Решение №28/25757/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-73/24 от 27 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-73/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Профит» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

22.03.2024 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителя:

ОАО «РЖД»: <...>(доверенность от 30.11.2022 № ЦДЗС-111/Д),

представители ООО «Профит», ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор)
на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу ООО «Профит» б/д б/н, направленную письмом Самарского УФАС России от 05.03.2024 № 2033/24, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке пассажирских обустройств, в том числе мостов (тоннелей) (извещение № 2991/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Профит» (далее – Заявитель) б/д б/н, направленная письмом Самарского УФАС России от 05.03.2024 № 2033/24, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке пассажирских обустройств, в том числе мостов (тоннелей) (извещение № 2991/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением совета директоров ОАО «РЖД» от 28.06.2018 (протокол № 26) (в редакции
с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО «РЖД
от 22.06.2023 (протокол № 13)) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), Конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.12.2023.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 260 387 233,14 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 15.01.2024.

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки.

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 17.01.2024.

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок участников закупки, поданных на участие в Конкурсе, к участию в Конкурсе допущены все поданные заявки участников закупки.

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 30.01.2024.

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки, поданных на участие в Конкурсе, соответствующими требованиям Документации признаны все поданные заявки участников Конкурса.

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 30.01.2024.

  10. По результатам проведения итогов Конкурса победителем признан участник закупки с идентификационным номером «2» (далее – Победитель)
    с предложением о цене договора в размере 256 090 843,79 руб.

  11. Между Заказчиком и Победителем по результатам Конкурса заключен договор от 29.02.2024 № 2991/ОКЭ-ЦДПО/23/1/1.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 12.03.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 22.03.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках
и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении
о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы в ходе проведения Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, принявшего к оценке недостоверные сведения, представленные в составе заявки Победителя для расчета баллов по подкритерию «Опыт участника» критерия «Квалификация участника» (далее – Подкритерий).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии
с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки,
к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке
по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Пунктом 3.3.2 Документации установлено, что участник закупки обязуется предоставить в составе заявки достоверные сведения и информацию о соответствии требованиям, условиям документации о закупке, а также необходимую для оценки
и сопоставления заявок.

В соответствии с пунктом 3.9.5 Документации в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в составе заявки, Заказчик обязан отстранить такого участника конкурса на любом этапе проведения конкурса.

Если в ходе проверки информации и документов, представленных участниками закупки, выявлены недостоверные сведения, Заказчик вправе направить обращение в правоохранительные и/или контролирующие органы
о проведении в отношении участника, предоставившего недостоверные сведения, соответствующих проверок.

Согласно пункту 3.9.28 Документации если документы, необходимые
для осуществления оценки, не соответствуют требованиям Документации, оценка заявки по критериям, указанным в приложении № 1.4 Документации, осуществляется без учета информации, указанной в таких документах,
за исключением случаев, если такая информация является недостоверной.

В соответствии с пунктом 3.13.2 Документации Заказчик, в целях проявления должной осмотрительности, вправе проводить проверку сведений, представленных участниками Конкурса в составе заявки, на достоверность и отсутствие признаков компаний «однодневок», а также признаков недобросовестного поведения участника на рынке.

Пунктом 2.1 приложения № 1.4 к Документации установлено, что заявки участников Конкурса по Подкритерию оцениваются путем деления стоимости оказанных/выполненных каждым (j-ым) участником услуг/ работ по уборке на цену договора без учета НДС, указанную в техническом задании документации о закупке, по формуле:

Цj Σ опыт

Бj= ────── * 20, где

Ц макс

Б j – количество баллов j-го участника;

ЦjΣопыт – стоимость оказанных/выполненных j-ым участником услуг/работ
по уборке (без учета НДС);

Ц макс. – цена договора (лота) без учета НДС, указанная в техническом задании документации о закупке.

20 – максимально возможное количество баллов.

В случае, если стоимость выполнения работ/оказанных услуг равна или больше цены договора (лота) без учета НДС, указанной в техническом задании документации о закупке, то участнику сразу присваивается 20 баллов.

При этом в соответствии с положениями приложения № 1.4 к Документации в подтверждение наличия опыта участника для оценки по Подкритерию участнику закупки в составе заявки необходимо представить:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 Документации о наличии требуемого опыта;

- акты о выполнении работ, оказании услуг;

- договоры на выполнение работ, оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);

- копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами,
не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.);

- копии документов, подтверждающих оплату по договору (например: выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств
по договору, указанному участником в «Форме сведений об опыте выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 Документации,
с отметкой обслуживающего банка об исполнении).

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, поданных
на участие в Конкурсе, от 30.01.2024 № 63Н31-14/пр Заказчиком заявке Победителя присвоено 20 баллов по Подкритерию.

Из Жалобы следует, что Победителем в составе заявки для расчета баллов по Подкритерию представлены недостоверные сведения, что привело к ненадлежащей оценке такой заявки по Подкритерию.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Победителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта представлен договор от 22.06.2022 № 3-22/М, заключенный между
ООО «Оптметснаб» и Победителем (далее – Договор), при этом сумма выполненных обязательств, согласно платежным поручениям, представленным в составе заявки,
равна 812 801 163, 30 руб., в связи с чем Заказчиком в соответствии с порядком оценки заявок участников Конкурса присвоено заявке Победителя максимальное количество баллов по Подкритерию.

Дополнительно представитель Заказчика пояснил, что в отношении заявки Участника в ходе проведения Конкурса не осуществлялась какая-либо проверка, направленная на выявление недостоверных сведений.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что ФАС России направлен соответствующий запрос в ФНС России (письмо ФАС России от 14.03.2024
№ ПИ/20929/24), в ответ на который ФНС России представлены сведения, свидетельствующие о том, что между ООО «Оптметснаб» и Победителем
не осуществлялись какие-либо операции по направлению денежных средств, что,
по мнению Комиссии ФАС России, свидетельствует об отсутствии договорных отношений между ООО «Оптметснаб» и Победителем.

Учитывая изложенное, а также изучив представленные материалы,
в том числе сведения, представленные ФНС России, Комиссия ФАС России установила, что Победителем в составе заявки в качестве подтверждения наличия опыта по Подкритерию представлен Договор, содержащий признаки наличия недостоверных сведений.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего к оценке недостоверные сведения для расчета баллов заявке Победителя по Подкритерию и не отклонившего заявку Победителя в ходе проведения Конкурса, нарушают требования части 1 статьи 2, части 6
статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Профит» (ИНН: 5836897576; ОГРН: 1225800001360) б/д б/н, направленную письмом Самарского УФАС России от 05.03.2024 № 2033/24, на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке пассажирских обустройств, в том числе мостов (тоннелей) (извещение № 2991/ОКЭ-ЦДПО/23, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку между Заказчиком и Победителем заключен договора по результатам Конкурса.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
ООО "Профит"
ИНН 5836897576, ОГРН 1225800001360
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666