быть предусмотрены иные случаи направления оператором электронной площадки в банк информации для прекращения блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки.

Согласно Документации дата и время окончания срока подачи заявок
на участие в закупке – 05.07.2022 в 12:00 (МСК).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил сведения и пояснил, что в соответствии с редакцией Извещения, размещенной
в ЕИС 20.06.2022 в 18:05 (МСК) (далее – Редакция Извещения
№ 1), дата и время срока окончания подачи заявок 28.06.2022 в 12:00 (МСК),
в связи с чем Заявителем 28.06.2022 осуществлена подача заявки на участие
в закупке (далее – Заявка № 1) с выбором обеспечения заявки в виде внесения денежных средств на специальный счет.

Также представитель Заявителя сообщил, что 28.06.2022 в 11:28 Заказчиком внесены изменения в Документацию (далее – Редакция Извещения
№ 2), в соответствии с которыми назначена новая дата и время окончания срока подачи заявок, а именно 05.07.2022 в 12:00 (МСК).

Учитывая изложенное, Заявителем 05.07.2022 в 08:29 (МСК) отозвана Заявка № 1. При этом 05.07.2022 в 08:47 осуществлена подача новой заявки на участие в Конкурсе (далее – Заявка № 2).

Вместе с тем представитель Заявителя сообщил, что Оператором
не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Конкурса, в связи с чем Оператором несвоевременно разблокированы денежные средства, перечисленные Заявителем на специальный счет в качестве обеспечения Заявки № 1, что не позволило Заявителю принять участие в Конкурсе с Заявкой № 2.

Представитель Оператора на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что сведения об изменениях в Документацию, внесенных Заказчиком 28.06.2022 в 11:28, поступили Оператору после окончания срока подачи заявок, предусмотренного Редакцией Извещения № 1, а именно 28.06.2022 в 12:22 (МСК), в связи с чем Оператором в силу части 15 статьи 3.4
Закона о закупках 28.06.2022 в 12:01 (МСК) направлен запрос в банк
на блокирование денежных средств, перечисленных Заявителем для обеспечения Заявки № 1, отозванной Заявителем впоследствии, в соответствии с которым денежные средства успешно заблокированы.

Вместе с тем представитель Оператора пояснил, что денежные средства, перечисленные Заявителем на специальный счет в качестве обеспечения
Заявки № 1, не разблокированы по причине отсутствия в Постановлении № 657 основания для направления в банк запроса на прекращение блокирования денежных средств в связи с отзывом заявки участником закупки.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что «Единый стандарт закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке)», утвержденный решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 01.03.2022 № 485) не содержит в качестве основания для прекращения блокирования денежных средств указаний на отзыв заявки участником закупки.

Также представитель Оператора сообщил, что по окончании срока подачи заявок, предусмотренного Редакцией Извещения № 2, Оператором 05.07.2022
в 12:01 (МСК) направлен запрос в банк на блокирование денежных средств
на специальном счете Заявителя, по результатам которого денежные средства
не заблокированы. Таким образом, в связи с отсутствием денежных средств
на специальном счете Заявка № 2 возвращена Заявителю.

Изучив представленные материалы, Комиссия ФАС России приходит
к выводу, что действия Оператора соответствуют требованиям Закона
о закупках, Документации и Регламента.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии
ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих,
что Оператором не обеспечена надежность функционирования программных
и технических средств, используемых при проведении Конкурса.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ЭТЗ «Энергорегион» (ИНН: 1832104733;
ОГРН: 1131832000497) б/д б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки АО «РАД» (ИНН: 7838430413; ОГРН: 1097847233351) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора
на поставку электромонтажных материалов для оказания дополнительных услуг для нужд ПАО «Россети Центр и Приволжье» (филиала «Удмуртэнерго») (извещение № 32211485251) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043
ООО «ЭТЗ «Энергорегион»
ИНН 1832104733, ОГРН 1131832000497
АО "РАД"
ИНН 7838430413, ОГРН 1097847233351